Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации учебного процесса при изучении раздела

 

В настоящее время на уроках технологии установились три основные формы организации учащихся: фронтальная, звеньевая, индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения выражается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания. При такой форме учителю технологии значительно легче работать: содержание вводного инструктажа, объяснение особенностей, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, - все это благоприятно сказывается на восприятии дидактических целей. Когда работа одинакова, легче контролировать ее этапы, удобнее сравнивать степень продвинутости у разных учеников, проще проводить групповой инструктаж, так как всегда есть возможность сравнения.

Если материальная база позволяет организацию фронтального обучения (достаточно инструментов, приспособлений, оборудования), то коллективная работа способствует восприятию одними школьниками удачных приемов у других, поиску выхода из затруднений за счет обмена опытом. Мы используем фронтальный метод обучения на уроках "Счетная гладь", "Вышивка крестом", "Простой гобеленовый шов".

Групповая (звеньевая) форма организации работы школьников предполагает разделение при выполнении работ на группы из нескольких человек. Несмотря на сложность руководства процессом при выполнении задания достоинства этой формы очевидны: она позволяет создавать у школьников правильное представление о современной организации труда на производстве. Группа может работать над сложными объектами труда, а это повышает интерес учащихся к работе. При разработке конспектов уроков мы использовали этот метод при выполнении практических работ – построение схем для вышивания с применением информационных технологий.

Индивидуальная форма организации работы – выполнение каждым учащимся различного задания – применяется сравнительно редко. Несомненным преимуществом этой формы обучения является возможность полностью индивидуализировать содержание и темп учебы, дать возможность отстающим по каким – либо причинам пройти учебную программу без психологического травмирования. При разработке конспектов уроков для 6 класса по разделу "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка" мы не применяли индивидуальную форму обучения. [10, с.120-123]

Структура комбинированного урока:

· Внешняя;

· Внутренняя.

· Внешняя структура включает в себя 3 элемента:

· Вводный инструктаж;

· Самостоятельная работа и текущий инструктаж;

· Заключительный инструктаж.

Вводный инструктаж предназначен для создания теоретической основы практической деятельности учащихся на уроке.

Внутренняя структура выстраивается в логике основных звеньев учебного процесса, т.е.: подготовка ученика к изучению нового материала, выдача информации, её закрепление.

Вводный инструктаж включает в себя 5 основных элементов внутренней структуры:

1) подготовка учащихся к изучению нового материала (постановка темы, цели, актуализация знаний);

2) сообщение новых знаний;

3) самостоятельное получение учеником новых знаний

4) текущее повторение, первичное закрепление;

5) создание ориентировочной основы деятельности учащихся на уроке - предназначены для создания образа предстоящей практической работы учащихся.

Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

Внутренняя структура этого элемента строится по видам самостоятельной работы учащихся:

1) самостоятельная работа по получению новых умений;

2) самостоятельная работа по совершенствованию умений на основных и заключительных этапах;

3) творческая проектная деятельность.

Заключительный инструктаж. Его внутренняя структура:

· обобщение и систематизация изученного;

· контроль и оценка знаний, умений, навыков;

· выдача домашнего задания.

 

2.3 Календарно – тематический план по разделу

 

"Рукоделие" Вышивка

Тема урока: "Подготовка к вышивке"

Цели урока:

1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.

2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.

3. Воспитательная – воспитать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться как в коллективе, так и отдельно от него, культуру общения.

Оборудование – рисунки, узоры, образцы простейших украшающих швов, таблица с изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий.

Ход урока

1. Организационная часть в начале занятия. Проверяю присутствующих на уроке, готовность учащихся к уроку, решение проблемных ситуаций (отсутствие каких-либо материалов, инструментов) - (5-10 мин).

2. Вводный инструктаж (25-30 мин)

2.1. Подготовка учащихся к изучению новых знаний. Сообщаю тему "Подготовка к вышивке", записываю на доске, прошу записать тему в тетрадь. Страница 128 в учебнике, вешаем плакаты "Материалы и оборудование для вышивки счетными швами"; "Образец схемы для вышивания".

