Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ динамики инфляционного процесса

Для целей анализа динамики инфляционного процесса и для выработки конкретных мер защиты населения от последствий роста цен через систему компенсационных выплат важен учет динамики роста цен на потребительские товары и услуги. Он может быть осуществлен путем индексирования текущих и базисных показателей цен потребительского рынка. Помимо этого следует учитывать чисто инфляционные индексы, которые отличаются от ценовых суммарным агрегированным строением, включающим индексы факторов ценоповышательного процесса.

Данные о развитии инфляционного процесса можно получить аналитико-графическим способом. Если представить графически кривую роста общего уровня цен, соединяющую показатели этого роста для, разных периодов и потом перевести ее в систему логарифмических координат, то динамика процесса будет описываться прямой линией, а относительная скорость (темп) будет характеризоваться углом наклона этой прямой к оси времени. Как показывают экспертные оценки состояния развития роста цен в СССР за период с 1985 по 1991 год кривая инфляции представляла на графике линию, близкую к графику показательной функции. Характеристики темпов инфляции, которые могут быть получены на основе выше представленных методик, существенно отличаются друг от друга, но не противоречат в одном: и степень роста цен, и темп этого увеличения показывают, что за истекший временной период динамика инфляционного процесса характеризовалась исключительно внеэкономическими, в узком смысле этого слова, не рыночными факторами. Когда мы говорим о воздействии на уровень цен избыточного платежеспособного спроса, мы допускаем в большей степени гипотетический характер подобного воздействия, нежели реальный, свободно себя реализующий на практике.

Особенно сильными в инфляционном отношении зарекомендовали предпоследние три года (конец 1990 - 1993). Динамика инфляционного процесса в этот временной период определялась в основном не рыночными, внеэкономическими внешними обстоятельствами. Конец 1990 года был ознаменован тем, что в это время начался обвальный перевод безналичных денег в наличность, когда постановлением правительства была разрешена подобная конверсия. Среди других обстоятельств, подстегивавших потребительский спрос, особо выделяются следующие акции, как наиболее крупные:

а) повышение цен 2 апреля 1991 года;

б) либерализация цен 2 января 1992 года.

Нагнетание инфляционной напряженности приходилось в основном на периоды, непосредственно предшествующие проведению данных мероприятий, Так, в марте 1991 года темпы инфляции резко ускорились, несмотря на проведенную в январе месяце этого года частичной конфискационной денежной реформы по обману 50- и 100- рублевых купюр.

Временной лаг величиной в один месяц между Постановлением Кабинета Министров СССР о реформе розничных цен и моментом ее осуществления позволил наиболее полно реализовать себя накопленному неудовлетворенному спросу и самым худшим опасениям населения в отношении проводимой правительством денежной и ценовой политики. Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных действий по проведений дальнейших шагов денежной реформы, и от обесценения в результате готовящегося повышения цен.

Все это привело к активизации цен на черном рынке, так как сфера государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном состоянии из-за недостатка товаров. Для того, чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.

В конечном счете, подобные обстоятельства вылились в то, что инфляционный процесс стал приобретать чисто ценоповышательный характер за счет того, что снижался прирост избыточных сбережений, как одно из составляющих подавленной инфляции.

Момент проведения реформы значительно сократил темп роста инфляции, но сколько-нибудь кардинально не изменил ситуацию на потребительском рынке. В результате ее осуществления так и не было создано достаточно эффективных стимулов для расширения производства и услуг. Это объяснялось тем, что методика для калькулирования цен осталась прежней, основывающаяся на затратном принципе ценообразования. По ряду остродефицитных товаров цены не были повышены до равновесного, сформированного вольным рынком, ценового уровня. Это касалось таких товаров, как автомобили, бытовая электротехника и аппаратура, алкогольные напитки и др. Все это свидетельствует о том, что главной задачей предпринятой акции, если ее рассматривать вкупе с обменом денежных купюр крупного достоинства, было отнюдь не стимулирование производсгва потребительских товаров, а сокращение у населения избыточного денежного потенциала для того, чтобы свести лишнюю денежную наличность, находящуюся на руках у населения, по возможности,к наиболее меньшей величине.

