Тема 2. Философия древнего мира занятие 1. Предфилософия древнего Востока (2 часа)
1. Предфилософия Древнего Востока. 2. Развитие философских идей в Древней Индии. 3. Формирование философских представлений в Древнем Китае. 10 Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятие «осевое время» (К. Ясперс); 2) отметить комплекс изменений, приведший к возникновению новых оригинальных мировоззренческих систем в 200-800 гг. до н.э.; 3) рассмотреть определяющие характеристики восточного стиля философии (идеализм, иррационализм, интровертность. космоцентризм. пессизм) и его отличие от западноевропейского; 4) дать содержательный обзор возникших концепций, включающих идеи циклического развития, тождества макрокосма и микрокосма; ритуала как выражения гармонии мироздания; стихийной диалектики; 5) раскрыть сущность нового концептуального подхода к миру. При подготовке второго вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятия: «Брахман», «Атман», «нирвана», «карма», «дхарма», «майя», «сансара», «четыре благородные истины»; 2) охарактеризовать комплекс ведической литературы как старейшего памятника индийской культуры; 3) дать содержательный обзор проблематики ведической литературы; 4) указать традиции и новаторство философских идей в Упанишадах; 5) провести сравнительный анализ проблем в ортодоксальных (вайшешика, миманса, веданта, ньяя, санкхья, йога) и неортодоксальных (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята) школах Древней Индии; 6) раскрыть причины возникновения и качественное своеобразие философских идей буддизма. При подготовке третьего вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятия: «Дао», «дэ», «ян», «инь», «недеяние», «жзнь», «ли»;
2) отразить специфику китайского мировосприятия;
3) рассмотреть символику Тай цзи («Чертёж Великого предела»); 4) охарактеризовать даосизм - древнекитайское религиозно-философское учение:
- отразить главные идеи трактата «Дао-дз-цзин»; - разъяснить диалектику Дао; - рассмотреть концепцию тождества макрокосма и микрокосма через категории Дао и дэ; - назвать основные принципы недеяния; 5) охарактеризовать конфуцианство как религиозно-этическое учение - отразить идеал социальной гармонии в конфуцианстве через ритуальное взаимодействие человека и социума; - рассмотреть качества «благородного мужа»; - охарактеризовать принцип «золотой середины»; - раскрыть сущность принципа «исправления имён» в конфуцианстве; - показать историческую и современную значимость конфуцианства. Контрольные вопросы 1. Что означает понятие «осевое время»? 2. Какова специфика восточного типа философствования? 3. В чем состоит философское новаторство Упанишад? 4. Какова основная задача ортодоксальных школ Древней Индии? 5. Какие основные философские идеи буддизма Вы знаете? 6. Что означает «учение о четырёх благородных истинах» в буддизме? 7. Каково диалектическое значение категории Дао? 8. В чём суть концепции недеяния в даосизме? 9. Какие необходимые добродетели «благородного мужа» Вы знаете? 10. Как с точки зрения конфуцианства можно обрести гармонию в Дополнительная литература 1. Ванина Е. Ю. Средневековое мышление. Индийский вариант. - М.: Издательство: Восточная литература, 2007. - 376 с. 2. Гийон Э. Философия буддизма. - М: ACT, Астрель. 2004. - 160 с. 3. Дао-дэ-цзин. Книга nyin и благодати. - М: Изд-во «ЭКСМО», 2006. -400 с. 4. Дасгупта С Философия йоги и ее! отношение к другим системам индийской мысли. - М.. «Наука», 2008. - 352 с. 5. Еремеев В. Е. Символы и числа «Книги перемен». - М.: Ладомир. 2005. - 600 с. 6. Индийская философия. Энциклопедия. - М: Восточная литература, 2009. -
7. История восточной философии / отв ред. М. Т. Стспанянц - М.: ИФ РАН, 1998. - 8. История китайской философии. - М: Прогресс, 1989 - 552 с. 9. Китайская философия Энциклопедический словарь. - М: Мысль, 1994. - 576 с. 10 Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. - М.: Изд-во «ЭКСМО»; Харьков: Фолио, 2007.-958 с. 11. Лукьянов А Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. - М., 2001 - 384 с. 12. Малявин В. В. Конфуций. - М.: Молодая гвардия, 2010. - 429 с 13. Маслов А. А. Тайный код Конфуция. - М.: Феникс, 2005. -279 с. 14. Машненкова Л. П Конфуцианско-даосисгский тип культуры / Введение в культурологию: учебное пособие доя вузов. - 2-е изд. - М.: Владос, 1995. - С. 127-161 15. Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юн». - М. Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1998. - 588 с. 16. Радхакришнан С. Индийская философия. - М Академический проект. Альма Матер, 2008.-1008 С. 17. Степанянц М. Т. Восточная философия - М., 2001 - 512 с. 18. Упанишады / Перевод и предисловие А. Я Сыркина. - М: Наука, 1967. - 336 с. 19. Чаттсрджи С. Дала Д. Индийская философия. -М.: Селена, 1994. —416 с. 20. Чаттопадхьяя Д. Or санкхьи до веданты. Индийская философия: даршаны, категории, история. - М.: Сфера, 2003. - 320 с. 13 Занятие 2. Античная философия (2 часа) 1. Исторические условия возникновения древнегреческой философии. 