Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование экологических представлений жителей индустриальных центров.

Ход исследования.

 

Свою практическую часть мы построили следующим образом:

1.Составили анкету, содержащую 10 вопросов по данной теме, которые не только проверяли уровень знаний у исследуемых, но выявляли их направленность и установки.

Анкета

вопросы

да нет не знаю
1

Способна ли совокупная человеческая деятельность коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию?

  5   5   5
2

Верно ли определение: «Глубинная экология – это путь, индивидуальная практика, противопоставляющая себя господствующему технократическому мировоззрению»?

  5   5   5
3

Вы считаете, что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше?

  5   5   5
4

Итак, некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли это?

  5   5   5
5

Влияет ли развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы?

  5   5   5
6

Является ли техника продуктом культуры, а не цивилизации?

5 5 5
7

Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного прогресса?

5 5 5
8

Верно ли, что цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов?

  5   5   5
9

Верно ли определение: «Культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности»?

  5   5   5
10

Экология это:

     

а)

уче­ние о взаимоотношении организмов с окружающей средой.

5

б)

отрасль биологии, которая изучала воздействие на организм неорганической и биотической среды.

5

в)

наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе.

5

г)

идея вторжения социального человека в экосистемы.

5

д)

изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья.

5

е)

система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды.

5

ж)

изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья

5

           

2. Опросили по составленной анкете 20 человек, из которых 10 в возрасте 20-25 человек – они вошли в первую группу, и 10 в возрасте 25-30 – вторая группа. Пол и сфера деятельности и образование также учитывались при анализе данных.

 

Таблица 1.

Ответы первой группы.

да  +

нет –

Не знаю /

Возраст

Пол

Образование

Профессия

Номер вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 20 ж среднее техническое оператор ПК + / - + + - + + + е
2 21 ж высшее педагогическое менеджер по продажам + + - + + / - + + е
3 22 м высшее техническое менеджер по продажам / / + + + - / + + е
4 22 ж среднее гуманитарное менеджер по продажам + + / + + + - + + ж
5 23 м среднее специальное водитель - / - + + / - + + е
6 23 м среднее техническое водитель-экспедитор + / - + + + - + / ж
7 24 м высшее культурологическое менеджер по продажам - + + + + + - - + е
8 24 ж высшее экономическое бухгалтер-кассир + - - / + - + + + ж
9 24 ж высшее экономическое администратор зала / + - + + - - + + а
10 24 м высшее экономическое администратор зала + / - + + - - + / в

 


Таблица 2.

Ответы второй группы

 

Возраст Пол Образование Профессия

Номер вопроса

          1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 25 м среднее специальное охранник - / - + + - - + + е
2 25 ж высшее экономическое менеджер по продажам + / + - + / - + + в
3 26 ж высшее техническое оператор ПК + / - - + + - + / е
4 27 ж высшее гуманитарное менеджер по продажам - + + + + - - / + ж
5 27 ж высшее психологическое менеджер по продажам + + - + + + - + + е
6 29 м среднее техническое водитель + / - + + / / + / е
7 29 ж высшее экономическое бухгалтер + - + + + / - + + е
8 29 ж высшее психологическое менеджер по персоналу + + + / + - - + + е
9 30 м незак. высшее техническое охранник - + / - + - - + + ж
10 30 м среднее специальное охранник / / - + + / - + + е

 

Значительная группа респондентов отметила, что экология это система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды – 60%. Остальные разделились:

25% считают, что экология изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья, 10% - экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе; и 5% - уче­ние о взаимоотношении организмов с окружающей средой.

Часть вопросов, на наш взгляд, выявляют отношение человека к экологии:

1. Способна ли совокупная человеческая деятельность коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию?

3. Вы считаете, что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше?

4. Итак, некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли это?

5. Влияет ли развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы?

Мы разделили ответы на эти вопросы на две группы: в первую вошли ответы с негативной окраской, Их процент составил большую часть – 28,75%

Во вторую группу вошли вопросы с положительной установкой – 11,4%

Представим полученные результаты в графическом изображении.

Рис. 1.

Отношение к экологии первой группы.

Рис 2.

Отношение к экологии второй группы

 

Примечательно, что все респонденты считают, что развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы.

Вопросы:

Верно ли определение: «Глубинная экология – это путь, индивидуальная практика, противопоставляющая себя господствующему технократическому мировоззрению»?

Является ли техника продуктом культуры, а не цивилизации?

Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного прогресса?

Верно ли, что цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов?

Верно ли определение: «Культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности»?

Экология это:

Выявляют на наш взгляд уровень осведомленности респондентов о понятиях культуры и экологии.

Мы заметили, что возрастные категории не влияли на ответы, а вот образование и профессия, как нам кажется, играют свою роль в формировании экологических представлений.

 

Заключение.

 

Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что одним из важных признаков трансформации мировоззренческих установок членов общества является, с моей точки зрения, совокупность доминирующих у населения экологических представлений. Именно эти представления характеризуют отношение людей к “природе” либо как к чуждой (возможно, враждебной) внешней среде (негативные ценностные установки), либо как к источнику средств существования (утилитарные установки), или как к среде обитания, нуждающейся в заботе и соохранении (этические установки), а, может быть, и как к Миру (эстетические установки).

Реальная возможность дегуманизации человека, ог­рабления природных ресурсов, разрушения природной среды и, наконец, гибель человечества в огне ядерной катастрофы - все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра "технократической парадиг­мы".

Именно с таким прогнозом мы подошли к данной теме. Однако изучив специальную литературу, вникнув в поставленный вопрос мы пришли к выводу: единственной альтернативой тех­нократическому вызову может стать "гуманистическая парадигма", объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы "человек и мир", "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек" на основе общечеловеческих ценностей.

 

Список литературы

 

1. Воронков Н.А. Экология: общая социальная, прикладная. – М., 1999, с.- 20.

2. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987

3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

4. Кохановский В.П. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс,2000. – гл.15.

5. Кошелева В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность. - 1993. - №1 - С. 159-160

6. Личность. Внутренний мар и самореализация. Г.С. Сухобская. СПб., 1996г., с.147-151.

7. Моисеев Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. - 1992. - №5

8. Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26

9. Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 4, 10

10. Основы экологии и охрана природы. Учебное пособие для профессиональных учебных заведений. – Самара: Самар. Дом печати,1995. – с. 5-9.

11. Розин В.М. Введение в культурологию - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

12. Соколов Э.М., Ветров В.В., Панферова И.В. Региональная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения // Экология и промышленность России, 1998 г. С.43-44

13. Франкл В. Человек впоисках смысла. – М., 1990.

14. Фромм Э. Психоанализ и этика - М.: Республика, 1993.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...