Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История психологии физической культуры и спорта




ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

 

Под редакцией доктора педагогических наук, профессора А.В.Родионова

Авторский коллектив:

К.п.н., доцент Е.М.Киселева

Д.п.н., проф. С.Д.Неверкович

К.психол.наук, и.о. профессора В.Н.Непопалов

К.психол.наук, и.о. профессора А.Л.Попов

Д.п.н., проф. А.В.Родионов

Д.п.н. В.А.Родионов

К.психол.наук, и.о. профессора Е.В.Романина

К.психол.наук, профессор Г.И.Савенков

К.психол.наук, и.о. профессора В.Ф.Сопов.

К.психол.наук, доцент Л.Г.Уляева.

 


 

 

Оглавление

Введение – А.В.Родионов

Глава 1. История психологии физической культуры и спорта – А.В.Родионов, В.Н.Непопалов

 

Раздел «Психология физической культуры»

Глава 2. Предмет психологии физической культуры – В.Н.Непопалов

Глава 3. Потребности и мотивы двигательной активности – В.Н.Непопалов

Глава 4. Психологические закономерности возрастного развития детей и подростков – В.Н.Непопалов, Л.Г.Уляева

Глава 5. Психологические основы воспитания – А.Л.Попов, В.А.Родионов

Глава 6. Психология познания и освоения двигательных действий – А.Л.Попов

Глава 7. Личность и психологические основы ее формирования в процессе физического воспитания – В.Н.Непопалов

Глава 8. Психологическая характеристика личности учителя – С.Д.Неверкович, Е.А.Киселева

Глава 9. Психология малых групп в системе физической культуры – В.А.Родионов

 

Раздел «Психология спорта»

Глава 10. Предмет психологии спорта – А.В.Родионов

Глава 11. Методы психодиагностики в спорте – А.В.Родионов, В.Н.Непопалов, В.Ф.Сопов

Глава 12. Психологические основы отбора в спорте – А.В.Родионов, В.Ф.Сопов

Глава 13. Психологические особенности формирования спортсмена-юноши – А.В.Родионов

Глава 14. Особенности личности спортсмена – А.Л.Попов, А.В.Родионов

Глава 15. Личность и авторитет тренера – С.Д.Неверкович, Е.А.Киселева

Глава 16. Психология спортивных команд – Е.В.Романина

Глава 17. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности – Г.И.Савенков

Глава 18. Психологические основы физической подготовки – В.Ф.Сопов

Глава 19. Психологические основы технической подготовки– А.Л.Попов

Глава 20. Психологические основы тактической подготовки – А.В.Родионов

Глава 21. Основы волевой подготовки – В.Ф.Сопов

Глава 22. Психические состояния в спортивной деятельности – В.Ф.Сопов

Глава 23. Психологическая подготовка спортсменов и команд – А.В.Родионов

Глава 24. Психогигиена и психопрофилактика в спорте – В.Ф.Сопов

Глава 25. Психология управления поведением и деятельностью спортсмена в ситуациях соревнования – А.В.Родионов, В.Ф.Сопов

 


 

Введение

 

За последние годы наблюдается прогресс в области психологического обеспечения как обучения и воспитания подрастающего поколения, так и спортивной подготовки. В школах все активнее применяются новые технологии учебно-воспитательной работы. Но одновременно усложняются программы, увеличивается учебная нагрузка и, например, благоприятное воздействие занятий физической культурой не компенсирует негативных воздействий психических нагрузок. Такие важные педагогические и социальные проблемы помогает решать психолог в кооперации с педагогом.

Ныне действующая система физического воспитания в школе в основном построена на основе традиционного образования, где личность воспринимается через призму определенных параметров (показатели развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень теоретических знаний) и выступает как средство достижения этих функций. Теория физической культуры уделяет гипертрофированное внимание к телесной (физической) стороне по сравнению с духовной (психической) стороной активности человека.

Сейчас можно отметить благоприятные тенденции. Конверсионные проникновения элементов спортивной культуры в культуру физическую создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков (В.К.Бальсевич, 1999). Совершенствование системы физического воспитания оказывает прогрессивное воздействие на усилия спортивных педагогов по воспитанию полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Появляется возможность таким образом построить систему физического воспитания, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно с психическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценного развития индивида в образовательном процессе, а физическую культуру сделать действенным фактором формирования личности в самом полном смысле этого слова.

Еще больше психологических проблем в современном спорте.

В ходе развития человека, занимающегося двигательной деятельностью, формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. На ранних стадиях онтогенеза развитие в большей степени подчинено биологическим закономерностям и именно они определяют формирование системы свойств индивида. Затем ведущее значение приобретают социальные факторы развития. Как говорил известный советский психолог Б.Ф.Ломов, линия биологического развития продолжается в течение всей жизни человека, но она как бы «уходит в основание» этой жизни. Естественно, что психологи спорта, как и педагоги в области физической культуры и тренеры, должны учитывать эти закономерности в процессе разработки методических рекомендаций по построению тренировочного процесса с юными спортсменами различного возраста.

По-прежнему важнейшей проблемой современной психологии спорта является проблема изучения и формирования психомоторных способностей спортсмена. Психомоторные факторы не только определяют процесс развития специальных спортивных способностей, но и во многом определяют эффективность деятельности в любом виде спорта.

Не менее важной для практики является проблема спортивной одаренности и роли нейрофизиологических свойств в возникновении такой специфической одаренности. Одним из основных положений, выдвинутых в свое время Б.М.Тепловым, является положение о том, что «не отдель­ные способности как таковые непосредственно определяют воз­можность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которые ха­рактеризуют данную личность». Это, собственно, и является одаренностью. Ее надо рассматривать, исходя из требований, которые предъявляет человеку конкретная деятельность, учитывая три момента: 1) требования самой деятельности; 2) общественную ценность этой деятельности в данный момент времени; 3) критерии ее успешности в настоящее время.

Способность людей в экстремальных условиях сохранять высокую работоспособность, преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, их умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов – это также является проблемой спортивной психологии.

«Вечная» проблема исследования особенностей личности спортсмена сейчас вновь оказалась в авангарде спортивно-психологической проблематики. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных структурных характеристиках высококвалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности.

Зарубежные исследователи сейчас много внимания уделяют изучению «мотивационных конструктов» спортсмена («целевые ориентации», «ценности», «уверенность в своих силах»). Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций: «на собственное Я» или «на задачу». Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. «Эго-ориентированные» спортсмены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате в команде.

Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий (интеракции) спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы «освоения ролей» спортсменами в процессе взаимодействия. Оно стимулируется воздействием «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для спортсмена лиц, с которыми он вступает в общение. Мы знаем много примеров того, как эффективность деятельности спортсмена в команде снижается только потому, что его «ролевые ожидания» не совпали с его истинными возможностями, а, например, лидерские позиции в одной команде вошли в противоречие с социальными позициями, которые сложились в новой команде. Учитывая, что личности взаимодействуют в общении через их социальные роли, целесообразно рассматривать каждый акт общения как социально моделируемую игру. Цепь таких игровых моделей и образует целостность общения как системного процесса.

Наиболее распространены три основных подхода к проблеме взаимоотношений спортсмена и тренера: социально-эмоциональный, который акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера, поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в котором можно выделить проблему «тревогогенного поведения тренера». В рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад тренер - спортсмен.

В процессе решения спортсменом задач, присущих спортивной деятельности, имеют место сложнейшие механизмы оценки не только текущей ситуации, но и ее прошлого и наиболее вероятного будущего, поиск адекватных этой ситуации решений (поиск осуществляется параллельно с помощью сенсорных, моторных и когнитивных операций).

Вопрос об уровнях осознания и эффективности двигательного контроля, который осуществляется спортсменом, - еще одна проблема, которую исследуют спортивные психологи.

Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой стороны, заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.

По-прежнему одной из основных практических проблем психологии спорта тренеры и руководители команд называют психологическую подготовку.

Предпосылками построения психологической подготовки являются знания об особенностях «психической конституции» спортсменов, а также индивидуальных характеристик структуры и динамики психофизиологического состояния в процессе тренировок и соревнований. В физической, технической и тактической подготовке сильнейшие атлеты более или менее сравнялись по своим возможностям, и побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовленности.

Настраиваться на физическую работу, внушать себе, что она полезна и необходима, терпеть физические нагрузки – все это требует соответствующего психологического обеспечения физической активности человека.

