Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактическая единица №6. Биосфера и человек




Темы:

1. Экосистемы.

2. Биосфера.

3. Человек в биосфере.

4. Глобальный экологический кризис (экология и здоровье).

 

 

Задание 1. Используя учебник или справочную литературу, найдите определения и краткие пояснения для следующих положений экологии:
  Рис.1. Фитоценоз на каменистом субстрате 1. Приведите определение биоценоза и докажите, что приведённый на рис. 1 ландшафт включает биоценоз: Биоценоз - биологическая система, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный биотоп. На изображении представлен биоценоз нескольких видов растительности в определенном биотопе.
2. Биоценоз существует в определённых факторах среды. Приведите определение среды и её факторов. Дайте краткую характеристику основным факторам среды:  
1. Среда: совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
2. Факторы среды: 2.1. Абиотическая среда - это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) 2.2. Биотическая среда - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. 2.3. Антропогенные факторы - это все формы деятельности человеческого общества, изменяющие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь.

 

3. Биоценоз – основа экосистемы. Приведите сравнение между биоценозом и экосистемой с тем, чтобы показать разницу между ними:

 

Биоценоз является сообществом живых организмов. Экосистема в свою очередь включает ещё и неживой (абиотический) компонент - биотоп

 

 

 

Задание 2. Экосистема (от греч. óikos — жилище, местопребывание и система), природный комплекс (биокосная система), образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосфера, или биокосной — почва, водоём и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии. Одно из основных понятий экологии, приложимое к объектам разной сложности и размеров. Примеры Э. — пруд с обитающими в нём растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, донными отложениями, с характерными для него изменениями температуры, количества растворённого в воде кислорода, состава воды и т.п., с определённой биологической продуктивностью; лес с лесной подстилкой, почвой, микроорганизмами, с населяющими его птицами, травоядными и хищными млекопитающими, с характерным для него распределением температуры и влажности воздуха, света, почвенных вод и др. факторов среды, с присущим ему обменом веществ и энергии. Гниющий пень в лесу, с живущими на нём и в нём организмами и условиями обитания, тоже можно рассматривать как Э. В идеальном случае Э. со сбалансированной жизнедеятельностью автотрофных организмов и гетеротрофных организмов могут приближаться к замкнутой системе, обменивающейся с окружающей средой только энергией (см. Экологическая система закрытая). Однако в естественных условиях длительное существование Э. возможно только при притоке из окружающей среды не только энергии, но и большего или меньшего кол-ва вещества. Все реальные Э., в совокупности слагающие биосферу Земли, принадлежат к открытым системам, обменивающимся с окружающей их средой веществом и энергией. Из приведённого описания экосистемы используйте сведения для выполнения задания
1. Из приведённого выше пояснительного текста выберите основные компоненты экосистемы и приведите их в виде списка: 1.1. Экотоп 1.2. Климатоп 1.3 Эдафотоп 1.4. Биотоп . . .
2. Экосистема существует за счёт энергетического потока, который поддерживается функциональными группами видов. Ниже приведён их список. Дайте краткую характеристику основным группам видов: 2.1 Автотрофы/продуценты: организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Автотрофы составляют первый ярус в пищевой пирамиде (первые звенья пищевых цепей). Именно они являются первичными продуцентами органического вещества в биосфере, обеспечивая пищей гетеротрофов. 2.2. Гетеротрофы/консументы: организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза. Для синтеза необходимых для своей жизнедеятельности органических веществ им требуются экзогенные органические вещества, то есть произведённые другими организмами 2.3. Минерализаторы/редуценты: организмы, разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения  
Задание 3. Виды в составе экосистемы вступают друг с другом в разнообразные взаимоотношения, которые называются экологическими связями. Дайте характеристику некоторым из них
1. Определите приведённый на снимке тип экологической связи и дайте ей краткую характеристику. Биотическая связь (взаимоотношения между различными организмами) – Антибиоз – Хищничество.
2. Приведите примеры других типов экологических связей с краткой характеристикой: 2.1.Абиотические связи - это компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы. 2.2.Антропогенные - заимодействия с участием и под воздействием людей. 2.3 Трофические связи - возникают между видами, когда один вид питается другим. . .  
3. Экологические связи и влияние факторов среды приводят к популяционным волнам. Приведите определение популяционных волн и кратко охарактеризуйте их влияние на экосистему.  
Популяционные волны - изменение численности популяции под действием какого-либо фактора. Данное явление распространяется на любые виды растений и животных, включая микроорганизмы. Популяционные волны являются эффективным фактором преодоления генетической инертности природных популяций. Волны жизни имеют большое эволюционное значение, будучи одним из четырех эволюционных факторов.

