Извлечения из конституций юстиниа1 о составлении дигест, об их обнародовании и утверждении 4 глава
151 Впрочем, выбор предоставляется или полный или ограниченный.
152 Полный выбор дается обыкновенно так, как мы только что выше сказали; ограниченный предоставляется обыкновенно в такой форме: Тиции, жене моей, предоставляю только однократный, или только двукратный выбор опекуна. 153 Эти роды выбора существенно отличаются один от другого. Именно той женщине, которая имеет полный выбор, можно один и два, и три раза, и даже чаще избирать себе опекуна; а той, которая имеет выбор ограниченный, более одного раза нельзя избирать, если ей предоставлен только однократный выбор; если выбор предоставлен только на два раза, то более двух раз она не имеет права избирать. 154 Называются же те, которые в завещании поименно назначаются опекунами - dativi, а те, которые берутся по выбору, - optivi. 155 Кому по завещанию опекун не назначен, для тех по закону XII таблиц опекунами служат агнаты, которые и называются законными. 156 Агнаты суть родственники, соединенные родством чрез лиц мужского пола, т.е. как бы когнаты со стороны отца, каковы например брат, рожденный от того же отца, сын брата или внук от него, точно также дядя и сын дяди, и внук от него. Но те, которые соединены кровным родством чрез лиц женского пола, не суть агнаты, а находятся между собою в другой родственной связи, основывающейся на естественном праве. Таким образом между братом матери и сыном сестры существует не агнатское родство, а когнатство. Равным образом сын твоей матери по отцу и тетке со стороны матери не есть мой агнат, но когнат и разумеется, наоборот я соединен с ним тою же связью, ибо те, которые рождаются, наследуют состояние отца, а не матери. 157 Некогда, насколько это касается закона XII таблиц, и женщины имели опекунами агнатов. Но впоследствие был издан закон Клавдиев, который по отношению к женщинам уничтожил эти роды опеки, вследствие чего малолетний сын имеет опекуном совершеннолетнего брата или дядю, но женщины такого опекуна иметь не могут.
158 Право агнатства уничтожается переменою или умалением правоспособности; право же когнатства таким образом не изменяется, ибо гражданский закон может уничтожать гражданские права, естественных же уничтожать не может. 159 Умаление правоспособности есть перемена прежнего состояния: оно случается тремя способами, именно capitis deminutio бывает или наибольшая, или меньшая, которую некоторые называют среднею, ИНСТИТУЦИИ ГАЯ или же наименьшая. 160 Наибольшая бывает тогда, когда кто-либо теряет одновременно и гражданские права и свободу. Это случается например с теми, которых продают в чужую страну за то, что они или не внесли своего имущества в Цензорские списки, или уклонились от военной службы, равным образом и с теми, которые позволив продать себя на родине в рабство, делаются на
основании сенатского постановления рабами тех, во вред которых они намеревались действовать. Этому же виду лишения свободы подвергаются и свободнорожденные женщины, которые, согласно сенатскому постановлению Клавдия, делаются рабынями тех господ, против воли и запрета которых они вступили в сношения с рабами. 161 Меньшая или средняя перемена правоспособности бывает тогда, когда теряется право гражданства, а сохраняется свобода. Это случается с тем, кого изгоняют из пределов отечества. 162 Наименьшее умаление правоспособности имеет место тогда, когда сохраняется и гражданство, и свобода, но изменяется состояние человека. Это случается с теми, которые усыновляются, а также с теми женщинами, которые вступают во власть мужа посредством коэмции, и с теми, которые отдаются кому в кабалу и которые отпускаются на волю из манципации;
