Особенности младшего школьного возраста
Закончилось дошкольное детство. Именно в этот период шло формирование базовых личностных образований. Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство. Это хорошо понимали священники, когда говорили: «оставьте мне дитя до 6-ти лет, а потом берите обратно.». Хороший дошкольный воспитатель может дать прогноз развития своего воспитанника, будет ли он счастливым или несчастным, станет он победителем или будет неудачником. (Э. Берн). Со вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Чем различаются для него эти две эпохи? Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Как бы развевая эту мысль, другой, уже американский психолог, Э. Берн предупреждает, что попадая в школьное детство, ребенок попадает в менее снисходительный, а значит, более требовательный и жесткий мир. Ребенку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встретится с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервые открывается новый вид деятельности – учебная. С физиологической точки зрения младший школьный возраст – это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться в вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физической развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможности в опоре на ранее приобретенные психическ4ие образования. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе.
Так же костная система школьника находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей еще не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Все это необходимо принимать во внимание и постоянно заботится о правильной позе, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также еще не заканчивается полностью, поэтому легкие и точные движения пальцев и кисти затруднительны и утвердительны, особенно для первоклассников. Известны психологические подробности дошкольного детства. Это развитое воображение, образное мышление, а также формирующаяся «внутренняя позиция» ребенка, в которой отражается его новое «взрослое положение». Все эти приобретения в своей совокупности составляют основу произвольности – важнейшего психического свойства, обуславливающего произвольный характер протекания познавательных процессов и поведения ребенка. Отмечу, что произвольность еще только формируется, и в значительной мере готовность ребенка к школе зависит от степени ее сформированности как психического свойства.. Но вот ребенок перешагнул порог школы и действительно столкнулся с менее снисходительными условиями жизни. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое. Поэтому важно врачу иметь представление об этом периоде, т.к. неблагоприятное его протекание для многих детей и их родителей становится началом разочарований, причиной конфликтных ситуаций и, наконец, походов к врачу. С той же физиологической точки зрения процесс приспособления ребенка к школе проходит 3 этапа. Первый из них – ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих – это этап «физиологической бури», продолжительность которого 2-3 недели.
На втором этапе отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На третьем этапе организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую недели. Окончание приходится на 10-15 октября. Что же конкретного происходит с организмом в первые недели обучения? Прежде всего отмечается низкий уровень и неустойчивость работоспособности, напряжение сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, низкие показатели координации различных систем организма между собой. Если сравнивать эти воздействия на организм взрослого, то это примерно соответствует действию невесомости на космонавта. Не случайно поэтому у значительной части учеников в конце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на пятой недели обучения наблюдается стабилизация показателей работоспособностей, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма. Наряду с психофизиологической адаптацией происходит и психологическая адаптация первоклассника к школе. Исследования Э.М. Александровской показали, что только 56% обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% составляют дети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушение сна, склонность к страхам, и 14% - дети с нарушением форм социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Этими же исследованиями установлено, что трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его личными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых доля детей, составляющих так сказать гармонический тип, только 35%. Эти дети не испытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся к высоким результатам. В психологическом плане – это интеллектуальные, общительные, уверенные в себе дети, с достаточно развитым самоконтролем.
Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей, что эти шаги нелегко даются организму, и психике ребенка, и поэтому так важно знать особенности психического развития младшего возраста. С приходом в школу ребенок сталкивается с новой для себя деятельностью, которая становится главной. Если в игре, ведущей деятельности дошкольника важен сам процесс исполнения разных ролей, то в учебной деятельности важны результативность, обязанность и произвольность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|