б) художественные стили средневековья.
ТЕМА №5 КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ПЛАН: 1. Понятие «Средневековье» в гуманитарной науке (15 мин) 2. Средневековье как христианский тип культуры: а) ценности религиозного сознания; б) художественные стили Средневековья (45 мин) 3. Рыцарство в культуре позднего Средневековья (30мин) Литература: 1.Культурология: Учеб. пособие для вузов; под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 2.Силичев, Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: «ПРИОР», 20012. 3.Культурология/под ред. Ю.Н.Солонина, М.Г.Кагана. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 566с. 4.Кравченко, А.И. Культурология учебник / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, ТК Велби. 2007. 5.Культурология: История мировой культуры / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 608 с.
Вводная часть Средневековье – эпоха, начинающая историю европейской культуры. Это самостоятельный тип культуры, предложивший свои христианские ценности и создавший свои памятники. Термин «средние века» закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем. В то же время, в культурологическом измерении позднее Средневековье – XIV-XVII вв. – это уже другой тип культуры – эпоха Возрождения и Реформации. Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.
Понятие «Средневековье» в гуманитарной науке Средневековье – это эпоха, начинающая историю европейской культуры, начальный этап в истории европейской культуре. Слово средневековья ввели гуманисты. Оно означает тысячелетний период, соединивший античность с новым временем. Историческое определение: период в истории Европы, длившийся с 4-5 – 13-14 вв. н.э., получивший название эпохи феодализма (то есть это эпоха становление и развития феодальных отношений). Культурологическое определение (то есть ценностное определение): средневековье – тип культуры, основанный на религиозном сознании. Запишем слова английского философа Б.Рассела: «... средние века были грубыми, они были благочестивыми, они были рыцарственными». Грубость – ценность, сопровождающая начало средневековья, связанная с великим переселением народов, с вторжением варварских племён на территорию др. Рима (вторжение завершилось падением Рима в 476 г. (как падение целого мира)). Рыцарство – ценность, сопровождающая позднее средневековье (13-14вв.) Это особый способ жизни, состояние, мироощущение человека. Б лагочестие – религиозная ценность, определяющая основное (доминирующие) содержание средневековой культуры, которую назовут христианским типом культуры.
Средневековье как христианский тип культуры А) ценности религиозного сознания. Христианство – одна из трёх мировых религий, основанная на вере в Иисуса Христа. Место возникновения Палестина (провинция Римской империи). Время возникновения – I век н.э. Первые христиане - сектанты, угнетённые, рабы. В 380 г. – христианство – стало государственной религий восточной части Римской империи. Христианство – закономерный этап в развитии религиозного сознания, сменившее мифологическое сознание (языческое сознание). Варвары уничтожили всю античную культуру, но оставили христианство, обречены на него, т.к. она стала реальностью, проникла в сознание. Переворот в умах уже состоялся («революция умов»). Варвары на основе этого и создали средневековье. Можно выделить три этапа религиозного сознания:
- Анимизм (вера в духов (растворённость человека в природе)) - Политеизм (многобожие (человек выходит из природы и видит её со стороны)) - Монотеизм (вера в одного Бога (из множества богов выделен один)). БИБЛИЯ – главный памятник, культурный знак средневековой истории, отразивший новые христианские ценности. «Книга веры, рассматривающая жизнь человека с точки зрения духовной вечности». (А. Мень). – свод священных текстов или религиозный кодекс иудеев, христиан. В Библии содержится мифологическая история древнееврейского народа: 1ый этап: Общая история – от Адама до потопа. 2ой этап: История древнееврейского народа: история праотцов (Авраам), история пророка Моисея, история израильского царства (расцвет при царях: Давид, Соломон), кризис древнееврейского царства – эпоха пророков, предсказывающих явление миссии. (Иссая). 3ий этап: история жизни и смерти Иисус Христос Библия писалась 14 веков, много авторов – целостный законченный труд – композиционное, сюжетное, стилевое единство. ЦЕННОСТИ (стержень Библии и эпохи): – монотеизм (вера в 1-го Бога) – основная идея Ветхого и Нового Завета; – двоемирие, (идея теоцентризма – разделение космоса на мир небесный и земной и постановка Бога в центр мироздания); – идея договора (новая форма отношений между богом и человеком, согласно которой человек выполняет 10 заповедей, а Бог гарантирует вечное спасение). Договор формирует новый тип поведения человека – гражданина, у которого духовное начало преобладает над телесным. Смысл жизни человека – нравственное развитие, духовное приближение человека к Богу. Человек в христианской культуре – христианин, обладающий внутренней духовной свободой.