 

 

     

 

Задание 4. Биосфе́ра (от греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли. Существует и другое, более широкое определение: Биосфера — область распространения жизни на космическом теле.
Понятие «биосфера»в научную литературу введено в 1875 г. австрийским ученым-геологом Эдуардом Зюссом К биосфере он отнес все то пространство атмосферы, гидросферы и литосферы (твердой оболочки Земли), где встречаются живые организмы. Владимир Иванович Вернадский использовал этот термин и создал науку с аналогичным названием. В таком случае под биосферой понимается все пространство (оболочка Земли), где существует или когда-либо существовала жизнь, т. е. где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности. В. И. Вернадский не только конкретизировал и очертил границы жизни в биосфере, но, самое главное, всесторонне раскрыл роль живых организмов в процессах планетарного масштаба. Он показал, что в природе нет более мощной средообразующей силы, чем живые организмы и продукты их жизнедеятельности. В И Вернадский вывел первостепенную преобразующую роль живых организмов и обусловливаемых ими механизмов образования и разрушения геологических структур, круговорота веществ, изменения твердой (литосферы), водной (гидросферы) и воздушной (атмосферы) оболочек Земли. Часть биосферы, где живые организмы встречаются в настоящее время, принято называть современной биосферой, (необиосферой), древние же биосферы относят к (палеобиосферам).
1. Приведите определения основных геологических компонентов биосферы: литосферы, атмосферы, гидросферы и почвы (педосферы):
Литосфера - верхняя твердая оболочка Земли, ограниченная сверху атмо и гидросферой, а снизу астеносферой. Мощность литосферы колеблется в пределах 50 200 км. Гидросфера - водная оболочка Земли, включающая все воды, находящиеся в жидком, твердом и газообразном состояниях. Гидросфера включает воды океанов, морей, подземные воды и поверхностные воды суши. Атмосфера - газовая оболочка Земли, связанная с ней силой тяжести и принимающая участие в ее суточном и годовом вращении. Педосфера - почва и лежащие под ней подпочва и кора выветривания — как среда обитания живых организмов (педобионтов).

 

2. Биосфера существует за счёт геохимических циклов. Приведите их определение и приведите пример такого цикла.

Геохимические циклы - совокупность последовательно происходящих явлений и процессов, приводящих к круговороту химических элементов и их соединений в земной коре. Например цикл преобразования пород в процессах выветривания-сноса-осадкообразования-выветривания.

3. Устойчивость биосферы связывают с биоразнообразием. Дайте определение биоразнообразию и его краткую характеристику.

Биоразнообразие - это сокращенный вариант словосочетания «биологическое разнообразие», которое обозначает всевозможное разнообразие форм жизни на Земле. Величина биоразнообразия как внутри вида, так и в рамках всей биосферы признана в биологии одним из главных показателей жизнеспособности (живучести) вида и экосистемы в целом и получила название «Принцип биологического разнообразия». Действительно, при большом однообразии характеристик особей внутри одного вида (это относится и к человеку, и к растениям, и к микроорганизмам) любое существенное изменение внешних условий (погода, эпидемия, изменение кормов и пр.) более критично скажется на выживаемости вида, чем в случае, когда последний имеет большую степень биологического разнообразия. То же (на другом уровне) относится и к богатству (биоразнообразию) видов в биосфере в целом.

 

 

Задание 5. Появление человека в биосфере называют антропогенезом. Антропогенез (или антропосоциогенез) — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается множество научных дисциплин, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика. В эволюционном контексте термин «человек» относится не только к ныне живущим людям, но и к представителям вымерших видов рода Homo. Кроме того, исследования антропогенеза распространяются на других гоминид, например, австралопитеков. Род Homo отделился от австралопитеков или подобных им гоминид около 2 млн лет назад в Африке. Существовало несколько видов людей, большинство из которых вымерло. К ним, в частности, относятся эректусы и неандертальцы. Древнейшие представители вида Homo sapiens появились в результате эволюции 400—250 тыс. лет назад. Господствующей в наши дни гипотезой происхождения людей является африканская, согласно которой наш вид появился в Африке и оттуда распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции H. erectus и H. neanderthalensis. Альтернативная гипотеза называется мультирегиональной. Согласно последней, люди, начиная, по-видимому, от H. erectus, эволюционировали как единый вид, в котором генные потоки могли свободно циркулировать. Имеющиеся в настоящее время данные палеоантропологии не позволяют сделать окончательный выбор между этими гипотезами, хотя данные генетики поддерживают африканскую теорию. Начиная с H. habilis, люди использовали каменные орудия труда, всё более искусно изготовленные. В последние 50 тыс. лет технология и культура изменяются быстрее, чем предшествующие эпохи.  
Рис.1. Реконструированные портреты людей из группы палеоантропов  
     

