Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Солярный культ в христианстве

Министерство образования РБ

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Кафедра славянской истории и методологии исторической науки

Реферат на тему

«Золото и архетип солярного культа»

Подготовил:

Студент 44 гр. исторического ф-та

Заочного отделения

Проверил:

Кандидат исторических наук

Бородин Сигизмунд Петрович

Минск

2008


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЧЕМУ ИМЕННО ЗОЛОТО?.............................................................................2

ДРЕВНЕЙШИЕ СЛЕДЫ СОЛЯРНОГО КУЛЬТА……..………………………2

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ…………………………..……………………3

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ……..……………………………………………………….3

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ…………………..…………………………………………...4

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ….……………….…………………………………………..5

ДРЕВНИЙ РИМ…………..………………………………………………………5

СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ В ХРИСТИАНСТВЕ………………..…………………...6

СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ В СКАЗКАХ НАРОДОВ МИРА…………..……………8

СИМВОЛИКА СОЛЯРНОГО КУЛЬТА……………………………..………….9

СЛЕДЫ СОЛЯРНОГО КУЛЬТА В АЛХИМИИ………..…………………….10

ЗОЛОТО И ВЛАСТЬ……..……………………………………………………..11

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………….12


ПОЧЕМУ ИМЕННО ЗОЛОТО И СЕРЕБРО?

В экономической теории считается, что замене товаров-денег непосредственно на деньги, представленные золотом и серебром, способствовали определенные качества, которые делали операции с ними более удобными: более высокая и неизменная их стоимость, компактность, хорошая делимость на доли и физическая долговечность. Складывается впечатление, что наши предки, несмотря на свое конкретно-образное мышление, были достаточно практичными людьми, раз сумели быстро понять экономические и физические преимущества благородных металлов и повсеместно закрепить их в практике торговых отношений. Но как объяснить тогда удивительную устойчивость золота на протяжении всего существования торговых отношений, в то время как появляются бумажные деньги, металлы с большей потребительной стоимостью и вроде бы такие удобные безналичные средства расчета? Почему в критические моменты люди доверяют больше золоту, почему, когда в белорусских банках разрешили продажу мелких слитков золота, за первые дни были скуплены самые мелкие номиналы? Экономические преимущества? Возможно, так оно и есть, но за этим стоит нечто большее, чем простая расчетливость, здесь скрывается что-то более древнее, что-то могучее, прячущееся в человеческом подсознании и оттуда управляющее им. Это сила Солнца, первого светила и божества, культ которого развивался и трансформировался с развитием человека, пока не отложился в мощнейший архетип человеческого сознания.

ДРЕВНЕЙШИЕ СЛЕДЫ СОЛЯРНОГО КУЛЬТА

Еще в эпоху палеолита уровень развития первобытных людей достиг такой степени, когда возникла необходимость как в эстетических переживаниях, так и во взглядах, которые давали бы представление об общей картине мира и объясняли место человека в ней. Так возникло первобытное искусство и первоначальные религиозные верования. Первобытный человек создает удивительную, поражающую своим динамизмом наскальную живопись, воспевает созидательную, материнскую силу природы через изготовление женских фигурок, названных палеолитическими Венерами, соединяет в своем сознании окружающий материальный мир и мир сверхъестественных сил в виде фетишизма, тотемизма и магии, которые, трансформируясь и переплетаясь, выливались в более сложные религиозные системы. Археологические данные отождествляют первые религиозные верования с неандертальцами, которые заботились уже о раненых и престарелых членах своего сообщества, хоронили умерших на границе своих поселений, отодвигая их от мира живых, но не теряя связи с ними, снабжали тела предметами бытового обхождения и проводили какие-то ритуалы (костяки часто посыпаны охрой). Именно у неандертальцев находят первые материальные следы солярного культа: большинство погребений сориентировано по линии восток-запад, что говорит о связи умершего с миром светил, а пещере Тешик-Таш (Узбекистан) вокруг погребенного тела рогами горного козла выложен круг, имитирующий движение солнца по небосклону. Первоначально солярный культ не выделялся среди прочих, составлял гармоничную часть первобытных верований, равнозначную остальным. Солнце было символом умирающей и возрождающейся природы, победы дня над полной опасностей ночью. Только с неолитической революцией, появлением более продуктивных отраслей хозяйства – земледелия и скотоводства – солярный культ резко вырывается вперед за счет тесной связи продуктивности этих отраслей с форс-мажорными обстоятельствами и становится одной из главнейших тем самых древних мифов и религиозных систем. Здесь встречается обожествление солнца, созидающих сил природы и, как это ни странно выявляется глубокая связь между ними и понятиями «золото» и «богатства».


МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

По мнению известного исследователя мифологии М. Элиаде, любой ритуал имеет свою сакральную модель (священный пример), архетип (первообраз, первопример, оригинал). В памятнике древнеиндийской культуры «Читападха Брахмана» указывается: «Мы должны делать то, что делали сначала». Исходя из этого, считается, что всем религиозным актам дали начало боги, культурные герои или мифические предки. Среди первобытных народов любой человеческий поступок, не говоря уже про ритуалы, становится удачным только тогда, когда точно повторяет действия, которые исполнялись сначала богами, героем или предком. Согласно логике мифологического сознания, воображаемые акты создание космоса необходимо было повторять в виде ритуальных обрядов во время важнейших праздников, связанных с круговоротом природы или важнейшими событиями в жизни человека. Поэтому мифы закреплялись в социокультурном опыте человечества, оформлялись в архетипы в человеческом подсознании, где они были недоступны разрушающим последствиям смены культурных парадигм. Этот архетип глубокой взаимосвязи золота и солярного культа должна была непременно отразиться в мифах и религиозных системах. Возьмем для анализа богатый мифологический материал тех стран, где позиции солярного культа были сильны в большей степени – в Древнем Египте и Древней Индии, в Греции и Риме.


ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

Гор, Осирис и Исида. 8 в. до н.э.

В древнем Египте солярный культ имел необычайно сильные позиции, солнцем был бог-демиург, единое начало, создавшее мир и остальных богов, солнечное божество имел практически каждый ном. Наиболее известными солнечными богами были Амон, Ра и Гор, причем последний связывается еще с периодом становления древнеегипетской цивилизации. Его происхождение и божественный статус тесно связано с центральным мифом древнеегипетской мифологии – мифом об Осирисе и Исиде. Осирис представлял собой умирающую и воскресающую природу, Исида олицетворяла супружескую верность и материнство, была богиней плодородия и волшебства; в различных вариантах её изображения присутствуют рога коровы и солнечный диск. По отношению друг к другу они выступали как брат и сестра, муж и жена одновременно, вместе они судили мертвых. Сыном их был бог солнца Гор, покровитель власти фараона, который считался его земным воплощением. Что же касается позиций Амона и Ра, то они усилились несколько позже и часто выступали как одно божество. Их общей приметой был красный диск солнца на голове как у Исиды, а

Амон нередко изображался с головой барана. В древнеегипетских религиозных гимнах впервые солнцу приписываются эпитеты «золотой», «драгоценный», «дающий». Распространенным символом солнца был жук скарабей, наиболее часто изготовлявшийся из драгоценных металлов и золота и служащий амулетом и оберегом. Примечательно, что в результате реформы Аменхотепа IV на какой-то период установилось почитание единого бога – бога солнечного диска Атона. В своем абсолютном образе, который «не познал ни один ремесленник», он противопоставлялся остальным египетским божествам «из золота и драгоценных камней», но всё равно оставался «золотым» и «дающим». В своём единственном варианте изображения он представлялся как золотой диск, протягивающий к миру свои руки-лучи, в которых был заключен символ вечности и бессмертия – крест анх.

Возникает естественный вопрос: чем объяснить зооморфическое изображение некоторых египетских божеств, связанных с солнцем, в виде домашнего скота? Египтологи склонны считать это следствием тотемистических пережитков, но на самом деле эти связи могут иметь немного другой аспект. В своей работе «Тотем и табу» З.Фрейд имел такой побочный, но, тем не менее, достаточно интересный продукт своих рассуждений: тотем и табу являлись первыми формами общественных санкций, направленных против узколичностных интересов на благо коллектива. В этом плане логично предположить, что через причисление скота к тотемным животным родоплеменная верхушка пыталась защищать свое имущество от посягательств своих бедных соплеменников.


ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

РИС. 3 Храм бога солнца Сурья в Конараке.

