Типы неправильного воспитания в семье.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 А.Е. Личко – известный отечественный психиатр, выделил следующие типы неправильного воспитания в семье. ГИПОПРОТЕКЦИЯ. Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще недостатком опеки и контроля за поведением ребенка, недостатком внимания, заботы и руководства, отсутствием интереса родителей к его делам, увлечениям. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. ДОМИНИРУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. ПОТВОРСТВУЮЩАЯ ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ. В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Это - стремление освободить «любимое чадо» от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания, что культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ. При этом виде воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он — обуза в жизни родителей. Еще более ситуация усугубляется, когда есть рядом кто-то другой — брат или сестра, особенно сводные, отчим или мачеха, кто гораздо дороже и любимее (воспитание по типу «Золушки»). Скрытое эмоциональное отвержение имеет место тогда, когда мать или отец сами себе не признаются в том, что тяготятся сыном или дочерью.
УСЛОВИЯ ЖЕСТОКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Эти условия нередко сочетаются с крайней степенью эмоционального отвержения. Жестокое отношение может проявляться открыто — суровыми расправами за мелкие проступки. Или проявляется, когда в семье превалируют душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи. Система жестоких взаимоотношений может культивироваться также между воспитанниками в некоторых закрытых учреждениях для подростков, особенно трудных и делинквентных. ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень-очень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего ребенка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи. Потворствующая гипопротекция. Здесь бесконтрольность и вседозволенность в отношении родителей к подростку сочетается с некритическим отношением их к его поведению. Родители стараются всегда оправдать подростка, при всех его проступках переложить вину на других, оградить его от общественного порицания и тем более от вполне заслуженного наказания. Воспитание в атмосфере культа болезни. Преувеличенные заботы о здоровье, возведение в культ режима и лечения имеющихся заболеваний по сути дела являются одной из форм доминирующей гиперпротекции. Противоречивое воспитание. Члены семьи в таких случаях (отец и мать, родители и дед или бабка и т. п.) применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к подростку порою противоречивые требования. При этом члены семьи конкурируют, а то и открыто конфликтуют друг с другом.
Воспитание вне семьи. Само по себе воспитание вне семьи, в условиях интерната в подростковом возрасте не является отрицательным психогенным фактором. Наоборот, для подростка даже полезно на некоторые периоды времени расставаться с семьей и жить среди сверстников — это способствует развитию самостоятельности. Временная изоляция от семьи бывает полезной в случаях тяжелых конфликтов. Отрицательным психогенным фактором являются встречающиеся еще недостатки в работе интернатов и других воспитательных учреждений. Особенно неблагоприятно сказывается сочетание чрезмерно строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, с формализмом в его соблюдении, открывающим отдушину для скрытой безнадзорности, тайного распространения дурных влияний, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.
Перечисленные типы неправильного воспитания оказываются особенно пагубными для ребенка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Ребенок оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к «ахиллесовой пяте» его типа акцентуации характера. Именно поэтому воспитание в гармоничной семье, дополненное, расширенное и корригируемое общественным воспитанием, было и остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте.
Практикум 1. Обсудите на занятии следующие вопросы: 1. Приведите свои примеры на каждую из разновидностей групп (см. классификацию). 2. В чем принципиальное психологическое различие между большой и малой группой? 3. Имеет ли практическое значение для врача знание о наличии внутри коллектива, в котором он работает, неформальных групп? Если не имеет значения, то почему? Если имеет значение, то в чем оно заключается? 4. В группе обычно есть лидер, который может быть официальным руководителем, а может и не быть. Чем он психологически отличается от назначенного или даже избранного группой официального руководителя?
5. Чем отличаются формальные и неформальные групповые нормы?
Дискуссия на принятие решений в подгруппах на тему: «Психологические качества, необходимые для работы в коллективах (больных, медицинского персонала)» с последующим анализом поведения участников. Другие возможные темы: «профессионально важные качества врача», «сообщать ли тяжело больному его диагноз?», «машина времени» и др.
Рекомендации для студентов по тому, как проводить дискуссии в малой группе для достижения общего согласованного мнения, решения, вывода: - обозначить проблему и поставить вопрос: «Что делать?» - выслушать все мнения (как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие); - сталкивать разные, близкие к истине мнения, обостряя дискуссию и стимулируя тем самым коллективную мысль; - достигнув единодушного (или поддержанного большинством) мнения (логически безупречного вывода), предложить формулировку заключения (решения, общего мнения)
Практикум 2 1. Каково значение различных типов воспитания в семье? 2. Какой стиль взаимоотношений с детьми был принят в вашей семье? 3. Побеседуйте с вашими родителями и на основании их воспоминаний восстановите вашу семейную историю (свое генеалогическое дерево). 4. Какие семейные сценарии и сюжеты в ней просматриваются? Контрольные вопросы:
1. Назовите основные отличия малых и больших групп. 2. Каковы основные параметры малой группы? 3. В чем принципиальное различие между понятиями «сплоченность» и «совместимость»?
5. Дайте определение понятию семья. 6. При каком типе воспитания проявляется недостаточный контроль за поведением ребенка? 7. Назовите 2 варианта проявления воспитания по типу повышенной моральной ответственности. 8. Как называется стиль воспитания, при котором родители предъявляют различные и противоположно направленные требования к ребенку?
9. Как может проявляться скрытое эмоциональное отвержение ребенка? Приведите пример. 10. В чем отличие доминирующей и потворствующей гиперпротекции? Есть ли у этих стилей общая черта?
Контрольные вопросы 1) контакты между ее членами; 2) взаимные симпатии; 3) взаимодействие ее членов «лицом к лицу»; 4) психологическая совместимость. 2. В качестве примера социальной категории можно назвать такую совокупность лиц как: 1) семья; 2) трудовой коллектив; 3) студенты вузов; 4) пассажиры купе вагона. 3. Социализация — это: 1) формирование социальных норм в группе; 2) выражение социальных потребностей группы; 3) усвоение личностью норм и ценностей определенной социальной среды; 4) социальная регуляция взаимоотношений в группе. 4. Однородность группы по социально-демографическим признакам: 1) приводит к разделению группы на несколько подгрупп; 2) способствует хорошим контактам между ее членами; 3) препятствует сплочению группы; 4) приводит к появлению неформального лидера.
5. Лучше всего задача решается в группе тогда, когда: 1) имеется одинаковое число активных и пассивных членов группы; 2) все ее члены стремятся к лидерству; 3) имеется определенное сочетание числа активных и пассивных членов группы; 4) один член группы имеет больше информации, чем другие.
6. Групповые нормы возникают на основе: 1) официальных приказов, инструкций и т. п.; 2) контактов между членами группы; 3) врожденных потребностей; 4) стремления некоторых членов группы к лидерству.
7. Под конформностью имеется в виду: 1) некритическое подчинение личности давлению группы; 2) противодействие личности давлению группы; 3) сотрудничество между личностью и группой; 4) стремление личности к доминированию в группе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|