Можно смело сказать, что спортивные психологи много сделали для научного обоснования средств и методов эффективной подготовки людей, действующих в экстремальных условиях. Больше того, в таких областях психологии, как инженерная, космическая, психология труда и ряде других используются многие идеи, впервые возникшие в стенах спортивно-психологических лабораторий.

Подавляющее большинство средств и методов психологической подготовки спортсменов можно с успехом использовать и для оптимизации психологических условий двигательной активности в широком смысле этого слова. Однако каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может дать комплексное применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100 процентов эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для любого человека. Поэтому в любой практической работе психологи максимум внимания уделяют реализации принципа индивидуального подхода к работе со спортсменом, с его своеобразным личностным и психофизиологическим статусом.

Все специалисты, работающие в области физического воспитания и спортивной тренировки, нуждаются в психологических знаниях. Они нужны также тем, кто посвятил себя благородному делу адаптивной физической культуры, кто занимается проблемами спортивного менеджмента, кто внедряет массовую физическую культуру. Для всех этих специалистов подготовлен этот учебник.


ГЛАВА 1.

 

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

 

С точки зрения истории выделение психологии физической культуры и психологии спорта довольно условно. Первоначально (в 20-е, 30-е годы) всех двигательно активных людей называли «физкультурниками», независимо от того, делает ли такой человек лишь утреннюю зарядку или играет в команде мастеров. Сейчас слово «физкультурник» практически исчезло, в спорте четко разделяют спортсменов и спортсменов высокой квалификации (иногда еще выделяется самостоятельная группа «профессиональных спортсменов»). Аналогичная тенденция коснулась всего остального мира. Например, в англоязычной литературе термин “The sportsman” стали употреблять по отношению к тем людям, которых в нашей стране называли «физкультурниками». По отношению к спортсменам, в нашем понимании этого термина, применяется конкретное понятие “The athlete”.

В спорте высших достижений привычными стали претензии тренеров и менеджеров к пси­хологической подготовке спортсменов. Вместе с тем в тренировке как таковой нет объектив­но выраженного «места» для психоло­гической подготовки и тем более «пси­хологической тренировки». Каждый раз процесс формирования базовых структур личности спортсмена проис­ходит стихийно, т. е. неуправляемо и неорганизованно, так как направлен­ность тренировки связана лишь с усло­виями совершенствования двигательной деятельности. Таким образом, происхо­дит разрыв между назначением (функ­циями) физического воспитания и его реальным воплощением. Физическое воспитание, физическая культура и спорт теперь нередко вступают в определенные противоречия.

Основание такого положения нужно искать, по-видимому, за пределами са­мой психологии спорта. Можно за­фиксировать происшедший разрыв между психологией спорта как приклад­ной областью и общей психологией, который наложил отпечаток на ее свя­зи и взаимоотношения с другими об­ластями физической культуры и спорта. Причина разрыва кроется и в общей ориентации на прагматические аспек­ты прикладного исследования. Необходимо также отметить, что любые мероприятия по технической, физичес­кой, тактической подготовке спортсме­нов не могут быть эффективными, если они не основаны на целесообразном и целенаправленном проектировании формирования личности спортсмена и управлении этим формирующим разви­тием.

Психология физической культуры и спорта имеет почти столетнюю историю. В нашей стране историю можно отсчитывать с 20-х годов прошлого столетия.

В 1920—1925 гг. такие направ­ления советской науки о физическом воспитании, как физиология и биохи­мия спорта, динамическая анатомия и биомеханика физических упражнений не выделялись в специальные разделы физиологии и анатомии, но были созда­ны некоторые предпосылки для их фор­мирования: накоплен материал, подго­товлены кадры. В этот период ведущей среди медико-биологических дисциплин выступала теория врачебно­го контроля. В целом же именно тогда был заложен фундамент для естест­веннонаучного подхода к физическому воспитанию и спорту. Роль же психологии, в силу ее медленной переориентации или в силу наступившего кризиса психологической науки» (Л.С.Выготский, 1924), затя­нувшегося поиска объективных мето­дов исследования сводилась практиче­ски к минимуму. Психология в своем прикладном аспекте работала лишь на таком материале, как обучение (педа­гогика и «педология») и аномальное развитие (патопсихология). Много бы­ло сделано в этот период и практи­чески, и теоретически, но основное состояло в том, что в рассматриваемый период психология выступила в каче­стве методологического, а не только идеологического основания для этих областей. Подчеркнем также, что за­рождающуюся спортивную культуру не интересовали теоретические коллизии психологии, ей нужны были практи­ческие выкладки, результаты, а полу­чить она теперь могла их только опо­средствованным путем.