В ведийском пантеоне индийской мифологии относительно солнечного божества нет единого представления. Сначала его как самостоятельного божества не существовало – особенность религиозных и мифологических воззрений древнейшего населения Индии в том, что они сильно абстрагированы, размыты, распылены по всему окружающему миру. В древнейшем произведении индийской мифологии – «Ригведе» – сказано, что бог Варуна «создал себе золотое качание солнца, как качели» (VII, 87, 5), то есть солнце было продуктом творения, не претендующим еще на функцию творца. Вскоре его функцию начал выполнял бог огня Агни, который в одном из своих образов идентифицировался с небесным огнем – Солнцем. В соответствии с таким пониманием новой сущности Агни выстроилась и новая мифологическая концепция его рождения, согласно которой он родился в золотой колеснице, влекомой четырьмя красными конями и имеющей колеса, в которых спицами стояли семь ветров. В этом образе «огнем богатый», как он назван в одном религиозном мифе, Агни изображался сидящим на золотом диске или стоящим на нем, причем – внимание – у него за спиной, как будто прячась, находился ягненок. Древним солнечным божеством индийского эпоса называется Митра, божество, восходящее еще к арийскому периоду. Веды представляют Митру постоянным спутником верховного бога Варуны; Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна – над ночью. Нужно отметить, что вообще первоначальный солярный характер Митры значительно побледнел у индийцев сравнительно с иранцами, видевшими в Митре световое божество. Как бог солнца, Митра уступил свое место богу Сурье и принял более отвлеченный характер верховного блюстителя нравственного света –правды и добродетели. Непосредственно богами Солнца в индийской мифологии называется Сурья или Савитар, которые, подобно Гелиосу, ездят по небу на золотых колесницах, изображение колеса которых как отдельного элемента считалось символом бессмертия и вечной жизни.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

В греческой мифологии бог солнца Гелиос достаточно важная фигура мифологии. Как и Зевс, он рожден от титана и относится к древнейшим доолимпийским богам. Атрибутами его функций были золотая колесница, на которой он побеждает ночь, и золотой челн, на котором он вечером отправлялся отдыхать. Живет Гелиос во дворце с престолом из драгоценных камней. Примечательно, что в «Одиссее» Гелиос упоминается как владелец белоснежных коров, на которых покусились спутники Одиссея, за что по просьбе Гелиоса Зевс разбил корабль молнией (снова зашита богатства от посягательств?).

В одном только мифе встречается Гелиос с Деметрой, богиней плодородия и земледелия: когда та безуспешно ищет свою дочь Персефону, тайно отданную Зевсом богу подземного царства мрачному Аиду. Тоскуя по Персефоне, Деметра странствует по всей земле в поисках дочери, скорбь ее настолько велика, что она забывает про свои обязанности и на Земле наступает голод, люди умирают, и Зевс приказывает Аиду вернуть матери дочь. Отныне две трети года дочь проводит с матерью, и вся природа расцветает, а одну треть года земля не плодоносит – явные мотивы умирания и воскресания природы, находит много аналогий в мифах других народов. Такая слабая связь солнца и плодородия объясняется тем, что основным занятием греков долгое время было скотоводство – у Гомера, например, Деметра считается еще богиней второго ранга, только потом, с началом колонизации более плодородных малоазиатских земель Деметра входит в сонм высших олимпийских богов и называется супругой Зевса (ранее ею считалась Гера). Золотой Деметра называется редко, но достаточно часто – дающей. Интересно также что, от связи Деметры с критским богом земледелия Иасионом родился бог богатства Плутос. Отметим, еще один важный для нас факт. Во время своих странствий по земле богиня нашла приют у царя Элевсина Келея и в благодарность решила наделить его сына Демофонта бессмертием.

ДРЕВНИЙ РИМ

В римской мифологии достаточно трудно выявить позиции солнечного божества и божества умирающей и воскресающей природы. Бог солнечного диска Соль был второстепенным божеством римского пантеона, пока император Аврелиан не ввел в Риме в 277 г. культ бога Солнца Непобедимого (Sol Invictus), праздник которого отмечался 25 декабря. Специфика римской мифологической системы в том, что функции солнечного божества и созидающей силы природы распределены между сонмом остальных божеств, в этом распределении присутствовала своеобразная форма коллегиальности, которая была, очевидно, отображением республиканской формы организации управления. Верховный бог Юпитер был олицетворением солнечного света, двуликий бог Янус упоминается выпускавшим солнце на небосвод, а на ночь запиравшим его. В принципе богиней плодородия в римской религиозной системе выступает только Церера: ей посвящались особые празднества – цереалии, во время которых римляне облачались в белые одежды, символ обновления, и плели венки, символизирующие солнце. Но, кроме её, с плодородием и урожайностью ассоциировались и другие божества. Матерью всего произрастающего считалась Теллура, древняя италийская богиня, требовавшая строгого воспроизведения ритуала, для чего самим Ромулом была создана коллегия арвалов. Примечательно, что её называют «светлой богиней» – явная связь с солярным культом. Для порядка упомянем, что сверженный Юпитером его отец Сатурн также называется богом посевов, в его царствование «вечно стояла весна», «урожай без распашки земля приносила», «сладкий вкушали покой безопасно живущие люди»; его супругой была богиня богатой жатвы Опс, имя которой синонимично понятию «богатство». Но самое интересное для нас то, что к культу плодородия и урожайности причастна и супруга Юпитера Юнона, дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы. Именно в храме Юноны находился монетный двор римского государства, которому она, согласно легенде, оказывала покровительство. А под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство (aerarium Saturni). В начале IV в. император Константин стал чеканить золотую монету – солид, название которой удивительно созвучно с прилагательным «солнечный» – solus. Как основная денежная единица солид долгое время обращался в западной Римской империи и Франкском государстве.