Желание побороться с ростом цен при проведении реформы сильно нагнетало спрос в период, предшествующий этой акции, что привело к тому, что в послереформенный период резко сократился товарооборот. В натуральном выражении объем покупок населения в первом полугодии 1991года сократился, по сравнению с дореформенным уровнем, на 50-60%. К середине мая запасы товаров в торговле выросли на 10 млрд. рублей. Это объяснялось не столько психологическим воздействием ресормы на поведение потребителей, сколько накопленными в феврале-марте запасами товаров. Естественно для этого случая и неестественно для целей реформирования вновь стал активизироваться процесс образования избыточных сбережений из-за резкого сокращения текущих расходов.

Как видно, ощутимых результатов апрельская "павловская" реформа цен не принесла, а еще более усугубила ситуацию на потребительском рынке товаров и услуг. Едва ли не единственным положительным моментом этого мероприятия следует считать сам факт доведения реформы, на которую долго не могло решиться правительство, исходя из крайне негативного отношения к повышению цен со стороны населения, популистских наклонностей самого правительства и тяжелого положения на потребительском рынке. Может быть, эта акция еще и могла бы внести позитивные изменения в кризисную экономическую ситуацию, если бы довольно ощутимый скачок в росте цен не был сведен на нет почти полным индексированием доходов населения. В полную мощность заработал эмиссионный механизм, за счет которого достигался не только прирост доходов, но и осуществлялась часть выплат из базового фонда заработной платы. В дальнейшем ситуация в росте цен принципиально не изменялась, поскольку потребительский рынок был предоставлен сам себе ввиду известных политических катаклизмов, последовавших после августовских событий. Когда же были достаточно укреплены властные структуры республиканских правительств, стали появляться ожидания новой реформы цен, которая на сей раз должна была покончить с практикой государственного ценообразования. К этому прибавилось также традиционное оживление предновогоднего спроса. Осознание того, что больше реформ цен не будет, что либерализация в области ценообразования приведет к постоянному изменению цен не только на неконтролируемом государством коммерческом и колхозном рынках, вылилось в мощнейший всплекс потребительского спроса. Постоянно подпитываемые наличной эмиссией инфляционные ожидания населения в 1991 году стали основным содержанием ценоповышательного процесса в период перехода к новой экономической системе хозяйствования.

Влияние инфляционных ожиданий на рост цен очень велико. Возникнув при избыточном спросе, они могут помешать его ослаблению, даже если уровень цен вырастет. Они же будут противостоять и снижению темпов инфляции. Анализируя динамику инфляционного процесса, протекающего в период перехода к рыночным отношениям, можно выделить два вида механизма инфляционных ожиданий:

1. Инфляционные ожидания периода, предшествуащего крупномасштабным акциям правительства, направленным на стабилизацию ситуации на потребительском рынке и в сфере денежного обращения. Учитывая конфискационный характер принимаемых правительственными органами мер, население стремится минимизировать потери, которые оно предполагает понести в будущем. Поэтому спрос возрастает до такой величины, что размеры его порой могут перекрыть запланированное органами власти повышение цен, и поэтому действие устанавливаемых новых предельных коэффициентов повышения цен на товары и услуги снижается. Этот механизм объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда реформы цен, и"павловская", и "гайдаровская", особенно это заметно по покупкам остродефицитных товаров, не привели к насыщению рынка товарами. Исключение могут составить лишь товары первой необходимости: продукты и товары разового пользования. Следовательно, при калькулировании будущего повышения цен требовалось учитывать не только текущие темпы роста инфляции, но и делать поправку на рост инфляционных ожиданий. В нашем случае их количественная оценка представляет определенную трудность, поскольку поведение потребителя зависело от непредсказуемого им темпа роста инфляции в будущем. Население строило свое поведение, исходя из мотива, что "будет только плохо", а поэтому старалось с наибольшей степенью максимизировать накопленные сбережения и денежную наличность, единственным способом сохранения текущей стоимости которой являлось приобретение товаров впрок.