 

1. В пояснительном тексте упомянуты видовые названия некоторых предполагаемых предков человека. Приведите необходимые пояснения, характеризующие виды предков человека Homo erectus, H. habilis, H. neandertalensis (neandertales).  
Homo erectus - предполагаемый предшественник Homo sapiens, обитавший в Африке и Азии, а также, возможно, в Европе. Этот гоминид был выше, чем австралопитек и "Человек умелый" (Homo habilis), размеры его мозга приближались к размерам мозга современного человека. Однако, лицевые кости были массивными, а череп - длинным и приплюснутым. Homo habilis - первый из представителей человеческого рода, ископаемые останки которого найдены в Олдувайском ущелье в Танзании в начале 60-х гг. и к настоящему, времени обнаружены также в других местах Восточной Африки, в частности в Кооби-Форе в Кении, а также в Южной Африке. Их возраст приблизительно 2,5- 1,6 млн. лет. Несмотря на то, что размеры их черепа сходны с австралопитеками, они имели мозг большего размера. Их лица больше напоминают лицо современного человека. Эти люди, по всей видимости, первыми стали изготавливать примитивные каменные орудия труда и создали древнейшую олдувайскую культуру. Homo neandertalensis - ископаемые древние люди (палеоантропы) эпохи среднего палеолита; считаются самостоятельным видом человека разумного. Скелетные остатки неандертальцев открыты преимущественно в Европе, а также в Азии и Африке. Время существования 200—35 тыс. лет назад.

 

2. Приведите краткое морфологическое описание Homo sapiens и объясните термины «палеолит», «неолит».

 

Homo sapiens: вид, к которому принадлежит современный человек. Развился из "Человека прямоходящего" (Homo erectus) около 200-400 тыс. лет назад. На этой стадии мозг достиг современного размера, лицевые кости стали менее массивными, затылок - более округлый. Последующее развитие человека разумного неясно, т.к. этот вид разделился на две основные ветви. Одна ведет к неандертальцу (Homo sapiens neanderthalensis), другая - к современному человеку (Homo sapiens). Развитие последнего заняло около 125 тыс. лет. Анатомические и генетические свидетельства подтверждают предположение о том, что он появился в Африке, но, возможно, параллельно и на Дальнем Востоке. На Ближнем Востоке люди расселились приблизительно 50 тыс. лет назад. В Европе они появились немного позднее - около 35 тыс. лет назад.   Палеолит: древний каменный век, первый период каменного века: от возникновения человека (около 2 млн. лет назад) примерно до 10-го тысячелетия до нашей эры.   Неолит: исторический период (около 8-го — 3-го тыс. до н.э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неолита орудия из камня шлифовались, сверлились, появилась глиняная посуда, прядение, ткачество.   Рис.2 показывает основные морфологические отличия человека из вида Homo sapiens от его предков-палеоантропов

 

3. В настоящее время основным механизмом антропогенеза признаётся трудовая деятельность предков. Найдите в учебниках соответствующие подтверждения гипотезе и кратко изложите её:

 

Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда. В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления.   Поскольку труд - деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык. В процессе коллективной деятельности у людей возникает и «потребность что-то сказать друг другу», и предмет «разговора», то есть появилось, что сказать другим. Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, это и стало биологической предпосылкой возникновения речи.

 

 

 

 

Задание 6. Современный этап антропогенеза характеризуется преобладанием социальных процессов над биологическими. Это привело к кризису в отношениях с природой. Представление об экологическом кризисе связано с глобализацией экологических проблем. Определение экологического кризиса в экологии и других науках есть, но список экологических проблем представляется в разных науках по-разному.
У разных авторов различен подход и к «списку», и к приоритетности глобальных проблем. В литературе советского периода нашей истории до последнего времени на первый план выдвигалась опасность ядерной войны как следствие раскола мира на две противоборствующие системы; на Западе делался акцент на комплекс проблем, имеющих непосредственно «цивилизационную» основу: загрязнение природной среды; истощение традиционных источников энергии; «демографический взрыв» в одних странах и депопуляция в других; растущая угроза голода в планетарном масштабе и т.п. Термин «экология» происходит от греч. oikos — дом, родина — и до последнего времени обозначал отрасль науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, т.е. их естественным «домом». При этом предметом рассмотрения экологии были два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, воздействие на природу производственной деятельности человека, творящего материальную культуру; с другой — обратное влияние природной среды на его здоровье, популяции и генофонд.
1. Приведите определение экологического кризиса, воспользовавшись учебной, справочной литературой или своими словами.  
Экологический кризис - особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее существование.