2.2. Сообщаю новые сведения – формируем материал о понятии процесса вышивания, материалах и инструментах применяемых для вышивания.

Один из древнейших видов художественного творчества - вышивание. В народных вышивках большое распространение получили счетные швы. Популярны они и в наше время. Эти швы назвали так потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани.

Для выполнения счетной вышивки нужны ткани полотняного переплетения, имеющие равное количество ниток по основе и утку. Нити таких тканей одинаковые по толщине. Это позволяет выполнять вышивальные стежки одинакового размера и с равными промежутками. Во время вышивания необходимо постоянно считать нити ткани, что требует большого напряжения зрения. Легче вышивать по канвовой ткани с четкой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков расположится в 1 см ткани, тем "тоньше", сложнее и меньше по размеру будет работа.

Выбор иглы обусловлен видом вышивки, толщиной ткани и ниток. Так, от толщины нитки зависит размер игольного ушка, а от вида ткани - острота конца иголки. Игла должна быть достаточно большой, для того чтобы в нее можно было вдеть нитку, и достаточно острой, чтобы легко прокалывать ткань.

Для счетной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например крученые хлопчатобумажные, различных цветов и оттенков. Это и хлопчатобумажное мулине, и шерсть, и полушерсть. Толщина вышивальных ниток должна соответствовать плотности ткани и величине стежка.

Ткань следует хорошо натянуть. Ее помещают в пяльцы или рамку. Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом для удержания и натягивания ткани.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань и предохранения пальца от уколов иглой. Он может быть пластиковым, металлическим или кожаным. Подбирают его по размеру пальца и надевают на средний палец рабочей руки.

Вышивальные ножницы применяются для обрезания ниток. Они должны быть маленькими и острыми. Закройные ножницы используют для раскроя ткани (Плакат).

 

Плакат. Материалы и оборудование для вышивки счетными швами


Плакат. Схема для вышивки

 

Схема для вышивки - это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесен рисунок (Плакат).

2.3. Закрепление изученного материала: путём устного опроса я опрашиваю учеников пройденный материал. Повторяем основные моменты:

Какую ткань используют для вышивки счетными швами и почему?

Сто представляет собой схема для вышивки?

Почему после каждого сеанса вышивания необходимо снимать пяльцы?

3. Самостоятельная работа учащихся (20-25 мин)

3.1. Отутюживание ткани для вышивки. Обработать срезы и обработать края липкой лентой, чтобы предотвратить их от осыпания. Определяем центр ткани, сложив ее пополам по длине и ширине. Разметить центральные линии прямыми стежками контрастной ниткой или специальным маркером. Заправить ткань в пяльцы. Отрезать пасму ниток длиной 90см. отделить от нее нужное количество ниток и вдеть их в игольное ушко.

4. Заключительный инструктаж (10 мин)

4.1. Контроль, оценка знаний, умений, навыков в работе на уроке. Желающих рассказать о своей работе в рабочей тетради, слушаю, задаю вопросы и ставлю соответствующую оценку за проделанную самостоятельную работу.

5. Выдача домашнего задания (10 мин)

5.1. Реферат "История вышивки в России". Объясняю объём, порядок выполнения. Реферат в тетради, вольного содержания, желательно сделать рисунки.

6. Уборка рабочих мест (2-5 мин).

Анализ допущенных отклонений, итог урока.

Тема урока: "Счетные швы"

Цели урока:

1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.

2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.

3. Воспитательная – воспитать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться как в коллективе, так и отдельно от него, культуру общения, аккуратность.

Объект работы: Схемы для вышивки.

Оборудование – ручные швейные инструменты, рисунки, узоры, образцы простейших украшающих швов, таблица с изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий, раздаточный материал с образцами тканей, пригодных для выполнения счетных вышивок, иллюстрированный материал, инструменты и приспособления для вышивания: канвовая ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.

Ход урока

1. Организационная часть. Проверка присутствующих на уроке, готовность учащихся к уроку, решение проблемных ситуаций (5-10 мин).

2. Проверка домашнего задания и вводный инструктаж (25-30 мин).

2.1. Выслушать реферат на заданную тему.

2.2. Подготовка учащихся к изучению новых знаний. Называю тему урока: "Счетные швы". Но прежде, сем начать объяснять новую тему, надо узнать правила безопасной работы на кухне. Вешаю иллюстрационный материал "Правила безопасности работы при выполнении ручных работ". Сначала спрашиваю у детей, что они знают об этом:

-А что вы знаете о правилах безопасности при выполнении ручных работ?

Наводящими вопросами и путём рассуждений с учениками пытаюсь вместе сформулировать правила. Дальше вместе с учениками читаю правила, и объясняю непонятное. Далее дети открывают тетрадь и записывают под диктовку дополнительные правила, которых нет в учебнике используя плакат.

Опасности в работе:

· Повреждение пальцев иглой или булавкой;

· Травма руки ножницами;

· Травма глаз.

Что нужно делать для начала работы:

· Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;

· Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

· Что нужно делать во время работы:

· Быть внимательной;

· Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

· Вкладывать иглы и булавки только в игольницу;

· Класть ножницы справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

· Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.

Что нужно сделать по окончании работы:

· Посчитать количество булавок и иголок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было вначале работы;

· Убрать рабочее место.

3. Изучение нового материала.

Основные понятия и определения учащиеся записывают под диктовку в тетрадь.

Познакомимся с процессом вышивания.

Выстирать ткань.

Подсушить.

Хорошо отутюжить во влажном состоянии.

Перевести рисунок на ткань с помощью цветной копировальной бумаги (гладь).

Заправить ткань в пяльцы и хорошо её натянуть по утку и долевой нити.

Выполнить закрепление нити в начале работы.

Выполнить вышивку.

Выполнить закрепление нити по окончанию работы с изнаночной стороны вышивки.

Выполненную работу осторожно выстирать.

Накрахмалить выстиранное изделие и подсушить в махровом полотенце, скатанном трубочкой.

Отутюжить выстиранное изделие с изнаночной стороны на чистой подстилке.

Познакомимся с основными счетными швами. Это - набор, гладь, "роспись", гобеленовый шов, крест.

Набор (брань) - это двустороннее скорое шитье, напоминающее по фактуре ткачество, потому что выполнение этого шил можно сравнить с движением челнока (Рис.66). Выполняют его прямыми стежками различной длины (швом "вперед иглу") но счету нитей в зависимости от узора. На изнаночной стороне работы получается негативный узор. Стежки нужно делать не очень длинными, чтобы впоследствии они не цеплялись и не вытягивались. В народных вышивках набор применяют как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами. Основной цвет ниток - красный, с небольшим добавлением синих или черных. Раньше "бранками" украшали рукава, воротники и низ рубах, фартуки, рушники, платки.

Русская гладь. Ею вышивают на белом или кремовом полотне белыми нитками в два-три сложения прямыми стежками.

 

Рис.66. Набор (брань)              Рис.67. Русская гладь

 

Рис.68. "Роспись"

 

Стежки укладывают плотно друг к другу в шахматном порядке. Интервал между стежками - одна нить ткани (Рис.67).

"Роспись" - это двустороннее шитье, состоящее из тонких линий, образуемых горизонтальными, вертикальными и диагональными стежками шва "вперед иглу в два приема" (Рис.68). Вначале по линиям узора слева направо прокладывают стежки одинаковой длины. Дойдя до конца ряда, поворачивают назад и заполняют промежутки между стежками. В народных вышивках "роспись" применялась как самостоятельный вид вышивки и в сочетании с другими швами.

Счетная гладь. Вышивание выполняют по счету нитей параллельными стежками, удаленными друг от друга на одну нить. Гладь бывает прямая (стежки ложатся вдоль нитей ткани) и косая (под любым углом к нитям) (Рис.69). В старину счетную гладь вышивали белыми и серыми нитками, вынутыми из основного полотна. Игра света и тени ниток, проложенных по узору прямых направлениях, создает впечатление разных оттенков. Прямая гладь может быть красно-черной и многоцветной.

