Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История Щучина - история первомайской деревни до середины хх В.




ИСТОРИЯ СВЯТО-ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ ДЕРЕВНИ ПЕРВОМАЙСКАЯ, ЩУЧИНСКОГО РАЙОНА

 

Как бы и сколько раз не переименовывалась деревня за свою историю существования, но до 1921 года она входила в Покровскую волость, по названию существовавшей здесь церкви.

В начале церковь была деревянная. Полное название ее - матери Божьей Покровы. В церкви была Чудотворная икона Богородицы неизвестной кисти, при которой висел вотум (воля, доверие) из серебра пожертвованный через Станислава Лещинского с надписью на польском языке «Найяснейший Лещинский король польский прибывший к Чудотворной иконе Матери Божьей пешью такой обет дал в 1705 году» (арх. Краева опись губ. Виленской 549)

В 1830 году построена в деревне Первомайская Свято Покровская церковь с бутового камня и кирпича в стиле неоклассицизма с элементами бороко, т.е. памятник архитектуры рестрапективно - русского стиля. Прямоугольный в плане объем под вольмовой крышей на главном фасаде имеет пристроенную двух ярусную (восьмерок на четверик) шатровую колокольню. На фоне полихромной бутовой кладки стен изображаются штукатурные элементы архитектурного декора, аркатурные фризы руставалые угловые лапатки, наличники оконных проемов.

В 1887 году при церкви работала волостная школа, в школе занимался 41 ученик.

Во все времена церковь была действующей. В 1948 году она претерпела стихийное бедствии - была повреждена пожаром, который охватил всю деревню. Огнем уничтожен архив.

В церкви в настоящее время имеются ценности:

Иконы в киотах:

- «Святой Николай Чудотворец»

- «Воскресение Христово»

- «Покрова Пресвятой Богородицы»

- Почитаемая икона в киоте «Иверской Богоматери»

- Напрестольный металлический крест 1913 года из церкви «Святого благоверного великого князя Александра Невского» д. Провожа, Вороновского района, пожертвованный Иаковом Смоликом, а также Царские врата, киот «Святого благоверного великого князя Александра Невского» с того же храма.

Приход располагает: двумя приходскими домами. Имеется церковный сад заложен 6 декабря 2006 года в день памяти Святого благоверного великого князя Александра Невского.

К приходу Свято Покровской церкви деревни Первомайская относятся следующие деревни:

Щучинского района. Первомайского сельсовета:

Первомайская, Романово, Риски, Петюлевцы, Казацкие, Стрелки, Замошье, Дудки, Скорбы, Жалабы, Глушни, Беньки, Мотыли, Гонельки, Погорелец, Довбенки, Воробьи, Кудерки, Кулеши, Замостяны, Таболичи, Старые Поддубы, Новые Поддубы, Ходилони, Полуяновцы, Угольники;

Новодворского сельсовета:

Таневичи, Сырни, Домейки;

Вороновского района, Заболотского сельсовета:

Заболоть, Провожа, Лебеда, Мигдалы, Детки, Курчовцы, Подейки, Новосады, Волойши.

К Свято Покровскому приходу относятся кладбища деревень:

Первомайская, Дудки, Замостяны, Мотыли, Домейки, Заболоть, Провожа (сохранился фундамент храма).

Приход включает примерно 1700 прихожан.

При церкви работает воскресная школа (16 учащихся); школа для взрослых (10-15 человек, свободное посещение).

В Свято Покровской церкви совершали службу следующие священники:

·   Волонцевич (владел в совершенстве пятью иностранными языками. По его прошению и ксендза в годы Великой Отечественной войны было спасено от расстрела фашистами 24 человека местных граждан);

·   Ковальчук (похоронен с матушкой на Первомайском кладбище);

·   Коньковский,

·   Жуковский,

·   Баханко,

·   иерей Николай Скребец (с 1982 по 2004 годы),

·   иерей Евгений Повельчук (2004-2005 год),

В настоящее время службу совершает иерей Александр Лебедич (с ноября 2005 года) [10, c.20].

 История первомайского костёла под названием «Возвышенность святого креста»

 

До 1920 года приход Собакинцы, ныне Первомайск, своего приходского костёла не имела. В то время она относилась к Заболоцкому костёлу, находящемуся в Вороновском районе, и называлась Заболоцко-Собакинский приход.

