Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование стандартизированных техник (тестов) в специальной психологии.




трудности возникают в отношении самой стандартизированности, жестко унифицированного характера проведения всего тестового обследования, начиная от неизменности формулирования инструкции, времени выполнения того или иного задания, качества стимульного материала. Сами параметры стандартов (форма, скорость подачи инструкции, ее содержание, а также метрические характеристики стимульного материала) всегда соотнесены с возможностями нормального в психофизиологическом отношении человека. Поэтому ребенок с отклонениями в развитии с самого начала тестового обследования попадает в несоответствующую его возможностям ситуацию.

Тест, как правило, фиксирует конечный итог какой-то деятельности. Сам же процесс его получения остается недоступным для анализа. Подавляющее большинство стандартизированных технологий отражают лишь наличный уровень психического развития испытуемого, зону его актуального развития.

Стандартизированные методики в специальной психологии могут использоваться с определенными ограничениями, в виде вспомогательного средства при ведущей роли экспериментального подхода и качественного анализа полученного материала.


11.Общие и модально-специфические закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.

Отклоняющее развитие – обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.

Общие закономерности психического развития:

- процесс развития — это перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований.

- Процесс развития непрерывен и необратим.

- Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции.

- принцип единства эволюционирования и функционирования.

- психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности.

- Психическое развитие не возможно вне общения.

Модально специфические закономерности -характеристики, свойственные определенной группе детей с отклонениями, например особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Иначе говоря – это то, что отличает одну группу от другой.

 

 

12.Модально-неспецифические закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.

Модально-неспецифические закономерности психического развития детей с нарушениями онтогенеза связаны с теми качествами, которые наблюдаются у всех групп детей с отклонениями в развитии, это то общее, что есть между ними, и одновременно то, что их всех отличает от нормально развивающихся детей.

Черты модально-неспецифических закономерностей:

- замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой. Замедление темпа имеет устойчивый или переменный характер.

- замедляется скорость приема и переработки поступающей информации. Речь идет о сохранных сенсорных системах, например зрительной у глухих и слабослышащих детей.

- общее снижение психической активности, что повсеместно отмечается многими исследователями в отношении самых разных групп детей с отклонениями. страдает познавательная активность, что становится причиной сужения запаса знаний и представлений об окружающем мире и о себе.

- диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития.

- недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности. Эти нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты.

- практически у всех групп детей с ограниченными возможностями отмечается недоразвитие моторики. это приводит к замедлению темпов формирования разнообразных двигательных навыков

- в условиях отклоняющегося развития ребенок может достичь того же или почти тоге же уровня результативности, что и нормально развивающийся, но усилия, которые он при этом затрачивает, значительно выше, чем в норме

- недостатки словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом.

 

13.Основные свойства высших психических функций.

Высшие психические функции - специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями. К ВПФ относятся: восприятие, память, мышление, речь. Понятие высших психических функций было введёно Л. С. Выготским и впоследствии развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным и П. Я. Гальпериным.

Свойства ВПФ:

Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Социальность ВПФ определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос ("вращивание") социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Опосредованность ВПФ видна в способах их функционирования. Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия.

14.Структура нарушенного развития.

Дизонтогенез как особый способ развития сохраняет в себе все основные его свойства и признаки. структурировано представления о параметрах дизонтогенеза в современной психологии были сформулированы В. В. Лебединским.

Параметры дизонтогенеза

Функциональная локализация нарушения, подразделяемая на частную и общую. Первая характеризуется расстройством отдельных функций — восприятия, предметных действий, речи, внимания и т. д. Общие нарушения проявляются в дисфункциях разных сторон регуляторных систем.

Другой параметр связан с возрастом человека, в котором у него появилось то или иное нарушение. Чем раньше в возрастном отношении у ребенка появляется нарушение, тем тяжелее его последствия, и наоборот.

Третий параметр - возрастная динамика межфункциональных связей.

Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л. С. Выготскому.

Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Вторичные, или системные, нарушения имеют иную природу и свойства, представляя собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Отсюда и само название — системные нарушения, то есть недостаточность определенных функций, возникающая вследствие существующей на данный момент системы межфункциональных связей.

третичные нарушения, под которым имеют в виду нарушения разных сторон психики, не имеющих непосредственных связей с первично поврежденной функцией.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...