 

Рис.69. Счетная гладь

 

Гобеленовый шов. Существует много видов этого шва. Рас смотрим, как выполнять простой гобеленовый шов (иначе его называют полукрест) (рис.70). Вышивать начинают с ленок верхнего угла работы: иглу с ниткой выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу первой клеточки канвы и вкалывают в правый верхний угол той же клеточки. Далее, направив иглу вертикально вниз, выводят ее на лицевую сторону одной клеточкой ниже. Прием повторяют до конца первого ряда.

Второй, нижеследующий ряд выполняют так же, как и первый, повернув работу на 180°, и т.д. На изнаночной стороне образуются ряды коротких вертикальных стежков.


Рис.70. Простой гобеленовый шов

 

Рис.71. Выполнение одиночного крестика

 

Гобеленовым швом вышивают по схемам, где каждая клеточка схемы соответствует одному стежку, а значок внутри клеточки - цвету нитки.

Шов крест. Этот шов - самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. Одиночный крестик выполняют в два приема (рис.71): первый стежок - снизу слева вверх направо, второй - снизу справа вверх налево. Если в горизонтальном ряду нужно вышить несколько крестиков, то сначала выполняют все первые элементы (косые стежки), а затем, возвращаясь, дополняют их вторым элементом. Необходимо следить, чтобы по всей работе наклон верхних покрывающих стежков был одинаковым, иначе вышивка может перекоситься, и будет выглядеть неряшливо. Нелишне при этом промерить изнаночную сторону: все изнаночные стежки должны быть направлены также в одну сторону.

При вышивке крестом горизонтальными рядами начало работы - в нижнем левом углу верхнего ряда первой клеточки рисунка (точка А) (рис.72, а). Основные стежки проходят слева направо, а покрывающие - справа налево (рис.72, б).

 

Рис.72. Вышивка крестом горизонтальными рядами

 

Переход к следующему ряду, такому же по длине, выполняют по вертикали вниз (рис.73, а). Переход к следующему ряд смещенному на один стежок наружу или внутрь, выполняют наискось влево или вправо вниз (рис.73, б, в).

 

Рис.73. Вышивка крестом со смещением ряда

 

При наличии незаполненных участков при смене цвети в одном ряду пропускают максимум три стежка (рис.74).

При вышивке вертикальными рядами каждый крестик вышивают полностью (рис.75).

При выполнении шва крестом по диагонали каждый крестик вышивают полностью (рис.76).

Двойной (болгарский) крест выполняют в один прием четырьмя стежками: сначала вышивают косой крест, а затем наклонно сверху вниз вертикальный и слева направо горизонтальным стежки (рис.77, а). После выполнения двойного креста иголку выкалывают в углу и вышивают следующий двойной крест и т.д. (рис.77, б).

 

Рис.74. Частные случаи вышивки Рис.75. Вышивание вертикальных

крестом рядов швом крест

 

Рис.76. Вышивание швом крест по диагонали

 

Рис 77. Вышивание двойным (болгарским) крестом

 

4. Практическая работа учащихся (30-35 мин)

4.1. Выполнение образцов вышивки (наглядные рисунки в учебнике 66-77)

Материалы и инструменты: канвовая ткань, цветные нитки мулине, игла, пяльцы, наперсток.

Набор (брань);

Русская гладь;

"Роспись";

Счетная гладь;

Простой гобеленовый шов;

Одиночный крест;

Вышивка крестом горизонтальными рядами;

Вышивка крестом со смещением ряда;

Частные случаи вышивки;

Вышивка вертикальных рядов швом крест;

Вышивка швом крест по диагонали;

Вышивка двойным (болгарским) крестом.