б) художественные стили средневековья.
Художественный стиль – совокупность приёмов, правил, отражающих главные ценности своей эпохи. Главная ценность средневековья – Иисус Христос. Следовательно, художественные стили средневековья – совокупность правил, приёмов, отражающих идею Бога, идею Иисус Христос. Можно обозначит три ведущих художественны стиля Средневековья: А) Византийский стиль (6в.). Место зарождения– Восточная часть Римской империи, не разрушенная варварами. Основные характеристики: роскошность, пышность, зрелищность. Образец: крестово-купольный тип храма (полусферический купол – ядро храма над квадратом). Пример: Софийский собор в Константинополе. Византийский Иисус Христос: Бог пастырь, наделённый неземной красотой, который обращается к душе человека, к сердцу. Нужно эстетически прочувствовать и пережить. Красота, богатство, украшенность икон. Б) Романский стиль (10 – 11вв.). Место (центр, родина) – Германия. Основные характеристики: строгость, суровость, монументальность. Образец: базиликальный тип храма. «Базилика» – дворец (принцип из Античности). Вормский собор в Германии. Мощные стены, узкие окна, как крепость. Место защиты от набега врагов. Стены украшены масками чудовищ, сценами страшного суда. Пространство – вытянутый четырёхугольник. Романский Иисус Христос: Бог – судья, воин – карающий, устрашающий. Обращается к разуму человека (Европейские народы быстро благодаря этому организовались в экономическом плане) В) Готический стиль (13 – 14вв.). Центр – Франция, Италия. Основные характеристики: высотность, лёгкость, праздничность, нарядность, украшенность. Образец: базиликальный тип храма, основанный на каркасной системе (галерея из подпорок – аркбутанов). Пример: Собор Парижской Богоматери, Кольский собор. Готический Иисус Христос: Бог страдающий, мученик, истекающий кровью, максимально приближенный к человеку. Приметы: рёбра, капли крови. Внутри храма ощущение тяжести, страдания. Благодаря готике возникает эпоха гуманизма – приближение Бога и человека. 3. Рыцарство в культуре позднего Средневековья
1) Доблесть и честь – данные ценности можно проявит на службе у Короля (до абсурда, не имеют предела, поиск опасности и презрения смерти. Например: турниры). Отражение в рыцарских романах. Персонажи и участники: рыцари круглого стола во главе с королём Артуром: Ланселот, Парцифаль, Роланд, Тристан, Лоэнгрин. 2) Поклонение Прекрасной Даме. Культ Прекрасной Дамы отражен в куртуазной лирике (изысканная, любовная, изящная) Авторы: трубадуры (богатые рыцари), минизингеры (Германия), труверы (исполнители и сочинители в Провансе). Концепция рыцарской любви предполагает: анонимность – отсутствие индивидуальности, конкретных реальных черт, т.е. безадресная, обращенность не к реальной женщине. Например: Дульсинея. Если реальная женщина, то замужняя; платоничность (духовность) – искренняя духовная любовь (можно лишь служить и страдать); этикетность – любовь по правилам. Любовь – страдание, служение Даме, умение сочинять и исполнять куртуазные стихи. Выводы: Таким образом, средневековая культура – начальная ступень европейской культуры, самостоятельный тип культуры, утверждавший ценности христианского сознания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|