при том, сколько раз кто манципируется или отпускается на волю, столько же раз он подвергается упомянутому виду умаления правоспособности. 163 Да и не только вследствие двух первых видов умаления правоспособности уничтожается право агнатства, но также вследствие наименьшего умаления, и потому, если одно из двух детей эманципируется отцом, то после смерти последнего ни одно из них не может быть другому опекуном по праву агнатства. 164 Когда опека принадлежит агнатам, то она принадлежит не всем, а только ближайшим по степени родства. 165 По тому же самому закону XII таблиц опека над вольноотпущенниками и вольноотпущенницами принадлежит патронам и их детям. Эта опека называется также законною, не потому, чтобы в названном закони заключалось специальное постановление, касающееся этой опеки, но потому, что вследствие толкования смысла закона она понимается совершенно так, как если бы была введена буквою закона. Ибо вследствие того самого, что к наследствам вольноотпущенников и вольноотпущенниц, умерших без завещания, закон призывает патронов и их детей, древние юристы думали, что закон хотел, чтобы и опека принадлежала им, так как тем же агнатам, которых закон призывает к наследству, он приказывает тоже быть опекунами. 166 По примеру опеки патронов принята опять и другая опека, именно фидуциарная опека эманципированных; эта-то опека называется собственно фидуциарною; она предоставляется нам на том основании, что мы отпустили на волю свободного человека, манципированного нам или отцом, или фиктивным мужем, т.е. коэмционатором. 167 Однако опека над несовершеннолетними Латинами и Латинками не всегда представляется вместе с имуществом отпускающим их на волю, но тем, кому они принадлежали до отпущения на волю по квиритскому праву. Вот почему, если рабыня принадлежит тебе по квиритскому, а мне по преторскому праву, то она, будучи отпущена на волю одним только мною, даже без тебя, может сделаться Латинкою, и ее имущество принадлежит мне, но опека над ней предоставляется тебе; ибо так постановляет закон Юния (§ 22). Стало быть, если она сделана Латинкою тем, кого собственностью она
была и по преторскому, и по квиритскому праву, то как имущество, так и опека принадлежит ему же.
168 Агнатам, которые признаются законными опекунами, и отпускающим на волю позволено уступить в суде опеку над женщинами постороннему лицу, а опеку над малолетними не позволено передавать, потому что она не кажется обременительною, коль скоро с наступлением совершеннолетия она прекращается. 169 Тот же, кому уступается опека, получает название tutor cessicius. 170 После его смерти, или с умалением его правоспособности опека возвращается к тому опекуну, который уступал. Точно также, если тот, кто переуступал умрет или подвергается уменьшению правоспособности, то tutor cessicius теряет опеку, которая переходит к тому, кто после уступившего будет иметь ближайшее право принять на себя опеку. 171 Но поскольку это касается агнатов, то в настоящее время совсем не затрагивается вопрос о переданной опеке, так как закон Клавдия отменил опеку агнатов над женщинами. 172 По мнению некоторых, доверенные опекуны не имеют права передавать опеку, так как они сами приняли на себя эту обязанность; хотя это мнение и принято, то однако отностительно родителя (агнатского восходящего), который отдал дочь или внучку, или правнучку в кабалу с тем условием, чтобы ему реманципировали ее, и реманципированную отпустил на волю, того же сказать нельзя, так как он считается и законным опекуном, и ему не менее, чем патрону должен быть оказан почет. 173 Кроме того, на основании сенатского постановления женщина могла просить о назначении опекуна взамен отсутствующего. Когда таковой назначен, то прежний перестает быть опекуном; и притом безразлично, как долго опекун предполагает отсутствовать. 174 Но если место опекуна было занято патроном, то вольноотпущеннице не позволяется хлопотать о назначении взамен отсутствующего опекуна другого лица. 175 Патроном считаем мы также родителя, который достиг законной опеки тем, что сам отпустил на волю реманципированную ему дочь, или внучку, или правнучку. Дети его считаются доверенными опекунами; дети же патрона получают ту же самую опеку, какую имел их отец.
