Организация выполнения курсовых работ по дисциплине «Педагогическая психология»
Подготовка курсовой работы - важная форма учебной и научной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование». Написание курсовой работы по дисциплине «Моделирование образовательных программ» представляет собой многоэтапный процесс, который включает в себя: 1) выбор темы; 2) разработка плана исследования; 3) сбор, обработка и обобщение материалов по теме; 4) проведение эмпирического исследования, формирование собственной точки зрения студента на основе собранного и систематизированного материала, обдумывание выводов по работе и их аргументации; 5) написание и оформление работы; 6) защита курсовой работы.
II. НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО КУРСОВЫМИ РАБОТАМИ
Курсовая работа по дисциплине «Педагогическая психология» выполняется под научным руководством преподавателей кафедры педагогической психологии и педагогики. В исключительных случаях к руководству курсовыми работами привлекаются преподаватели других кафедр Института экономики, управления и права. По общему правилу, научный руководитель назначается тому или иному студенту, а не студент выбирает себе руководителя. Исключения возможны в том случае, если студент занимается научно-исследовательской работой в рамках научного студенческого общества по педагогической психологии и педагогике либо работает по индивидуальному плану. Руководство научной работой студентов, являющихся членами научного студенческого общества по педагогической психологии и педагогике, осуществляют преподаватели, ответственные за работу указанного кружка. Научный руководитель призван помогать студентам в выборе темы курсовой работы, разработке плана исследования, давать рекомендации методологического и иного характера, касающиеся сбора и систематизации материала по теме работы, консультировать по вопросам, возникающим в связи с работой над содержанием и оформлением текста сочинения, указывать на методологические, содержательные ошибки и погрешности, допущенные студентом.
Следует подчеркнуть, что научный руководитель не является соавтором работы. Также руководитель не обязан заниматься подбором материалов по теме работы, он лишь указывает пути поиска, предлагает перечень рекомендуемых к изучению научных и учебных работ. Этот перечень может быть составлен самим руководителем либо предложен путем отсылки студента к перечню материалов, обозначенному в учебно-методических пособиях. Научный руководитель не выступает корректором работы, он призван осуществлять лишь научную редакцию текста.
Студент должен периодически информировать научного руководителя о ходе исследования, вовремя и в установленные сроки определить тему работы, являться на консультации, сдавать черновые и окончательный вариант курсовой работы, в случае допуска последней к защите – присутствовать на защите работы в назначенный кафедрой день. Кафедра может поставить на обсуждение вопрос о студентах, которые не выполняют график работы, отсутствуют на консультациях. При необходимости на заседании кафедры заслушиваются преподаватели, осуществляющие научное руководство студентами.
III. ВЫБОР ТЕМЫ РАБОТЫ
Студент выбирает тему работы из перечня, разработанного преподавателями кафедры педагогической психологии и педагогики и утвержденного на заседании кафедры. При этом необходимо исходить из возможных перспектив дальнейшей научной работы студента его личных интересов. Не рекомендуется выбирать тему, которая ни коим образом не затрагивает интересы студента. В идеале следует исходить из того, какой профиль выберет студент, над какими проблемами он будет работать. Нужно учесть склонности к изучению тех или иных отраслевых наук, событий текущей общественной жизни. Научный руководитель может рекомендовать ту или иную тему также исходя из степени ее разработанности, обеспеченности источниками.
Перечень тем курсовых работ, утвержденный кафедрой, включает актуальные на настоящий момент темы. В то же время студенты, которые приняли решение заниматься научной работой в научном студенческом обществе по психологии и педагогике, могут по согласованию со своим научным руководителем и с разрешения заведующего кафедрой педагогической психологии и педагогики выбрать тему работы, которая не входит в перечень официально утвержденных тем. Тему курсовой работы необходимо выбирать заблаговременно, с учетом рекомендаций научного руководителя, не позже срока, установленного кафедрой – 20 октября текущего года (для студентов дневного отделения). Выбранная тема курсовой работы регистрируется методистом кафедры педагогической психологии и педагогики в специально заведенном журнале. Последующее изменение темы работы не допускается, возможна лишь корректировка темы с разрешения заведующего кафедрой по ходатайству студента и его научного руководителя. Перечень тем составлен таким образом, что исключается работа над одной и той же темой одновременно двумя студентами, обучающимися на одном курсе. В целях усиления связи обучения с практикой и подготовки студента к практической работе кафедра может рекомендовать студентам выполнение заказных тем курсовых работ, по заказам школ, детских садов, учреждений дополнительного образования и т.п. IV. РАЗРАБОТКА ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
После выбора темы работы студент под руководством научного руководителя приступает к составлению плана курсовой работы. В первую очередь должен быть разработан план работы, который должен включать следующие элементы: введение; основная часть с главами, подразделенными на параграфы; заключение; список использованной литературы[1]. Оптимальное количество глав в основной части работы – две. Как правило, каждая глава должна быть разбита на параграфы, число которых может варьироваться от двух до четырех. Не допускается составление плана, в котором фигурирует много глав без структуризации на параграфы. Естественно, что конкретный план индивидуален и зависит от темы работы, тех проблем, которые входят в ее круг. Однако принято строить изложение курсового сочинения по принципу «от общего – к частному». Исследование того или иного явления, которое обозначено как основное в теме работы, стоит начать с рассмотрения понятия, основных признаков, а затем переходить к анализу отдельных аспектов или разновидностей явления.
