Схемы и задания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ
С. А. Фомин
В данной публикации представлены схемы по истории Древнерусского государства (до 1132 г.), а также пакет заданий по образцу части С ЕГЭ.
Схема 1. Государство. Государство – это организация управления, при которой: (1) управление осуществляется на определенной территории; (2) существует слой профессиональных управленцев; (3) есть службы защиты от внешних врагов (в первую очередь армия) и внутренних беспорядков (полиция и т.п.); (4) население уплачивает налоги на содержание чиновников, армия и полиции; (5) управление осуществляется в соответствии с письменным законодательством; (6) большинство населения должно разделять базовые ценности государства, т. е. верить, что его существование оправдано (в противном случае государство еще может существовать некоторое время по инерции, но затем неизбежно разваливается). Схема 1
Схема 2. Образование Древнерусского государства. В «Повести временных лет» под 862 г. содержится рассказ о том, что словене ильменские воевали с некими варягами и прогнали их за море. Но они не смогли жить в мире и решили пригласить к себе трех варяжских князей во главе с Рюриком, сделавшим центром своего княжения Новгород (1). После смерти Рюрика власть при его малолетнем сыне Игоре по лучил князь Олег, родственник Рюрика (2). В 882 г. Олег обманом захватил Киев и убил правивших там Аскольда и Дира (3), а Киев сделал своей столицей. Данные события традиционно рассматривались как образование Древнерусского государства и начало русской истории (см. памятник «Тысячелетию России» в Новгороде, 1862 г.). В XVIII в. Приехавшие в Россию германские ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер и др. интерпретировали этот рассказ как свидетельство того, что государственность на Русь была принесена извне варягами, а самих варягов они отождествили со скандинавами или норманнами. Так появилась норманнская теория (4). В противоположность этому М.В. Ломоносов был склонен преуменьшать роль варягов и к тому же не считал их скандинавами (антинорманнизм) (5). Спор норманнистов и антинорманнистов затянулся на столетия. Важными аргументами норманнистов являются, помимо летописного рассказа, скандинавское (по-видимому) происхождение имен первых русских князей и археологические данные о значительном присутствии скандинавов в Древней Руси (6).Антинорманнисты указывают на легендарный и сомнительный характер рассказа о «призвании варягов», арабские и другие свидетельства существования государственности у восточных славян до варягов, низкий уровень развития самих варягов-скандинавов, у которых еще не было своих государств (7).
Схема 2 В настоящее время спор в значительной мере утратил свою остроту. Доказано, что государственность не может быть привнесена извне, она возникает в результате действия объективных факторов. В случае с Древней Русью глубинными причинами образования государства признаются: а) процесс разложения родоплеменных отношений, обогащение знати и обеднение значительной части соплеменников (это требовало регулирования отношений между ними на новой основе - извне) (8); б) необходимость консолидации восточнославянских племен с целью защиты от внешних врагов (варяги на севере и хазары на юге) (9); в) потребность налаживания взаимовыгодной торговли с Византией по торговому пути «из варяг в греки» (10). Варяги, видимо, внесли свой вклад в формирование слоя профессиональных правителей и воинов (при Рюрике), в складывание основной территории государства вокруг оси Новгород - Киев (при Олеге), но это было лишь, началом длительного, а вовсе не одномоментного процесса становления государственности, включавшего создание системы налогообложения (княгиня Ольга после восстания древлян,
ок. 954 г.) (11), идеологической основы единого государства (крещение Руси при князе Владимире, 988 г.) (12) и письменного законодательства («Правда Ярослава Мудрого», ок. 1016 г.) (13). В рамках споров о создании Древнерусского государства самостоятельными вопросами являются этническая принадлежность варягов (далеко не все историки считают их скандинавами, есть много других версий) (14) и полемика вокруг происхождения названия русь (норманнисты зачастую производят его от древнешведского «гребцы», антинорманнисты - от древне-славянского корня «рос», означающего «влажный», «водный»; есть и другие версии) (15).
Схема 3. Управление Древнерусским государством. Во главе государства - Великий князь Киевский из рода Рюриковичей (1). При нем старшая дружина (советники великого князя) (2) и младшая дружина - воины и порученцы (3). Отдельными территориями до Владимира I управляли племенные князья, имевшие свои дружины (4). Киевский князь с дружиной объезжал подчиненные территории с целью сбора дани (полюдье) (5). Владимир I заменил племенных князей своими сыновьями-наместниками (6), отвечавшими за сбор дани и отправку ее в Киев. В крупные города киевским князем назначались посадники (7), но одновременно важную роль в управлении играли, вероятно, вечевые собрания горожан (8). В сельской местности общины земледельцев избирали старост и отвечали за порядок на своей территории (9).
Схема 3
Схема 4. Крещение Руси. Крещение Руси является одним из центральных событий русской истории. Вопрос о его причинах распадается на дне части: зачем понадобилось отказываться от славянского язычества (1) и почему князь Владимир I выбрал именно восточное христианство (православие) от Византии (2)? По мнению исследователей, отказ от славянского язычества был обусловлен тем, что оно: представляло загробную жизнь как простое продолжение земного существования (3); безразлично относилось к власти великого князя (4); не пользовалось авторитетом среди соседних народов (5); не укрепляло единства страны из-за различий в обрядах и верованиях отдельных племен (6). Последнюю проблему Владимир попытался решить в 980 г., проведя «языческую реформу», т. е. выделив несколько главных богов во главе с Перуном (7). Однако народ, по-видимому, не принял этой реформы.
Владимир мог выбирать веру между исламом (Волжская Болгария), иудаизмом (хазары и евреи), католицизмом (Западная Европа) и православием (Византия). Выбор в пользу православия определялся самым высоким среди соседей Руси уровнем культуры и богатства Византии (8); тесными экономическими и культурными связями Руси с Византией (9), и отсутствием в восточном христианстве неприятных или раздражающих восточных славян обычаев и обрядов (10). Главным источником сведений о ходе крещения является «Повесть временных лет». Согласно ей, князь Владимир I, выслушав проповедников из разных стран, склонился в пользу византийского христианства, его симпатии подтвердили и отправленные в другие страны послы (11). Затем Владимир совершил поход на византийский город Корсунь в Крыму и, взяв его, пригрозил императорам походом на Царьград, если они не отдадут ему в жены свою сестру Анну (12). Императоры согласились при условии, что Владимир примет крещение. После прибытия Анны Владимир крестился в Корсуни (13), а по возвращении в Киев в 988 г. приказал уничтожить языческих идолов и крестил своих бояр и киевлян (14). Это положило начало широкому распространению христианства на Руси, которое происходило не везде мирно (например, новгородцы сопротивлялись) (15). Данный летописный рассказ не полностью подтверждается другими источниками и вызывает в частностях серьезные сомнения, но он отражает главный факт – принятие Русью православия от Византии. Принятие христианства имело огромные последствия в первую очередь для сферы культуры и быта: появление на Руси славянской письменности и книг, каменного зодчества и иконописи, смягчение нравов (16). Церковь во главе с киевским митрополитом (назначавшимся константинопольским патриархом) постепенно стала влиятельной экономической, политической и духовной силой (17). Крещение способствовало сплочению восточно-сланянских племен, укреплению власти великого киевского князя (18). Вырос международный авторитет Руси, она стала частью православного мира (19). Почти все ученые положительно оценивают роль крещения в истории Руси. Вместе с тем языческие и христианские представления в сознании людей очень долго сосуществовали, что получило название двоеверия (20).
Схема 4
Схема 5. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. В хозяйственной сфере: освоение новых земель (1), появление боярских вотчин (2), строительство новых и рост старых городов (3). Примечание: при объяснении материала желательно использовать понятийную схему «Вотчина», представленную в статье: Бельский Э.Н. История аграрных отношений России в схемах (в помощь учителю) // ПИШ. 2006. № 8. В сфере управления: появление письменного законодательства (начало составления «Русской правды») (4), избрание первого русского митрополита Илариона (5). В сфере внешней политики: окончательный разгром печенегов (6), династические браки с европейскими монархами (7). В сфере культуры: строительство храмов св. Софии (8), распространение просвещения, создание школ и библиотек (9), появление первого философского произведения - «Слова о законе и благодати» Илариона (10).