176 В известных случаях сенат позволяет ходатайствовать о назначении опекуна на место отсутствующего патрона, например, для принятия наследства. 177 То же самое постановил сенат относительно несовершеннолетнего сына патрона. 178 Именно законом Юлия de maritandis ordinibus разрешается той, которая остается в законной опеке малолетнего, просить у городского претора опекуна для назначения приданого. 179 Конечно, сын патрона, хотя и малолетний, делается опекуном вольноотпущенницы, однако же он не может дать своего соизволения и утверждения в случае заключения обязательных отношений, так как и он сам не
может совершать юридических актов (обязательств) без согласия своего опекуна. 180 Равным образом, если женщина находится в (какой-либо) законной опеке у сумасшедшего или немого, то ей позволяется сенатским постановлением хлопотать о назначении опекуна для установления приданого. 181 Ясно, что в этих случаях опека патрона и его сына отнюдь не нарушается. 182 Кроме того сенат постановил, что, если опекун малолетнего, какого бы то ни было пола, будет устранен от опеки вследствие неблагонадежности, или если он по основательной причине откажется от принятия опеки, то на его место можно назначить другого опекуна, причем прежний опекун теряет опеку. 183 Все это соблюдается одинаково как в Риме, так и в провинциях; в провинциях, конечно, опекун должен быть испрашиваем у наместника. 184 Прежде, когда применялись в судопроизводстве законные (формальные) иски, опекун давался также в том случае, если между опекуном и женщиной или питомцем (опекаемым) возникала тяжба и судебное разбирательство. Именно, так как опекун не мог быть судьею в собственных делах и там предъявлять interpositio auctoritatis, то назначался особый опекун, при участии которого совершалось торжественное судебное действие; он назывался преторским опекуном, так как назначался городским претором. Но некоторые полагают, что, после уничтожения системы законных (формальных) исков этот вид назначения опекунов оказался излишним, но он и в новейшем праве применяется в том случае, когда дело производится в Риме между римскими гражданами. 185 Если у кого по каким-либо причинам вовсе не было опекуна, то ему давался опекун в городе Риме городским претором и большинством народных трибунов в силу закона Атилия, каковой опекун называется (по имени закона) Атилианским; в провинциях же опекуны назначаются наместниками провинции в силу закона Юлия и Тиция. 186 Вследствие этого, если кому-либо опекун по завещанию был назначен под известным условием или с известного срока, то ему мог быть назначаем (временный) опекун до тех пор, пока срок не истек или условие не исполнилось. Точно также, если опекун будет назначен без всяких условий, то он по тем же законам должен быть испрашиваем до тех пор, пока кто-нибудь не вступит в наследство. Он же перестает быть опекуном, коль скоро кто-нибудь явился опекуном на основании завещания.
187 Равным образом когда опекун был взят неприятелями в плен, то по вышеприведенным законам испрашивался опекун, который переставал быть опекуном, если пленный возвращался на родину, ибо возвратившийся получал опеку на основании juris postliminii. 188 Из этого явствует, сколько есть видов опеки. А если спросим, к скольким родам сводятся эти виды, то об этом пришлось бы долго рассуждать. Ибо между древними юристами по этому поводу не было согласия. Так как мы несколько подробнее рассматривали этот вопрос и при толкова-
нии эдикта, а также в тех рассуждениях, которые мы написали на основании сочинений Кв. Муция, то достаточно будет заметить, что некоторые, как например Квинт Муций, принимают 5 родов, другие, как например Сервий Сульпиций, три, третьи, как например Лабеон, два; накониц иные опять полагают, что родов опеки существует столько же сколько и видов. 189 По праву почти всех государств малолетние находятся под опекою, так как сообразно с естественным правом, чтобы недостигший совершенного возраста был под покровительством другого лица. И нет почти ни одного государства, в котором не позволялось бы родителям (агнатическим восходящим) назначать завещанием опекуна своим несовершеннолетним детям, хотя, как мы выше сказали, казалось бы, что только одни римские граждане имеют детей в своей отцовской власти. 