Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из трактата «Спор об управлении соли и железа»




КОЛЛОКВИУМЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.

Ч.I. ДРЕВНИЙ ВОСТОК

 

Тема VII

Политическая история Древнего Китая

Методические указания по самостоятельной подготовке

Для студентов I курса бакалавриата

Направления «История»

 

 

Составители: Е.Н. Великанова, В.В. Дементьева, Т.А. Сухарева

 

 

Ярославль 2011


ТЕМА VII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Шан (Инь) – древнейшее государственное образование в Китае.

Эпоха Чжоу в Китае.

Империя Цинь (221-207 гг. до н. э.). Государственное устройство и управление.

Империя Хань (III-I вв. до н.э.).

Древний Китай в I-III вв. н.э.

Основная учебная литература:

1. История Древнего Востока: учеб. пособие для вузов / М.Д. Бухарин, И.А. Ладынин, Б.С. Ляпустин, А.А. Немировский; под ред. Б.С. Ляпустина. М., 2009. С. 569-604.

2. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2001. C. 368-405.

Дополнительная литература:

1. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. М., 1983.

2. Дебен-Франкфор К. Древний Китай / Пер. с фр. Е. Барсуковой. М.: Астрель, АСТ, 2002. 160 с.

3. Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя Западная Чжоу / Пер. с англ. Р.В. Котенко. СПб.: Евразия, 2001. 480 с.

4. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.И. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. М., 1983.

5. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае. М., 1962. 244 с.

 

Какие неолитические культуры складываются в V-III тыс. до н.э. в среднем течении реки Хуанхэ? Назовите их особенности. Перечислите предпосылки формирования первых государственных образований на территории Китая во II тысячелетии до н.э. Дайте характеристику государства Шан (Инь). Каким критериям цивилизованного общества удовлетворяет это политическое образование? При каком правителе Иньское государство достигло своего наибольшего могущества?

При каких обстоятельствах возникло государство Западное Чжоу? Каким образом была легитимизирована власть чжоуских ванов? Какие изменения в системе управления произошли в эпоху Западного Чжоу? В чем причины децентрализации власти в Чжоу?

Дайте общую характеристику периодов Чуньцю (VIII-VI вв. до н.э.) и Чжаньго (V-III вв. до н.э.). Назовите семь сильнейших царств периода Чжаньго. Найдите их на карте.

Какие предпосылки для создания империи сложились в IV в. до н.э., реформы какого политического деятеля способствовали этому процессу? По карте проследите, как складывалась территория империи Цинь. Какие государства вошли в ее состав? Подробно осветите характер верховной власти, структуру центрального государственного аппарата, изложите суть реформ Цинь Ши Хуанди. Расскажите об археологическом изучении некрополя Цинь Ши Хуанди.

Охарактеризуйте органы местной власти империи Цинь, функции чиновников, осуществление контроля над их деятельностью. Ответьте на вопросы: что представляло собой общинное самоуправление, из каких органов оно состояло? Какова была компетенция местного самоуправления, какую роль оно играло в китайском обществе?

Каким образом было положено начало новой династии – Хань? Какие реформы предпринимает Гао–Цзу? Что являлось главным недостатком центральной власти в империи Хань? Время правления какого императора считается «золотым веком» Хань? Охарактеризуйте деятельность Ван Мана.

Составьте представление об организации судебной власти империй Цинь и Хань, ее исторических корнях и истоках (для этого привлеките более ранние документы, в частности законодательство царства Чжоу). Проследите эволюцию карательной системы китайского государства.

Какие реформы провел Гуан У-ди? Дайте характеристику внутренней и внешней политики Младшей династии Хань.

Сформулируйте причины народных восстаний в Китае I-III вв., перечислите территории, охваченные восстаниями, определите характер действий восставших, особенности хода восстаний.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ

«Политическая история Древнего Китая»

Из трактата «Гуаньзцы»

Один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тысяч иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном IV-III вв. до н.э., и состоящий из восьми тематических разделов в 24 «свитках» (цзюань) и 86 главах (пянь), из которых 10 глав ныне утрачены.

