Практическая часть выполняется в 3 тура.
Тема производительность труда
Цели урока: Обучающая: Изучить экономическое понятие “производительность труда”, показатели измерения производительности труда; приобрести навыки расчета выработки и трудоемкости; выявить факторы, повышающие производительность труда. Развивающая: Способствовать развитию внимания, теоретического и логического мышления, умения сравнивать и анализировать результаты работы. Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за результат коллективного труда, активности и самостоятельности в принятии решения.
Метод обучения: деловая игра.
Оснащение урока: Комплекты деталей для ручной сборки авторучек, ножницы, цветные маркеры, бумага, калькуляторы, раздаточный дидактический материал. Плакаты с таблицами результатов урока, магниты. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
Межпредметные связи: математика, специальные дисциплины, менеджмент, этика, эстетика.
Основные понятия для изучения: эффективность, производительность, выработка, трудоемкость.
Ход урока Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Практическая часть: Сборка готового изделия. Работа выполняется в 3 тура. Обсуждение полученных результатов. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
План-конспект урока 1. Вступление. Теоретическая основа предмета экономики для многих учащихся профессиональных лицеев остается новой и непонятной, так как данный предмет не является основным. Задача преподавателя – заинтересовать учащихся в изучении базовых понятий экономики через связь с их профессиональной деятельностью. Общие понятия добываются путем проигрывания жизненной или производственной ситуации.
В последнее время всё больше проявляется интерес к деятельностному подходу в обучении. Изучение нового материала осуществляется в условиях проблемной ситуации, что позволяет переосмысливать уже имеющиеся знания и добывать новые. Тема урока “Производительность труда” может быть адаптирована для учащихся любой профессии. Для практического занятия можно использовать различные предметы: авторучки, конструкторы, трансформеры, поделки из бумаги. Практическая часть.
Учащимся сначала дается понятие производительности труда. Запись рассуждений выполняется на интерактивной доске.
Любая наука имеет право на существование, если она разрешает какое-либо противоречие. В экономической науке основным противоречием является ограниченность ресурсов и безграничный рост человеческих потребностей.
Именно проблема ограниченности ресурсов побуждает людей стремиться к наиболее рациональному их использованию. В этом случае речь пойдет о производительности ресурсов. Учащимся предлагается самостоятельно выстроить логическую цепочку понятий: производство – производительность – эффективность – отдача – сравнение результата труда с затратами.
На предприятии, где используются трудовые ресурсы, определяют производительность труда, то есть рациональное распределение знаний, умений и способностей работников. Учитывая всё выше сказанное, можно сформулировать определение производительности труда:
Производительность труда – это объём работ, выполняемых одним работником в определённых условиях. Для рассмотрения условий деятельности и способов расчета производительности труда проведём практическую деятельность и постараемся понять, как оценивается результат труда.
Условия работы.
Для трудовой деятельности создается 3-4 команды с неравным количеством участников. Каждая команда является представителем отдельного предприятия, имеющего своё фирменное название (команды выбирают себе название и логотип). На всех предприятиях производится одинаковая продукция: сборка авторучек по установленному стандарту.
Сейчас я Вам покажу, как сделать записную книжку и объясню процесс ее производства. (Итак, берем лист бумаги, разрываем его пополам с помощью линейки, затем половинки складываем вместе и снова разрываем с помощью линейки, затем сгибаем листочки пополам еще раз и опять разрываем. На обложке пишем название компании, то которое вы придумали (например: Книголюбы, и украшаем записную книжку, нарисовав на ней логотип, а внизу ставим год ее выпуска- 2010). Скрепляем стиплером один раз. Теперь записная книжка готова Практическая часть выполняется в 3 тура. Первый тур. Даётся задание первого тура: за 2 минуты собрать максимальное количество по указанному эталону. После команды “стоп” идет подсчет готовой продукции и данные заносятся в таблицу. Далее перед командами ставится проблема: как рассчитать производительность труда и оценить работу каждой команды? Учащимся предлагаются варианты. В качестве сравнительного показателя взять: Количество готовой продукции у каждой команды. Количество готовой продукции, соотнесенной с численностью работников. Правильный вариант второй, так как количество работников неодинаковое. Необходим средний результат работы, приходящийся на одного человека. Такой показатель производительности труда называется выработкой. В ходе обсуждения выводится формула для расчета выработки.
V=Q / N, где Q – количество произведённой продукции. N – численность работников.
Учащимся предлагается самостоятельно рассчитать выработку и занести данные в таблицу.
Второй тур. Результаты работы можно оценивать не только количеством готовой продукции, но и количеством затраченного времени. В этом случае задается производственная программа. Во втором туре команды получают следующее задание: каждая фирма должна изготовить 10 записных книжек, при этом зафиксировать по времени начало и окончание работы. Показатели занести в таблицу. Перед учащимися снова ставится проблема: как определить результат труда по затраченному времени. В ходе коллективных обсуждений выводится показатель, который называется трудоемкость. Это время, затраченное на производство единицы продукции. Формула для расчета трудоёмкости имеет вид:
Tr = t / Q, где t – время работы; Q – количество готовой продукции.
Учащиеся рассчитывают показатель трудоёмкости и заносят данные в таблицу.
Третий тур. Задачей любого предприятия является не только определение показателей производительности труда, но и постоянное улучшение достигнутых результатов. В 3-м туре предлагается изменить условия работы для того, чтобы учащиеся смогли сравнить изменения результатов и сформулировать факторы, влияющие на повышение их производительности. Условия меняются индивидуально для каждой команды:
1 команда: назначается руководитель фирмы, который должен распределить обязанности между всеми членами команды, т.е. осуществить разделение труда. 2 команда: выдаются детали не беспорядочной россыпью, а разложенные по отдельным ячейкам. 3 команда: выдаются дополнительные орудия труда – ножницы и цветной маркер. 4 команда: условия не меняются.
Результаты работы снова заносятся в таблицу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|