2. Инфляционные ожидания, которые связаны с их классической формой. Они формируются и оказывают свое влияние на ценоповышательный процесс в условиях, лишенных форс-мажорных обстоятельств. Они строятся на основе предвидения будущих размеров инфляции, учитывая при этом ошибки в прошлых предсказаниях цен. Подобная форма ожиданий, на наш взгляд, пока у населения нашей страны не сформирована. Это объясняется нестабильностью политических и экономических процессов в период реформированиям социально-экономической системы общества. Если в странах с устойчивым темпом инфляции ее ожидания заставляют индексировать текущие и будущие номинальные доходы при заключении контрактов о найме выдаче денег в кредит, то в нашем случае их возникновение сдерживается тем, что в послереформенное время различные социальные группы прежде всего стараются возместить понесенный ими материальный ущерб от проведения ценовых акций, нежели эадумываются над тем, каков уровень инфляции будет через полгода или через год. В этом видятся как положительные, так и отрицательные черты. Отрицательная черта заключается в том, что этим самым сдерживается формирование рыночной психологии поведения у потребителей. Положительная - дает возможность правительственным органам более последовательно проводить политику доходов, идея которой заключена в сдерживании их роста, увеличении временного лага между актом повышения цен и моментом приспособления населения к ним.

Акт проведения реформы либерализации цен по сути мало что изменил на потребительском рынке, поскольку товарной интервенции не планировалось, предложение товаров не возросло. Практически не подорожали продукты, по сравнению с периодом, предшествующим либерализации цен, которые уже тогда продавались по свободным ценам. Это, в первую очередь, относится к некоторым продовольственным товарам. Положение усугублялось еще и тем, что правительство больше внимания уделяло финансовой стабилизации путем рестрикционной кредитно-денежной политики.

На макроэкономическом уровне также не удалось достичь тех целей, на достижение которых была направлена либерализация цен. По итогам 1992 года, не удалось решить задачу по оздоровлению государственных финансов. Потребительские цены выросли в 26 раз по сравнению с декабрем 1991 года, а оптовые цены в промышленности - в 34 раза. За год было эмитировано 1513 млрд. рублей и наличных денег, по сравнению с 28 млрд. рублей в 1990 году и 89 млрд. рублей в 1991году.

Обращая внимание на столь значительные показатели уровняяинфляции следует учитывать то обстоятельство, что в индексах цен для каждого месяца присутствует 3,5-кратное увеличение общего уровня цен, связанное с единовременным актом их либерализации. Поэтому корректней было бы считать за 100% не начало года, а момент, последовавший сразу же после повышения.

Несмотря на либерализацию цен в январе 1992 года, которая привела к их взвинчиванию, в дальнейшие месяцы происходило снижение их темпов роста. В определенной степени в этом свою роль сыграли "ценовой шок" и кризис наличности, которые, во-первых, ликвидировали "денежный навес", а, во-вторых, сбили потребительский спрос. Но к концу года темпы инфляции вновь возросли с 8 % в августе до 20.1% в декабре. Это явилось следствием смягччния жесткой монетарной политики, которая проводилась в первой половине 1992 года. Профинансировав взаимозадолженность предприятий вливаниями, ЦБ и правительство обострили ситуацию, связанную с инфляционной напряженностью.

Следующим аспектом анализа динамики инфляционного процесса и факторов, влиявших на его развитие, является исследование проблемы взаимосвязи роста цен и денежной массы в обращении. Поскольку усиленное (функционирование эмиссионного механизма присуще экономической системе переходного периода, рост наличных денег в обороте представляет собой необходимое условие развития инфляции. Проблема эмиссии заключает в себе ряд субпроблем. К числу некоторых из них относится проблема взаимодействия двух денежных оборотов: наличного и безналичного. Ранее существовало их четкое разделение. Наличные рубли не подлежали обмену на безналичные, а последние, в свой очередь, на первые. Предприятиям разрешалось использовать наличность только для выплаты заработной платы, и очень ччсто их излишние (безналичные активы конфисковывались посредством налогов с целью субсидированияяубыточных предприятий. С развитием перестроечных процессов запрет на перевод безналичных денег в наличные ослабевал. Большая часть этой суммы использовалась при увеличении ставок заработной платы, а не шла на народнохозяйственные цели. Это давало толчок к росту эмиссионной напряженности.

