Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пещерное жилище раннего палеолита




Происхождение человека

Человечество возникло в начале четвертичного периода в истории Земли за несколько сотен тысяч лет до нашего фемени. В разных областях Европы, Азии и Африки с теплым и влажным климатом обитала высокоразвитая порода человекообразных обезьян. В результате очень длительного развития, через ряд переходных ступеней, этих отдаленных предков произошел человек.

Появление человека было одним из величайших скачков в развитии фироды. Это совершилось тогда, когда предки человека стали выделывать каменные орудия. Только с изготовления орудий труда начинается коренное отличие человека от животного. Благодаря труду постепенно средние конечности человекообразной обезьяны превратились в руки человека. По мере высвобождения рук для трудовых операций предки человека все более усваивали прямую походку. Когда руки оказались занятыми трудом, совершился окончательный переход к прямой походке, что;ыграло важную роль в формировании человека.

Предки человека жили стадами; стадами, ордами жили и первые люди. Но между людьми возникла такая связь, которой не было и не могло быть у животных, — связь по труду. Возникновение человека было вместе с тем и возникновением человеческого общества. Совместный труд людей привел к развитию членораздельной речи. Труд и членораздельная речь оказали решающее влияние на развитие головного мозга человека. «Сначала труд, а затем рядом с ним членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян мог постепенно превратиться в человеческий мозг, который при всем сходстве в основной структуре превосходит первый величиной и совершенством». «Благодаря совместной работе рук, органов речи и мозга не только индивидуумы в отдельности, но и в обществе люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их.

Труд—первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Благодаря труду возникло и стало развиваться человеческое общество.

В каменном веке были заложены основы дальнейшего развития материальной и духовной культуры человечества.

Состояние перехода от животного к человеку длилось чрезвычайно долго. Это был огромный исторический шаг. «Какими люди первоначально выделились из животного (в более узком смысле слова) царства, такими они и вступили в историю: еще как полуживотные, еще дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие еще своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности».

Первобытный человек находился в сильной зависимости от окружающей природы, был совершенно подавлен трудностью существования и борьбы с природой. Процесс овладения стихийными силами природы протекал крайне медленно, так как орудия труда — грубо обтесанный камень и палка — были самые примитивные. В течение многих тысячелетий человек находился на низшей ступени развития, немногим отличаясь от стада животных, живя собиранием растений и плодов и случайной охотой, еще не имея ни огня, ни жилища, ни одежды.

 

Первобытно-общинный строй

В истории первобытно-общинного строя выделяют эпоху первобытного человеческого стада (археологическая эпоха нижнего палеолита) и эпоху первобытно-родовой общины (верхний палеолит и неолит). Последняя в свою очередь подразделяется на два периода—период материнского родового строя (матриархат) и период отцовского родового строя (патриархат).

Первобытные люди на начальных этапах своего существования жили небольшими группами, не превышавшими 'нескольких десятков человек: большее количество не могло бы прокормиться вместе. Когда группы встречались, между ними иногда происходили столкновения. Многие группы гибли от голода, становились добычей хищных зверей. В таких условиях совместная жизнь была для людей единственно возможной и необходимой.

Пища первобытного человека долгое время оставалась преимущественно растительной. Люди питались плодами и кореньями. Это подтверждают археологические находки. Черепа древних людей (неандертальцев) отличаются особенностями: у них массивные зубы и стертые коронки. Массивность зубов антропологи объясняют длительным, на протяжении многих поколений, употреблением растительной пищи, а стертость коронок — примесью к нище земли и золы. Следующая ступень существования человека началась с употребления в пищу рыб, раков, ракушек и других водяных животных. В течение тысячелетий, крайне медленно накапливая опыт, люди научились выделывать простейшие орудия, пригодные для удара, резания, копания и других несложных действий.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Сначала люди научились пользоваться огнем, возникавшим стихийно, от молнии. Такой случайно добытый огонь тщательно поддерживался и хранился. Лишь спустя много тысячелетий люди заметили, что огонь можно получать от трения, и научились 'искусственно его добывать. Овладение огнем, по Энгельсу, было революцией в жизни человечества неизмеримо большей, чем в новое время, например, изобретение паровой машины.

Женщины и дети в древнем каменном веке собирают дикие плоды, грибы и корни.Готовить пищу на кострах, выпекая в золе крахмалистые корни, клубни, мясо животных, рыбу и т. п. Огонь стал играть важную роль и при изготовлении орудий производства.