...Строить столицу государства нужно если не у подножия высокой горы, то над течением широкой реки. Она должна быть высока, но чтобы не приближать засуху, чтобы воды было достаточно. Она должна быть низка, но чтобы не приближать наводнение, чтобы каналы предохраняли от затопления. Привлекая на помощь естественные условия, нужно развить выгоды местности, чтобы не было нужным вымеривать угломером и линейкой внутренние и внешние укрепления города и выравнивать дороги ватерпасом и веревкой.....Династия — закон справедливости. Это значит, что ранги установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты и справедливость может стать законом. Если закон не соответствует истине, нельзя управлять без установления закона. Поэтому все в государстве не могут быть знатными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы и страна оставалась бы без выгоды. А если дела не выполняются и страна остается без выгоды, сделать так, чтобы не было знатных. Но тогда народ не сможет сам управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы сознавать последовательность тех, кто выше, и тех, кто ниже, справедливость знатности и подлости. Это и называется учением...

... Рынок является регулятором всех товаров. Поэтому если все товары дешевы, то не будет излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей, то это означает, что все отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то все потребление будет умеренным. Поэтому все дела появляются благодаря заботе, завершаются упорным трудом, гибнут из-за презрения к ним... Поэтому и говорится:... люди, связанные с рынком, могут знать, отчего бывает порядок или беспорядок, отчего товаров бывает много или мало, хотя они сами и не могут сделать так, чтобы было много или мало. Это и называется учением...

...Князь Хуань спросил: как сделать, чтобы народ жил в определенном месте и чтобы его дела были успешны? Гуаньцзы ответил: служилым людям, земледельцам, ремесленникам и торговцам, четырем сословиям народа, представляющим основу страны, нельзя давать жить вместе. Если они будут жить вместе, возникнет смута в речах и смута в делах... Мудрый государь отводит ученым жительство в спокойном месте для отдыха и пиров, отводит земледельцам жительство там, где находятся обрабатываемые ими поля; ремесленникам отводит жительство в казенных учреждениях, а торговцам — в торговых кварталах......Земледельцам... приготовляют орудия для полевых работ, сохой и бороной обрабатывают землю. В холода удаляют сухие колосья в ожидании пахоты. Они глубоко пашут и разбрасывают семена равномерно, покрывая их землей. До наступления дождя пропалывают травы и затем ожидают дождя. Когда приходит дождь, они берут подмышки мотыги и очищают поле от сорняков. Так с утра до вечера они заняты на полях. Они работают без одежды. Они отделяют злаки от плевел, рассаживают ростки равномерно. На голове у него шапка, плетенная из камыша, на теле — грубый плащ. Туловище залито водой, ноги в грязи. Палящим зноем выжжены волосы и кожа. До крайности напряжена сила тела, чтобы быстро справиться с обработкой поля. Он привык с детства. Душа его спокойна. Он не видит редких вещей и не меняет свое положение... Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами...

Князь Хуань спросил у Гуаньцзы: я хочу ввести налоги на строения... Каково ваше мнение?

 

- Это уничтожит строительство, — отвечал Гуаньцзы.

- Я хочу обложить лес.

- Это прекратит его рост.

- Я хочу установить налог на шесть видов скота.

- Это прекратит его разведение.

- Я хочу ввести налог на людей.

— Народ будет скрываться.

— Как же мне управлять?

 