5. Заключительный инструктаж (5-7 мин)

5.1 Контроль, оценка знаний, умений, навыков в работе на уроке. Желающих рассказать о своей работе в рабочей тетради, слушаю, задаю вопросы и ставлю соответствующую оценку за проделанную самостоятельную работу.

6. Выдача домашнего задания (5 мин).

6.1. Закончить дома практическую работу по выполнению образцов вышивки по схемам. Выучить основные определения и правила.

7. Уборка рабочих мест (2-5 мин).

Анализ допущенных отклонений, итог урока.

Тема урока: "Использование компьютера для вышивания".

Цели урока:

1. Образовательная - познакомить учащихся с различными видами вышивки, дать понятия о видах швов, их разновидностях, правилах их расположения.

2. Развивающая – развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.

3. Воспитательная – воспитать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу перед коллективом, умение трудиться как в коллективе, так и отдельно от него, культуру общения, аккуратность.

Объект работы: Схема для вышивки (любая).

Оборудование – компьютер, программа для вышивания.

Ход урока

Организационная часть. Проверка присутствующих на уроке, готовность учащихся к уроку, решение проблемных ситуаций (5-7 мин).

1. Проверка домашнего задания и вводный инструктаж (10-13 мин)

1.1. Проверка образцов вышивки. Собираю тетради на проверку. Повторение пройденного материала.

1. Какой шов лежит в основе вышивок набор (брань), русская гладь, "роспись"?

2. Что общего в выполнении простого гобеленового шва и шва крест?

3. Почему при вышивке крестом верхний элемент всегда выполняют в одном направлении?

1.2. Записываем тему "Использование компьютера для вышивания". Дети – в тетрадь, я на доске.

2. Изложение нового материала (15-20).

2.1. Использование компьютера для вышивания.

Современные технологии позволяют создавать вышивку счетными швами по авторским рисункам или фотографиям. В этом случае можно выполнить действительно творческую, авторскую работу гобеленовым швом или крестом. Для этого нужно иметь компьютер и программу для вышивания, записанную на лазерном диске. С их помощью легко превратить любое изображение в проекты для вышивания. Сканер считывает выполненное на бумаге изображение и передает его в компьютер (рис.81). Пользователь задает компьютеру выбранные набор ниток, тип канвовой ткани, размер и вид стежков, и программа автоматически создает проект, отвечающий всем заданным параметрам. Компьютер подберет наиболее подходящие цвета ниток, создаст схему, которую можно посмотреть на экране и распечатать в виде образца вышивки вместе со списком необходимых материалов. Кроме того, эта программа содержит готовые проекты и схемы для вышивки.

 

Рис 81. Создание схемы для вышивки с помощью компьютера - Компьютер, программа для вышивания.

 

2.2. Далее демонстрационная работа на компьютере. Я приношу в класс ноутбук, и демонстрирую программу для вышивания, и как происходит преобразование рисунка в схему для вышивания.

3. Заключительный инструктаж (5-10 мин).

3.1. Обобщение и систематизация изученного на уроке, вместе выделяем основные моменты.

4. Выдача домашнего задания.

Записываю задание на доске. Найти рисунок для его дальнейшего самостоятельного выполнения. На кружке по рукоделию мы этот рисунок преобразуем в схему и будем вышивать под руководством преподавателя.

5. Анализ и итог урока.

2.3. Урок - игра "Марья - искусница"

Предмет игры: выбрать лучшую "Мастерицу".

Основные цели и задачи урока:

Образовательная: продолжить формирование полученных умений и навыков, закрепить умение работать со схемами для вышивания.

Развивающая: развить умение сравнивать свою работу с образцами, анализировать, находить свои ошибки.

Воспитательная: воспитывать качественное выполнение работы в отведенное время, применение учащимися контроля, воспитывать усидчивость, аккуратность, ответственность, внимательность, стимулирует интерес к труду, умение трудиться в коллективе, культуру общения.