Схема 5
Схема 6. Хозяйство Древней Руси. Главное занятие - земледелие; пашенное на юге и подсечно-огневое на севере (1). Сеяли зерновые (рожь, пшеница, овес, ячмень, и пр.) и технические (лен и конопля) культуры (2). Второстепенные, но важные занятия: скотоводство (3), ремесло (особенно ювелирное, кузнечное, оружейное, гончарное) (4), промыслы охота на пушного зверя и бортничество (сбор меда диких пчел) (5). Промыслы давали главные экспортные товары - меха, мед, воск (6), ввозили в страну предметы роскоши - ювелирные изделия, шелковые ткани, вина (7). Основной торговый путь - «из варяг в греки» (8). Главным торговым партнером была Византия (9), но торговали и с Закавказьем, а также со странами Западной Европы. Внутренняя торговля была развита слабо, т. к. товары везде были примерно одинаковые (10). Схема 6 Схема 7. Общественный строй Древней Руси. Большинство ученых придерживается мнения, что Древняя Русь была раннефеодальным государством. Это означает, что в ней шел процесс формирования двух основных групп населения: землевладельцев-феодалов и зависимых от них земледельцев, несших феодальные повинности (барщину и оброк). Главный источник по истории общественных отношений в Древней Руси - «Русская правда», закрепившая неравенство (разные штрафы за убийство и другие преступления против лиц, занимавших разное положение в обществе).
К концу существования Древнерусского государства высший слой составляли князья-Рюриковичи (1) и бояре, владевшие вотчинами (2). К ним примыкали младшие дружинники (гриди), которые за службу также могли получать различные пожалования (3). Ниже по положению находились горожане (ремесленники и купцы) (4), еще ниже - свободные земледельцы-общинники (5), платившие налоги и исполнявшие повинности в пользу государства. В самом низу находилось население, лично зависимое от князей и бояр: холопы (близки по своему статусу к рабам, использовались обычно в качестве домашней прислуги, составляя челядь) (6), рядовичи (работники по ряду - договору) (7), закупы (работники за «купу» - долг) (8). Особый статус имело духовенство, которое не было обязано служить государству (как бояре и гриди) или платить ему налоги (как свободные горожане и крестьяне). Высшее духовенство (митрополит, архиепископы и епископы) распоряжалось вотчинами и по своему положению приближалось к боярству, низшее - приходские священники и рядовые монахи - были ближе к свободным горожанам (9).
Схема 7
Схема 8. Внешняя политика Древней Руси. Главные направления - взаимоотношения с Византией и кочевниками Великой степи. Многочисленные походы русских князей на Византию (1) имели целью не только грабеж, но и заключение выгодных торговых договоров (2), однако этой цели не всегда удавалось достичь. После крещения Руси (3) отношения приобрели более мирный характер. Отношения Древней Руси со степными народами определялись необходимостью обороны от набегов и защиты торгового пути «из варяг в греки». Первоначально главную проблему представляли хазары, но Святослав уничтожил Хазарский каганат (4). Это развязало руки печенегам. Систему обороны от них создал Владимир I («богатырские заставы», засеки, сигнальные костры) (5), а Ярослав нанес печенегам решающее поражение (6). В успешной борьбе с пришедшими на смену печенегам половцами приобрел большой авторитет князь Владимир I Мономах (7). Дополнительные направления внешней политики: варяжское, западно-европейское и северо-восточное. С варягами Русь старалась жить в мире, откупаясь от них данью и нанимая конунгов и воинов к себе на службу (8). С западно-европейскими государствами поддерживались дипломатические связи (браки детей и внуков Ярослава Мудрого) (9). В северо-восточном направлении продолжалось продвижение славян, которые облагали данью (пушниной) местные финно-угорские племена (10). В основном мирные отношения сложились у Древней Руси с Волжской Булгарией, хотя иногда торговля прерывалась военными нападениями (11).
Схема 8 Схема 9. Культура Древней Руси. До крещения мировоззренческим фундаментом культуры было язычество (1), после крещения - христианство (2). Следов языческой культуры сохранилось немного, это случайно уцелевшие идолы (3), сильно измененные сказания о богах и духах (4). После крещения на Руси началось освоение византийского культурного наследия: строительство крестово-купольных храмов (5), развитие иконописи (6), мозаики (7), фресковой живописи (8). Появилась переводная византийская и оригинальная христианская («Слово о законе и благодати», «Сказание о Борисе и Глебе») литература (9). Вместе с тем развитие скульптуры затормозилось (10), поскольку церковь смотрела на это творчество с подозрением (как на идолопоклонство). Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство (техники зернь, скань, перегородчатая эмаль) (11), в котором находили отражение как языческие, так и христианские мотивы.
Схема 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|