Лидерство. Различные формы работы с лидерами на сменах
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 6. Самоуправление на сменах актива. Работа по формированию самоуправления в отряде и в лагере (совет смены, пресс-центр и т.д.). Особенности работы с активом лагеря. Лидерство. Различные формы работы с лидерами. Самоуправление на сменах актива. Работа по формированию самоуправления в отряде и в лагере (совет смены, пресс-центр и т.д.) Как только вожатый принял детей в отряд, перед ним нет еще коллектива, перед ним – группа детей, объединенных единой целью – хорошо отдохнуть от городской суеты, от родителей, от школы, от влияния улицы. Задачи перед вожатым в данный момент поставлены непростые: ему необходимо за короткий срок (18-21 день) сделать из группы детей, объединенной по формальному признаку, коллектив единомышленников, увлеченных не только общей целью, но и общим, конкретным делом, призванным сослужить службу для достижения этой самой цели. Подспорьем и реальными помощниками в решении вышеназванных задач могут стать органы детского самоуправления. Существует неоднозначное отношение педагогов к этому вопросу. Кто-то считает необходимым присутствие органов детского самоуправления, способствует их созданию, принимает активное участие в их работе, использует их потенциал в своей работе с ребятами. Кто-то считает органы детского самоуправления лишней надстройкой в сложной и запутанной системе лагерной жизни, не считает необходимостью их деятельность и предпочитает всю работу по организации детского отдыха вести самостоятельно. В некоторых случаях наблюдается формальное существование органов детского самоуправления на уровне отрядов (по принципу «Надо, так надо!»). Их потенциал, энергия не используются в полном объеме. Все вопросы жизнедеятельности детей в лагере решают взрослые, опираясь на мнение очень ограниченной по количественному составу группу детей. Для всех остальных распорядок дня, общие, совместные дела в лагере как бы навязываются. Ребенок в данной ситуации не получает удовлетворения от жизни в лагере. Ведь здесь используются такие же методы, как и в школе, звучат такие же слова «Ты должен! Ты обязан!»
Где же выход? Ответ один – необходимо самим ребятам предоставить право решать, что и когда делать. Роль вожатого в этом процессе – не дать ребятам заскучать, не позволить им скатиться до уровня отдыха пассивного. Всякая деятельность в лагере воспринимается ребятами на эмоциональном уровне. И максимальное удовлетворение у детей наступит только тогда, когда вся их деятельность в лагере будет строиться по формуле: сами придумали-----сами подготовили-----сами провели-----сами подвели итог Большую часть нагрузки по организации содержательной жизни детей в лагере нужно возложить на самих детей. Как? Через систему органов детского самоуправления. Таким образом, детское самоуправление – такое состояние самодеятельной группы детей, которое позволяет каждому члену этой группы не только принимать активное участие в решении вопросов и проблем коллектива, но и нести ответственность за результаты этой деятельности. Участвовать в решении вопросов совместной деятельности в лагере должны все ребята сообща. Это не исключает, однако, необходимости выявления в детской группе лидеров, способных повести за собой девчонок и мальчишек. Вот поэтому в ходе организационного периода лагерной смены воспитателю важно уже с первых минут общения с ребятами прислушиваться к ним, выявляя таких, к мнению которых прислушаются остальные, которые обладают потенциальными возможностями встать во главе коллектива и повести его за собой.
Безусловно, не существует застывшей, законченной системы самоуправления. Вожатый вместе с ребятами должен ее разрабатывать. Они имеют право придумывать все, что будет для них интересным и полезным для организации совместной творческой деятельности в летнем лагере. Работа с органами детского самоуправления - деятельность творческая, в ходе которой раскрывается потенциал всего детского коллектива.
С помощью хорошо организованного самоуправления решается множество педагогических задач. Это и формирование у детей адекватной самооценки, и развитие способности организовать свою деятельность, и влияние на коммуникативные способности детей.