Из-за того, что костёл Заболоцкий находился на большом расстоянии от Собакинцев, и людям было неудобно добираться до него, возникла идея создать свой костёл и каплицу. Прихожане Собакинского прихода пошли с прошением к местной власти о выделении какого-нибудь здания. В итоге они получили разрешение построить костёл в одном из складов, который находился в более подходящем состоянии.

И вот в 1920-23 годы открывается костёл под названием «Возвышенность святого креста», и создаётся Собакинский приход.

тогдашнее географическое положение костёла не совпадает с теперешним его расположением. В то время костёл находлся в южной части деревни Первомайск, а если точнее у теперешнего православного кладбища. Имел вид обычного деревянного дома. Внутренний интерьер был не богатым и из-за того, что солнечного света попадало мало, т.к. аконные проёмы были совсем небольшими, выглядел бедно.

 


ИСТОРИЯ ЩУЧИНА - ИСТОРИЯ ПЕРВОМАЙСКОЙ ДЕРЕВНИ ДО СЕРЕДИНЫ ХХ В.

 

История деревни Первомайская неразрывно связана с историей города Щучина.

История Щучина началась с 11 ноября 1436 г., когда был основан костел. Одним из основателей являлся трокский воевода Петр Лелюш - о нем напоминает название деревни Лелюшевцы.

Первое упоминание о Щучине в письменном источнике относится к 1487 году, но принят пока за основу 1537 год, когда Щучин упоминается в книге записей № 21 Литовской метрики, хранящейся в Российском Государственном архиве древних актов (Москва). Документ свидетельствует о том, что мещанин Станислав Ольшанский, проживавший в Щучине, переехал в Мосты, принадлежавшие в тот момент королеве Боне. Из документа вытекает, что Щучин в этот момент превратился в местечко частновладельческого типа.

Владельцами Щучина были Кучуки, Кишки, на протяжении 40 лет Радзивиллы, которым принадлежал Щучин, главное внимание уделяли развитию сельского хозяйства, ремесла, торговле, а формирование местечка началось в 1540-х гг. при Сирутях, Юндилах, Давойнах. В XV-XVIII веках Щучин входил в состав Лидского повета Виленского воеводства. Название города происходит от фамилии Щуки. С начала XVII в. властвовали в Щучине Лимонты - род из Флоренции, который появился в ВКЛ вместе с Бонной Сфорца - женой польского короля Жигимонта Старого. С 1680 по 1750 г. владельцами Щучина были Юзефовичи-Глебицкие [7].

В 1742 году в местечке были основаны конвент сестёр милосердия и госпиталь. Курс обучения в коллегии был рассчитан на 6 лет. За эти годы учащиеся обязаны были усвоить не только сумму знаний по истории религии и богословия, латинский язык, но и обязательно красноречие. В программу были включены и новые дисциплины: математика, физика, история Польши и всеобщая история. Был создан физический кабинет. Со Щучином связана педагогическая и научная деятельность крупных ученых XVIII-XIX веках М. Догеля, М. Нарбута, Станислава Юндзилла, Аниола Довгирда.

Важным событием в истории Щучина XVIII века явилось открытие в нем училища монашеского ордена католической церкви пиаров. Оно было утверждено постановлением сейма от 1726 года. Основателем училища был полоцкий войский Хлебницкий-Юзефович. Щучинская коллегия считалась одной из крупнейших в Белоруссии. В 1755 году ее ректором был Лука Росицкий, восточные языки преподавал К. Выковский, логику и метафизику - Ю. Кентшинский, ораторское искусство и поэзию - В.Комаровский.

Пиарскую школу закончили поэт-филомат А. Петрашкевич, автор первого в ВКЛ учебника «Логика» К. Нарбут, основатель фармакологии на землях Литвы Я.Ф. Вольфганг, ученый И. Домейко, художник В. Дмаховский, историк-археолог М. Догель.[11,c.475]

В 1750-1802 гг. Щучин перешел во владение надворного маршала Великого княжества Литовского и принадлежал шляхетскому роду Сципионов. Они вели свой род от секретаря Бонны Сфорца итальянца Петра, который выбрал себе звучный античный псевдоним Сципион (позже потомки называли себя Сципио дель Кампо).