190 Но кажется, что назначение опеки над женщинами, достигшими совершеннолетия, не имеет справедливого основания, ибо, по общему мнению, женщины состоят под опекою лишь потому, что, по своему легкомыслию, подвергаются большею частью обману, а потому было бы справедливым, чтобы они оставались под надзором опекунов. Последний довод однако кажется скорее мнимый нежели действительный; ибо женщины ведь, достигшие совершеннолетия, сами занимаются своими делами, а в некоторых случаях опекун только для формы изъявляет свое согласие; часто опекун даже против своей воли принуждается претором давать соизволение. 191 Вот почему женщине и не предоставляется против опекуна никакой судебной защиты по делам опеки. Но, когда опекуны занимаются делами несовершеннолетних обоего пола, то этим, после их совершеннолетия, он дают на суде отчет в своей опеке. 192 Конечно, законная опека патронов и родителей (агнатических восходящих) считается имеющею некоторое значение, вследствие того что опекунов нельзя принуждать к тому, чтобы они давали соизволение на составление завещания, на отчуждение т. н. res mancipi, на принятие обязательств за исключением разве того случая, когда представляется важное обстоятельство для отчуждения т. н. res mancipi, или принятия на себя обязательств. И все это установлено было в пользу самих опекунов, именно что бы они не исключались от наследства в силу завещания, так как они делаются наследниками женщин, умерших без завещания, и чтобы вследствие отчуждения наиболее ценных вещей или принятия на себя чужого долга н< досталось им слишком уменьшенное наследство. 193 У иностранцев женщины находятся под опекой не так как у нас, но все-таки в большинстве случаев они состоят как бы по опекою; так например закон Визинийцев постановляет, чтобы женщина, если она совершает юридическое действие, получала соизволение от мужа или совершеннолетнего сына. 194 Свободнорожденные женщины освобождаются от опеки тогда, когда у них трое детей, а вольноотпущенные, находящиеся под законною опекой патрона или его детей освобождаются тогда, если у них четверо детей; прочие женщины, имеющие опекунов другого рода, как например Атилианских или доверенных, освобождаются из-под опеки, если у них трое детей.
195 Отпущенная на волю может равным образом иметь опекуна другого рода, например, если она отпущена на волю женщиною; ибо тогда она должна предъявить просьбу о назначении опекуна на основании Атилиева закона, а в провинциях по закону Юлия и Тиция, так как патронки, находясь, сами под опекою, не могут быть опекунами. 195а Точно также если она отпущена на волю мужчиною, и с его согласия совершила коэмцию, а затем была обратно продана и отпущена на волю, то она перестает иметь опекуном патрона и начинает уже состоять под опекою того, кем она отпущена на волю, который и называется фидуциарным. 195Ь Равным образом, если патрон или его сын отдал себя в усыновление, то вольноотпущенная должна хлопотать о назначении себе опекуна по закону Атилия, или Юлия и Тиция. 195с На основании тех же законов вольноотпущенница должна также предъявить просьбу о назначении опекуна, если патрон умрет, не оставив в семействе ни одного сына. 196 Дети мужского пола освобождаются от опеки, когда достигают возмужалости; притом Сабин, Кассий и другие приверженцы нашей школы считают возмужалым того, который выказывает половую зрелость, т.е. который может производить потомство; относительно же тех, которые не способны к деторождению, каковы например евнухи, spadones (лишенные мужской половой силы), следует ожидать того возраста, в котором они достигают совершеннолетия; но приверженцы других школ полагают, что возмужалость следует определять по годам, т.е. они считают того возмужалым, кому кончилось 14 лет от роду. 197 Право, на основании которого малолетний остается под опекою совершеннолетнего, пока не достигнет того возраста, когда может заниматься своими делами, соблюдается также у иностранных племен, о чем мы выше сказали. 198 Но и в провинциях, по тем же самым причинам, наместники назначают обыкновенно попечителей. 199 Однако, чтобы имение малолетних и тех, кто состоит под попечительством, не было истрачено и не потерпело ущерба от попечителей или опекунов, претор должен озаботиться, чтобы те и другие представили поручительство, дали особое обещание в том, что отнесутся к исполнению своей обязанности с надлежащею рачительностью. 200 Впрочем это бывает не всегда, ибо с одной стороны опекуны, назначенные по завещанию, не принуждаются представлять поручительства, потому что. добросовестность их и усердие признаны самим завещателем; с другой стороны попечители, которым попечительство принадлежит не по закону, но которые назначаются или консулом, или претором, или наместником провинции, по большей части не представляют поручителей, так как, разумеется, они были выбраны как благонадежные и честные.
