Я (Ich; Ego) Принцип реальности
Оно (Es; Id) Бессознательное – Принцип Удовольствия В основе формирования Сверх-Я лежит отказ от любовных и важдебных эдиповских желаний. Сверх-Я ребенка складывается не по образу родителей, но по образу Сверх-Я родителей: оно наполнено теми содержаниями, традициями и ценностными суждениями, которые передаются из поколения в поколение. По Фрейду, формирование Сверх-Я связано с угасанием Эдипова комплекса: отказываясь от исполнения запретных желаний, ребенок преобразует нагрузку родительских персонажей в самоотождествление с родителями и интериоризует запрет. При этом Фрейд подчеркивал разницу между мальчиком и девочкой: у мальчика комплекс Эдипа неизбежно сталкивается с угрозой кастрации, вследствие чего возникает «строгое Сверх-Я». У девочки же «… комплекс кастрации не только не устраняет Эдипова комплекса, но напротив, подготавливает его появление <…> Эдипов комплекс у девочки сохраняется надолго и затем устраняется, хотя и не полностью. При таких условиях страдает процесс образования Сверх-Я: оно не достигает той мощи и той независимости, которых требует его роль в культуре»
Я – инстанция, часть психического аппарата, результат действия защитных механизмов, метафора всего организма в целом. Влечение к самосохранению. Фрейд утверждал, что различие между Я и Оно соответствует традиционному разграничению между разумом и страстями. По Фрейду Я – это вовсе не синоним сознания, которое он связывает с текущим, наличным восприя-тием и называет функцией системы Восприятие-Сознание [Wahrnehmung-Bewusstsein]. Сознание находится на периферии психического аппарата и принимает информацию одновременно из внешнего и внутреннего мира. Восприятие-Сознание Фрейд часто считал функцией системы предсознательного, или, точнее, Предсознания-Сознания.
Система Восприятие-Сознание располагает свободно перемещающейся энергией и может нагру-жать ею тот или иной элемент (механизм внимания). Сам Фрейд: «Сознание – это субъектив-ный аспект той части физических процессов в нервной системе, которая связана с восприятием».
Оно – резервуар психической энергии, находится в постоянном конфликте с Я и Сверх-Я, которые возникают, отпочковываясь от него. (Фрейд ссылался на Ницше). Георг Гроддек – немец-кий врач, впервые предложил термин Оно для обозначения некоего безличного принципа, опреде-ляющего жизнь человека.
Эдипов комплекс – упорядоченная совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Позитивная и негативная формы Эдипова комплекса. Достигает своей высшей точки между тремя и пятью годами, в фаллической фазе; его угасание наблюдается при наступлении латентного периода (между пятью и шестью годами) – периода упадка детской сексуальности: время остановки в эволюции сексуальности, появление стыда и отвращения, возникновение нравственных и эстетических стремлений, преобладание нежности над сексуаль-ностью, самоотождествление с родителями, развитие сублимации, усиление вытеснения. В пубертатный период наблюдается возрождение Эдипова комплекса, который преодолевается тем или иным выбором объекта. Эдипов комплекс – основа структурирования личности и формирования человеческих жела-ний, ядро неврозов; для психоаналитиков – это универсальная структура не только в психике человека, но и в различных культурах.
Критика Б. Малиновского. В некоторых культурах, где отец не выполняет репрессивной функции, Эдипова комплекса не существует и на его месте складывается ядерный комплекс, характерный для данной социальной структуры. Сталкиваясь с такими культурами, психоаналити-ки пытаются выяснить, какие реальные лица, какие институты воплощают функцию запрета, в каких социальных механизмах складывается структура треугольника: ребенок – естественный объект его желаний – носитель закона. Например, Ж. К. Леви-Стросс («Элементарные структу-ры родства») видел в запрете инцеста всеобщий, необходимый и достаточный закон отделения «культуры» от «природы».
Либидинальные стадии (стадии развития либидо):
1.1. Оральная (ранняя)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|