Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схемы и задания по истории Древней Руси для подготовки к части С ЕГЭ

С. А. Фомин

 

В данной публикации представлены схемы по истории Древнерусского государства

(до 1132 г.), а также пакет заданий по образцу части С ЕГЭ.

 

 


Схема 1. Государство.

Государство – это организация управления, при которой: (1) управление осуществляется на определенной территории; (2) существует слой профессиональных управленцев; (3) есть службы защиты от внешних врагов (в первую очередь армия) и внутренних беспорядков (полиция и т.п.); (4) население уплачивает налоги на содержание чиновников, армия и полиции; (5) управление осуществляет­ся в соответствии с письменным законодательством; (6) большинство населения должно разделять базовые ценности государства, т. е. верить, что его существование оправдано (в противном случае государство еще может существовать некоторое время по инерции, но затем неизбежно разваливается).

Схема 1

 

Схема 2. Образование Древнерусского государства.

В «Повести временных лет» под 862 г. содержится рассказ о том, что словене ильменские воевали с некими варягами и прогнали их за море. Но они не смогли жить в мире и решили пригласить к себе трех варяжских князей во главе с Рюриком, сделавшим центром своего княжения Новгород (1). После смерти Рюрика власть при его малолетнем сыне Игоре по лучил князь Олег, родственник Рюрика (2). В 882 г. Олег обманом захватил Киев и убил правивших там Аскольда и Дира (3), а Киев сделал своей столицей. Данные события традиционно рассматривались как образование Древнерусского государ­ства и начало русской истории (см. памят­ник «Тысячелетию России» в Новгороде, 1862 г.).

В XVIII в. Приехавшие в Россию герман­ские ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер и др. интерпретировали этот рассказ как свидетельство того, что государ­ственность на Русь была принесена извне ва­рягами, а самих варягов они отождествили со скандинавами или норманнами. Так по­явилась норманнская теория (4). В противо­положность этому М.В. Ломоносов был склонен преуменьшать роль варягов и к то­му же не считал их скандинавами (антинорманнизм) (5). Спор норманнистов и антинорманнистов затянулся на столетия. Важ­ными аргументами норманнистов являются, помимо летописного рассказа, скандинав­ское (по-видимому) происхождение имен первых русских князей и археологические данные о значительном присутствии сканди­навов в Древней Руси (6).Антинорманнисты указывают на легендарный и сомнительный характер рассказа о «призвании варягов», арабские и другие свидетельства существо­вания государственности у восточных сла­вян до варягов, низкий уровень развития са­мих варягов-скандинавов, у которых еще не было своих государств (7).

 

Схема 2

В настоящее время спор в значительной мере утратил свою остроту. Доказано, что государственность не может быть привнесена извне, она возникает в результате действия объективных факторов. В случае с Древней Русью глубинными причинами образования государства признаются: а) процесс разложения родоплеменных отношений, обогащение знати и обеднение значительной части соплеменников (это требовало регулирования отношений меж­ду ними на новой основе - извне) (8); б) не­обходимость консолидации восточносла­вянских племен с целью защиты от внеш­них врагов (варяги на севере и хазары на юге) (9); в) потребность налаживания взаимовыгодной торговли с Византией по торговому пути «из варяг в греки» (10). Варяги, видимо, внесли свой вклад в формирование слоя профессиональных правителей и воинов (при Рюрике), в складывание основной территории государства вокруг оси Новгород - Киев (при Олеге), но это было лишь, началом длительного, а вовсе не одномоментного процесса становления государственности, включавшего создание системы налогообложения (княгиня Ольга после восстания древлян,

ок. 954 г.) (11), идеологической основы единого государства (кре­щение Руси при князе Владимире, 988 г.) (12) и письменного законодательства («Правда Ярослава Мудрого»,

ок. 1016 г.) (13).

В рамках споров о создании Древнерус­ского государства самостоятельными во­просами являются этническая принадлеж­ность варягов (далеко не все историки счи­тают их скандинавами, есть много других версий) (14) и полемика вокруг происхож­дения названия русь (норманнисты зачас­тую производят его от древнешведского «гребцы», антинорманнисты - от древне-славянского корня «рос», означающего «влажный», «водный»; есть и другие вер­сии) (15).

 

Схема 3. Управление Древнерусским государством.

Во главе государства - Великий князь Киевский из рода Рюриковичей (1). При нем старшая дру­жина (советники вели­кого князя) (2) и млад­шая дружина - воины и порученцы (3).

Отдельными терри­ториями до Владими­ра I управляли племен­ные князья, имевшие свои дружины (4). Ки­евский князь с дружи­ной объезжал подчи­ненные территории с целью сбора дани (по­людье) (5). Владимир I заменил племенных князей своими сыновь­ями-наместниками (6), отвечавшими за сбор дани и отправку ее в Киев. В крупные го­рода киевским князем назначались посадники (7), но одновременно важную роль в управ­лении играли, вероят­но, вечевые собрания горожан (8). В сельской местности общины земледельцев избирали старост и отвечали за порядок на своей территории (9).

 

Схема 3

 


Схема 4. Крещение Руси.

Крещение Руси является одним из центральных событий русской истории. Вопрос о его причинах распадается на дне части: зачем понадобилось отказываться от славянского язычества (1) и почему князь Владимир I выбрал именно восточное христианство (православие) от Византии (2)?

По мнению исследователей, отказ от славянского язычества был обусловлен тем, что оно: представляло загробную жизнь как простое продолжение земного существова­ния (3); безразлично относилось к власти великого князя (4); не пользовалось автори­тетом среди соседних народов (5); не укреп­ляло единства страны из-за различий в об­рядах и верованиях отдельных племен (6). Последнюю проблему Владимир попытал­ся решить в 980 г., проведя «языческую ре­форму», т. е. выделив несколько главных богов во главе с Перуном (7). Однако народ, по-видимому, не принял этой реформы.

Владимир мог выбирать веру между ис­ламом (Волжская Болгария), иудаизмом (хазары и евреи), католицизмом (Западная Европа) и православием (Византия). Выбор в пользу православия определялся самым высоким среди соседей Руси уровнем куль­туры и богатства Византии (8); тесными экономическими и культурными связями Руси с Византией (9), и отсутствием в вос­точном христианстве неприятных или раз­дражающих восточных славян обычаев и обрядов (10).

Главным источником сведений о ходе крещения является «Повесть временных лет». Согласно ей, князь Владимир I, выслу­шав проповедников из разных стран, скло­нился в пользу византийского христиан­ства, его симпатии подтвердили и отправ­ленные в другие страны послы (11). Затем Владимир совершил поход на византийский город Корсунь в Крыму и, взяв его, пригрозил императорам походом на Царьград, если они не отдадут ему в жены свою сестру Анну (12). Императоры согласились при условии, что Владимир примет крещение. После прибытия Анны Владимир крестился в Корсуни (13), а по возвращении в Киев в 988 г. приказал уничтожить языческих идолов и крестил своих бояр и киевлян (14). Это положило начало широкому распространению христианства на Руси, которое происходило не везде мирно (например, новгородцы сопротивлялись) (15).

Данный летописный рассказ не полностью подтверждается другими источниками и вызывает в частностях серьезные сомнения, но он отражает главный факт – принятие Русью православия от Византии.

Принятие христианства имело огромные последствия в первую очередь для сферы культуры и быта: появление на Руси славянской письменности и книг, каменного зодчества и иконописи, смягчение нравов (16). Церковь во главе с киевским митрополитом (назначавшимся константинопольским патриархом) постепенно стала влиятельной экономической, политической и духовной силой (17). Крещение способствовало сплочению восточно-сланянских племен, укреплению власти великого киевского князя (18). Вы­рос международный авторитет Руси, она стала частью православного мира (19). Почти все ученые положительно оценива­ют роль крещения в истории Руси. Вместе с тем языческие и христианские представ­ления в сознании людей очень долго сосу­ществовали, что получило название двое­верия (20).

 

Схема 4

 

Схема 5. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

В хозяйственной сфере: освоение новых земель (1), появление боярских вотчин (2), строительство новых и рост старых горо­дов (3). Примечание: при объяснении ма­териала желательно использовать поня­тийную схему «Вотчина», представленную в статье: Бельский Э.Н. История аграр­ных отношений Рос­сии в схемах (в по­мощь учителю) // ПИШ. 2006. № 8.

В сфере управления: появление письменно­го законодательства (начало составления «Русской правды») (4), избрание первого рус­ского митрополита Илариона (5).

В сфере внешней по­литики: окончатель­ный разгром печенегов (6), династические бра­ки с европейскими мо­нархами (7).

В сфере культуры: строительство храмов св. Софии (8), распро­странение просвеще­ния, создание школ и библиотек (9), появ­ление первого фило­софского произведе­ния - «Слова о законе и благодати» Иларио­на (10).

 

Схема 5

 

Схема 6. Хозяйство Древней Руси.

Главное занятие - земледелие; пашенное на юге и подсечно-огневое на севере (1). Сеяли зерновые (рожь, пшеница, овес, ячмень, и пр.) и технические (лен и конопля) культуры (2). Второстепенные, но важные занятия: скотоводство (3), ремесло (особенно ювелирное, кузнечное, оружейное, гончарное) (4), промыслы охота на пушного зверя и бортничество (сбор меда диких пчел) (5). Промыслы давали главные экспортные товары - меха, мед, воск (6), ввозили в страну предметы роскоши - ювелирные изделия, шелковые ткани, вина (7).

Основной торговый путь - «из варяг в греки» (8). Главным торговым партнером была Византия (9), но торговали и с Закав­казьем, а также со странами Западной Евро­пы. Внутренняя торговля была развита сла­бо, т. к. товары везде были примерно оди­наковые (10).


Схема 6


Схема 7. Общественный строй Древ­ней Руси.

Большинство уче­ных придерживается мнения, что Древняя Русь была раннефеодальным государством. Это означает, что в ней шел процесс формиро­вания двух основных групп населения: зем­левладельцев-феода­лов и зависимых от них земледельцев, нес­ших феодальные по­винности (барщину и оброк). Главный ис­точник по истории об­щественных отноше­ний в Древней Руси - «Русская правда», за­крепившая неравен­ство (разные штрафы за убийство и другие преступления против лиц, занимавших раз­ное положение в обще­стве).

государства высший слон сосшь зья-Рюриковичи (1) и бояре, кладе

К концу существо­вания Древнерусского государства высший слой составляли князья-Рюриковичи (1) и бояре, владевшие вотчинами (2). К ним примыкали младшие дружинники (гриди), которые за службу также могли получать различные пожалования (3). Ниже по положению находились горожане (ремесленники и купцы) (4), еще ниже - сво­бодные земледельцы-общинники (5), пла­тившие налоги и исполнявшие повинности в пользу государства. В самом низу находи­лось население, лично зависимое от князей и бояр: холопы (близки по своему статусу к рабам, использовались обычно в качестве домашней прислуги, составляя челядь) (6), рядовичи (работники по ряду - договору) (7), закупы (работники за «купу» - долг) (8).

Особый статус имело духовенство, ко­торое не было обязано служить государству (как бояре и гриди) или платить ему налоги (как свободные горожане и крестьяне). Высшее духовенство (митрополит, архие­пископы и епископы) распоряжалось вот­чинами и по своему положению приближа­лось к боярству, низшее - приходские свя­щенники и рядовые монахи - были ближе к свободным горожанам (9).

 

Схема 7

 

 
 


Схема 8. Внешняя политика Древней Руси.

Главные направления - взаимоотноше­ния с Византией и кочевниками Великой степи. Многочисленные походы русских князей на Византию (1) имели целью не только грабеж, но и заключение выгодных торговых договоров (2), однако этой цели не всегда удавалось достичь. После креще­ния Руси (3) отношения приобрели более мирный характер.

Отношения Древней Руси со степными народами определялись необходимостью обороны от набегов и защиты торгового пути «из варяг в греки». Первоначально главную проблему представляли хазары, но Святослав уничтожил Хазарский каганат (4). Это развязало руки печенегам. Систему обороны от них создал Владимир I («богатырские заставы», засеки, сигнальные костры) (5), а Ярослав нанес печенегам решающее поражение (6). В успешной борьбе с пришедшими на смену печенегам половцами приобрел большой авторитет князь Владимир I Мономах (7).

Дополнительные направления внешней политики: варяжское, западно-европейское и северо-восточное. С варягами Русь старалась жить в мире, откупаясь от них данью и нанимая конунгов и воинов к себе на службу (8). С западно-европейскими государствами поддерживались дипломатические связи (браки детей и внуков Ярослава Мудрого) (9). В северо-восточном направлении продолжалось продвижение славян, которые облагали данью (пушниной) местные финно-угорские племена (10). В основном мирные отношения сложились у Древней Руси с Волжской Булгарией, хотя иногда торговля прерывалась военными нападениями (11).

 

 

Схема 8

Схема 9. Культура Древней Руси.

До крещения мировоззренческим фундаментом культуры было язычество (1), после крещения - христианство (2). Следов языческой культуры сохранилось немного, это случайно уцелевшие идолы (3), сильно измененные сказания о богах и духах (4).

После крещения на Руси началось ос­воение византийского культурного на­следия: строительство крестово-купольных храмов (5), развитие иконописи (6), мозаики (7), фресковой живописи (8). Появилась переводная византийская и оригинальная христианская («Слово о законе и благодати», «Сказание о Бори­се и Глебе») литература (9). Вместе с тем развитие скульптуры затормозилось

(10), поскольку церковь смотрела на это творчество с подозрением (как на идоло­поклонство).

Высокого уровня достигло декора­тивно-прикладное искусство (техники зернь, скань, перегородчатая эмаль) (11), в котором находили отражение как языческие, так и христианские мо­тивы.

 

 

Схема 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...