КНИГА ВТОРАЯ 1 В предыдущей книге мы говорили о личных правах; теперь рассмотрим вещи, которые состоят или в нашей собственности, или вне нашего частного обладания. 2 Итак, главное деление вещей обнимает собою две части, именно одни вещи суть божественного права, другие - человеческого. 3 К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству и вещи с священным значением. 4 Res sacrae суть вещи, которые посвящены высшим Богам; religiosae -посвящены Богам подземным. 5 Священною делается вещь только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа, например, на основании закона, на этот случай изданного, или сенатским постановлением. 6 Религиозною делаем мы вещь по нашему собственному желанию, хороня умершего в место, нам принадлежащее, если только погребение покойника зависит от нас. 7 Однако большинство юристов полагает, что землю в провинции нельзя сделать религиозною, так как право собственности в этой земле принадлежит или римскому народу, или императору; мы же, как кажется, имеем только право владения или полного пользования. Тем не менее место это считается религиозным, хотя бы оно на самом деле не было таким. Равным образом вещи в провинции, не посвященные властью римского народа, собственно наделяются res sacrae, но все-таки считаются sacrae. 8 Вещи с священным значением, как например, городские стены и ворота, тоже принадлежат в известной степени к категории вещей божественного права. 9 Предметы божественного права не состоят н" в чьем владении; то же, что образует группу вещей божественного права, в большинстве случаев составляет чью-либо собственность; может впрочем и никому не принадлежать: так например наследственная масса, пока не явится какой-либо наследник, не принадлежит никому. 10 Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства или частных лиц. 11 То, что принадлежит государству или общинам, не составляет, по-видимому, ничьей частной собственности, так как государственные имущества принадлежат всему обществу граждан. Частные же имущества - это те, которые принадлежат отдельным лицам. 12 Кроме того, некоторые вещи суть телесные, физические, другие бестелесные, идеальные. 13 Физические вещи - это те, которые могут быть осязаемы, как то: земля, раб, платье, золото, серебро и накониц бесчисленные другие вещи.
