Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения




С Е М И Н А Р 3 по ТРУДОВОМУ ПРАВУ

«Правовое регулирование занятости и трудоустройства»

1) Основные направления государственной̆ политики в области занятости населения;

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

 

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

· Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

· Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

· Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

· развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

· совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

· обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

· целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

· повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

· поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

· организация общественных и временных работ.

Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

 

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:

· бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;

· компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;

· выплату пособия по безработице;

· возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

 

Борьба с безработицей — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Статья 5. Государственная политика в области содействия занятости населения

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

· развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

· обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

· создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

· поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

· осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые);

· предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

· поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

· объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

· координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

· координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...