Тема 2. Классические социологические теории.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» Кафедра общей социологии Ануфриева Л.М. Учебно-методический комплекс по дисциплине Социология
Социально-культурный сервис и туризм (ДО и ЗО)
Рассмотрено и утверждено На заседании кафедры от «____»__________2012 г.
Барнаул Организационно-методический раздел
Цель курса: дать представление о классических парадигмах и современном состоянии социологического знания и показать возможности социологии в анализе конкретной социальной ситуации, разработке и решении актуальных социальных проблем. Основными задачами курса являются: - изучение истории становления и развития социологии, ознакомление студентов с новыми направлениями мировой социологической мысли; - усвоение ключевых понятий, категорий, терминов, составляющих методологическую основу современного социологического знания; - формирование у студентов представления об обществе как целостной социокультурной системе, функционирующей и развивающейся по определенным законам; - изучение социально-культурных особенностей и проблем трансформации современного российского общества, анализ возможных альтернатив его развития в будущем; - дать студентам базовые знания о методах современных социологических исследованиях и возможностях их применения. Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения курса студенты должны: - усвоить фундаментальные понятия и категории социологической науки; - знать исходные элементы социальной жизни, типы и формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, природу возникновения социальных групп и социальных общностей;
- иметь научное представление о социальной структуре и социальной стратификации, социальном контроле и социальной мобильности, социальных институтах и организациях; - знать основы социологического подхода к личности, факторы ее формирования и развития в процессе социализации, закономерности и формы регуляции социального поведения; - владеть навыками социологического анализа при разборе реальных ситуаций и социальных процессов. · Отметка «зачтено» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал достаточную степень культуры мышления и овладения дидактическими единицами по предмету; выступал на большинстве семинарских занятий по проблемам, рассматриваемым на этих занятиях, при этом в целом привлекал дополнительную литературу из различных источников и показал достаточные навыки при работе с источниковой базой; продемонстрировал достаточный уровень знаний при выполнении индивидуальных и контрольных заданий; показал овладение необходимыми приемами и способами получения новой информации по предмету; на достаточном уровне представил итоговые результаты, показывающие в целом усвоение материала учебной дисциплины; · отметка «не зачтено» выставляется в том случае, если студент продемонстрировал низкую степень овладения дидактическими единицами по предмету; редко выступал на большинстве семинарских занятий по проблемам, рассматриваемым на этих занятиях, при этом в целом не привлекал дополнительную литературу из различных источников и не показал необходимых навыков при работе с источниковой базой; продемонстрировал низкий уровень знаний при выполнении индивидуальных и контрольных заданий; не показал в целом овладение необходимыми приемами и способами получения новой информации по предмету; на низком уровне представил итоговые результаты, показывающие, что материал учебной дисциплины в целом не усвоен.
Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов географического факультета дневной формы обучения 100103.65 - социально-культурный сервис и туризм (ДО) Таблица 1
Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов географического факультета дневной формы обучения 100103.65 - социально-культурный сервис и туризм (ЗО) Таблица 2
Содержание курса
Тема 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки. Исторические условия и объективные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в 40-е годы Х1Х столетия. О.Конт – родоначальник социологии. Позитивизм в социологии. Специфика сравнительно-исторического метода у Конта. Проблема метода. Классический и неклассический типы научности. Объект и предмет социологии как науки: различные подходы к определению. Уровни социологического знания. Функции социологии. Социология и другие науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, антропология и др.). Тема 2. Классические социологические теории. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Идея закономерности общественного развития. Социология марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс о материалистическом понимании истории. Общественно-экономические формации. Классы и классовая борьба. О сущности государства и исторических путях его развития. Социология Э. Дюркгейма. Концепция социологизма. Структура социологического знания. Социальные факты. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение «механической» и «органической» солидарности. Понятие аномии. Социология М. Вебера. Концепция «социального действия». Теория рационализации. Типы господства. Проблема легитимности власти. Социологические теории Г. Зиммеля, Ф. Тенниса, В. Парето. Теория социальной дифференциации. Концепция «общины» и «общества». Теория циркуляции элит. Западная социология в ХХ столетии. Периодизация социологии ХХ столетия. Чикагская школа. Институт исследования общественного мнения Дж. Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона. Теория социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер). Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, Т. Стоун). Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер, Г. Гарфинкель).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|