14 Бестелесные - это те, которые не могут быть осязаемы; к таковым принадлежат те, которые заключаются в праве, например, наследство, пользовладение, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные, и нисколько не важно то, что в наследстве заключаются физические вещи, ибо и плоды, которые собираются с земли, суть физического характера, а также и то, что нам следует по какому-либо обязательству, большею частью есть физический предмет, как например, земля, раб, деньги; но самое право наследования, право пользовладения, обязательственное право считаются res incorporales, т.е. бестелесными вещами. В том же числе находятся права городских и сельских имений, называемые также служебностями. 14а Кроме того существует деление вещей на два разряда: на res mancipi и res пес mancipi. 14b К res mancipi относятся рабы, быки, лошади, ослы, мулы и земли, далее строения на италийской земле;------- к res пес mancipi причисляют также сервитута городских имений; равным образом имения, наз. stipendiaria и tributaria. 15 К движимым вещам и тем, которые приходят в движение собственною силою, принадлежат в качестве res mancipi: рабы, рабыни, четвероногие и укрощенные человеком ручные животные, как например, быки, лошади, мулы и ослы; по мнению приверженцев нашей школы такие животные тотчас, как только родились, считаются res mancipi. Нерва и Прокул и прочие сторонники противной школы считают их res mancipi только в том случае, когда эти животные сделались домашними, и если вследствие чрезмерной дикости они укрощены быть не могут, то, по их воззрению, животные эти тогда начинают быть res mancipi, когда достигнут того возраста, в котором обыкновенно укрощаются. 16 С другой стороны дикие звери, например медведи и львы причисляются к категории res пес mancipi; точно также и те животные, которые считаются почти зверями, например слоны, верблюды, и потому безразлично то обстоятельство, что эти животные обыкновенно делаются тоже ручными под ярмом или в узде; то же самое (=nec mancipi) относится ко всякого рода меньшим животным, так что даже между ручными животными, отдельных представителей которых мы упомянули выше в числе mancipi, есть такие, которые считаются пес mancipi. 17 Точно также почти все то, что относится к разряду бестелесных вещей, причисляется к res пес mancipi, за исключением сельских служебностей, которые, как известно, считаются res mancipi, хотя принадлежат к числу вещей бестелесных. 18 Велика однако ж разница между вещами mancipi и пес mancipi. 19 А именно, res пес mancipi переходят в собственность другого лица вследствие простой передачи, если только вещи эти физические и вследствие этого допускают передачу.
20 Следовательно, если я передам тебе платье, или золото, или серебро, на основании ли продажи, дарения или каким-нибудь другим образом, те вещь эта делается тотчас же твоею без соблюдения каких-либо торжественных формальностей. 21 В таких же точно условиях находятся провинциальные поместья, из которых одни мы называем stipendiaria, другие - tributaria; stipendiaria - это поземельные участки, находящиеся в тех провинциях, которые принадлежат римскому народу; tributaria - это имения, находящияся в провинциях, которые считаются собственностью императора. 22 Res mancipi это те, которые переходят к другому лицу посредством манципации; вот почему эти вещи и названы mancipi. Какое значение и какую силу имеет манципация, такую же точно силу имеет форма приобретения прав, называемая in jure cessio. 23 Каким образом совершается манципация, это мы изложили в пред шествующей книге. 24 Сделка in jure цессии совершается следующим образом: перед (судящим) магистратом римского народа, например, перед претором или наместником провинции, тот, кому вещь переуступается, держа ее, произносит: "я утверждаю, что этот человек мой по праву квиритов". Затем, после того как он заявил такую виндикацию, претор спрашивает отчуждающего, не имеет ли он какой-нибудь претензии (по отношению к спорному предмету)? Когда этот последний скажет, что нет, или молчит, тогда претор присуждает предмет виндицирующему (приобретающему); эта форма, которую можно совершать также в провинциях перед наместником, называется - legis actio. 25 В большинстве случаев однако и почти всегда мы прибегаем к манципационной форме, для которой всегда легко найти между друзьями свидетелей; поэтому не нужно с целью совершать in jure цессии обращаться к претору или наместнику провинции, что соединено с известными трудностями. 26 Поэтому, если вещь, принадлежащая к разряду res mancipi, не была ни манципирована, ни передана перед судящим---------. 2ба Поземельные участки, находящиеся в привинциях, не только не считаются собственностью владельцев, но там даже нет никакой свободной общины. 27 Кроме того, мы должны здесь заметить, что и jus nexi или nexum свойственно италийским землям; провинциальный поземельный участок не может быть предметом этого права; nexum применяется к земле только в том случае, если она mancipi, а провинциальная причисляется к res пес mancipi. Провинциальный же участок, к которому относится квиритское право, считается италийским и, как таковой, может быть манципирован. 28 Очевидно, что передача не применяется к бестелесным вещам.