Система органов самоуправления дружины «Штормовая» ВДЦ «Орленок» Высшим органом самоуправления в отряде является сбор или собрание всех ребят. Сбор имеет право наложить вето на любые решения других органов самоуправления. Командир отряда - это самый инициативный ребенок, заслуживший уважение и доверие других ребят. Командир представляет интересы отряда, организует его деятельность и является ответственным за выполнение решений сбора и поручений вожатых. Баталер (баталер - заведующий снабженческой частью на корабле) - ответственный за организацию дежурства и дисциплину в столовой. Штурман (руководитель творческой группы, ТГ) - ответственный за подготовку, организацию и проведение творческих дел, как на отрядном, так и на общелагерном уровне. Боцман - ответственный за чистоту и порядок в комнатах, отрядном месте и территории, закрепленной за отрядом. Инженер - в его обязанности входит следить за исправностью сантехники, электроприборов, замков. О любых поломках и неисправностях он тут же сообщает вожатому. Физрук - самый спортивный ребенок, на плечи которого ложиться проведение зарядки и спортивных часов в отряде. Кроме того, можно отряд разбить на отделения со своими командирами, выбрать помощников баталеру, командиру, физруку, дополнительно назначить ответственных за отбой и подъем. Все зависит от вашей фантазии и Вашего желания работать! Вашей главной задачей является задействовать максимальное количество детей. Органы самоуправления сами по себе работать не будут. Их деятельность необходимо координировать. Для этого командиры, баталеры, штурманы и т.д. собираются на советы, которые возглавляют руководители из числа педагогического состава.
Совет командиров возглавляет ст. вожатый, который вместе с членами совета разрабатывает план на день, проводит анализ деятельности работы каждого отряда, поднимает и решает возникающие проблемы. Совет штурманов, как правило, возглавляет художественный руководитель лагеря, или режиссер, или кружковод. На этом Совете планируются и разрабатываются творческие дела. Другие советы возглавляют наименее занятые руководители (физруки, подменные вожатые и воспитатели). Главное, чтобы и взрослые, и дети четко представляли круг своих обязанностей и то, что от них ждут.
Лидерство. Различные формы работы с лидерами на сменах
Одним из наиболее распространенных в отечественной психологии является определение, предложенное В.П. Позняковым: «Лидерство в малой группе – это феномен воздействия и влияния индивида на мнения, оценки отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов». В западной социальной психологии лидерство определяется как «признаваемое окружением обладание способностью оказывать позитивное мотивирующее влияние на мысли, чувства и действия членов группы, соответствующее групповым целям». Как отмечает автор этого определения Филип Смит, ключевым словом должно является «влияние», соответствующее групповым целям. Такое определение акцентирует внимание на социальном и поведенческом аспектах, не придавая существенного значения позиции, занимаемой конкретным человеком в структуре межличностных взаимоотношений в группе. Здесь скорее подчеркиваются качественные характеристики личности, связанные с особенностями ее взаимоотношений с членами группы, их мыслями и действиями и их оценкой окружающими. Статусные же характеристики, такие как должность, звание и прочее могут либо способствовать, либо препятствовать проявлению этих качеств. Еще одной существенной особенностью этого определения является акцентирование на аспекте признаваемости окружающими.
В современной социальной психологии четко дифференцируется наличие соответствующих способностей и субъективное признание их наличия. В обыденной реальности это проявляется в том, что человек может и обладать соответствующим лидерским потенциалом, но не будучи признанным окружением он не добьется актуализации этого потенциала. И, наоборот, он может и не обладать оптимальным набором личностных качеств, но может быть признанным лидером. Таким образом, налицо момент социальной конструируемости лидерства. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства. Феномен лидерства привлекает внимание исследователей прежде всего исключительной практической значимостью проблемы с точки зрения повышения эффективности управления в различных сферах общественной жизни. Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство основано наличных качествах лидера и социально-психологических отношениях, складывающихся в группе. Поэтому лидерство как явление, основанное на социально-психологических механизмах, следует отличать от руководства, в основе которого лежит использование экономических, организационных и командно-административных методов воздействия (Б.Д. Парыгин). Основными референтами (признаками) лидерства являются: более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач, большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации в целом, более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы, большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе, большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы. Основные функции лидера: организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
ЛИДЕР - ВЕДОМЫЙ Известно, что человек учится и развивается только в активной деятельности, в творчестве. Делегирование ответственности и полномочий (соуправление) от вожатого к детям – необходимый этап на пути развития ребенка в лагере. Однако проблема состоит в том, что:
Для того чтобы дети вышли в лидерскую позицию, нужны три вещи. 1. Заинтересовать их в деятельности, показав им "яркие" дела на очень высоком уровне (планка дел) т.е. тот уровень, к которому они потом будут тянуться. 2. Научить их формам и содержанию дел, а также планированию. 3. Уступить им место, уйдя с лидерской позиции на позицию супервизора (а не самоустраниться), незаметно поддерживать, создавая "ситуацию успеха" Для осуществления этого смена (компания) разделяется на четыре зоны (стадии), разделенные между собой кризисами.