— Управлять горами и морями... В семье в десять душ все десять потребляют соль. В семье в сто душ, все сто потребляют соль. За месяц взрослый мужчина потребит по меньшей мере 5 шэн соли. Взрослая женщина — 3 шэна, ребенок - 2 шэна. Такой получается великий счет... Если приказать, что к цене соли на каждый шэн прибавляется по одной единице... или по две единицы... тридцать монет с одного человека в месяц, это составит 30 миллионов монет......Каждая женщина для работы должна иметь одну иглу, один нож. Каждый пахарь для работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску... Если приказать к цене иглы прибавить одну единицу, то 30 игл дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене ножа прибавить шесть единиц, то пятью шесть составит тридцать, т. е. пять ножей дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене железного плуга прибавить семь единиц, то три железных плуга дадут столько же, сколько налог на одного человека.... Князья в государствах в тысячу или десять тысяч колесниц... ведут бойцов нападать друг на друга. Конечно, они используют нападение и защиту в пограничных районах. Те, кто имеют заслуги, не возвращаются домой. Знать умирает на чужбине. При дележе земель перечисляют заслуги. Когда связывают захваченных пленных, их делят, как награду и пожалования. Все земли жалуются за заслуги...... Яшму добывают в Юйши, золото добывается в реках Жу и Хань, жемчуг добывают в Чие. С разных сторон они отстоят на 7 800 ли. Там, где кончается вода и прерывается суша, не проедет ни лодка, ни повозка. Прежние государи считали, что путь туда далек и труден. Поэтому они стремились... сохранить дороговизну. Жемчуг и яшму они считали за первый сорт денег, золото за средний, а ножи и холст за низший. Таковы были три сорта денег.....Князь Хуань сказал: я забочусь о равновесии и хотел бы установить налог на богатых купцов и ростовщиков в нашем княжестве, чтобы принести пользу нашим бедным порабощенным земледельцам, чтобы они не теряли своего основного занятия...Гуаньцзы ответил...прикажите четырем деятелям от имени государя расследовать ростовщичество по всей стране и донести, сколько ростовщиков и какой они берут процент...Бао Шy... по возвращении доложил: чернь, живущая на западе... на болотах, рыбачит, охотится, собирает хворост для пропитания. Самые богатые из семей ростовщиков имеют по тысяче «чжунов», наименее богатые — по 600, 700 «чжунов». С одного отданного взаймы «чжуна» они требуют один «чжун». Тех, кто берет проценты по займам, всего 900 с лишком семей. Бин Сюйу... по возвращении доложил: чернь, живущая в южной стороне, живет в горах и долинах... Наверху рубит деревья для колес и осей, внизу собирает редкие хлеба. Они охотятся для пропитания. Наиболее богатые из семей ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые по 6—7 миллионов. Они взимают по займам в среднем пять на сто. Число семей, занимающихся ростовщичеством, — более восьмисот.

Нин Ци... по возвращении доложил: чернь восточной стороны живет около гор и моря. Если место возвышенное, они рубят лес, внизу — рыбачат и охотятся. Они изготовляют пеньковую пряжу для пропитания. Среди семей ростовщиков — Дин Хой и Хао Го. Самые богатые имеют 5 тысяч «чжунов», наименее богатые — 3 тысячи «чжунов». Когда они дают взаймы, с одного «чжуна» взимают пять «фу». Берущих проценты 800—900 семей.

Си Пын... по возвращении доложил: чернь, живущая в северной части в богатых местах, связанных с морем, выпаривает соляной раствор, а в Лян и Цзи ловит рыбу... Богатые семьи ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые — по 6—7 миллионов. Если они дают взаймы, то со ста берут двадцать. Там 900 с лишком семей, берущих проценты...

Перевод Л.Д. Поздеевой.

Вопросы по тексту источника:

  1. Какие сословия названы в трактате «основой страны»? На какой ступени социальной иерархии находилось каждое из названных в тексте источника сословий?
  2. Какой характер имела власть правителя?
  3. Какая военная техника применялась при ведении боевых действий?

Реформы Шан Яна

Извлечение из «Исторических записок» Сыма Цяня. Реформы Шан Яна знаменовали собой переворот в аграрных отношениях древнего Китая. Они ввели частное владение землей, ее свободную куплю-продажу, что повлекло за собой неограниченный рост поместий; они установили новое деление населения по территориальному признаку с новым земельным налогом, с обязательным дроблением семей, что ускоряло распад общины; они узаконили отдачу в рабство за провинности целыми семьями, что открыло для Китая новый источник пополнения рабочей силы за счет осуждения свободных земледельцев.

