Методика изучения устойчивости внимания. Тест Пьерона-Рузера
Проблемы и рекомендации для дальнейшей работы с учеником
Проблема
Р.учителям
Р.родителям
Р.ученику
Повышенная тревожность
· Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий
· Избегать публичной критики
· Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один. При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы
· Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками
· Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика
· Не требовать немедленного включения в деятельность
· Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц)
· Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно
· Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия
· Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы
· Находить позитивные моменты в негативных ситуациях
· Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи.
· Разрешать ребенку ошибаться
· Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей
· Престать критиковать себя по пустяковым поводам
· Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся
· Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней
· Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию
Отвлечения
· Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения
· Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический)
· Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми
· Предложить составить опорную схему урока, параграфа
· При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка
· Устанавливать сроки для работы
· Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки
· На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке
· Выполнять интересные упражнения для развития внимательности
· Выделять в окружающих явлениях, предметах детали
· Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания
· При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв)
Небогатый словарный запас
· Давать возможность высказаться, выражать свои мысли, помогать подбирать слова
· Помогать довыразить мысль, чтобы не терялась нить ответа
· Предлагать интересную для чтения литературу, пользуясь педагогическим авторитетом воспитанников
· Приобщать к чтению познавательной, художественной литературы. При отсутствии мотивации «рекламировать» произведения, книги, ориентируясь на интересы ребенка
· Показывать на примерах плюсы развитой, грамотной речи
· Приводить комичные примеры неграмотности из литературы, анекдотов
· Стимулировать речевую активность
· Употреблять в речи синонимы общеупотребительных слов, объясняя их значение
· Играть в развивающие речь игры
· Помогать в работе с текстами, учить выделять главное
· Возможно обращение к репетитору по русскому языку и культуре речи
· Описывать в дневнике свой день, подробно, как будто пишешь увлекательный рассказ
· Учить стихотворения и поэмы
· Читать познавательную и художественную литературу
· Читать тексты вслух, проговаривая слова, пересказывать их
· Обращаться к энциклопедиям и словарям за помощью
Неформальный лидер
· Не давать диктовать свои условия одноклассникам
· Спрашивать не только мнение ученика, но и класс, давая другим выразить свое
·
· Прислушиваться к чужому мнению
· Учиться слушать и уважать мнение другого
Стремление угодить учителю
· Выявить мотивы такого поведения
· Не поощрять подобных действий ребенка
· Не выделять из классного коллектива без заслуженного повода
· Сказать, что вы его цените и принимаете таким, какой есть. «Ты можешь мне помогать, если есть искренняя потребность, я ценю помощь, но на оценки это не влияет»
· Одобрять и хвалить ребенка, отмечая ценность его достижений
· Выражать свою поддержку и любовь
· Принимать его таким, какой он есть, почаще говорить об этом, чтобы желание заслуживать любовь окружающих ослабевало
· Перестать подавать подобный пример самим
· Снизить ценность отметок
· Беседовать о целях ребенка, его планах, школьных делах, обсуждая продуктивные стратегии достижения цели вместо стремления угождать
Разобраться в себе, ответить на вопрос «Почему я стремлюсь угождать учителю», «Есть ли другие способы достижения своих целей?»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика изучения устойчивости внимания. Тест Пьерона-Рузера
За 1 минуту Лиза обработала 81 геометрическую фигуру, без ошибок, что свидетельствует о среднем уровне концентрации внимания (3 ранг).
Методика на мышление детей 7 - 14 лет. " Исключи слова"
Данная проведенная методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей и подростков, их умения выделять и строить обобщения понятий.
Лиза выполнила все задания, получила 4 балла. Следственно она способна давать общие понятия, называть существенные признаки.