Третья проблема состоит в вычленении денежных потоков. До cих пор остается неясным вопрос о том, какая часть "горячих денег" является, действительно, "горячими деньгами" в доходах населения, ввиду того, что объемы реализации товаров в сфере частного торгового оборота вычисляются на уровне приблизительных оценок. Пока же наблюдается устойчивая зависимость между приростом денежной эмиссии и роста неотоваренныы денег.

Учитывая, что на долю Российской Федерации приходилось 2/3 денежного оборота рублевой зоны, анализ динамики роста денежной массы является достаточно репрезентативным для оценки ситуации в целом. Поэтому данные для СССР и России включены в одну таблицу.

Обращают на себя внимание данные сравнительного анализа динамики цен и темпа эмиссии в 1992 году.

Вместе с тем, что в среднем и темп прироста денежной массы и темп роста цен за год близки друг к другу, в первой половине года темп роста денежной наличности отставал от темпа роста цен, что послужило возникновению кризиса наличности, который усугубился еще и тем, что невиданных размеров приобрел оборот денег по неофициальным каналам реализации. В конце года темп роста денег относительно стабилизировался.

В целом же следует заключить, что в 1992 году в большей мере рост наличных денег зависел от роста цен.

Это позволяет еще более уточнить основное содержание и механизм российской инфляции, что может служить основным выводом.

Ранее мы уже пришли к заключению, что инфляция в России связана прежде всего со структурными диспропорциями в экономической системе. Эта подкрепляется также и тем, что рост денежной массы в прошедшем году обусловливался ростом цен и был вториччн по отношению к нему. Такое разделение, конечно же, условно, так как цены и денежная масса естественно взаимообусловливают свой рост, но необходимо для выявления основного содержания российской инфляции.

6. Выводы, заключение

Особенностью переживаемого сейчас страной кризиса является то, что он долгое время подавлялся централизованной системой директивного управления за счет экстенсивного использования природных и трудовых ресурсов, экспорта, сырья, административного повышения цен, эмиссионного финансирования и т.п. В 1989-1991 г.г. эти источники сохранения внешнеэкономической нагрузки на народное хозяйство были исчерпаны. Попытки решить проблемы путем перестройки командно-административной системы управления привели к распаду хозяяственных связей и замене государственного монополизма на корпоративный бюрократический и криминальный монополизм.

Диагностирование кризиса позволяет со стопроцентной вероятностью прогнозировать сценарий его развития и выхода из него. И наш, и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что из подобного кризиса нельзя выйти без радикального сокращения военных расходов и решительной конверсии, без составления бездефицитного бюджета. В отношении денежной реформы и либерализации цен были альтернативы. Германия и Россия проводили денежную реформу, а послевоенная Япония и Италия нет. Отказ от денежной реформы привел эти страны к гиперинфляции, которая на десятилетия понизила курс национальных валют. Следовательно, альтернатива состоит в выборе между денежной реформой и инфляцией.

В нашей стране либерализация ценообразования уже осуществляется в течение последних 25 лет. Сначала освобождались цены на продукцию машиностроения, затем на фрукты, овощи, картофель. В 1991 г. либерализацияяцен приняла лавинообразный характер.

Гипотетически можно рассуждать о том, что лучше было бы осуществлять либерализацию цен после формирования бездефицитного бюджета, конверсии и денежной реформы. Но поскольку либерализация цен стала уже фактом, задача состоит в этих условиях в сокращении расходов бюджета и в расширении производства товаров.

Государственная поддержка сельского хозяйства и сдерживание роста цен на продовольствие являются важнейшей антиинфляционной и антикризисной мерой. Спрос на продовольствие мало эластичен по отношению к ценам и поэтому при их либерализации на сельскохозяяственную продукцию они могут быть очень высокими. Рост цен на продовольствие при большой доле затрат на него в доходах населения приводит к возрастанию доходов, обеспеченных лишь инфляционной эмиссией. Гиперинфляция наступает именно тогда, когда в условиях спада производства допускается свободный рост цен на продовольствие. Поэтому не оправдан подход к приватизации в сельском хозяйстве как к средству выхода из кризиса без решения проблем бездефицитного бюджета, конверсии, структурной перестройки, ликвидности денег и т.п.