Заголовки к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем словесном выражении. Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам – все это служит характеристикой курсовой работы. Перед началом работы над курсовым сочинением необходимо составить проспект работы, которым должен отражать логику исследования темы. Он в сжатом виде включает самые главные аспекты тематики, которые необходимо раскрыть. Рекомендуется составлять для себя так называемый расширенный проспект, в котором можно более четко отразить, по какой схеме пойдет изложение в каждой главе и каждом параграфе. Каждый параграф можно строить по системе: определенный тезис – анализ точек зрения по данному вопросу – критический анализ точек зрения с аргументацией, с изложением фактов, подтверждающих или опровергающих ту или иную точку зрения – выводы автора, то есть собственная формулировка понятия, которую предлагает студент. Конечно, подробный обзор научных взглядов может быть затруднительным для студента, так что в этом случае фактологическое обоснование и аргументация, почему студент склоняется именно к изложенной им точке зрения, обязательны.
При составлении расширенного проспекта получится, что у студента есть подробный алгоритм работы над курсовым сочинением. Кроме того, в таком случае более осмысленным и четким будет процесс подбора и обобщения материала. Наконец, расширенный проспект помогает видеть студенту общее построение, структуру работы, то есть ее архитектонику. Здесь очень важно, чтобы были соблюдены пропорции объема глав и параграфов. Нельзя допускать, чтобы одни главы были по объему слишком маленькими, а другие очень большими. То же самое качается и параграфов. Рекомендуется параграф строить по объему не менее чем на 3-4 страницы. Поэтому в плане должен быть сразу определен примерный объем каждой структурной части сочинения. Следует также учесть, что названия глав не должны повторять название темы работы; названия параграфов – название темы и глав, поскольку общее название темы отражает общее направление исследования, а названия глав и параграфов – только отдельные аспекты. Если для студента сложно сразу составить полный план работы, то рекомендуется начать с предварительного плана. Однако и в нем нужно обозначить хотя бы названия глав. В последующем количество параграфов в главах и их названия корректируются по согласованию с научным руководителем. Студент также должен стараться составить план работы над курсовой работой в целом. Это требование не является обязательным, однако составление такого плана полезно для точного распределения времени и сил. Можно составить график совершения действий по сбору материала, написания и представления глав работы по отдельности, затем работы в целом. Этот план также необходимо согласовывать с руководителем. Сроки данного плана не должны устанавливаться более длительными, чем сроки, установленные кафедрой. В то же время более ранние сроки допускаются по согласованию с научным руководителем. План работы студента над курсовым сочинением можно конкретизировать, то есть подробно расписать, в каких формах будет проходить работа по сбору и обобщению материалов (например, работа в библиотеках, с информационными справочными системами, с использованием поисковых программ), экспериментальное исследование, над текстом (например, сроки написания глав в черновом варианте, работа над выводами и аргументацией, вставка примеров из педагогической практики, если необходимость в ней имеется), над оформлением курсового сочинения. План работы над курсовым сочинением может выглядеть следующим образом: Подготовительный этап: 1. Составление плана содержания и плана работы над курсовым сочинением и согласование его с научным руководителем;
2. Работа в библиотеках (далее по каждому виду действий указываются сроки); 3. Работа с информационно-справочными системами; 4. Систематизация материала. Рабочий этап: 1. Осмысление проблематики и формирование личного отношения студента к постановке и разрешению проблем; 2. Эмпирическое исследование 3. Написание глав; 4. Работа над выводами по главам; 5. Работа над выводами в целом; 6. Оформление научно-справочного аппарата (цитаты, сноски, список литературы); 7. Сдача чернового варианта работы научному руководителю. Заключительный этап: 1. Доработка чернового варианта с учетом замечаний руководителя; 2. Окончательное оформление курсовой работы с учетом предъявляемых требований; 3. Сдача окончательного варианта работы научному руководителю; 4. Проверка работы руководителем, решение вопроса о допуске работы к защите и составление рецензии с замечаниями; 5. Допуск работы к защите заведующим кафедрой; 6. Подготовка к защите курсовой работы; 7. Защита курсовой работы. Дополнительный этап (в случае получения оценки «неудовлетворительно» на защите): 1. Исправление замечаний и недочетов, указанных во время защиты; 2. Дополнительная подготовка к новой защите; 3. Новая (повторная) защита работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|