2. Древнегреческая философия досократовского периода. 3. Античная философия классического периода. 4. Римско-эллинистическая философия: поиск внутренней гармонии. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо: 1) раскрыть предпосылки возникновения философии в Древней Греции в VI-VI1 вв. до н.э.; 2) отразить своеобразие путей формирования систематизированного философского знания в Древней Греции; 3) охарактеризовать этапы развития древнегреческой философии: досократический (натурфилософский). классический, римско-эллинистический; 4) дать содержательный обзор проблем античной философии. При подготовке второго вопроса необходимо: 1) рассмогреть понятия: «натурфилософия», «субстанция», «космология», «космогония», «архз», «апейрон», «апория»; «Логос»; «детерминизм»; «метемпсихоз»; «монадология»; 2) отразить представление о чувственно-материальном космосе в натурфилософских учениях досократического периода;
3) охарактеризовать проблему первоначала в натурфилософии Древней Греции; 4) разъяснить стихийный материализм Милетской школы и Гераклита Эфесского; 5) проследить развитие идеалистических представлений в пифагореизме и Элейской школе; 6) дать содержательный обзор атомистической философии Левкиппа и Демокрита. При подготовке третьего вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятия: «справедливость», «демиург», «объективный идеализм», «релятивизм», «майевтика», ((диалектика», «логика», ((утопия»; 2) отметить обращение античной философии к проблеме человека как познающего морально-нравственного субъекта; 3) разъяснить принципы релятивистской философии софистов, 4) раскрыть суть диалектического метода Сократа - майевтики; 5) охарактеризовать основные положения идеалистической философии Платона:
- объективный идеализм: теория идей; - теория знания как припоминания; - идеалистическая диалектика общего и единичного; - демиургическая космология; - учение о душе; - классификация форм государственного устройства; - утопия: учение о справедливом государстве; 6) дать содержательный обзор философии Аристотеля как своеобразного - критика объективного иде&тизма Платона; - дуалистическое учение о форме и материи; - проблемы генезиса и природы познания; - диалектический метод Аристотеля; - структура философского знания; - логика; 15 - социально-политические и этические взгляды Аристотеля. При подготовке четвертого вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятия: «атараксия», «апатия», «анатея», «патеизм», «тропы», «пневма»; «сенсуализм»; 2) обратить внимание на изменение содержания философских проблем, а именно выдвижение на первый план вопросов этической направленности в философских школах эпикурейцев, стоиков и скептиков; 3) охарактеризовать философию эпикуреизма по трем разделам: этика, физика, каноника; 4) дать содержательный обзор философии стоицизма по проблемам этики, физики и логики.
5) рассмотреть философию скептицизма, а также её аргументы (систему «тропов») в пользу сомнения в возможности познания реального мира; 6) охарактеризовать историческую значимость древнегреческой философии. Контрольные вопросы 1. Какие социально-политические и экономические причины повлияли на возникновение философии в Древней Греции? 2. Какая философская идея была определяющей для первых греческих натурфилософов? Приведите примеры. 3. Что означает стихийный материализм? 4. В чём заключаются различия философских концепций Милетской школы, Гераклита Эфесского и Элейской школы. 5. В чём суть числовой гармонии Пифагора? 6. Какие проблемы своими апориями затронул Зенон? 7. Какова виртуальная реальность в атомической философии Демокрита? 8. Как возможна познавательная деятельность с точки зрения атомизма? 9. Что такое софистика? Приведите примеры софизмов. 10. Что означает диалектический метод Сократа? 11. Каковы основные философские идеи Платона? 12. Каковы принципы платоновского устройства идеального государства? 13. В чём заключается дуализм Аристотеля? 14. Каковы взгляды Аристотеля на человека и общество? 15. Какие общие проблемы характерны для всех эллинистических философских школ? 16. Что такое «атараксия»? 17. Можно ли назвать эпикуреизм гедонистическим учением? Почему? 18. Каковы главные идеи стоицизма? 19. Почему скептики сомневаются в познавательных способностях человека? Дополнительная литература 1. Антология мировой философии. Античность. - Мн. Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 960 с. 2. Аемус В Ф. Античная философия. - М: Высшая школа, 2009. -400 с. 3. Бородай Т. Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. - М., 2008. - 284 с
4 Васильева Т. В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля. - М.: Паука. 1985. - 161 с. 5 Геворкян А. Т. Тайна Платона: текст лекций. - Ер.: Чартарагет, 2008. - 159 с.