Либерализация цен и доходов будет сопровождаться умеренной инфляцией при расширении поставок товаров, но никак не при сокращении товарной массы. В этой связи актуальны следующие вопросы. Создана ли конкурентная среда для либерализации цен, есть ли условия для перелива капитала в производство дефицитной продукции, какую роль может играть конверсия в создании рыночной структуры экономики? Либерализация цен в рыночной экономике не означает любую свободу ценообразования, а лишь свободу, обеспечивающую конкуренцию производителей, оптового и розничного звеньев. Утверждения о том, что при рынке нет понятия спекуляции, лишены оснований. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное или прямо антиспекулятивное законодательство, которое запрещает спекуляцию в формах, наносящих ущерб производителям продукции путем монопольного взвинчивания цен. Эти законы применяются во всех рыночных учреждениях.

Преобладание государственных поставок обусловило у нас действие экономических отношений в хозяйственной сфере по законам классического монополизма. На предприятиях путем приписок, ухудшения качества продукции, вымывания дешевого ассортимента, а в оптовой и розничной торговле за счет порчи дешевых товаров и припрятывания дорогих создавался и воспроизводился искусственный дефицит.

На него устанавливаются монопольно высокие цены как теневого рынка, так и государственных каналов реализации.

Конкурентная среда должна создаваться на основе всемерного расширения предпринимательства. Пока предпринимательство у нас носило характер первоначального накопления финансового капитала и имущества непроизводственного назначения. Инфляционными способами рыночные структуры накопили уже миллиардные средства. Но этот процесс не может продолжаться длительный период. Либо инфляционный коммерческий капитал примет активную форму инвестиций в производство дефицитной продукции, либо наступит гиперинфляция, и относительный товарный дефицит перейдет в абсолютный.

Создание товарных рынков связано с переходом от государственно-монополистических структур к конкурентным. Сейчас ни в одной отрасли предприятия не несут экономической ответственности за удовлетворение спроса.

Даже в агропромышленном комплексе, где очевидна связь с конечным потреблением, преобладание государственных поставок позволяет при больших ресурсах продукции иметь ее устойчивый дефицит.

В промышленности положение усугубляется тем, что большинство предприятий вообще не работает на рынок, либо выпускает продукцию, выгодную в производстве, но не эффективную или даже ненужную для использования. Монополистические отношения характерны также для энергетики, транспорта, связи, строительной сферы обращения. Чтобы сломать, преодолеть этот всеобщий монополизм, требуется устранить его первоисточник - прямое государственное вмешательство в экономику. Прежде всего необходимо сократить военные заказы, которые через межотраслевые связи пронизывают все народное хозяйство и, помимо прямого расходования ресурсов, служат главным катализатором монополистических отношений.

Известно, что конверсия крупных военных предприятий требует времени. В одних случаях время необходимо для того, чтобы от выпуска единичных изделий малых и средних серий перейти к производству массовыми сериями. Это относится к производству компьютеров, средств связи, аудио- и видеотехники, электроники. В других придется менять состав изделий у предприятий-поставщиков, скажем, при переходе от выпуска военных самолетов на гражданские.

Конверсия нуждается в крупных инвестициях, как и сокращение армии требует значительных затрат на социальное обустройство бывших военнослужащих. В данной связи встает вопрос об источниках финансирования конверсии и военной реформы. Бюджетное финансирование в данном случае нецелесообразно по следующим причинам. Это не позволило бы избавиться от бюджетного дефицита. Нет никакой гарантии, что бюджетные ассигнования будут израсходованы на конверсию, а не на производство ненужного вооружения. Проблема решается при использовании для конверсии и трудоустройства военнослужащих свободных капиталов негосударственных организаций, а также зарубежных инвестиций. Таким образом увязывание происходит в единое целое решение проблемы дефицита бюджета, инфляции, предпринимательства, инвестиций, конверсии и рынка.

Инфляция - это своеобразный налог, которым государство путем выпуска ничем не обеспеченных бумажных денег облагает денежные средства в национальной валюте юридических и физических лиц. В экономической литературе используется даже такой термин "инфляционный налог", это худший из всех видов налогов, так как в результате его применения страдают прежде всего физические лица с фиксированными или небольшими доходами (пенсионеры, инвалиды, государственные служащие, практически все лица наемного труда).