 

2. Приведите свой перечень глобальных экологических проблем, используя как основу пояснительные тексты, приведённые выше.  
1. Изменение климата Земли. 2. Разрушение озонового слоя. 3. Загрязнение воздушного бассейна. 4. Оскудение биологического разнообразия. 5. Загрязнение земель, разрушение почвенного покрова. 6. Истощение запасов пресной воды и загрязнение вод Мирового океана

 

3. Выберите одну из приведённых выше глобальных экологических проблем и раскройте её содержание и потенциальную опасность.  
Изменение климата земли. Многие учёные прошлых лет не учитывали влияние нарастающего ускорения Вселенной, космических факторов, астрономических процессов на состояние глобальной климатической системы планеты. Всё это, естественно, сказывается не только на Солнце, но и на планетах Солнечной системы, в том числе на таком гиганте, как Юпитер, не говоря уже о нашей планете. Глобальное изменение климата на Земле - это в основном производная от астрономических процессов и их цикличности. Эта цикличность неизбежна. Геологическая история нашей планеты свидетельствует, что Земля уже неоднократно переживала подобные фазы глобального изменения климата. Глобальные климатические изменения уже влияютна здоровье, условия проживания и жизнеобеспечение людей на всех континентах Земли. Наблюдаемое увеличение роста динамики глобальных природных катаклизмов указывает на то, что уже в ближайшие десятилетия они приведут к катастрофическим последствиям мирового масштаба для цивилизации в целом, невиданным за всю историю человечества жертвам и разрушениям. Человечество неизбежно приближается к пику данной фазы. Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата уже нельзя рассматривать как исключительно научную. Это комплексная междисциплинарная проблема, охватывающая социальные, экономические, экологические аспекты

 

 

Задание 7. Особенностью современного антропогенеза стало активное вмешательство в организм человека и его сознание многих практических направлений (от медицины до идеологии). Это породило проблему границ, которые нельзя переступать, чтобы не разрушить человека. Проблема стала называться проблемой биоэтики. К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения правпациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики(включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонированиячеловека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.
Экологическая этика — прикладная микродисциплина, являющаяся результатом междисциплинарного синтеза и располагающаяся на стыке достаточно значимых форм знания в культуре — этики и экологии. Тем самым она увязывает в единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними. Экологическая этика — это междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке экологии и классической этики. Экологическую этику еще иногда называют природоохранной, зеленой, энвайроментальной. Предметом экологической этики является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и отдельным ее представителям. Методами экологической этики являются: диалектический метод, системный метод, эволюционный метод, экстраполяция, наблюдение, [эксперимент] и другие общенаучные и частнонаучные теоретические и эмпирические методы, в зависимости от конкретных ситуаций. Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух направлениях: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа, без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.   Ключевые вопросы биоэтики Эвтаназия. Вопрос о приемлемости добровольного ухода из жизни становится всё более актуальным — по мере того, как растут технические возможности сохранения «жизни тела» — при вполне возможной «смерти мозга». Пересадка органов. Гомотрансплантация и аллотрансплантация. 1. Прижизненное изъятие органов В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников. 2. Использование органов от умерших людей Чем раньше будет пересажен орган погибшего от каких-либо причин донора, тем выше шансы на успех операции. Однако процедура фиксации смерти и её критерии до сих пор остаётся предметом дискуссий. В России принята практика, при которой, если человек или его родственники не высказывались прямо против возможности использования органов после смерти, считается потенциальным донором. Наиболее сложным вопросом остаётся доверие к службам, обеспечивающим изъятие органов (контроль за отсутствием злоупотреблений — потенциально опасными считаются прецеденты доведения больных доноров до смерти, неоказание должной помощи потенциальному донору, и даже изъятие органов у здоровых людей, под предлогом тех или иных искусственно навязанных врачом операций). Аборт. Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается законодательно, в разных странах по-разному, в зависимости от традиций или религиозных воззрений. Православие и католицизм отрицают возможность аборта, за исключением случаев явной угрозы смерти для матери. Ислам исключает возможность проведения аборта. Клонирование. Стволовые клетки. Для получения стволовых клеток используют эмбриональные ткани. В связи с этим, в некоторых странах запрещено использование абортивного материала для этой цели. В других странах допускается только использование тканей, выращенных in vitro. Проведение клинических испытаний. Проведение клинических испытаний новых лекарственных средств и вакцин необходимо для совершенствования методов терапии, поиска наиболее эффективных препаратов. Раньше проведение таких испытаний не было столь масштабным, как теперь, а у врачей — было меньше сомнений в отношении возможности проявления тех или иных побочных эффектов или осложнений. Современная фармакология приобрела значительный опыт в направлении проведения доказательных и этичных клинических испытаний. В настоящее время основным требованием для участия в испытаниях является получение т. н. «информированного согласия» пациента или волонтёра. Суррогатное материнство. Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но разрешена в России и в Украине. В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику. Евгеника. Значительная часть проблем связана с потенциальной возможностью принятия тех или иных решений на основании данных о геноме человека, или же отдельных результатов биометрических тестов. Эти данные составляют врачебную тайну, и существует целый ряд опасений относительно их «нецелевого использования», в частности — для учёта этих данных при страховании, при приёме на работу.    
1. Приведите определения некоторых процедур, вызывающих этические дискуссии.  
Эвтаназия: практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