1920—1925 годы — этап, когда вначале практики, а затем теоретики физического воспитания стали рассмат­ривать спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, под­чиненный всем принципам и правилам коммунистического воспитания. Другими словами, психология была теоре­тически ассимилирована в предмет пе­дагогики, а методически заменена объективным физиологическим методом. Пси­хологические феномены и явления уже не исследуются, они описываются и объясняются. Этот период усилил разрыв между предметом и методом. Методика «условно-безуслов­ных рефлексов» стала надолго и ме­тодологией и онтологией психологичес­кого исследования, при этом все осталь­ное «выносилось за скобки». Механизм координации движений, формирование условных (в том числе и двигательных) рефлексов, морфоло­гические и функциональные особенно­сти кровообращения, дыхания, нервной системы и др.— вот основная область проблем того периода. Собственно пробле­матика психологической науки здесь не представлена.

Реально психология спорта как наука зародилась в результате публикаций научных трудов П.А.Рудика («Влияние мускульной работы на процесс реакции», 1925) и Т.Р.Никитина («Значение внушения и подражания в деле физического воспитания», 1926). Постепенно отрывочные знания в этой области систематизируются, и к середине 30-х годов курс психологии спорта стал читаться студентам ГЦОЛИФК и ГДОИФК. В это же время вне этих институтов также выполняются первые психологические работы. В 1927 и в 1930 годах двумя изданиями вышла монография А.П.Нечаева «Психология физической культуры», в конце 20-х годов – первые экспериментальные статьи А.Ц.Пуни.

В 1930 году в ГЦОЛИФКе была создана кафедра психологии, которую с 1932 года возглавил Петр Антонович Рудик. С этого времени психология как наука начинает свой исторический отсчет. Под руководством П.А.Рудика сотрудниками кафедры была разработана программа, соответствующая профилю института физической культуры и впитавшая лучшие достижения психологической науки того времени. Программа состояла из двух разделов: 1) общая психология, рассматривающая основные теоретические вопросы, 2) психология спорта, направленная на решение прикладных проблем спорта и физической культуры.

С первых дней существования ЦНИИФКа (Центрального научно-исследовательского института физической культуры), т.е. с первой четверти прошлого века, в нем работали психологи в рамках подразделений, изучающих влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье трудящихся. Такие исследования велись в плане психотехнических подходов. В 1934 году было принято решение о создании психологической лаборатории со штатом в 13 человек, для того чтобы «обеспечить правильную постановку учета влияния физической культуры (на предприятиях, в школах, армии) на повышение производительности труда и на развитие специфических форм поведения трудящихся в связи с физической культурой». Иными словами, партия и правительство в 20-е и 30-е годы в основном ориентировали спортивных психологов на развитие «прикладных», как сейчас бы сказали, разделов теории и методики физического воспитания. Деятельность этой первой лаборатории даже не началась: те же партия и правительство закрыли ее, когда началась борьба с «педологическими извращениями в системе наркомпросов» и с тестами, которыми пользовались многие психологи.

Послевоенный период характеризу­ется усиленным восстановлением и рас­ширением материально-технической ба­зы физкультурного движения: восста­навливаются и строятся новые стадио­ны, возрастает число институтов физической культуры, улучшается ка­чество и количество специалистов по физической культуре, более действен­ной становится пропаганда в этой об­ласти. В связи с тем, что многие спе­циалисты не вернулись с войны, воз­никает необходимость пополнения кад­ров. В этих условиях важно было сохранить и обеспечить определенную преемственность всего того, что было достигнуто в предвоенный период. Решение этих проблем в последующий период приводит не только к уровню знаний предвоенного времени, но и к важнейшему качественному теоретичес­кому сдвигу в осознании роли психоло­гической подготовки.

