Педагогические конфликты и подходы к их разрешению
В обществе до сих пор не развита культура разрешения конфликтов, в том числе, и в сфере образования. Преподаватели, на которых ложится основная ответственность за разрешение педагогических конфликтов, часто действуют интуитивно или в соответствии с многолетними традициями, основанными обычно на силовых, неконструктивных методах решения спорных вопросов. В результате предпринятые репрессивные меры, уход от конфликта, откладывание решения и т.п. оказываются неэффективными, не устраняют причин, инициирующих конфликт, и, следовательно, не разрешают его.
Слово конфликт в переводе с латин. означает «столкновение». Под конфликтом обычно понимают столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
Различают четыре типа конфликтов:
· внутриличностный,
· межличностный,
· между личностью и группой,
· межгрупповой.
Внутриличностный конфликт характеризуется борьбой примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, влечений, интересов и т.п.
Внутриличностные конфликты К. Левин разделил на виды:
1) конфликт " стремление - стремление "; при котором необходимо выбрать одну из двух приятных вещей;
2) "избежание - избежание ", при котором выбирать приходится из двух приблизительно одинаковых отрицательных вещей;
3) " стремление - избежание ", при котором один и тот же объект одновременно притягивает и отталкивает.
Между личностью и группой конфликт возникает в случае, если личность занимает позицию, отличную от позиции группы. К конфликтам данного рода относят также "адаптационные конфликты". Они возникают между новичками и сложившимися в данной группе правилами и нормами межличностной коммуникации.
Конфликт между группой и руководителем также относится к данному типу конфликтов. Такие конфликты возникают обычно в группах, в которых учащиеся представляют собой сплоченную общность, придерживаются общих принципов и отстаивают коллективные интересы.
Межгрупповые конфликты в педагогических коллективах могут быть вызваны альтернативными позициями преподавателей по какой-либо актуальной проблеме, а в учебных коллективах конфликты могут возникнуть на основе различий в оценке того или иного значимого события, либо из-за соперничества в стремлении занять определенное место в группе.
Наиболее распространенным типом конфликтов являются межличностные конфликты.
Отмечают три признака межличностного конфликта:
- наличие, по крайней мере, двух конфликтующих сторон,
- несовместимость поступков (действий),
- несовместимость отношений.
Педагогический конфликт является частным случаем межличностного конфликта, и поэтому для него характерны свойства, присущие межличностным конфликтам, выполняются соответствующие закономерности.
Можно выделить следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.
Объективные причины педагогических конфликтов:
- недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей учащегося,
- противопоставление функционально-ролевых позиций педагога и учащегося,
- существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, обязательное посещение занятий и т.д.),
- различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей"),
- зависимость учащегося от педагога,
- необходимость оценивания учащихся преподавателем,
- игнорирование личных проблем студентов в формализованных образовательных системах,
- множественность ролей, которые вынужден играть учащийся в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми,
- различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни,
- социальная нестабильность и др.
К субъективным причинам относятся:
- психологическая несовместимость учащегося и педагога;
- наличие у педагога или учащегося определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность";
- отсутствие коммуникативной культуры у участников образовательного процесса;
- необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у отдельно взятого учащегося;
- несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного студента и предъявляемых к нему требований;
- недостаточная компетентность преподавателя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).
- наличие у одного из сторон серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса;
- чрезмерная загруженность участников образовательного процесса;
-вынужденная бездеятельность студента;
- отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе;
- несоответствие самооценки учащегося и оценки, данной ему педагогом, и др.
Анализ большого числа конфликтов показывает, что конфликтующие стороны, как правило, не осознают истинных причин конфликта, обращают внимание лишь на их внешнее проявление, следствия. В этом случае попытки их разрешения оказываются малоэффективными и, как правило, приводят лишь к затягиванию конфликта.
Для возникновения любого конфликта необходимо наличие двух факторов: конфликтной ситуации и инцидента.
Конфликтная ситуация - это совокупность объективных и субъективных условий, при которых проявляется резкое противодействие двух и более сторон. Конфликтная ситуация характеризуется состоянием напряженности взаимодействия конкретных субъектов, причем степень напряженности определяет вероятность и остроту протекания конфликта. Переход конфликтной ситуации в явный конфликт происходит под воздействием определенного толчка - инцидента. Инцидент - это действие одной из сторон, вызывающее ответную реакцию другой стороны и тем самым провоцирующее конфликт.
Подходы к разрешению педагогических конфликтов.
