Исследование экологических представлений жителей индустриальных центров.
Ход исследования.
Свою практическую часть мы построили следующим образом: 1.Составили анкету, содержащую 10 вопросов по данной теме, которые не только проверяли уровень знаний у исследуемых, но выявляли их направленность и установки. Анкета
2. Опросили по составленной анкете 20 человек, из которых 10 в возрасте 20-25 человек – они вошли в первую группу, и 10 в возрасте 25-30 – вторая группа. Пол и сфера деятельности и образование также учитывались при анализе данных.
Таблица 1. Ответы первой группы. да + нет – Не знаю /
Таблица 2. Ответы второй группы
Значительная группа респондентов отметила, что экология это система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды – 60%. Остальные разделились: 25% считают, что экология изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья, 10% - экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе; и 5% - учение о взаимоотношении организмов с окружающей средой. Часть вопросов, на наш взгляд, выявляют отношение человека к экологии: 1. Способна ли совокупная человеческая деятельность коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию? 3. Вы считаете, что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше? 4. Итак, некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли это? 5. Влияет ли развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы? Мы разделили ответы на эти вопросы на две группы: в первую вошли ответы с негативной окраской, Их процент составил большую часть – 28,75% Во вторую группу вошли вопросы с положительной установкой – 11,4% Представим полученные результаты в графическом изображении. Рис. 1. Отношение к экологии первой группы. Рис 2. Отношение к экологии второй группы
Примечательно, что все респонденты считают, что развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы.
Вопросы: Верно ли определение: «Глубинная экология – это путь, индивидуальная практика, противопоставляющая себя господствующему технократическому мировоззрению»? Является ли техника продуктом культуры, а не цивилизации? Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного прогресса? Верно ли, что цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов? Верно ли определение: «Культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности»? Экология это: Выявляют на наш взгляд уровень осведомленности респондентов о понятиях культуры и экологии. Мы заметили, что возрастные категории не влияли на ответы, а вот образование и профессия, как нам кажется, играют свою роль в формировании экологических представлений.
Заключение.
Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что одним из важных признаков трансформации мировоззренческих установок членов общества является, с моей точки зрения, совокупность доминирующих у населения экологических представлений. Именно эти представления характеризуют отношение людей к “природе” либо как к чуждой (возможно, враждебной) внешней среде (негативные ценностные установки), либо как к источнику средств существования (утилитарные установки), или как к среде обитания, нуждающейся в заботе и соохранении (этические установки), а, может быть, и как к Миру (эстетические установки). Реальная возможность дегуманизации человека, ограбления природных ресурсов, разрушения природной среды и, наконец, гибель человечества в огне ядерной катастрофы - все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра "технократической парадигмы". Именно с таким прогнозом мы подошли к данной теме. Однако изучив специальную литературу, вникнув в поставленный вопрос мы пришли к выводу: единственной альтернативой технократическому вызову может стать "гуманистическая парадигма", объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы "человек и мир", "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек" на основе общечеловеческих ценностей.
Список литературы
1. Воронков Н.А. Экология: общая социальная, прикладная. – М., 1999, с.- 20. 2. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987 3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990. 4. Кохановский В.П. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс,2000. – гл.15. 5. Кошелева В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность. - 1993. - №1 - С. 159-160 6. Личность. Внутренний мар и самореализация. Г.С. Сухобская. СПб., 1996г., с.147-151. 7. Моисеев Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. - 1992. - №5 8. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26 9. Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 4, 10 10. Основы экологии и охрана природы. Учебное пособие для профессиональных учебных заведений. – Самара: Самар. Дом печати,1995. – с. 5-9. 11. Розин В.М. Введение в культурологию - М.: Международная педагогическая академия, 1994. 12. Соколов Э.М., Ветров В.В., Панферова И.В. Региональная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения // Экология и промышленность России, 1998 г. С.43-44 13. Франкл В. Человек впоисках смысла. – М., 1990. 14. Фромм Э. Психоанализ и этика - М.: Республика, 1993.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|