Логика творческого поиска и его основания
ISBN ЛЕКЦИЯ №1 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ План: 1. Наука как сфера человеческой деятельности: - объект науки; - предмет науки; - категориальный аппарат науки; - назначение психолого-педагогических наук. 2. Педагогика и психология в системе наук о человеке: - объекты и типы связей различных наук; - уровни научного исследования в образовании; - основные характеристики научного исследования. 3. Методы психолого-педагогического исследования: - понятие метода; - классификация методов исследования. Лекция-визуализация – это лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и /или видеотехники). Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму. Этот вид лекции наиболее эффективен на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.
Глоссарий: Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Законы в науке – я вляются отражением законов объективного мира и выражают внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами. Интеграция – состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование. Комплементарность – соответствие, составление с чем-то другим некого нового объекта, имеющего новые свойства
Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Критерии – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогические науки пользуются критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рамках одного исследования часть критериев — оригинальные, часть заимствована из философии, социологии, теории управления и других наук. Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Объект исследования – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания. Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Объект психологии – это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке. Предмет педагогики – выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите признаки науки. 2. Назовите термины, используемые в психолого-педагогической науке. 3. Что составляет категориальный аппарат педагогической науки.
4. Назовите характеристики научного исследования. 5. Приведите примеры типа связей «взаимовлияние» и «взаимодействие». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ В КУРС Технология проблемного обучения – технология, в которой обеспечивается создание в сознании студентов под руководством преподавателя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей (Д.В. Чернилевский). Предназначение технологии проблемного обучения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности студентов как субъектов учебного процесса, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.
Ход занятия: Предлагаются проблемы для обсуждения: 1. В чем актуальность вашего исследования: - в научном плане; - в социальном плане; - в практике. 2. Почему именно этот аспект проблемы актуален в настоящее время?
Результат: выступление студентов с обоснованием актуальности диссертационного исследования. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3 ЛОГИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА И ЕГО ОСНОВАНИЯ Практическое занятие в форме беседы предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога.
Ход занятия: Аудитории предлагаются вопросы для беседы: 1. Творческое ядро исследования (факты, идеи, замысел, гипотеза). 2. Характерные черты творческого процесса. 3. Можно ли предложить алгоритм творчества, технологию открытий? 4. Основные характеристики научного исследования.
Результат: студентыформулируют аппарат собственного научного исследования (устно) и по предложенной теме преподавателем теме формулируют научный аппарат. Глоссарий: Гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть. Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.
Методы исследования – это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование. Научные исследования – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Объект исследования – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования. Предмет исследования – включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению Проблема исследования – это несоответствие, противоречие между желаемым и действительным. Теоретический уровень исследования – концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов. Эмпирический уровень исследования – направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента. ЛЕКЦИЯ №2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ План: 1. Логика организации психолого-педагогического исследования: - подготовительный этап; - планирование исследовательских действий; - эмпирические методы исследования; - требования к эмпирическим методам; - наблюдение; - контент-анализ; - сбор эмпирических данных; - анализ эмпирических данных; - формулирование выводов и заключения. 2. Теоретические методы исследования: - интерпретация как метод психолого-педагогического исследования; - анализ и синтез; - индукция и дедукция; - другие методы теоретического исследования.
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании: - понятие моделирования; - роль моделирования в исследовании; - система моделей в психолого-педагогическом исследовании. Лекция-консультация –лекция, в которой преподаватель излагает материал по важным проблемам практической направленности, включая студентов в активное обсуждение проблемы с помощью формулируемых ими вопросов по проблеме.
Глоссарий: Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Дедукция - метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего Диагностическая методика – это оценочная практика, направленная на обследование объекта с целью усовершенствования форм и методов его работы. Идеализация – это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле. Индукция – метод мышления, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему. Интерпретация – работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их. Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Моделирование – метод исследования строения и свойств оригинала с помощью модели. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Наблюдение – это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий Синтез – метод научного исследования, в основе которого лежит процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Эмпирические данные – это данные полученные опытным путем. Эмпирические методы исследования – это способы добывания и обработки эмпирических данных, их систематизация, получение фактов и эмпирических законов, а также проверки гипотез и теорий. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите векторы обоснования актуальности исследования. 2. Какие виды гипотез Вы знаете? 3. Назовите варианты интерпретации понятий 4. Назовите этапы планирования исследований.
5. Перечислите требования к методу «наблюдение». ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|