Инициатива в разрешении педагогического конфликта должна принадлежать преподавателю, как организатору взаимодействия с учащимися и более опытному коммуникатору.
Различают следующие стратегии поведения преподавателя в конфликтной ситуации:
1. Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется преподавателю несущественной, недостойной внимания, и он предпочитает сберечь время и силы на решение более важных задач. Но это может привести и к обострению конфликтной ситуации. Если преподаватель отстраняется от конфликта, игнорирует его, он лишает себя возможности повлиять на ход развития ситуации. Студенты, так же могут отстраниться от разрешения ситуации, что исключает возможность совместной выработки решения.
2. Противоборство. Выиграть - проиграть. Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов без учета целей и интересов другой стороны. Стратегия может дать положительные результаты при организации педагогом различных конкурсов, соревнований, в случае какой-либо острой ситуации, когда он должен навести порядок ради общего благополучия. Но при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям, если участники конфликта стремятся достичь победы любой ценой. Противостояние приобретает деструктивный характер. Предпочтение данной стратегии многими преподавателями объясняется их подсознательным стремлением обезопасить себя. Боязнь потерять авторитет подталкивает к применению угроз, запугиванию, высмеиванию учащегося перед группой и т.д. Данная стратегия редко приводит к долгосрочным результатам.
3. Стратегия уступок. При разрешении конфликта преподаватели могут использовать следующие тактики: приспособление, компромисс, достижение "статус-кво"( текущее или существующее положение дел), привлечение посредника и др. Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны. Уступки могут восприниматься по-разному: как демонстрация доброй воли и вести к улучшению ситуации. Или как проявление слабости и это может привести к эскалации конфликта. Данную стратегию обычно используют преподаватели, которые либо не уверенны в собственных силах, либо безразличны по отношению к студентам и результатам своего труда. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон ровно наполовину. Однако в реальной ситуации одна из сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временным выходом, т.к. ни одна из сторон не удовлетворена полностью.
4. Сотрудничество. Выиграть - выиграть. Для сотрудничества характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон. Преимущество данного подхода состоит в том, что преподаватель находит наиболее приемлемое для себя и учащихся решение, укрепляя и улучшая тем самым взаимоотношения со студентами. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо:
1. Определить интересы и потребности всех участников.
2. Предпринять возможные действия по их удовлетворению.
3. Признать ценности других, равно как и свои собственные.
4. Стремиться к объективности, отделяя проблему от личностей.
5. Искать творческие неординарные решения.
При разрешении конфликтных ситуаций преподаватель может предпринять какие-либо из следующих действий:
1. Конфликтогенные. Выражение гнева, возмущения, применение наказания, негативная оценка личности студента, его оскорбление, насмешка и т.п.
2. Конфликтотерпимые. Уход и затягивание решения проблемы, компромиссные действия.
3. Конструктивные. Действия по изменению неблагоприятного хода развития ситуации. Переключение внимания, легкая ирония, "шаг навстречу", неординарные действия и др.
Действия первого рода способствуют нарастанию напряжения и обострению конфликта, не отвечают основной функции преподавателя - созданию наиболее благоприятных условий для развития личности студентов. Действия второго рода не решают педагогической проблемы, т.к. ведут к затягиванию конфликтной ситуации, усложняя с течением времени возможность ее эффективного разрешения. Действия третьего рода в случае адекватного и грамотного их использования позволяют преподавателю ослабить возникшее психосоциальное напряжение в учебной группе, осуществлять свои функции и в течение определенного времени разрешить существующий конфликт.
И так мы видим, что существует множество причин, как субъективных так и объективных, которые провоцируют конфликты, часто они неизбежны. Но в случаях разрешении педагогических конфликтов, очень важно, осознавать долгосрочную перспективу применяемых стратегий поведения. Так как конфликт свидетельствует о каких-либо противоречиях, необходимо постараться осознать их, и лишь за тем снять эти противоречия, наиболее конструктивным способом. И тогда своевременно разрешенные конфликты не будут обостряться и накапливаться. А это в свою очередь, будет положительно отражаться, как на межличностных взаимоотношениях, так и на продуктивности педагогической деятельности.
Литература:
1. Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. — Казань: [Фирма "СКАМ"], 1992. - 142 с.
2. Левин. К. Динамическая психология: Избранные труды. / К. Левин. — М. Смысл, - 2001. – 572 с.
3. Педагогическая психология. Хрестоматия. Челябинск, — ЮУрГУ, - 1999, -120 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: