Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проект государственных преобразований Сперанского




политика реформа самодержавие военный

В этой главе следует вернуться к Эрфуртскому визиту, который знаменателен еще и тем, что после него Александр вновь возвратился к мысли о проведении либеральных реформ в России. К этому побудило его сближение со Сперанским. В 1806 году первые сотрудники императора удалились от него один за другим. Однажды в связи с болезнью Кочубея Сперанский был послан с докладом к императору. Александр, уже знавший расторопного статс-секретаря Кочубея, был изумлен искусством, с каким тот составил и прочитал доклад. С тех пор они сблизились. Отправляясь на свидание с Наполеоном в Эрфурт, император взял с собой Сперанского для докладов по гражданским делам. В Эрфурте Сперанский, отлично владевший французским языком, сблизился с представителями французской администрации, присмотрелся к ним и многому от них научился. Раз на балу, говорят, император спросил Сперанского, как ему нравятся чужие края в сравнении с отечеством. "Мне кажется, - ответил Сперанский, - здесь установления, а у нас люди лучше". - "Воротившись домой, - заметил император, - мы с тобой много об этом говорить будем". По возвращении в Россию Сперанский назначен был товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ. Как позже вспоминал сам Сперанский, они вдвоем проводили целые вечера в чтении разных сочинений, касавшихся улучшения государственного устройства, и в обсуждении их.

Итогом этих упражнений стал план всеобщего государственного образования. По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти более достоинства и истинной силы". План предусматривал, во-первых, уравнение всех русских сословий перед законом (крестьяне должны были получить свободу без земли) и, во-вторых, новое устройство местного и центрального управления на земских и выборных началах со строгим разделением властей законодательной, исполнительной и судебной. План составлялся с необычайной быстротой: он начат был в конце 1808 года и в октябре 1809 года уже лежал готовый на столе императора. К концу 1809 г. Сперанский по поручению императора, с его ведома и одобрения подготовил план государственных преобразований. План реформ был представлен в виде большого документа, носившего название «Введение к уложению государственных законов».

Необходимость преобразований Сперанский обосновывал потребностью разрешить противоречия между уровнем социального и экономического развития России и устаревшей самодержавной формой правления. Необходимо «облечь» самодержавие конституцией, осуществить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную и приступить к поэтапной отмене крепостного права. Исходя из того, что Россия идет по тому же пути, что и Западная Европа, Сперанский фактически предлагал реформировать российскую государственность на европейских началах.

По проекту Сперанского принцип разделения властей должен был стать основой государственного устройства России. Для осуществления законодательной власти предполагалось создать Государственную думу, исполнительную власть сосредоточить в министерствах, а высшим органом судебной власти сделать Сенат.

Государственная дума ограничивала самодержавную власть, так как ни один закон не мог быть издан без ее одобрения. Она полностью контролировала деятельность министров, могла делать представления верховной власти о нарушениях основных законов. Кроме Государственной думы избирались волостные, окружные и губернские думы. За императором оставалось право распустить Думу и назначить новые выборы. Губернские думы избирали высшую судебную инстанцию - Сенат. Вершиной государственной системы, связующим звеном между императором и законодательной, судебной и исполнительной властями должен был стать Государственный совет - совещательный орган при государе. Члены Совета назначались императором, кроме того, в него входили министры и другие высшие должностные лица. Император сохранял всю полноту исполнительной власти, обладал исключительным правом законодательной инициативы, утверждал новые законы, надзирал за их исполнением в судопроизводстве.

Все население России, по плану М, М. Сперанского, делилось на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, мастеровые, прислуга). Все сословия получали гражданские права, a два первых - права политические. Из сословия «народа рабочего» можно было перейти в «среднее состояние», приобретя недвижимость.

Сперанский предлагал осуществить реформу в несколько этапов, не объявлял сразу о конечных целях преобразований, и завершить ее к 1811 г.

Подготовка в проведению реформ началась в 1809 г. с издания указов, по которым, во-первых, прекращалась практика приравнивания придворных, званий к гражданским чинам, во-вторых, устанавливались правила производства в чины по гражданской службе, и вводился образовательный ценз для чиновников. Эта меры должны были упорядочить работу государственного аппарата.

января 1810 г. был объявлен манифест об упразднении Непременного совета и создании Государственного совета, в который вошли 35 высших сановников империи. На первом заседании Государственного совета Сперанский был назначен на ответственную должность государственного секретаря - председателя канцелярии Совета. Это просуществовавшее до 1917 г. детище Сперанского стало очередным законосовещательным органом при императоре, который назначал его членов из представителей дворянства. Призванный первоначально рассматривать и утверждать планы дальнейших преобразований, Государственный совет фактически сам стал противником реформ, затягивая их обсуждение. Вскоре он переключился на рассмотрение многочисленных финансовых, судебных и административных вопросов. Значение Государственного совета еще более снизилось, когда в 1816 г. право доклада императору по делам Совета было передано А. А. Аракчееву.

Гораздо более трудностей встретил Сперанский при осуществлении своего замысла. Впрочем, в полном объеме задуманные преобразования и не могли быть тогда осуществлены. Все, что успел сделать Сперанский, касалось главным образом центрального управления. 1 января 1810 года был открыт преобразованный Государственный совет. Этот совет должен был отныне сделаться главным совещательным органом при государе. Здесь надлежало обсуждать все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов.

Вслед за Государственным советом преобразованы были по плану Сперанского министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 года. За прошедшие годы открылся двойной их недостаток: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. В 1811 году было опубликовано "Общее учреждение министерств", определившее состав и делопроизводство министерств и подробности министерского управления. Оба акта были настолько хорошо продуманы, что порядок, ими установленный, продолжал действовать более ста лет, вплоть до революции.

Следующей по очереди должна была идти реформа Сената, но по разным причинам, как внутренним, так и внешним, дело преобразований опять затормозилось. Тем временем между Александром и Сперанским наступило охлаждение. В марте 1812 года последний получил отставку и был сослан в Нижний Новгород. Вслед за тем внешние события вновь надолго отвлекли внимание Александра от внутренних дел.

То, что намечал сделать Сперанский могло преобразовать Россию. Но как мы знаем, для успеха любого начинания, необходимы определенные условия. Здесь следует констатировать, что Россия была неготовая к реформам в виду явной противоположности взглядов и консервативности. Но самое удивительное, что планировал Сперанский свершилось в наше время.

Россия столкнулась с такими понятиями, как «разделение властей», «укрепление экономики», широкого понимания права и «успешно» прошла мимо своей удачи. Сегодня историческая реальность такова, что мы вернулись по исторической спирали и время доказало правоту многих идей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...