...На двенадцатом году правления Циньского князя Сяо (350 г. до н. э.)... соединили все мелкие деревни в большие уезды. Во главе каждого уезда был поставлен начальник. Всего сорок один уезд. В полях отменили старые межи......Был определен указ для проведения реформ: «Приказываю народу селиться по пять и по десять семей, которые будут связаны друг с другом круговой порукой. В случае суда все они будут привлекаться как соучастники. Того, кто не донесет о нарушении закона, рубить пополам. Того, кто донесет о преступлении, наградить наравне с воином, принесшим голову врага. Скрывающего преступника казнить наравне с перешедшим к врагу. Если в семье имеется двое и более мужчин и они не разделили между собой хозяйство, то с каждого брать двойной налог. Каждый имеющий военные заслуги получает соответствующий им титул. Драки за личные интересы наказывать согласно тяжести совершенного преступления... Те, кто, занимаясь земледелием и ткачеством, получают больше проса и шелка, освобождаются от повинностей; те, кто не получают выгоды и беднеют от лени, отдаются в рабы вместе с женами и детьми. Родовитые дома, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати. Установить ясное различие между знатными и низкими в титулах и рангах и соответственно с ним различие семей: по количеству поля, домов, слуг, служанок и по одежде. Имеющим заслуги оказывать почести, не имеющим заслуг, даже при богатстве, нельзя разрешать роскошь». Приказ уже был готов, но его не объявили из боязни, что народ ему не поверит. Тогда у южных ворот столицы поставили бревно в три сажени и стали призывать народ, обещая дать десять золотых тому, кто сможет его перенести к южным воротам. Народ дивился, но никто не брался перенести. За перенос бревна пообещали пятьдесят золотых. Один человек нашелся, и как только он перенес, ему сразу выдали пятьдесят золотых, чтобы было ясно, что его не обманывают. Тогда объявили указ, и он был проведен в народе...

Перевод Л.Д. Поздеевой.

Вопросы по тексту источника:

  1. Что предусматривали реформы Шан Яна?
  2. Какие занятия населения поощрялись правителем? Как вы считаете, почему?

Доклад Ли Сы

Ли Сы - один из крупнейших государственных деятелей при Цинь Ши Хуанди, представитель философского направления легистов (сторонников управления путем законодательства в противовес древней традиции), политический противник конфуцианцев. Результатом этого его доклада явилось сожжение конфуцианских книг в 213 г. до н.э. и истребление конфуцианских ученых, противодействовавших новым веяниям.

...На 34-м году правления Цинь Ши Хуанди (213 г. до н. э.) Ли Сы подал императору следующий доклад: «В древние времена Поднебесная была разъединена, в стране царила смута, и она не могла объединиться. Поэтому вся знать действовала одновременно. Рассуждали о древности, чтобы опорочить современность, украшали пустыми словами, чтобы повредить живущим людям. Они умело пользуются своими частными учениями, чтобы отрицать созданное императором. Ныне ваше величество объединили империю, разграничили белое от черного и установили один трон. Частные же школы, передавая друг другу, обучают незаконному учению... Услышав об указе, каждый [с точки зрения] своей школы обсуждает его. Входят они с ложью в душе, а выходя, судачат в переулках. Они считают славой отсутствие императора, они считают почетным иметь разные мнения. Они ведут массы к созданию клеветы. Если это не запретить, то наверху падет мощь императора, а внизу их единомышленники добьются успеха. Удобнее их запретить. Я прошу вас изъять все литературные сочинения, «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов. Через тридцать дней после получения приказа послать на каторжные работы с клеймением лица всех, кто не изъял этих книг. Не подлежат изъятию книги по медицине, лекарствам, гаданию, земледелию и садоводству. Если найдутся желающие учиться, то дать им в учителя писца». Ши Хуанди одобрил предложенный Ли Сы указ. Он изъял «Книгу песен», «Книгу истории» и изречения всех философов, чтобы одурачить народ. И тогда в империи больше не порочили современность с помощью древности. Ши Хуанди основал школу Тунвэньшу для понимания законодательства и определения указов...

Перевод Л.Д. Поздеевой.

Вопросы по тексту источника:

  1. Чем обосновывал изъятие «Книги песен», «Книги истории» и изречений философов Ли Сы?
  2. Что предпринял Ши Хуанди для борьбы с инакомыслием?

Из трактата «Спор об управлении соли и железа»

Время династии Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.).