 

Планирование игровых этапов

Наименование игрового этапа Время
1 этап. Организационный. 10 мин.
2 этап. Краткое повторение темы. 10 мин.
3 этап. Объявление о проведении конкурса на звание лучшей бригады. Знакомство учащихся с критериями оценки работы. 10 мин.
4 этап. Проведение конкурса. 30 мин.
5 этап. Подведение итогов конкурса. 15 мин.
6 этап. Уборка рабочих мест. 5 мин.
Всего 80 мин.

 

Описание деловой игры "Марья - искусница".

1 этап. Организационный.

На этом (1) этапе учитель представляет жюри, председателя жюри, разбивает учеников на бригады (можно по желанию). Выделяет им отдельный стол, инструменты и приспособления: канвовая ткань, цветные нитки мулине, иглы, пяльцы, наперсток, ножницы. Выдача задания:

Выполнить несколько образцов вышивки.

Выполнить вышивку гобеленовым швом и швом крестом нитью в четыре и в два сложения по одной из предложенных схем (схема 1, 2, 3, 4).

Четко знать выполнение и описание всех пройденных швов.

 

Схема 1 для вышивки "Зайчик"


Схемы 2 и 3 для вышивки "Котенок", "Лягушонок"

 

Схема 4 для вышивки "Цветок"

 

На 2 этапе члены бригады с помощью учителя повторяют пройденный материал, распределяют обязанности, прорабатывают поэтапные шаги. Обязательно нужно повторить правила техники безопасности при выполнении ручных работ.

3 этап – учитель объявляет о начале конкурса, знакомит с критериями оценки работы.

Критерии оценки работы:

Аккуратность;

Четкое соблюдение схем вышивки;

Быстрота и качество выполненной работы;

После демонстрации выполненной работы применение дополнительного материала.

На 4 этапе начинается конкурс. Бригады начинают работать. Бригадиры распределяют по членам бригады работу, дают ценные указания. Жюри в это время смотрит за работой, делая пометки у себя в тетради.

На 5 этапе проходит подведение конкурса. Жюри учитывает все мельчайшие детали. Задает интересующие вопросы, потом совещается. Председатель жюри объявляет результаты. Призы - это хорошие оценки.

6, заключительный этап заключается в уборке мест.

Таким образом, мы выяснили, что при изучении раздела "Декоративно-прикладное творчество. Счетные швы" можно применять такие методы обучения: словесный, наглядный, практический. Эти методы помогают, как хорошо воспринимать учебный материал, так и преподносить его, т.е. разносторонне. А форма организации обучения помогает, как применять звеньевой вид, так и индивидуальный и фронтальный. Учитель может оценить обстановку в классе и прийти к выводу, какую форму организации можно применить.


Заключение

 

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.

В школе "Технология" интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Таким образом, из данной курсовой работы мы выяснили, что сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета "Технология" делает приоритетным в работе учителя следующие задачи: сформировать у учащихся социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявленным рыночной экономикой; стать "авторами" формирующейся социально-экономической среды России.

В обобщённом виде под технологической культурой понимается уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженной в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой. Следовательно, технологическое образование – это процесс и результат творческого, активного приобретения учащимися технологических знаний, умений навыков и личностных качеств с целью формирования технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе. В технологическом образовании меняется роль учителя. Он превращается из основного источника и контролёра знаний в консультанта, организатора учебной деятельности учащихся, т.е. менеджера в образовании.

Учителю "Технологии" надо уяснить, что труд как компонент воспитательной системы существует тысячелетиями. Он был, есть и остаётся средством воспитания, позволяющим влиять на развитие личности. Сноровка и смекалка были и всегда будут нужны в жизни, каких бы высот в научно – техническом прогрессе не достигало человечество.

В данной курсовой работе был рассмотрен раздел "Рукоделие" Вышивка.

Автор Л.В. Литикова, 5 класс, на изучение отводится 8 часов.

Задачи изучения раздела "Декоративно-прикладное творчество. Счетная вышивка", 6 класс:

· совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном расходе материала;

· ознакомление с различными видами декоративно – прикладного искусства, народного творчества и ремесел;

· развитие художественной инициативы;

· воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно - гигиенических правил в быту и на производстве;

· воспитание уважения к народным обычаям и традициям, ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей, с профессией дизайнера.