По мере дальнейшего развития человек оказался в состоянии создавать более совершенные орудия, которые сделали возможным и охоту на крупных животных. Охота в свою очередь стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. В течение длительного периода охота была важнейшим источником средств существования первобытного человека; в результате охоты у людей появились шкуры для одежды, кости для изготовления орудий. В связи с развитием охоты первобытный человек перешел к употреблению мясной пищи. Главное значение мясной пищи Энгельс видит в том, что благодаря ей мозг получил в гораздо большем количестве, чем раньше, те вещества, которые необходимы для его питания и развития, что дало ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение

На протяжении долгого времени, в течение сотен тысячелетий, у первобытного человека главным материалом для выделки орудий оставался камень (каменный век). Позднее люди научились делать орудия из металла сначала самородного, в первую очередь из меди, затем из бронзы (сплава меди и олова) и затем из железа. Важной вехой на пути улучшения орудий труда явилось изобретение лука и стрел, с появлением которых охота стала доставлять еще больше необходимых средств к жизни. Охотники научились приручать животных (собак, рогатый скот, коз, свиней).

Дальнейшим крупным шагом в развитии производительных сил первобытного общества явилось возникновение земледелия.

Пещерное жилище раннего палеолита

Собирая корни растений, первобытные люди заметили, как прорастают зерна, оброненные на землю. Первобытный человек установил связь этих явлений и стал возделывать растения.

При первобытно-общинном строе основой производственных отношений была общинная собственность на средства производства, соответствовавшая характеру производительных сил того периода. Орудия труда в первобытном обществе были настолько примитивны, что они исключали возможность борьбы первобытных людей в одиночку с силами природы и хищными животными. «Этот первобытный тип коллективного или кооперативного производства был, разумеется, результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства».

Сила первобытных людей, их преимущества перед самыми сильными и опасными хищными животными заключались в том, что люди побеждали не в одиночку, а коллективом, скрепленным трудовой деятельностью, совместной борьбой с природой. Сознание первобытного человека развивалось в повседневной трудовой практике, являющейся единственным источником познания и критерием достоверности представлений об окружающем мире. Из этой необходимости коллективного труда вытекала необходимость общей собственности на землю и другие средства производства, как и на продукты труда. Первобытные люди не имели понятия о частной собственности на средства производства. Основным экономическим законом первобытно-общинного строя было обеспечение крайне скудных условии существования людей при помощи примитивных орудий производства путем совместного труда в рамках одной общины и уравнительного распределения продуктов.

Люди новокаменного века

С развитием орудий производства возникло разделение труда. Его простейшей формой было естественное разделение труда в зависимости от пола и возраста: между мужчинами и женщинами, между взрослыми, детьми и стариками. По мере развития производительных сил естественное разделение труда упрочивалось и закреплялось. Специализация мужчин в охоте, женщин —в собирании растительной пищи и домохозяйстве приводила к некоторому повышению производительности труда.

В связи с возникновением первобытного хозяйства и ростом населения складывалась родовая организация общества. Объединялись для совместного труда только люди, находившиеся в родственных отношениях.

Первобытный человек относился враждебно ко всякому, кто не был связан с ним родством и совместной жизнью. Родовые отношения соответствовали развитию производственных отношений первобытно-общинного строя.На первой ступени родового строя господствующее положение занимала женщина, что вытекало из тогдашних условий материальной жизни общества. Родство считалось по материнской линии. Рамки родовой общины были узки, в ее состав входили потомки одной женщины. Это был материнский, или матриархальный, род (матриархат).

При матриархате первобытно-общинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Труд женщин проявлялся преимущественно в области, связанной с жилищем, приготовлением пищи, одежды. В обязанность женщин и нолиосткон съедобных лишайников и пр. Женщины узнавали съедобные и несъедобные коренья и травы, подмечали их ядовитые, рвотные или слабительные свойства. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. С древнейших времен женщины оказывали помощь при родах, накапливали сведения о пуповине, последе и т. п. Женщина была хранительницей целебных средств, инициатором применения огня, горячей воды, потения при заболеваниях.