 

Клонирование: процесс создания генетически идентичных копий живых организмов (или их фрагментов: молекул, клеток, тканей, органов и т.д.)

 

Евгеника: улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф. Гальтон. Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей.

 

2. В пояснительном тексте слева приведено определение экологической этики в двух вариантах. Найдите в энциклопедиях и справочниках определение биоэтики и приведите его.

 

Биоэтика - область междисциплинарных исследований, направленных на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения.

 

3. Генная инженерия считается одним из самых проблемных с точки зрения морали способов воздействия на человека. Приведите определение и общую характеристику этого направления в биологии или медицине.

 

Генная инженерия - раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов с помощью генетических и биохимических методов. Генная инженерия оказалась очень перспективной для медицины, прежде всего, в создании новых технологий получения физиологически активных белков, используемых в качестве лекарств. В использовании генетической инженерии применительно к проблемам медицины особое значение приобрела задача разработки генно-инженерных методов радикального лечения наследственных болезней, которые, к сожалению, еще не поддаются лечению существующими методами.

 

 

 


 

Задание 8. Считается, что человек изолировал себя от природы, заплатив за это болезнями цивилизации. По данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), 99% населения сегодня имеют хронические состояния (перманентные отклонения от состояния здоровья). Семьдесят пять процентов всех случаев смерти в индустриальных странах относятся к болезням цивилизации. Первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания. Далее - онкологические, заболевания органов пищеварения. На третьем месте - ятрогенные заболевания, т.е. заболевания, возникающие от перенасыщенности лекарствами. В последнее время стала появляться новая тенденция. Люди больше не хотят быть «пассивными» больными, принимающими прописанные и патентованные лекарства, не задавая вопросов. Они хотят участвовать в собственном лечении и предпринимать активные шаги во избежание медицинских кризисов в своей жизни. Отмечается резкий подъем интереса к альтернативным методам лечения и профилактике заболеваний. Многие уже осознали, что они должны сами отвечать за свое здоровье и здоровье своих близких.
Лекарственная зависимость — синдром, развивающийся при употреблении медикаментов; развивается при повторном длительном применении препаратов, наносящих вред принимающему его лицу, а нередко и обществу. У такого индивида появляется непреодолимое желание или потребность принимать препарат, а в случае воздержания от него наступает болезненное состояние (синдром отмены, или абстиненция).  
1. Приведите примеры болезней, которые могут считаться «болезнями цивилизации»  
1. Сердечно-сосудистые заболевания. 2. Сахарный диабет. 3. Остеохондроз. 4. Онкологические заболевания. 5. Ожирение. 6. Психические заболевания, стресс, психические расстройства.

2. Найдите определение гиподинамии и определите некоторые её последствия.

 

Гиподинамия - ослабление мышечной деятельности организма в результате малоподвижного образа жизни. Среди последствий можно выделить: ожирение, атрофия мышечной ткани, нарушения в работе головного мозга (в следствии кислородного голодания мозга), нарушение в работе обменных процессов организма, ортопедические нарушения и нарушение репродуктивной функции.

3. В развитии болезней цивилизации часто обвиняют стресс. Приведите определение стресса и некоторых его последствий.

 

Стресс - состояние человека, характеризующееся неспецифическими защитными реакциями (на физическом, психологическом и поведенческом уровне) в ответ на экстремальные патогенные раздражители (смотри Адаптационный синдром). Реакция психики на психотравмирующую ситуацию. Среди последствий можно выделить: нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, развитие сахарного диабета и воспаление поджелудочной и щитовидной желез, страдает желудочно-кишечный тракт, упадок иммунитета. Может обуславливать формирование суицидального поведения.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...