Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности

Введение

 

Хозяйственной является деятельность субъектов хозяйствования, включающая в себя предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли, так и деятельность некоммерческого характера, направленную на обслуживание данной деятельности, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности неизбежно происходит столкновение частных интересов субъектов хозяйствования и публичных интересов общества. Задача государства - уравновесить эти интересы и избежать существенного конфликта сторон. Однако не всегда замыслы законодателя совпадают с их воплощением. Достижение такого баланса является целью правового государства. Тема настоящей курсовой работы " Государственное регулирование хозяйственной деятельности".

Актуальность темы. С момента образования Республики Беларусь как самостоятельного государства в стране произошли существенные экономико-политические преобразования, сформировались принципиально новые подходы к проблемам правового регулирования хозяйственной деятельности.

Введение частной формы собственности, процессы разгосударствления и приватизации государственной собственности, развитие предпринимательства и другие привели к необходимости кардинального обновления законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики.

В современных условиях хозяйственная деятельность осуществляется в новых правовых формах. Созданы и действуют такие организационно-правовые формы Юридических лиц, как акционерные общества, общества с ограниченной либо дополнительной ответственностью, частные предприятия и т.д.

Изучение рассматриваемого вопроса помогает определить понятие, роль и регулирование хозяйственной деятельности, правовое положение субъектов хозяйственной деятельности, их ответственность и т.п. Без понимания и знания данных вопросов не может сложиться целостное видение экономического развития государства и общества.

Целью проводимого исследования является проведение исследования и анализа вопросов существующего правового механизма регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

Поставленная цель исследования предопределила выполнение следующих задач:

- рассмотреть общие положения определить понятие, формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности;

- дать характеристику и рассмотреть вопросы государственного контроля в сфере хозяйственной деятельности;

- исследовать порядок лицензирования как особой разновидности контроля за хозяйственной деятельностью в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- подвести итог проводимому исследованию.

Объектом исследования в настоящей курсовой работе являются отношения, связанные с государственным регулированием хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

Предметом исследования являются законодательные акты Республики Беларусь, регулирующие порядок государственного регулирования хозяйственной деятельности в Республике Беларусь, а также отдельные исследования авторов в данной области.

Методологическую основу исследования на разных этапах, в зависимости от поставленных задач, составили: общенаучные и частные методы познания,методы системного и ситуационного анализа, экономико-статистические методы, сравнительно-правовой метод и др.


Понятие, формы и способы государственного регулирования хозяйственной деятельности

 

Истории известны несколько типов организации экономики: хозяйство примитивного общества, рыночная экономика, экономика командно-бюрократической системы. Как справедливо отмечает С.Э. Жилинский, "в реальной жизни "чистая" экономика встречается крайне редко. "Чистая" экономика, будь то рыночная или командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Современная модель организации народного хозяйства - смешанная экономика, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием" [18, с.13]. Еще более значима роль государственного регулирования в переходный период, когда высок удельный вес государственного сектора.

В науке административного права понятие "государственное регулирование" рассматривается в широком и узком смыслах. В первом случае государственное регулирование заключается в установлении государством общих правил поведения участников общественных отношений и приведении их в соответствие с изменяющимися условиями. Его субъектами являются органы законодательной, исполнительной и в определенной степени судебной власти [14, с.456]. Во втором случае государственное регулирование представляет собой одну из функций государственного управления, которая выражается в правовом регулировании, т.е. в установлении определенных правил (норм) поведения субъектов хозяйствования [23, с.32]. В каком бы смысле не рассматривалось государственное регулирование, оно проявляется прежде всего через активную деятельность, которая включает в себя такие элементы, как субъект, объект, цель, средства и формы ее осуществления.

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия)), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры) [16, с.186].

Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.

Субъекты государственного регулирования хозяйственной деятельности реализуют функции государства по регулированию хозяйственной деятельности. Таковыми, в частности, являются:

защита экономического правопорядка;

распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами хозяйственной деятельности;

контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления хозяйственной деятельности;

стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении;

создание конкурентной среды;

обеспечение нормальной занятости населения и т.п. [20, с.395].

Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране [16, с.187].

Необходимость государственного регулирования хозяйственной деятельности определяется:

обеспечением государственных нужд;

приоритетами государственного и социального развития;

формированием республиканского и местных бюджетов;

охраной окружающей среды;

обеспечением занятости населения;

обеспечением безопасности и обороноспособности страны;

реализацией свободы предпринимательства;

соблюдением порядка осуществления внешнеэкономической деятельности [20, с.396].

Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Эти пределы и должны быть закреплены в нормах хозяйственного права.

В качестве важнейших можно назвать следующие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности.

1. Прогнозирование - представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки - на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.

Официальное закрепление прогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования.

2. Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных [21, с.151]. В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность, экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязательность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.

Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление Совета Министров от 30 сентября 2005 г. № 1081 "Об утверждении Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 годы").

3.Денежная политика - использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.

4.Антимонопольное регулирование - направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.

Методы государственного регулирования хозяйственной деятельности условно можно разделить на два вида.

Административные - представляют собой приемы одностороннего воздействия на поведение субъектов регулирования, основанные на авторитете государственной власти и реализуемые посредством издания актов как нормативного, так и ненормативного характера. Они направлены на:

установление правил поведения общеобязательного или частного характера, т.е. определенного режима в сфере реализации исполнительной власти;

предписание об обязательном совершении определенных действий;

утверждение конкретных (адресных) заданий;

разрешение определенных действий (например, выдача лицензий, включая их приостановление или аннулирование);

регистрация определенных действий;

установление стандартов, квот и т.п.;

ограничение определенных действий и др. [12, с.289].

Урегулированные нормами права действия государственных органов, государственных организаций, направленные на реализацию своих полномочий, закрепленных в актах законодательства, в юридической литературе по административному праву именуют административными процедурами. Процедуры, осуществляемые во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и не подчиненными им субъектами хозяйственной деятельности делят на такие виды как:

1) лицензионно-разрешительные;

2) регистрационные;

3) контрольно-надзорные [22, с.57].

Действия государственных органов, государственных организаций по рассмотрению и разрешению в соответствии с их компетенцией обращений (заявлений) субъектов хозяйственной деятельности, влекущих для указанных субъектов установление, изменение, приостановление, сохранение и прекращение (переход) прав и обязанностей законодатель также именует административными процедурами, однако к их объектам относит лишь регистрацию и учет субъектов хозяйственной деятельности, их имущества, товаров, работ и услуг, объектов интеллектуальной собственности, а также деятельности, осуществляемой на основании специальных разрешений, иных документов. Таким образом, о контрольно-надзорных процедурах речь не идет, что представляется важным, поскольку соответствующее Постановление Совета Министров от 27 августа 2007 г. № 1102 "О некоторых мерах по совершенствованию административных процедур, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает упрощение и сокращение административных процедур, совершаемых государственными органами и государственными организациями в отношении субъектов предпринимательской деятельности [10, п.1].

Экономические - представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.

Указанные методы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.

В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о квалификации этих методов. Более того, иногда они именуются не методами, а способами. Одни авторы указывают на существование универсальных методов применительно к любой деятельности - убеждения и принуждения [12, с.290], другие считают, что административные и экономические методы - "это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы" [15, с.187]. Тем не менее, представляется, что метод - это более общая категория, объединяющая конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.

Виды государственного воздействия на хозяйственную деятельность можно классифицировать по различным основаниям.

По способам воздействия различают прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование характеризуется применением директивных методов воздействия и может рассматриваться по следующим направлениям:

установление требований к хозяйственной деятельности;

установление запретов;

применение государством санкций и мер ответственности;

создание, реорганизация и ликвидация субъектов хозяйствования;

заключение договоров для обеспечения государственных нужд.

Для косвенного регулирования свойственно применение экономических рычагов и стимулов (предоставление льгот, кредитов, субсидий и т.п.).

По стадиям осуществления выделяют государственное регулирование: при планировании хозяйственной деятельности (планы и программы экономического и социального развития), при создании субъектов хозяйствования, при осуществлении субъектами хозяйствования своей деятельности, при получении и реализации результатов хозяйственной деятельности (финансовые обязательства перед бюджетом, предоставление отчетности и др.), при прекращении субъектов хозяйствования.

По своему проявлению государственное регулирование хозяйственной деятельности подразделяется на: общее (государственные органы действуют от имени народа в публичных интересах) и особенное (государство в лице своих органов выступает в качестве собственника имущества).

По субъектам выделяют обязательные требования, относящиеся ко всем субъектам хозяйственной деятельности, и требования, предъявляемые к определенной категории субъектов (ООО, ЗАО, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам и т.д.).

Таким образом, завершая рассмотрение данного вопроса, следует отметить, что государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране. Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в определённых формах с использованием различных методов, которые условно можно разделить на административные и экономические.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...