К этому налогу прибегают как к последнему средству покрытия бюджетного дефицита, когда другие источники пополнения казны (прямые и косвенные налоги, займы на внутреннем и внешнем рынках, продажа госсобственности и т.д.) не позволяют покрыть стремительно растущие государственные расходы. Превышение расходов над доходами, появление дыры в государственном бюджете, масштабная эмиссия пустых денег, переполнение каналов денежного обращения и бурный рост цен - все это ярко наблюдается в периоды войн, революций, других социально-экономических и политических катаклизмов.

Рост денежной массы в России в 1992 г. в 16,9 раз свидетельствует о том, что гиперинфляция в нашей стране является реальностью.

Следует отметить, что инфляционные процессы в нашей стране вызываются не не только экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались народнохозяйственные диспропорции (между отраслями промышленности, производящими средства производства и предметы потребления, между добывающими и перерабатывающими отраслями экономики, между промышленным и сельскохозяйственным производством и т.д.). Сюда же можно отнести и чрезвычайную милитаризацию экономики. В результате в экономическом организме давно нарушился обмен веществ.

Некоторое время денежная масса в нашей стране искусственно ограничивалась. Лишние деньги изымались из обращения в основном с помощью импорта и алкоголя. Потом ситуация резко изменилась. В результате падения добычи нефти резко сократились валютные поступления и, соответственно, импорт. уменьшились доходы госбюджета от продажи алкогольных напитков (кампания борьбы за всеобщую трезвость). Одновременно были развернуты широкие социальные программы, не подкрепленные реальными материальными ресурсами. В связи с созданием коммерческих структур (прежде всего банков) стало невозможным местное разграничение денежного оборота на наличный и безналичный. В результате наложения всех этих факторов вкупе с сохранившимся директивным управлением денежной массой мы на рубеже 1989-1990 г.г. вплотную подошли к гиперинфляции.

Правительство не смогло сдержать опасные инфляционные явления. Они стали нарастать как снежный ком, питаемые спадом производства, все возрастающей бюджетной эмиссией, безудержной кредитной экспансией коммерческих банков (т.н. кредитная инфляция), развалом единой денежной и банковской системы страны. В итоге мы получили то, что и должны были получить - гиперинфляцию на фоне резкого спада производства.

Превращение в прах сбережений населения, оборотных средств предприятий, обесценивание банковских капиталов и активов на фоне отрицательных процентных ставок, продолжающееся падение валютного курса рубля, отсутствие инвестиций и инвестиционной политики у предприятий, банков, да и у государства, бесперспективность рынка ценных бумаг вследствие неизбежной потери части вложенной в акции и облигации стоимости, вытеснение из платежного оборота рубля долларом, угроза перехода от товарно-денежных отношений к натуральному обмену - вот те прелести, которые несет гиперинфляция.

Некоторые говорят, что никакой гиперинфляции у нас нет, что нужно поддерживать производство и людей. Мол, нас пугают инфляцией, чтобы не давать денег на социальные программы и оказание помощи производителям. Другие считают, что и с гиперинфляцией жить тоже можно.

Между тем, гиперинфляция означает, что у нас нет надежды на подъем производства. Поэтому теряет всякий смысл формула: либо поддержка производства и жизненного уровня, либо подавление инфляции. При гиперинфляции падение производства обеспечено так же, как и при остром недостатке денег.

Причин тому много. Прежде всего нет надежного рубля. Люди теряют стимул к производству, больше склоняются к мелкой спекуляции, проворачивают операции в короткие сроки, чтобы получить побольше денег и снова включить их немедленно в оборот.

Потеря покупательной силы рубля в нашем положении означает натурализацию хозяйственных отношений, возвращение к бартеру.

В таких условиях не только не наступит подъем производства, а продолжится его спад. Гиперинфляция опасна тем, что вызывает не краткосрочную, а длительную депрессию.