СОЛЯРНЫЙ КУЛЬТ В ХРИСТИАНСТВЕ

Христианство формировалось на территории огромного многонационального государства. Беспрерывные войны, переселения на новое местожительство целых племен, перемещения потоков огромных людских масс из одних районов Римской империи в другие — все это неизбежно приводило к взаимообогащению сталкивающихся идейных потоков, к смешению социальных идеалов, философских учений и религиозных систем. Формировавшееся христианство не могло не подвергнуться влиянию тех идей, которые получили широкое распространение среди различных слоев античного общества. Ряд исследователей склонны считать, что идея воскрешения в христианстве связана с культами умирающих и воскресающих богов – египетского Осириса, ассиро-вавилонских Таммуза и Мардука, индоиранского Митры, фракийско-греческого Диониса. Образ непорочного зачатия встречается у всех народов мира. Греческие богини Юнона, Минерва и Диана носили прозвища девственниц. Это не мешало Юноне иметь нескольких детей, а Минерве быть много раз матерью. В Древнем Египте довольно популярным был образ Исиды с младенцем Гором на руках. Христианство не изобрело чего-то нового, его гениальность в том, что оно синтезировало лучшие идеи восточных и западных религиозных учений и уложило их в понятную систему. Но самое главное, христианство отождествило воскресающую и умирающую природу и солярный культ с Богом в виде второй его ипостаси – Иисусе Христе. Так, например, дата празднования Рождества не связана с реальной датой его рождения, которое, по всей вероятности, произошло не в зимнее время. День 25 декабря устанавливается в Римской Церкви в начале IV в., чему первое свидетельство обнаруживается в так называемом «Календаре Филокала» (сведения относятся к 336 г.).

Существует несколько точек зрения, объясняющих, почему был выбран этот день. Среди них две связывают Рождество с древнеримскими праздниками солнца или урожая. Первая связывает выбор 25 декабря с приходившимся на этот день римским солярным праздником «Рождения Солнца Непобедимого», так как после зимнего солнцестояния начинает прибывать солнечный день. С принятием в Риме христианства этот праздник мог наполниться новым содержанием: рождение Христа стало пониматься как «Рождение Солнца Правды». Ясно тогда почему канун праздника называется сочельником: сочиво – а это сушеные хлебные зерна, размоченные водой – употребляемое в пищу, символизировало воскресающую природу. Связь с солнцем можно найти и в пасхальном яйце, символе воскресающей жизни. Связь с солнцем можно найти и в нимбе, окаймляющем голову Иисуса Христа. Богатый материал для подтверждения наших выводов дает Св. Писание. В Евангелии от Матфея говорится: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (от Матфея, 3:11) – пережитки культа созидающей природы. Здесь же можно найти явные признаки солярного культа: «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (от Матфея, 3:16), «и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (от Матфея, 17:2). Примечательно, что, отрицая значимость и важность богатства, первоначальное христианство нередко сравнивает Иисуса Христа с богатством: «Он для вас, верующих, драгоценность» (1-ое Петра, 2:7). В Нагорной проповеди Христа Господь противопоставляется богатству и, тем самым, подменяет его им. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» (От Матфея, 6:19-20,24). И снова в образе Христа, хоть и в аллегорической форме, наполненной уже другим содержанием, проявляется пастырь, оберегающий агнцев своих от происков темных сил, от козней дьявола, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1-ое Петра, 5:8).

Какие же выводы можно сделать из всего этого?

1.) В мифологии народов, в экономике которых значительную роль отыгрывало земледелие, почитание умирающей и воскресающей природы тесно переплеталось с древним солярным культом. Эти силы, персонифицированные в образах различных божеств, которые часто упоминались с эпитетами «золотой», «драгоценный», «богатый», «дающий» и имели золотые атрибуты выполняемых ими функций.

2.) Эти божества нередко выступали как владетели и защитники скота, хотя это не входило в их прямую юрисдикцию. Возможно, это мифологическая форма защиты скота как первоначальной формы богатства.

3.) В тесной связи с этими божествами впервые появляется сам факт чеканки монет.

4.) Рядом с этими божествами стоит идея вечной и нетленной жизни, воскрешения и бессмертия. Нередко в них можно увидеть следы или связи с древними хтоническими божествами, судящими умерших и отвечающими за загробный мир.[1]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...