...В настоящее время, при существовании управления соли и железа, монополии на вино и рыночного выравнивания цен в областях и княжествах возникло соревнование с народом из-за прибылей, которое ослабляет природную простоту и поощряет склонность к эгоизму и жадности. В результате лишь немногие среди нашего народа обращаются к основному занятию (т. е. земледелию), тогда как массы устремляются к побочному. Между тем при насаждении искусственности природные качества приходят в упадок, а при развитии побочных занятий основное терпит урон. Когда процветают побочные занятия, народ становится легкомысленным. Когда процветает земледелие, народ является простым и цельным. Когда народ является простым и цельным, то богатства достаточно для потребления. Когда народ склонен к расточительству, неизбежно рождаются [страдания] от голода и холода. Мы просим о том, чтобы управление соли и железа, монополия вина и система рыночного выравнивания цен были упразднены и этим было бы оказано поощрение основному занятию и можно было бы добиться отвлечения от второстепенных занятий, а земледельческий труд получил бы выгоду...Известны слова Гуаньцзы: страна может обладать изобилием плодородной земли, и все же народу может не хватать пропитания, — причина лежит в том, что нет достаточного снабжения инструментом и орудиями. Она может обладать богатыми природными ресурсами в своих горах и морях, и все же народ может испытывать недостаток в богатстве, — причина лежит в недостаточности числа ремесленников и торговцев. Красные лаковые изделия и пестрые перья из Лу и Шу, выделанные кожи, кости и слоновая кость из Цзин и Ян, кедровое и сандаловое дерево и бамбуковые жерди из Цзяньнаня, рыба, соль, ковры и меха из Янь и Ци, крашеная пряжа, тонкое полотно и пеньковая одежда из Янь и Юй — все это блага, необходимые для поддержания нашей жизни и обеспечения на случай смерти. Но мы зависим от купцов в их обращении и от ремесленников в придании им законченной формы. Вот почему мудрецы обзаводились кораблями и мостами, чтобы организовать транспорт через реки и долины, и навьючивали рогатый скот и коней для путешествий через горы. Таким образом, проникая в отдаленнейшие страны и разъезжая по дальним краям, они приобрели возможность обменивать все блага для удобства народа. Поэтому-то покойный государь учредил должности чиновников по контролю над железом, чтобы обеспечить нужды земледельцев, и создал рыночное выравнивание цен, чтобы сделать достаточным народное богатство. Таким образом управление соли и железа и рыночное выравнивание цен получает поддержку масс народа, и на них смотрят как на источник снабжения, поэтому отменять их было бы нецелесообразно......Золото из рек Жу и Хань и предметы роскоши, доставляемые в виде дани, служат для того, чтобы завлекать внешние княжества и высасывать драгоценности из Цян и Ху. Ведь за кусок обыкновенного китайского шелка можно выменять у гуннов предметы стоимостью в несколько золотых и тем самым уменьшить ресурсы врага. Мулы, ослы, верблюды проходят границу, направляясь к нам непрерывной чередой. Лошади всех пород и видов поступают в наше распоряжение. Меха соболей, сурков, лисиц, барсуков, цветные и разукрашенные ковры наполняют наше казначейство, а яшма, драгоценные камни, кораллы и кристаллы становятся фондом драгоценностей нашего княжества. Это значит, что блага из внешних княжеств притекают к нам, а прибыли уходят от нас за пределы. Если к нам поступают извне редкие блага, то это значит, что в нашей стране потребление изысканно. Если прибыли не утекают от нас в другие княжества, это значит, что народное потребление достаточно изобильно...Рабы и преступники работают в мастерских, а у народа из-за этого отбирают земельные угодья, на которых добывают соль и железо. Когда льют железо и выпаривают соль, соль и хлеб стоят в одной цене. Орудия помогают доходам и должны находиться во всеобщем пользовании. В настоящее же время, когда правительственные власти взялись за производство железных орудий, много крайне плохих. Издержки для приобретения их немалые. Рабы и преступники находятся в угнетенном состоянии и применяют свою силу далеко не полностью... Цены на соль и на железо высокие, для народа непосильные. Бедный люд пашет бревнами и пропалывает руками... А тут еще чиновники по железному делу продают орудия по несходной цене или облагают народ тяжелыми налогами. Рабы и преступники вырабатывают орудия не того размера, который нужен всем...»

Перевод Ю.Л. Кроля.

Вопросы по тексту источника:

  1. Каким образом осуществлялось государственное регулирование в сфере экономики в эпоху Хань? Оцените на основании данных источника его эффективность.
  2. С кем из ближайших соседей империя Хань имела торговые связи? Назовите основные статьи импорта и экспорта.

Реформы Ван Мана

«История первой династии Хань» Бань Бяо, Бань Гу и Бань Чжао.