Начальная зона. (1-8 день). Делится на две фазы - А (жесткую) и Б (мягкую). 1. Зона жесткого лидерства ведущего - жесткие единые педтребования, задание высокой планки отношений. Детям проще адаптироваться: они знают, что от них требуют. 2. Зона мягкого лидерства - организация органов самоуправления, закрепление позиции лидера предоставление детям возможностей проявить себя. 3. Зона жесткого взаимодействия - передача ЗУ ведомым. 4. Зона мягкого взаимодействия - лидер-консультант, ведомый реализует свой творческий потенциал: § на прежнем уровне, закрепляя ЗУ, § на следующем, более высоком уровне, закрепляя его...
Логика развития 30-дневной смены (по дням). 1-3 день - оргпериод - жесткое лидирование. a) Знакомство с лагерем, его законами, традициями, требованиями вожатых. б) Демонстрация возможностей лагеря и педсостава (дела вожатых). в) Диагностика "входа" и огонек знакомств. г) Выравнивание детей по социальному статусу, разбивка старых связей. д) Создание условий для решения детьми своих личностных проблем.
4-5 день - зона мягкого лидерства - продолжение демонстрации и закрепление позиции лидера. а) Система дел идет по возрастающей, эмоциональный уровень поднимается. Задание высокой "планки отношений". б) Предоставление детям возможности попробовать свои силы, себя. в) Многовариантность действий и многообразие дел. г) Решение личностных проблем. д) Выявление лидеров, формирование микрогрупп и органов самоуправления (ОСУ), создание полной структуры коллектива.
8-9 день - зона жесткого взаимодействия, зона обучения. а) Передача детям ЗУ. б) Больший акцент на микрогрупповую работу, решение микрогрупповых проблем (постановка задач, не решаемых в одиночку, на которые выделяется отдельное время).
13-16 день. Точка передачи лидерства - через совместную работу: подготовка и проведение отрядного дела с равным участием детей и вожатых, либо создание ситуации, когда дети вынуждены взять власть в свои руки.
21 день - жесткое взаимодействие - постепенная передача ОСУ всей полноты власти, выведение ОСУ в режим стажера. Позиция вожатого - инструктор, супервизор. а).Продолжение обучающей программы с переходом к реализации полученных ЗУ, б).Выход на макрогрупповой (отрядный) уровень, решение макрогрупповых проблем, упор на общеотрядные дела. Внимание! Важно распределить систему выдачи ЗУ по нарастающей по всей длине смены. Иначе вы потеряете свою систему лидирования.
24-27 день - мягкое взаимодействие. Позиция вожатого - наблюдатель-консультант. Зона свободного творчества и самореализации детей через крупные общеотрядные дела. а).Максимальная свобода выбора и действия. б).Применение детьми ЗУ на практике. с).Выход на дружину.
28-30 день - мягкое взаимодействие. 1).Переход на более высокий уровень реализации дел, 2).Закрепление на достигнутом уровне (зачет). а).Реадаптация (личная инициация, напутственная речь и т.д.), б).Подготовка к разьезду и возвращению домой (в т.ч. психологическая), в).Диагностика выхода, итоговые дела, анализ (напр. дневники). ~ - после разъезда - реакция последействия (обычно письма...).
Руководство и лидерство Вожатому во взаимодействии с подопечными часто приходится быть и руководителем и лидером. Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Существует различие между формальным лидерством — когда влияние исходит из официального положения вожатого в детском отряде и естественным лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием подопечных, нацеливанием их на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Руководитель — это человек, который направляет деятельность других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший вожатый вносит порядок и последовательность в выполняемую деятельность. Свое взаимодействие с подопечными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет детей и вселяет энтузиазм в них, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения детей к делу. Официально назначенный руководитель обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе. Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подопечными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подопечные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит оттого, что вожатые видят себя определенной частью детского лагеря, как организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности детей, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. Руководители обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от запланированного ранее. Лидеры строят свои отношения с подопечными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они закладывают доверие в основу групповой, совместной деятельности. Используя свой опыт, различные способности и умения, руководители концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, наоборот, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего бонуса. Принято различать понятия лидера и руководителя как соответственно неформального и формального лидера. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. В этом случае влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. Формальное лидерство — это процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности, официального положения в организации. Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Неформальный лидер выдвигается за счет своих способностей оказывать влияние на других и благодаря своим личным качествам.
Матрица базовых стратегий
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|