Инвестиционный голод длится в стране уже четыре года, пожалуй с 1988 года началась открытая нехватка вложений. Инвестиций выделяется меньше, чем необходимо даже для простого воспроизводства, и они используются все хуже. Как ни странно, недоинвестирование началось у нас еще в середине семидесятых годов. Хотя номинальный объем вложений рос, эффективность падала, и реальный прирост капитала снижался.

Между инфляцией и гиперинфляцией есть некая техническая граница. Говорят, что это 50 процентов в месяц. Механизм экономической жизни таков, что инфляция имеет тенденцию распространяться от центра по всей стране, как волны от брошенного в тихий пруд камня. При этом одно из свойств инфляционного процесса - тяжело проходятся первые его 25 процентов, путь к ним кажется длинным. Набрать вторые 25 процентов куда как легче, оставшиеся полпути становятся короче. Достаточно каких-либо психологических факторов, изменения настроения покупателей, производителей, финансистов и т.д., которое носится в воздухе, чтобы ускорить инфляционное движение.

На вспышку инфляции, рост потребительских цен большое влияние оказали чисто психологические факторы. Они являлись следствием политических событий в стране. Достаточно было пройти седьмому Съезду, отправить в отставку Е.Гайдара, назначить В.Черномырдина премьер-министром (когда не было известно, какую линию он станет проводить, но все знали, что он производственник и захочет, наверное, спасать производство), чтобы у людей создалось определенное впечатление.

Так что с полным основанием можно сказать, что гиперинфляция - это явление прежде всего поведенческое. Можно не достигнуть критических 50 процентов, остановиться на 30, а гиперинфляция уже налицо. Можно дойти и до 60 процентов, а состояние нельзя назвать гиперинфляцией. Собственно, гиперинфляция наступает на самом деле, когда наблюдается характерное для нее поведение. Основной сигнал - бегство от рубля. Если даже бешенные цены перестают отпугивать покупателя, то гиперинфляция началась.

Список литературы

1. Политическая экономия. Учебник для высших учебных заведений. Под редакцией Медведева В.А. М.: Политиздат, 1988.

2. Макконнелл, Брю. Экономикс. Том 1. М.: Республика, 1992.

3. А.Амосов. Инфляция и кризис: пути выхода. М.: Пресса, 1992.

4. С.И.Лушин. Откуда взялась инфляция? Финансы N9, 1992.

5. Е.Ясин. Из пропасти кризиса выкарабкаться можно. Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести". 1996 г.

6. Вопросы экономики N2, 1996.

7. Д.Воронин. Инфляция - худший из налогов. Дело N2, экономическое приложение к газете "Российские вести". 1995г.

8. В.Е.Маневич, В.Л.Перламутров. Об инфляционной политике. Финансы N8, 1993.

9. БорисовЕ., Волков Ф. Динамика и тенденции инфляции в России. 1995г.

10.Инфляция в России: причины, характер, перспективы. В.Герасименко. (Российский экономический журнал N 10, 1995 год).

11. Новая модель борьбы с инфляцией в 1995 г. в России. Л.Красавина. Посткриптум. 1994 г.

12. Особенности инфляционных процессов при переходе к рыночной экономике в России. Матлин А.М. 1993г.

13. Антиинфляционная политика: опыт стран,М.,Наука,1993г.

14. Колодко Г., Стабилизация инфляции в Польше, -Вопросы экономики-1991,№5.

15. Пинскер Б. "Инфляция в СССР типична для военного времени" - Общественные науки и современность, 1990, № 2, с. 95.

16. Инфляция в условиях современного капитализма / под ред. проф. Л.Красавиной/ -М,: 1980.

17. Гринберг Р. "Извлечем ли мы уроки?" Вопросы экономики, 1992 № 7.

18. Далин С. А. "Инфляция в эпохи социальных революций", - М, Наука, 1983.

19. Кейнс Дж.М. "Общая теория занятости, процента и денег" - М, Прогресс, 1978.

20. Лыкова Л. "Причины и структура инфляционного процесса". Вопросы экономики, 1992, № 2.

21. Меньшиков С.М. "Инфляция и кризис регулирования экономики" - М.: 1979.

22. Прохоров Максим Геннадьевич. Инфляция как неизбежный спутник современного экономического развития

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...