Эпос разных народов говорит о женщине-родоначальнице, хранительнице домашнего очага, хозяйке и покровительнице окружающей природы. В период матриархата женщина была центральной фигурой в хозяйственной общине, пользовалась большим почетом. Свидетельством высокого положения женщины в первобытном обществе, за 25—30 тысяч лет до нашей эры, являются открытые археологами в различных странах от Пиренеев до Байкала многочисленные женские статуэтки. Такие изображения найдены в Прибайкалье (Мальта), Костенках (под Воронежем,), в Гагарине (верховья Дона), Авдееве (под Курском), во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Нижней Австрии и т. д. Изображение женщины было главным сюжетом в раннюю эпоху палеолитического искусства. Своим видом женские статуэтки говорят о довольстве и избытке, прежде всего об обилии мясной, жирной пищи и малоподвижном образе жизни женщины. На женщине лежала главная забота по уходу за детьми.

В ходе дальнейшего развития производительных сил решающую роль в жизни первобытной общины стали играть пастушество и земледелие, являющиеся делом мужчин. Матриархальный род сменился отцовским, или патриархальным (патриархат). Главенствующее положение перешло к мужчине, который стал во главе родовой общины. Родство стало считаться по отцовской линии. Рамки общины заметно расширились по сравнению с материнским родом. Патриархальный род уже таил в себе зачатки разложения первобытно-общинного строя и существовал в последний его период. С переходом к скотоводству и земледелию возникло общественное разделение труда, при котором сначала различные общины, а затем и отдельные члены общин стали заниматься различными видами производственной деятельности. Выделение пастушеских племен было первым крупным общественным' разделением труда.

Дальнейшее совершенствование орудий производства и способов добывания средств к жизни, развитие скотоводства и земледелия привели к появлению общественного разделения труда и обмена, частной собственности и имущественного неравенства, разделению общества на классы и эксплуатации человека человеком. С общественным разделением труда и с развитием обмена неразрывно связано возникновение частной собственности. Вначале главным предметом обмена был скот. Частной собственностью раньше всего также стал скот, затем постепенно все орудия производства. Появление частной собственности вело к разложению рода. Место родовой общины стала занимать сельская община.

Возникновение частной собственности и обмена явилось началом глубокого переворота во всех слоях первобытного общества. Выросшие производительные силы вступили в противоречие с производственными отношениями, в результате чего первобытно-общинный строй уступил место другому типу производственных отношений — рабовладельческому строю.

Возникновение зачатков врачевания при первобытно-общинном строе. Медицинская деятельность возникла на самых ранних стадиях существования человека. Врачевание и медицинский опыт появились из потребностей первобытного человека на ранних ступенях первобытного общества и изменялись с развитием человека. «В лаборатории врача — все большое первого человека, потому что было бы несправедливо считать историю медицины с письменного периода» (И. П. Павлов). «Гигиена как искусство охранять частную и общественную жизнь родилась далеко раньше научной гигиены» (Г. В. Хлопин).

Сведения о медицине первобытно-общинного строя получены из различных источников. К числу последних относятся памятники материальной культуры, результаты раскопок поселений первобытного человека и его захоронений, а также сравнительное языкознание, поскольку элементы медицинской деятельности и медицинские представления нашли отражение в языке, народный эпос, сказания, пословицы и поговорки, произведения древнего искусства, посвященные изображению болезненных состояний и медицинской помощи при них, и данные этнографии и антропологии в отношении народов, ныне находящихся на уровне культуры, недалеком от уровня первобытного человека. Медицина первобытного человека не была однородной на протяжении длительного периода первобытно-общинного строя. Процесс развития производительных сил, усложнение хозяйства первобытного человека, появление новых орудий, их усовершенствование, постепенное овладение силами природы привели к усовершенствованию медицинских приемов, навыков и сведений и способствовали развитию медицинской деятельности. Результатом новых условий материальной жизни было открытие новых лечебных средств и обогащение опыта людей по лечению болезней. Средства и методы медицины первобытного общества были тесно связаны с производством первобытного человека.

В трактовке вопроса о возникновении медицины накопилось много неверных, идеалистических воззрений. Одной из таких ошибок является широко распространенное в народном эпосе и поддерживаемое многими религиозными учениями представление о том, что первобытный человек на ранних этапах своего существования все ему необходимое легко получал от природы и отличался идеальным здоровьем. Согласно некоторым древним мифам, человек некогда жил в золотом веке. Такой же характер носят и религиозные сказания о том, что первые люди жили в раю. Изучение истории показало глубокую ошибочность подобных представлений о безболезненном существовании древних людей. «Что первобытный человек получал необходимое, как свободный подарок природы, — это глупая побасенка... Никакого золотого века позади нас не было и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой». Эпос о полубогах, героях, богатырях скорее выражал стремление человечества к овладению силами природы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...