«...Ван Ман сказал: древние установили колодезные поля на восемь семейств. На одного мужа и жену полагалось сто му земли. Одну десятую урожая вносили налога. Государство было в достатке, народ был богат и пел гимны... Династия Цинь... увеличила налоги и сборы в свою пользу, истощила силы народа своими непомерными желаниями. Она отменила систему мудрых — колодезные поля; — чтобы начались захваты земель, появилась алчность и подлость. Сильные мерили поля на тысячи, слабым не было места, чтобы воткнуть шило. Установила рынки рабов и рабынь вместе с коровами и лошадьми в одних загонах. Управляя подданными, они всецело распоряжались их жизнью, развратные и преступные люди наживались на этом. Дело дошло до того, что похищали и продавали людей, жен и детей, изменяли воле неба, нарушали отношения между людьми, извращали принцип неба и земли — человек благороднее всего... Ханьская династия снизила земельный налог до одной тридцатой урожая, но военный налог (откуп за военную службу) всегда платили даже старики. Сильные захватили раздел полей насилием и обманом: на словах налог равняется одной тридцатой, а по существу — половине урожая. Отцы, дети, мужья и жены работают на земле целый год, а то, что они получают, не хватает на пропитание. Поэтому у собак и лошадей богатых остается излишек проса и гороха, а бедным не надоедают отруби и подонки, от бедности они совершают преступления. Все они, и бедные и богатые, погрязли в преступлениях, а наказания не применяются. Еще до вступления на трон я издал указ о том, чтобы поля стали общими и чтобы распределить колодезные поля по числу душ. В то время был обильный урожай, как счастливое знамение. Но это было остановлено из-за разбоев и измен. Ныне я изменяю названия следующим образом: все поля империи будут называться царскими полями, рабы и рабыни - частнозависимыми. Всех их (землю и рабов) нельзя ни продавать, ни покупать. Если мужчин меньше восьми, а земли у них больше, чем колодезное поле, то излишняя земля передается родичам до девятого колена, соседям или односельчанам. Все безземельные ныне должны получить землю по закону. Нарушители мудрой системы колодезных полей, беззаконные возмутители масс, будут сосланы на границы для обороны от горных дьяволов...» «...на втором году (10 г. н.э.)... у тех, кто осмелится заниматься противозаконной отливкой монеты... конфискуется имущество и сами они становятся государственными рабами вместе с четырьмя соседями, которые знали об этом и не донесли...«...люди, нарушившие запрет об отливке монеты, в числе пяти соседских семей подверглись аресту, конфискации имущества и становились государственными рабами. Сотни тысяч мужчин в клетках для преступников, их жен и детей шли пешком с бряцавшими на шее цепями и передавались чиновнику, ведающему отливкой монеты. Пока они доставлялись туда, жены и мужья менялись, от горя и мучений погибало шесть-семь из десяти...»

«...ведающие рынками в среднюю луну каждого времени года устанавливают высшие, средние и низшие цены на товары, которыми они ведают. Каждый из них применяет уравненные цены на своем рынке, не вмешиваясь в другие области. Если пять сортов зерна, холст, шелковые ткани, пряжа и другие товары, широко потребляемые народом, останутся непроданными, ведающий ими чиновник не допускает снижения цены, покупая их по основной цене, выяснив их действительную стоимость. Если цена на товары повысится даже на один цянь, то он будет продавать их народу по средним ценам. Когда цена товаров ниже средней, он предоставляет народу вести обмен друг с другом, чтобы предотвратить их накопление и удорожание. Если у народа нет средств для совершения жертвоприношения или для похорон, то казна выдает ссуду без процентов из налоговых сумм от торговцев и ремесленников. Ссуда при жертвоприношениях выдается не больше чем на десять дней, при похоронах — не больше чем на три месяца. Если кто-либо из народа окажется в нужде и захочет получить ссуду, чтобы устроить дела, то ее может получить любой. Кроме средств, необходимых на его содержание, с остальной суммы взимается процент, не превышающий десяти в год...» «...и тогда земледельцы и купцы остались без занятий, продовольствие и товары исчезли, народ плакал на рынках и дорогах. Невозможно было сосчитать число осужденных из знати, служилых людей и простого народа за продажу полей, рабов и выплавку монеты...» «...через три года (12 г. н. э.) император издал указ: царские поля, переданные на кормление, и частнозависимые (рабы) могут продаваться и покупаться без ограничения законом...»

Перевод Л. Д. Позднеевой.

Вопросы по тексту источника:

  1. В чем заключались реформы Ван Мана?
  2. Почему император был вынужден отменить значительную часть своих указов?
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...