В 1947 году по инициативе директора ЦНИИФКа И.А.Крячко открылся кабинет психологии спорта, которым руководил известный специалист в области психологии труда С.Г.Геллерштейн. Этот сектор продержался до 1952 года. После печально знаменитой юбилейной Павловской сессии Академии наук СССР 1952 года началась официально инспирированная кампания против психологов и других специалистов в области антропологичесих наук, якобы игнорирующих условнорефлекторное учение И.П.Павлова. Особенно досталось таким «идеалистам» как Н.А.Бернштейн, А.Д.Новиков, В.С.Фарфель, С.Г.Геллерштейн. Последний был вынужден покинуть ЦНИИФК, а вместе с этим закрыли и кабинет психологии спорта.

В послевоенное время сотрудниками кафедры психологии ГЦОЛИФК опубликован первый в мировой практике учебник по психологии для институтов физической культуры, а также специ­альный учебник для средних физкультурных учебных заведений. Написаны учебники на базе экспериментальных работ, опубликован­ных кафедрой. В целом, начиная с 50-х годов, сотрудниками кафедры подготовлено и издано 6 поколений учеб­ников, четыре из них - под редакцией П.А.Рудика.

В 1952 году А.Ц.Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта. С 50-х годов становятся традиционными Всесоюзные совещания (потом – Всесоюзные конференции) по проблемам психологии физической культуры и спорта. Первое такое совещание прошло в 1956 году в ГДОИФКе (Ленинград). Последние годы роль всероссийских совещаний выполняет международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения», организованная РГУФКСиТ.

В 50-е гг. начинается выделение в качестве нового направления спортивной психологии проблемы пси­хологической подготовки. Вопрос о психологической подготовке спортсмена впервые ставит­ся А.А.Лалаяном на I Всесоюзном совещании по психологии спорта. Следует отметить, что термин, который также можно перевести как «психологическая подготовка спортсмена» впервые употреблял основатель олимпийского движения Пьер де Кубертен. По его инициативе в 1913 году состоялся первый международный конгресс спортивных психологов.

В советской психологии спорта в 50-е годы психологическая подготовка спортсмена рассматривалась как ком­плексный педагогический процесс, на­правленный к «разностороннему раз­витию волевых качеств спортсмена, с тем, чтобы он мог с неослабевающей энергией до конца бороться за лучший результат, невзирая на всегда могу­щие иметь место в соревнованиях не­ожиданности и случайности».

Вслед за этим начинается теорети­ческая разработка указанной пробле­мы. Под воздействием запросов прак­тики, в опоре на возможности достиг­нутого уровня развития психологии спорта закладываются основы теории психологической подготовки. На первый план выдвигается формирование во­левых свойств и чувства высокой от­ветственности перед обществом. Исхо­дя из этого, советскими психологами А.Ц.Пуни (1957, 1959), П.А.Рудиком (1958) и другими была предложена концепция, которая основывалась, пре­жде всего, на морально-волевой под­готовке.

В 1960 г. на II Всесоюзном сове­щании по психологии спорта Г.М.Гагаева выдвинула проблему психологической подго­товки как средствах формировании у спорт­смена наибольшей готовности к мак­симальным напряжениям воли для пре­одоления всех трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования всех своих сил и возможностей.В этот же период ЦНИИФКе открывается практически первая в стране специализированная лаборатория психологии спорта. Руководил этой профессиональной психологической лабораторией известный шахматный мастер В.А.Алаторцев. По воспоминаниям А.В.Алексеева, он обращался к В.А.Алаторцеву с предложением о совместной работе в области психической мобилизации. Известный шахматист ответил, что психиатр в спорте столь же противоестественен, как и врач-гинеколог в мужской футбольной команде.

Анализ, проведенный П.А.Рудиком в 1969 г., раскрыл сущность пси­хологической подготовки в рамках пси­хологии спорта. Он считал, что до раз­работки проблемы психологической подготовки спортсмена психология спорта изучала лишь влияние систе­матических занятий тем или иным видом спорта на развитие различных психо­логических функций. По его мнению, психологическая подготовка дает новое направление, основанное на изучении степени развития конкретных психичес­ких функций спортсмена с целью до­стижения больших успехов в опреде­ленном виде спорта, на изучении пси­хических состояний и особенностей лич­ности спортсмена соответственно тре­бованиям избранного вида спорта. По­этому предметом психологической под­готовки для спортивных психологов становится целенаправленное совер­шенствование психических процессов, состояний и особенностей личности спортсмена. А.Ц.Пуни, рассматривая состояние готовности как целостное проявление личности, выделял в нем такие стороны: 1) трезвая уверенность человека в своих силах, 2) стремление к борьбе проявлять все свои силы и добиться победы, 3)оптимальная степень эмоционального возбуждения, 4) высокая помехоустойчивость, 5) способность управлять своим поведением (действиями, чувствами и т.д.) в борьбе. Такого рода стартовые (или, как еще их иногда называют, предстартовые) состояния как установка, по принципу условного рефлекса, на повышенную психофизиологическую нагрузку определяются вегетативными сдвигами, а также изменениями эмоционально-волевой сферы, а вместе с этим – изменениями почти всех психических процессов. Отсюда становится видно, что психо­логия спорта сделала определенный шаг вперед — она перешла с эмпирического уровня исследования на теоретический, ограничивая свою предметную область и заполняя ее оп­ределенным содержанием. При этом она по-прежнему оставалась в рамках класси­ческой методологии психологии, если рассматривать ее более широко.

В связи с этим в 70-е гг. характерно понимание того факта, что волевая подготовка – часть психологической подготовки, рассматриваемая как це­лостная реакция и как составная часть тренировочного процесса, не охваты­вает всего многообразия психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педа­гогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета разно­образных компонентов психики приво­дит к выделению психологической под­готовки как особого образования в рам­ках именно подготовки, а не трениро­вочного процесса. Другими словами, именно и только в рамках собственно подготовки психология формирования качеств, необходимых для спортсмена, может получить свою определенность, а следовательно, и самостоятельность, выступая как тренировочный процесс, направленный на формирование тех или иных качеств, функций, процессов. Между тем психологическая подготовка осуществляется лишь путем «совершен­ствования» (П.А.Рудик, 1974) либо путем «воздействия» (А.А.Лалаян, 1977), направленных на обеспечение определенного состояния спортивной формы (или тренированности).

Сложилось такое положение, что в плоскости подготовки психологическая часть была представлена лишь социаль­но-культурными мероприятиями (кино­фильмы на этические и другие темы, бе­седы и встречи с ветеранами и т.д.), а в плоскости тренировочного процес­са она была представлена лишь систе­мой физических упражнений, где спе­циализированных по своей направлен­ности психологических приемов практи­чески не существовало. При этом из­вестно, что ни одно психологическое образование не возникает без движе­ния, а точнее — без действия, которое только и предполагает смысл этого действия (осмысленное движение). Физические упражнения (или движения как более узкие) проходят только пе­дагогическую обработку, психологическая же часть по-прежнему остается сти­хийно формируемой и нецеленаправлен­ной — она происходит сама собой, в си­лу естественного процесса. Следова­тельно, и получаемый результат не прогнозируем, не стабилен, не устойчив, не надежен и т. д.

В общем виде психология спорта относительно психологической подго­товки не смогла выработать за счет собственного развития своего онтоло­гического уровня, представленного соб­ственным тренингом, особыми приемами и процедурами как диагностики, так и формирования, осуществляемого по своим законам и в своем собственном объеме времени. Сама же психология спорта оказалась спроецированной на другие предметные области — педа­гогику и теорию физического воспита­ния, трансформируясь в их методы и средства.

С середины 70-х гг. роль психической нагрузки в спорте заметно начинает осознаваться всеми: стресс, фрустра­ции, мотивация движения, внутригрупповые конфликты, эмоциональные сры­вы — вот неполный список трудно­стей, с которыми столкнулись все «обслуживающие» спортивные соревнования. На первом плане оказалась про­блема, связанная с эмоциональной не­устойчивостью, что привело к стрем­лению непосредственно воздействовать на спортсмена с помощью аутогенных и гетерогенных приемов. Эти приемы были заимствованы из клиники и пси­хотерапевтически ориентированной пси­хологии. Применение этих приемов сра­зу же показало, что эффект их влияния зависит от систематической тренировки и от контроля за объективными пока­зателями, известными в психологии.

Практическая потребность комплек­тования спортивных коллективов, уп­равления этими коллективами, форми­рования межличностных отношений ставит тренеров в весьма затрудни­тельную ситуацию, где здравого смысла и педагогического мастерства уже явно не хватает, а требуется знание психологических законов и закономер­ностей формирования личности и кол­лектива. Это привело к принятию раз­ных практических мер. К коллективам, в частности, подключают второго трене­ра, других специалистов. Смыслом этих мер является повышение качества социальной заботы об отдель­ном спортсмене и коллективе в целом. Ситуация конфликтов достаточно из­вестна практически всем, кто имеет де­ло с коллективом, независимо от того, спортивный это коллектив или нет. Подключение же психологов к работе в связи с этими практическими пробле­мами (причем кратковременное и реа­лизуемое порой неспециалистами) при­вносит в подготовку спортсменов це­лый комплекс методик, социально-пси­хологических приемов диагностики и формирования межличностных отноше­ний.

Психология спорта, как и любое направление человеческой жизни, имела и будет иметь свои периоды подъема, спада и периоды стагнации. Она развивается, прежде всего, вместе со страной вообще и ее спортивным движением в частности. Конечно, бывает так, что направленность и темпы развития общества и отдельных его подсистем не совпадают. Первый крупный успех советских спортсменов на Олимпиаде 1956 года в Мельбурне практически никак не был подкреплен практической деятельностью спортивных психологов. А относительная неудача наших олимпийцев в 1968 году в Мехико совпала по времени с бурным развитием отечественной психологии спорта.

К середине 70-х годов достигла своего расцвета лаборатория ВНИИФК, руководимая Л.Д.Гиссеным. В этот период времени в ней был разработан и унифицирован комплекс методов психодиагностики особенностей личности спортсмена, причем в этот комплекс входили анкетные, прожективные и психомоторные методы, которые с должным эффектом внедрялись практически во всех сборных командах страны. Впервые внедрялась компьютерная (с помощью ЭВМ, как тогда говорили) обработка данных психодиагностики, что значительно упростило технологию составления психологических характеристик спортсменов. Помимо этого, изучались связи между динамикой психического состояния и личностными особенностями спортсменов. Проводилась дальнейшая работа по совершенствованию средств и методов психической регуляции в спорте. А.В.Алексеев усовершенствовал собственный метод психорегулирующей тренировки, причем новый вариант – «психомышечной тренировки» - был ценным тем, что с успехом мог использоваться совсем юными спортсменами. Это было особенно важно, учитывая тенденцию к «омолаживанию» спорта высших достижений, которая тогда достигла своего пика.

Конец 70-х годов характеризуется притоком моло­дых спортсменов, порой еще с неоформ­ленным и несформировавшимся харак­тером, не воспитавших в себе устой­чивых моральных, волевых качеств. В связи с этим наметился разрыв меж­ду чисто спортивной подготовкой и вос­питанием личности, результатом чего явилось противоречие между двигатель­ными и личностными возможностями молодых спортсменов. Возникает необ­ходимость активизировать процесс вос­питания личности, используя при этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного вос­питания, но и все средства и методы современной психологии. Необходимо обобщить полученный эксперименталь­ный и теоретический материал и уже на этой основе строить методологически обоснованную предметную область пси­хологической подготовки.

В 70-х годах П.А.Рудик поставил вопрос об унификации методов психологического исследования спортсменов. Вопрос очень важный, так как к тому времени психологи применяла самые разнообразные ме­тодики и аппаратуру, что создавало трудности для сравнения полу­ченных результатов при разработке стандартов. П.А.Рудик пред­ложил унифицировать методы психодиагностики таким обра­зом, чтобы они были простыми и доступными не только для спе­циалистов-психологов, но и для спортсменов и тренеров. По его мнению, необходимо унифицировать не только методы сбора и обработки соответствующих материалов, но и аппаратуру, изго­товлять ее по единым стандартам. Для решения поставленных задач при кафедре психологии ГЦОЛИФК была организована учебно-научная лаборатория.

В этот период происходит разработка новых приемов и процедур диагностики состояния го­товности, устойчивости, надежности и т. д. (например, Е.Г.Козлов, 1980, В.А.Плахтиенко, 1980).

Значительный вклад в изучение индивидуальных факторов формирования стресса в спортивной деятельности внесли Б.А.Вяткин и другие представители пермской психологической школы. Были сформулированы следующие методические положения:

1.Соревновательный стресс имеет место у всех соревнующихся спортсменов, его возникновение не обусловлено типологическими свойствами нервной системы и темперамента.

2.Соревновательный стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность спортсменов и уровень их достижений.

3.Одна и та же степень стресса оказывает различное влияние в зависимости от силы нервной системы, тревожности и эмоциональной возбудимости, так как эти свойств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...