6. Гомперц Т. Греческие мыслители. - Мн.. Харвест, 1999. - 752 с. 7. Гончарова'! В. Эпикур -2-еизд..-- М.: КомКнига, 2010.-336 с. 8. Досократики - Мн.: Харвест, 1999. - 784 с. 9. Ильенков Э. В. Античная диалектика как форма мысли / Э. В. Ильенков. Философия и культура. - М: Политиздат, 1991.
10. Кессиди Ф. X. Сократ. - СПб.: Алетейя, 2001. - 352 с. 11. Кессиди Ф. X От мифа к логосу. (Становление греческий философии). - М.: Мысль, 1972. 12. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 2005 - 392с. 13. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. - М: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба Мамардашвили, 2009. - 248 с. 14. Нахов И. М. Философия киников. - 2-е изд., доп. - М.: Книжный дом «Либроком», 2010. - 226 с. 15. Мерссеянц В С. Платон. - М: Мысль, 1984. -104 с.
16. Ракчеева Н. Е. Государство. Платон. - ML: МАКС Пресс, 2001. - 202 с. 17. Форлендер К. История философии. Античность. Средние века - М.: Книжный дом «Либроком». 2010.-282 с. 18. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. - М.: Высшая школа, 2001. - 704 с 19. Чернышев Б. С Софисты. - 3-е изд. - М.. КомКнига, 2010. - 176 с. 20. Этика стоицизма. Традиции и современность / под ред. А. А. Гусейнова. - М, 1991. Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философские источники христианства. 2. Христианская апологетика и патристика. 3. Схоластика как особый тип философствования. 4. Философия эпохи Возрождения. 18 Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятия: «креационизм>>, «монотеизм», «теология», «теизм», «экзегетика», «эманация»; «плерома», «эон». 2) охарактеризовать исторические условия, послужившие причинами возникновения христианства; 3) дагь содержательный обзор источников возникновения христианского мировоззрения; 4) раскрыть основные положения неоплатонизма, особенное внимание уделить учению Плотина о триаде (Единое - Ум -Душа) как источнике всего сущего и о космосе как воплощенной эманации божественною; 5) охарактеризовать учение Филона Александрийского о Логосе как попытку синтеза языческих и христианских идей; 6) отразить дуализм гностицизма и его идейное соперничество с христианством. При подготовке второго вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятия: «апокалипсис», «апокатастасис», «персона», «провиденциализм», «символ веры», «теодицея», «теизм», «экзегетика», «эманация», «эсхатология»; 2) охарактеризовать цели, задачи, проблемы христианской апологетической деятельности; 3) определить подходы к античному философскому наследию в трудах Юстина, Тертуллиана, Климента, Оригена; 4) дать характеристику патристике как деятельности «отцов церкви» по формированию основополагающих для христианского мировоззрения догматов. 19 5) рассмотреть основные направления патристики: - западная патристика: универсализм Августина Аврелия; - восточная патристика: тринитарная доктрина каппадокийских «отцов церкви»: Григория Назианзина, Василия Великого, Григория Нисского. При подготовке третьего вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятия: «номинализм», «реализм», «универсалии», «партикулярии», «мистика», «бритва Оккама»; 2) отразить специфику и своеобразие схоластической философии; 3) привести основные черты схоластического мышления и его проблематику; 4) разобрать основные направления схоластики: реализм и номинализм, охарактеризовав их спор относительно места и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания; 5) дагь характеристику основных положений философии Фомы Аквинского как грандиозной попытке систематизации ортодоксальной схоластики; разобрать пять доказательств бытия бога; 6) рассмотреть теорию двойственной истины в философии Иоанна Дунса Скога; 7) исследовать методологический принцип Уильяма Оккама; 8) дать содержательный обзор мистических идей поздней схоластики (Иоганн (Мейстер) Экхарт); 9) показать историческую значимость средневековой философии; При подготовке четвертого вопроса необходимо: 1) рассмотреть понятия: «гуманизм», «ренессанс», «секуляризация», «антропоцентризм», «индивидуализм», «субъективизм»; 2) отразить исторические перемены, возникшие на рубеже XII-XV вв.; 3) охарактеризовать проблему человека и человеческой индивидуальности в учениях гуманистов эпохи Возрождения (Алигьери Данте, Франческо Петрарки. Мишеля Монтеня); 4) разъяснить полемику Мартина Лютера и Эразма Роттердамского о свободе воли; 5) отразить проблему бога и мира в натурфилософии эпохи Возрождения:
- в пантеизме Николая Кузанского, Джордано Бруно; - в гелиоцентрической системе в варианте Николая Коперника; 6) разобрать проблему общества и государства в социально- - «сильного государства» Никколо Макиавелли; - «справедливого государства» в утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы; 7) охарактеризовать историческое значение философии эпохи Контрольные вопросы 1. Когда и где возникает христианство? 2. Что стало причинами появления христианства? 3. Какие учения стали теоретическими источниками христианства? 4. Чем отличается эманация от креационизма? 5. Какой смысл вкладывал Филон Александрийский в своё учение о Логосе? 6. Что такое экзегетика? 7. В чём заключается дуализм гностицизма? 8. В чём состояла главная задача апологетов? 9. Как разрешалась проблема знания и веры в апологетике и патристике? 2! 10. Что такое «символ веры»? 11. Какие основные вопросы теологии решались отцами церкви? 12. Что такое схоластика? 13. В чём сущность средневековой проблемы универсалий? 14. Определите содержание понятий «реализм» и «номинализм». 15. Как решалась проблема доказательства бытия бога в схоластической философии? 16. Что означает методологический принцип, названный «Бритвой Оккама»? 17. Какую проблему средневековой философии разрешала «теория двойственной истины»? 18. Какие основные идеи средневекового мистицизма Вы знаете? 19. Почему период с начала XIV— последняя четверть XVI веков назван эпохой Возрождения (Ренессансом)? 20. Какие особенности присуши философии эпохи Возрождения? 21. Какой идеал человека был сформирован первыми философами-пианистами эпохи Возрождения? 22. Каковы основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения? 23. Что такое утопия? Дополнительная литература 1 Антология мировой философии: Возрождение. - Мн. Харвест, М.. ООО «Издательство ACT», 2001. - 928 с. 2. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. В 2-х т. - М. РХГИ, 2008. 3. БюнскиЙ П. П. Философия Плотина. - 2-е изд., испр. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 376 с. 4. Гайденко В. П, Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. - М.: Наука. 1989 -352 с. 5. Ганс Йонас Г Гностицизм (I ностическая религия). - Спб: Лань, 1998, К.: PSYI.IB, 2007. 6. Герьс В. Н. Блаженный Августин. - М, 2003. 7. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. - М.. Высшая школа, 1980 -368 с 8. I офф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М: Издательская группа ((Прогресс», «Прогресс-академия», 1992. 9. Иейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / перевод Г. Дашевского. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 528 с.
10. Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригеиа и Абеляр // Историко-философский ежегодник, 1988 - М., 1988 - С.57-71 11. Майоров Г Г. Формирование средневековой философии' Латинская патристика. - 2-е изд. - М: Книжный дом «Либроком»», 2009. - 296 с. 12. Мистицизм: теория и история. - М.: ИФ РАН, 2008. - 203 с. 13. Саврсй В. Я. Александрийская школа в истории фииософско-богословской мысли. - М.: КомКнига. 2006. - 1008 с. 14. Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. -СПб.: Алетейя, 2001 -242 с. 15 Соколов В В. Средневековая философия. - М.: ЛКИ, 2010. - 352 с. 16. Суини М. Лекции по средневековой философии / перевод А. К. Лявданского. -М.: «Греко-латинский кабинет», 2001. 17. Хорьков М. Л. Майстер Экхарт: Введение в философию рейнского мистика -М.: Наука, 2004. 18. Чслышсв П. В. Духовный опыт античного неоплатонизма; Плотин и Прокл о смысле человеческой жизни. - М.: Изд-во МГТУ, 2010. - 93 с. 19. Шенк К. Филон Александрийский: введение в жизнь и творчество. - М., 2007. - 275 с. j 20. Шестаков В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. - М.: Несгор-История, 2007. - 280 с. 21. Штекль А. История средневековой философии. - М.: Книжный дом «Либроком», 2010. - 314 с. 23 ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Эмпирическая философия Нового времени. 2. Рационалистическая философия Нового времени. 