Основная цель раздела – формирование знаний, умений, навыков в области социальной этики, воспитание и уважение к личности, заботы в первую очередь о родных и близких людях, восстановление и упрочение семейных и национальных традиций.

Наиболее подходящая методическая литература для изучения этого раздела:

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1998 год – 256с.: ил.

Авторы: В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, Н.И. Кизеева, Л.В. Сазонова. Учебник подготовлен в соответствии с программой образовательной области "Технология". В нем раскрываются технологии обработки тканей, продуктов питания; изложены основы конструирования и моделирования одежды, организации домашнего быта, даны практические советы по кулинарии, рукоделию, по уходу за одеждой и ее ремонту. Закрепить знания поможет творческая работа над проектами

При изучении раздела "Декоративно-прикладное творчество. Вышивка" мы рекомендуем применять словесные, наглядные, практические методы обучения.

Словесные методы обучения:

· Устное изложение (объяснение, рассказ, лекция).

· Беседа.

· Самостоятельная работа учащихся с литературой.

· Телевидение, звукозапись, компьютер.

· Наглядные методы обучения:

· Демонстрация наглядных пособий.

· Показ трудовых приемов.

· Самостоятельные наблюдения учащихся.

· Практические методы обучения:

· Упражнения по выполнению приемов, операций.

· Самостоятельные работы.

· Тренажеры с использованием информационных технологий.

· Практические работы.

· Управление технологическими процессами.

На основе этих знаний мы разработали три конспекта – урока и деловую игру. Цель и задачи своей данной курсовой работы мы полностью выполнили.

 


Список литературы

 

1. Андреев В.Ф. Золотая книга этикета. - М.: Вече, 2006. -463с.

2. Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004. -220с.

3. Бишенков А.К. Технология. Трудовое обучение: 5-7 класс. - М.: Дрофа, 1999. - 256 с.

4. Горбунова Т.В. Проектная культура в технологическом образовании. - Калуга.: Калужский государственный педагогический университет, 2003. -110с.

5. Иванова В.В. Детская поваренная книга. Энциклопедия для детей. -М.: Диамант, 2000. - 137 с.

6. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. - М.: Академия, 2002. -480с.

7. Кожина О.А., Маркуцкая С.Э. Обслуживающий труд. - М.: Дрофа, 2004. -112с.

8. Крупская Ю.В. Методические рекомендации, 5 класс. - М.: Вентана – Граф, 2006. -80с.

9. Кожина О.А., Кудакова Е.Н. Рабочая тетрадь. Обслуживающий труд 5 класс. - М.: Дрофа, 2004. -80с.

10. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. – М.: Академия, 2005. - 345с.

11. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда: 5,6,7 класс.: Альбом инструкционных карт. - М.: Просвещение, 1993. - 84 с.

12. МартыновС.М. Овощи+фрукты+ягоды=здоровье. Беседа врача-педиатра о питании детей. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 1993. - 56 с.

13. Моисеева Л.И. Салаты, холодные закуски. - М.: Пищевая промышленность, 2000. - 43 с.

14. Наместников Л.Ф. Консервирование плодов и овощей в домашних условиях. - М.: Пищевая промышленность, 1976. -280 с.

15. Симоненко В.Д. Журнал "Школа и производство". Технологическое образование в школе: сущность, основные черты и пути развития. №5, 1999. -2-5с.

16. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Дидактический материал по трудовому обучению: Кулинарные работы и обработка ткани: 5 класс. - М.: Просвещение, 1996. - 53 с.

17. Под редакцией Симоненко В.Д. Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. - М.: Вентана – Граф, 2001. -256с.

18. Под редакцией Сасовой И.А. Технология. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.5 класс. - М.: Вентана – Граф, 2004. -240с.

19. Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение. - М.: Просвещение, 2001. -240с.

20. Энциклопедия для маленьких принцесс. С-Пт.: Диамант, 2000. -278с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...