29 Городские сервитута можно переуступать только перед судящим претором; сельские же сервитут могут быть также предметом манципации. 30 Пользование допускает только форму передачи перед магистратом; собственник обремененного предмета может injure уступить другому узуфрукт, а сам он удерживает за собою только право собственности. В случае если пользовладелец уступает перед магистратом право владения и пользования собственнику этой вещи, то узуфрукт уничтожается и (полное) право собственности восстановляется; но если узуфруктуарий совершает такую передачу постороннему лицу, то тем не менее он сохраняет за собою это право, так как этот акт считается недействительным. 31 Но все это касается только италийских земель, так как эти земли могут быть предметом манципации и injure цессии. А если кто захочет в провинциальных землях установить пользовладение, право прохода, прогона, водопровода, сервитут, предоставляющий право запрещать соседу делать всякие постройки или только от известной высоты, которые препятствовали бы доступу солнца, или какой-нибудь другой сервитут, то он может это осуществить только путем соответственных договоров и стипуляций, так как эти земли не могут быть предметом даже манципации или injure цессии. 32 Но так как предметом узуфрукта могут быть рабы и животные, то мы должны заключить, что полное пользование ими можно также установить в провинциях посредством сделки перед судящим магистратом. 33 А если мы утверждали, что пользовладение может быть только предметом цессии in jure, то это сказано нами не зря, хотя узуфрукт можно также установить посредством манципационной формы, именно таким образом, что он отделяется при манципировании собственности; но так как в этом случае сам узуфрукт не манципируется, а только вычитывается при манципации собственности, то, следовательно, у одного будет пользовладение, а у другого право собственности. 34 Наследство можно также переуступать посредством мнимой виндикации. 35 Если тот, к кому переходит наследство по закону (в силу закона XI] таблиц), уступит его in jure другому до принятия наследства, т.е. прежде чем сделался наследником, то тот, кому уступлено перед судящим магистратом наследство, становится наследником совершенно так, как если бы он был призван к наследованию в силу закона; если же первый уступит наследство после его принятия, то тем не менее он наследует и потому будет ответственным перед верителями, а долги погашаются: таким образом должники наследника извлекают выгоду, а наследственная масса переходит к тому, кому уступлена, совершенно так, как если бы отдельные предметы были ему переданы перед судящим претором. 36 Если назначенный в завещании наследник уступает in jure свое наследство другому до принятия такового, то это действие на влечет за собою законных последствий. Но когда он это делает уже после принятия наследства, то тогда имеет место то, что мы сказали выше относительно того, к
кому переходит наследство в силу закона (XII таблиц), если он только уступит in jure после принятия на себя обязательств умершего. 37 Приверженцы другой школы утверждают то же самое о необходимых наследниках, потому что, по-видимому, безразлично, делается ли кто наследником вследствие добровольного принятия наследства, или же вопреки своему желанию. В своем месте мы поговорим об этом случае. Но наши учителя думают, что необходимый наследник не совершает никакого юридического действия, когда уступает другому наследство в форме цессии injure. 38 К обязательствам, каким бы то ни было образом заключенным, не применяется ни один из выше упомянутых способов приобретения собственности; именно, если я захочу, чтобы следуемое мне принадлежало тебе, то я никаким из тех способов, которыми переносятся на другого физические вещи, достигнуть этого не могу, но необходимо, чтобы по моему желанию ты стипулировал этот долг от моего должника, вследствие чего он освобождается от долга, следуемого мне и становится твоим должником, что называется обновлением (преобразованием) обязательства. 39 Без этого обновления ты не будешь в праве предъявлять исков от твоего имени, только от моего имени или в качестве моего представителя или заместителя. 40 Следует нам заметить, что у иностранцев есть только один вид собственности; а именно, каждый будет или собственником, или он таковым не считается; таким же правом пользовался когда-то и римский народ, или каждый был собственником по квиритскому праву или таковым не считался. Но впоследствии принято такое деление собственности, что один мог быть собственником по квиритскому праву, а другой простым обладателем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|