Хозяйственную жизнь Щучина налаживали Друцкие-Любецкие, которые владели местечком в 1807-1939 гг. Они занялись лесоводством (здание лесничества сохранилось), построили мельницу, пивоварню. В середине XIX в. в местечке сформировалась торговая площадь, на которой открылись торговые флигели, магазины, гостиный дом, почтовый дом. Все это изменило облик Щучина - он стал культурным и хозяйственным центром. Друцкие-Любецкие возвели каменные костел святой Терезы и монастырь пиаров (1829), Свято-Михайловскую церковь (конец XIX в.). В 1895-1900 гг. был построен княжеский дворец, заложен парк.[1, c.166]

Остатки бывших шляхетских усадеб остались еще в нескольких населенных пунктах Щучинского района.В Желудке стоит усадьба князей Четвертинских (1907-1908): сохранились дворец, флигель, мельница, кузница. Достоин внимания и родовой склеп Тизенгаузов, где похоронен знаменитый гродненский староста и администратор королевской экономии Антоний Тизенгауз. В д. Андрушовцы, владении Нарбутов и Марачевских, сохранился усадебный дом, флигели, два хозяйственных строения, фрагменты парка и сада. В родовом гнезде Ивановских - Лебедке - сохранились усадьба и родовая усыпальница. В Лебедке родился Вацлав Ивановский - один из основателей Белорусской революционной громады. Усадьба Ходкевичей (конец XVIII - начало XIX в.) находилась в д. Можейково, здесь сохранился парк, флигель и лямус. Из усадебного комплекса Сапегов в Старой Спуши сохранилась только одна деревянная постройка. Усадебный дом в стиле модерн (начало XX в.) стоит в д. Головичполе [5, c.322].

Древнюю историю имеют населенные пункты Василишки и Желудок (с 1486 г.), Астрына (1451), Каменка (1516), Рожанка(1599), Первомайская (1676). Костелы стоят в г.п. Желудок (1854), деревнях Василишки (1769), Ищелна (1758), Каменка (1908), Лядск (начало XX в.), Новый Двор (1749), Рожанка (1674 г., перестройка 1924-1925 гг.). Церкви - в г.п. Астрына (конецXIX в.), деревнях Бершты (начало XIX в.), Нароши (конец XIX в.), церковь-крепость в д. Мурованка(1524 г., в 1817 и 1871-1872 гг. пристроен бабинец), д.Первомайская (1701, перестроена в 1830г.).

Из археологических памятников обнаружены стоянки в деревнях Бершты и Матевчуки; курганные захоронения - около деревень Береговцы, Глебовцы, Кульбачино, Яселевичи; захоронения с каменными могилами - около деревень Вензовщина, Воробьи, Плетки, Сырни; селища - около деревень Волчки, Дворчапы, Орля, Яселевичи, г.п. Желудок. В 1915- 1916 гг. в Желудке нашли клад римских монет. В кладе, который был в каменном захоронении около д. Вензовщина, - очень редкие древнелитовские монеты.[10, c.14]

Щучин неоднократно повергался разорению. Наибольшее - в годы Северной войны, когда его захватили шведы, а по Щучинской земле прошли полчища шведского короля Карла XII, неся с собою смерть и разорение. Именно в этот момент шведские войска обстреляли Маломожейковскую церковь-крепость [10, c.38].

Богата щучинская земля на таланты. В Василишках родились знаменитый польский певец и композитор Чеслав Неман (Выджицкий), ученый со всемирно известным именем в области анестезиологии и реанимации И. Клявзуник. В Желудке - участник восстания 1863-1864 гг. на землях Беларуси, генерал Парижской коммуны, член Генеральной рады і Интернационала В. Врублевский и народная артистка БССР В. Александровская (Галина). В Дембровородился живописец и график К. Альхимович, в бывшем фольварке Пещин - белорусская поэтесса Тетка (Алоиза Пашкевич), в д. Клешняки - зачинатель и организатор религиозной, культурно-просветительской и политической жизни белорусов в США доктор теологии отец Я.Тарасевич [10, c.52].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...