Диагностика эффективности урока
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Общая диагностика оценка и самооценка эффективности урока по результатам анализа осуществляется по следующим пяти направлениям (по В. П. Симонову): 1. Оценка основных личностных качеств преподавателя. 1.1. Знание предмета и общая эрудиция преподавателя. 1.2. Уровень педагогического и методического мастерства 1.3. Культура речи, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность. 1.4. Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися 1.5. Внешний вид педагога, мимика, жесты, культура поведения. 2. Оценка основных характеристик учащихся на занятиях. 2.1. Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности. 2.2. Уровень общеучебных и специальных умений и навыков. 2.3. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы. 2.4. Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности. 3. Оценка содержания деятельности преподавателя и учащихся. 3.1. Научность, доступность и посильность изучаемого учебного материала, формируемых умений и навыков. 3.2. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой). 3.3. Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации). 3.4. Оптимальность объема, предложенного для усвоения материала. 4. Оценка эффективности способов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятий. 4.1. Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности. 4.2. Степень целесообразности и эффективности использования наглядности. 4.3. Степень рациональности и эффективности использованных методов и организационных форм работ.
4.4. Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе занятия. 4.5. Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков. 4.6. Степень эстетического воздействия проводимого занятия на учащихся. 4.7. Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия. 5. Оценка цели и результатов проведения занятия. 5.1. Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели занятия. 5.2. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно. 5.3. Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся (чему и в какой степени научились). 5.4. Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию). 5.5. Степень воздействия занятия на развитие учащихся (что способствовало их развитию). [3] 2.3. Разработка личностно ориентированных уроков
Урок-игра «Весёлая информатика» Данный урок проводится для учащихся 7-х классов в рамках предметной декады информатика. Форма мероприятия предполагает соревнование, что развивает дух здорового соперничества. Игра проводится между командами двух 7–х классов. В каждой команде по 7 человек. В игре задействованы помощники из учеников обоих классов, зрители. Ведущий – учитель. Цель: - развитие интереса к предмету, - повторение и закрепление изученного материала, - развитие творческой активности. Реквизит: - песочные часы; - секундомер; - таблица итогов; - корзина для жетонов; - жетоны (очки). Оформление: - на сцене: название мероприятия, таблица «Очки»; - эмблемы капитанов; - эмблемы участников. Этапы проведения: I. Представление и приветствие команд. II. Конкурс мимики и жестов. III. Конкурс «Перекачать информацию». IV. Конкурс капитанов.
V. Домашнее задание «Сказка о компьютере». Дорогие зрители и болельщики, уважаемое жюри! Мы начинаем нашу игру. Тема нашей игры: «Веселая информатика». Сегодня встречаются 2 команды: команда 7а класса и команда 7б класса. Представляю членов нашего жюри: I. «Приветствие». Сначала жеребьевка определит какая команда будет первой приветствовать нас с вами. Итак, первой будет открывать нашу игру команда... Жюри оценивает этот конкурс по 5-бальной системе. Спасибо командам. Жюри попрошу объявить свои оценки. Первые оценки команде.... Оценки команде... Оценки команде... За первый конкурс команды получают следующие оценки… II. «Конкурс мимики и жестов» Приступим к следующему конкурсу «Конкурс мимики и жестов». Помните анекдот: «Встретились двое глухих. Один держит в руке удочку. Другой спрашивает: «Ты что на рыбалку собрался?» «Да нет, я на рыбалку» «А я думал ты на рыбалку...» Информация была передана, но до адресата не дошла. При любом обмене информации должны существовать приемник и источник, иначе этот обмен не будет иметь никакого смысла. Сейчас 2 команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов. Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе. Задания попрошу получить капитанов у меня. На подготовку командам дается 3 минуты. Задания: Изобразить мимикой и жестами: I команде: Принтер Компьютер завис II команде: Мышь. Мальчика, играющего в компьютерную игру Пока команды готовятся, у меня есть задание зрительному залу. У нас сегодня необычная игра - вы тоже можете принять участие в ней - кто быстрее угадает, тот получит жетон. У кого в конце игры окажется больше всех жетонов, тот получит приз. Прежде чем хотите назвать ответ - поднимайте руку. Конкурс для зрителей и болельщиков: Скажите мне, какой язык программирования назван в честь первого программиста? Устройство визуального отображения информации. (ДИСПЛЕИ) Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск информацию и считывающее с него информацию. (ДИСКОВОД) Лицо, которое пользуется ЭВМ. (ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ) Центральный «мозг» компьютера, предназначенный для переработки информации. (ПРОЦЕССОР)
Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемый при работе с компьютером. (ВИНЧЕСТЕР) Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть. (МОДЕМ) Команды готовы. Первой выступает команда… Второй… Оценки жюри. Общий балл за два конкурса... III. Конкурс "Перекачать информацию". И вот черный колдун взял щепотку священной Пыли Знания и всыпал ее в кубок с огненным напитком. Задымилась влага, потускнели краски. И выпил рыцарь одним глотком этот кубок, и открылись ему все тайны мироздания. Это конец одного из видеофильмов, поклонниками которых являются многие их вас. В этой Пыли Знания была каким-то образом записана вся история цивилизации, т.е. Пыль Знания - это устройство для хранения информации. Для хранения информации в компьютере есть несколько устройств, которые объединяются общим названием "память". Так в компьютере есть оперативная память и внешняя память. Задания командам: дискета - это тарелка с водой, вода - информация, стакан - оперативная память. От команды выбрать одного человека - процессор, который будет при помощи ложки перекачивать информацию с дискеты в оперативную память. Жюри оценивает характеристики процессора - быстродействие и какой процессор больше перекачает информации. Первая команда получит 5 баллов, вторая - 4. Команды получают оценки. Общий балл... IV. Конкурс капитанов. Настало время показать себя капитанам. 1 конкурс. Чтобы нам получить представление о капитанах, об их способностях в программировании, мы послушаем, какую характеристику они дадут друг другу. Представление капитанов (2 балла) 2 конкурс. Эрудит. Вспомнить и написать, какие языки программирования они знают. (по 1 баллу за каждое слово.) Расшифровать закодированный текст и объяснить способ кодирования (2 балла): Поса шила ф фасе. Коляманлядаля. Ответы: Роза жила в вазе. (способ кодирования: глухие согласные заменяются на звонкие, звонкие - на глухие) Команда. (способ кодирования: после каждого слога вставляется слог ля)
Капитаны готовы, прошу сдать свои задания на оценку жюри. Пока жюри подводит итоги, а наша счетная комиссия подсчитывает общий балл, который получили команды за 4 конкурса, для вас конкурс: V. Конкурс для зрителей и болельщиков: У вас есть возможность помочь командам, за которые вы болеете, вам нужно называть фильмы, в названии которых есть число и говорить за какую команду вы отдаете свой голос, и к общему баллу команды добавляется 1 балл. Капитан команды получает... VI. Домашнее задание Итак, мы подошли к долгожданному решающему конкурсу «Домашнее задание». Каждой команде было предложено домашнее задание сочинить сказку на тему «Компьютер». На этой станции представители команд читают свои сказки. Команды должны были подготовиться и сейчас покажут нам эту сказку. Оценки... Победителем нашего сегодняшнего конкурса стала команда… Урок КВН на тему «От абака до компьютера» Сегодня у нас не обычный урок, который мы проведём в форме КВН. Тема нашей сегодняшней встречи «История развития вычислительной техники» и «Устройство компьютера». Команды в течении двух недель готовились к этому мероприятию они учили, придумывали, рисовали, творили и сегодня мы по достоинству оценим их труд. Урок КВН рассчитан на учащихся 7-х классов, 9-х классов – помощники в организации урока и учащиеся 10-11 классов – члены жюри. Цели урока: - образовательные: закрепить знания по истории развития вычислительной техники и устройствам ПК, - развивающие: развитие творческих способностей учащихся, повышение интереса к предмету - воспитательные: воспитание умения работать в команде, чувства ответственности за коллектив. Оборудование: презентация, раздаточный материал: кроссворды командам, карточки с цифрами 1, 2, 3 участникам, карточки с баллами для жюри, грамоты, призы, костюмы для конкурса историков, музыка. Подготовка к уроку. За две недели до начала мероприятия среди учеников 7-х классов выбираются две команды и получают следующее задание: выбрать капитана; придумать название; придумать приветствие и девиз, эмблему; придумать и обыграть сценку на тему «Урок информатики в школе будущего». Задание болельщикам: Состав жюри: ученики 10-11 классов – победители олимпиады по информатике, учителя информатики и математики. Данный урок является итоговым уроком по теме «Устройство ПК» и рассчитан на 2 часа. Ход урока I. Вводное слово учителя Сегодня у нас не обычный урок, который мы проведём в форме КВН. Тема нашей сегодняшней встречи «История развития вычислительной техники» и «Устройство компьютера».