3. Философия европейского Просвещения. Методические рекомендации При подготовке первого вопроса необходимо: 1) рассмотреть общие для всей темы понятия: «рационализм», «эмпиризм», «метод», «дедукция», «индукция», «общественный договор)), «теория идолов», «сенсуализм», «субъективный идеализм», «tabula rasa», «субстанция», «монада», «врождённые идеи», «модус», «атрибут»; 2) охарактеризовать научную революцию XVII века; 3) рассмотреть новую механическую картину мира Исаака Ньютона; 4) проследить формирование идеи научного метода как всеобщего пути к знанию в эмпирическом направлении философии Нового времени (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк). 5) дать содержательный обзор социально-политических идей Томаса Гоббса и Джона Локка. При подготовке второго вопроса необходимо: 1) рассмотреть проблему научного познания в рационалистическом направлении философии Нового времени (Рене Декарт); 2) отразить основные положения философии Бенедикта Спинозы; 3) рассмотреть философские идеи монадологии Готфрида Вильгельма Лейбница; 4) охарактеризовать решение проблемы субстанции в дуализме Р. Декарта, пантеизме Б. Спинозы и плюрализме Г. Лейбница. При подготовке третьего вопроса необходимо: 1) рассмотреть истоки и проблемы философии эпохи Просвешения; 2) охарактеризовать английское Просвещение, включая:
- субъективный идеализм Джордж Беркли; - скептицизм Дэвида Юма как завершение эмпиризма XVII века; 3) дать содержательный обзор философии французского Просвешения - общественно-правового идеала в философии родоначальников французского Просвешения (Франсуа Мари Вольтер (Аруэ), Шарль Луи де Монтескье, Жан Жак Руссо); - самодостаточности природы в системе механического материализма (Поль Анри Гольбах); - сенсуализма и теории отражения в познании (Жюльен Офре дс Ламетри); - этических концепций среды и «разумного эгоизма» (Клод Адриан Гельвеций, Дени Дидро). 4) рассмотреть философию немецкого Просвешения, обозначив: - продолжение рационалистической традиции XVII века в метафизике Христиана Вольфа; - романтизм как идейное и художественное течение немецкого Просвещения (Готхольд Эфраим Лессинг, Иоганн Вольфганг Гёте, Фридрих Шиллер). » Контрольные вопросы 1. Что подразумевает научная революция XVII века? 2. Какова новая научная картина мира складывается в эпоху разума? 3. Какие гносеологические проблемы характерны для Нового времени? Как они решаются в эмпиризме и рационализме? 4. В чём суть новой индукции Ф. Бэкона? 5. Что такое «общественный договор»? 6. Какое «естественное состояние» характерно для людей с точки зрения теории Т. Гоббса? 7. Что подразумевается под теорией «tabula rasa» Дж. Локка? 8. Какие принципы лежат в основе рационалистической философии Р. Декарта? 9. Как разрешается проблема субстанциональности в пантеизме Спинозы и монадологии Лейбница?
10. Что означает тезис Беркли: «Существовать - это значит быть воспринимаемым»? 11. В чём суть скептицизма Д. Юма? 12. Почему интеллектуальное и духовное движение конца XVII - начала XIX вв. получает название Просвещение? 13. Как понимали «равенство» родоначальники французского Просвещения? 14. Что означает механический материализм? 15. Какие новые этические концепции возникают в среде французских материалистов? 16. Как развивается рационализм в немецком Просвещении? 17. Как представлен конфликт личности и общества в немецком романтизме? Дополни тельная литература 1. Акройд П. Исаак Ньютон. Биография / пер. с англ. А. Капападзе. - М.: КоЛибри, Азбука-Атгикус, 2011. 2. Васильев В. В. Философская психология в эпоху Просвещения. - М.. Канон +. РООИ «Реабилитация», 2010. -520 с. 3. Кузнецов В. И. Европейская философия XVIII века. - М.. Академический проект, 2006.-344 с. 4. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязное А. Ф. Западноевропейская философия XVIII века. - М.: Высшая школа, 1986. - 400 с 5. Нарекий И. С. Философия Д. Юма. - М.: Изд-во Московского университета, 1967. 6. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебник для вузов. -3-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2003. - 428 с. 7. Сретенский Н. Н. Лейбниц и Декарт - М.: Наука, 2007. - 184 с 8. Фалькеиберг Р. История новой философии от Кузанского до Канта. - М.: Книжный дом «Лнброком», 2010 - 288 с. 9. Фишер К. История Новой философии: Бенедикт Спинозы. - М: ACT, Транзиткнига, 2005. - 560 с.
10. Фишер К. История Новой философии: Рене Декарт. - М.: ACT, 2004.-496 с 11. Шашкевип П Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. - М., 1976.-302 с. 12. Ягодинский И. И. Философия Лейбница. - М: Наука, 2007. - 368 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|