Команды в течении двух недель готовились к этому мероприятию они учили, придумывали, рисовали, творили и сегодня мы по достоинству оценим их труд. II. Представление жюри III. Представление команд IV. Разминка На экране демонстрируется по одному ребусу, слово предоставляется по очереди каждой команде, в случае неверного ответа ход переходит другой команде. V. Конкурс кроссвордов Каждой команде даётся ребус, нужно отгадать 10 слов Кроссворд №1 Соединяет устройства ПК Интегральная … Устройство для ввода информации в компьютер Вид монитора Часть устройства из пункта 3 Манипулятор, используемый для компьютерных игр Другое название монитора На чём работали компьютеры 2-го поколения? Устройство для чтения и записи дисков У каждого символа он свой, например, у буквы а - 11100000 Кем был отец первой в мире программистки Человек, который изобрёл первую в мире механическую вычислительную машину. Кроссворд №2 Накопитель информации «Мозг» компьютера Как называлось первое вычислительное устройство в России Прямоугольная картонка с отверстиями, придуманная для программирования первых вычислительных машин Главная плата в компьютере Минимальная единица измерения информации Устройство для хранения информации Другое название монитора Первый в мире программист Вид монитора VI. Конкурс умников От каждой команды приглашается по одному участнику, претендующему название самого умного. Они получают карточки с цифрами 1, 2, 3. Прочитав определение им нужно поднять карточку с тем номером вариант ответа которого не подходит к начальному понятию. Сеть – это: 1. Соединённые между собой все устройства ПК 2. Рыболовная снасть 3. Несколько соединённых между собой ПК Диск – это: 1. Носитель информации 2. Геометрическая фигура 3. Спортивный снаряд Транзистор – это: 1. Устройство для прослушивания радиопередач 2. Вид компьютера 3. На этом устройстве работали компьютеры 2-го поколения Мышка – это: 1. Маленький грызун серого цвета 2. Компьютерный манипулятор 3. Устройство для ввода информации в компьютер Паскаль – это: 1. Язык программирования 2. Французский учёный, который изобрёл первую ЭВМ 3. Французский учёный, который изобрёл первую вычислительную машину VII. Конкурс историков В подготовке к этому конкурсу были задействованы ученицы 9-го класса, посещающие театральную студию. Они представляют следующие вопросы: Служа науке, он терпел лишенья, Был рок его тревожен и суров, Он злой судьбою избран был мишенью Скорей ударов, нежели даров. С тех пор, когда влекомый блеском таинств, Присущих математике, решил Супить на многотрудный путь, пытаясь Достичь математических вершин. О ком говорится в этом стихотворении? Ответ: Чарльз Беббидж 14 апреля 1682 года, в особняке герцогини Д’Эгийон в Малом Люксембурге произошло примечательное событие, описанное поэтом Жаном Лоре: От горничной до герцогини К математической машине Проявлен всеми интерес. И вот однажды некто … … с большим проникновеньем Им рассказал про вычисления и логику И тем исторг глубокий искренний восторг И в благодарность за беседу Был удостоен Архимеду. О ком писал Жан Лоре? Ответ: Блез Паскаль создал первую вычислительную машину «Паскалину» Дочь, птенчик, милая! На мать Похожа ль ты, единственно родная? В день той разлуки мне могла сиять В твоих глазах надежда голубая… * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * Спи в колыбели сладко, без волнения; Я через море, с горной высоты Тебе любимой, шлю благословенье, Каким могла б ты стать для моего томленья! Назовите автора этого стихотворения и скажите кому оно было посвящено? Ответ: поэт Джорж Байрон посвятил эти строки своей дочери Аде Августе Лавлейс, в девичестве Байрон, которая была первым в мире программистом. VIII. Конкурс капитанов Приглашаются капитаны от каждой команды и им даётся задание за время пока будет проходить следующий конкурс придумать как можно больше слов на буквы П и М. IX. Домашнее задание Команды показывают сценки на тему «Урок информатики в школе будущего», подготовленную заранее. X. Подведение итогов и награждение победителей Слово предоставляется жюри (каждый из членов жюри говорит слово командам, председатель жюри подводит итоги).
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями. Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит: 1. повысить мотивированность учащихся к обучению; 2. повысить их познавательную активность; 3. построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности; 4. создать условия для самостоятельного управления ходом обучения; 5. дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс; 6. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися; 7. вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса; 8. отследить динамику развития учащихся; 9. учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося. Список литературы
1. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с. 2. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. [текст] / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000. - 342с. 3. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников [текст] / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 1999. – 94с. 4. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) [текст] / Л.М. Митина– М.: «Дело», 1994. – 216с. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256с. 6. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с. 7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с. 8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. – 96с. 9. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|