Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие результаты листа оценивания психологического здоровья




 

  Группа здоровья (n=10) Группа риска (n=6)
Группа риска (n=6) U = 0.5, р≤0,01 -
Группа Нарушения здоровья (n=10) U = 0, р≤0,01 U = 0.5, р≤0,01

 

Согласно модифицированной карте наблюдений Д. Стотта дети из группы нарушения психологического здоровья более инфантильны, нежели их сверстники из группы сохранного психологического здоровья (U = 22, р≤0,05).

Методика ССТ показывает, что у дошкольников с нарушением зрения ярко выражены, по сравнению со сверстниками с нормативным развитием, такие симптомокомплексы как просоциальное поведение (U = 39, р≤0,05), гиперактивность (U = 28, р≤0,01), эмоциональные проблемы (U = 17, р≤0,01), проблемы со сверстниками (U = 12, р≤0,01) проблемы с поведением (U = 7.5, р≤0,01). Гиперактивность детей связана с трудностями саморегуляции и управления своим поведением, которые характерны для части детей, имеющих нарушения психологического здоровья. Эмоциональные проблемы также являются частью симптоматики нарушения психологического здоровья. Проблемы со сверстниками и с поведением можно назвать частью более общей проблемы социальной адаптации. Это скорее последствия, в которых проявляются дисбаланс в личностной, эмоциональной сфере, и возможности регуляции своего поведения.

Результаты методики «Дерево» отражены в таблице 2. У детей с нормативным развитием в реальном положении более выражены, по сравнению с детьми с нарушением зрения, такие установки, как «установка на преодоление препятствий», «Отстранённость, замкнутость, тревожность», и «завышенная самооценка, установка на лидерство». У детей с нарушением зрения в реальной позиции более выражена, по сравнению с детьми с нормативным развитием была позиция «комфортное состояние, нормальная адаптация».

В идеальном положении у детей с нормативным развитием более ярко, относительно детей с нарушением зрения, были выражены следующие позиции: «отстранённость, замкнутость, тревожность», «устойчивость положения», «мотивация на развлечение». У детей с нарушением зрения более ярко в данной позиции проявились такие установки как «установка на преодоление препятствий», «завышенная самооценка, установка на лидерство», «поддержка другого».

 


Таблица 2

Предпочтение детей в выборе своего положения: реального и идеального, %

 

Положение Характеристика позиции Дети с нормативным развитием (n=12) Дети с нарушением зрения (n=15)
    Реальное положение Установка на преодоление препятствий    
Общительность, дружеская поддержка    
Устойчивость положения    
Мотивация на развлечение    
Отстранённость, замкнутость, тревожность    
Комфортное состояние, нормальное адаптация    
Завышенная самооценка, установка на лидерство    
Поддержка другого      
Потребность в поддержке окружающих    
  Идеальное положение Установка на преодоление препятствий    
Общительность, дружеская поддержка    
Устойчивость положения    
Мотивация на развлечение    
Отстранённость, замкнутость, тревожность    
Комфортное состояние, нормальное адаптация    
Завышенная самооценка, установка на лидерство    
Поддержка другого    
Потребность в поддержке окружающих    

 

Методика «Домики» выявляет следующие особенности эмоциональной сферы детей исследуемых групп: у половины дошкольников с нарушением зрения преобладает отрицательное эмоциональное состояние. У дошкольников с нормативным развитием преобладает нормальное эмоциональное состояние.

У значительной части детей с нарушением зрения зафиксировано компенсируемое состояние усталости, также среди них есть дети с перевозбуждением, в отличии от детей с нормативным развитием, у которых преобладало состояние оптимальной работоспособности.

Методика «Шкала рейтинга Стреляу» говорит о лучших показателях саморегуляции среди детей с нормативным развитием, нежели среди детей с нарушением зрения (U = 38, р≤0,05). У детей с нарушением зрения замечены трудности в таких сферах как реакция на удачи и неудачи, степень инициативности в работе с кем-то, отношение к выполнению заданий, требующих значительные усилия, выполнении независимых, ответственных функций.

Выводы

Результаты исследования говорят о том, что показатели психологического здоровья дошкольников с нарушением в целом ниже, чем показатели дошкольников группы условной нормы. Из этого следует, что нарушение зрения является фактором риска нарушения психологического здоровья. Механизмы данного процесса требуют изучения.

 

Ссылки на источники

 

1. Козлов А.В. Методика диагностики психологического здоровья // Перспективы науки и образования. 2014. № 6 (12). С. 110-117

2. Козлов А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход // Вестник Харьковского национального университета. 2011. № 937. С. 130-133

3. Куковская В.А., Урбанович И.А. и др. Критерии и методы оценки психологического здоровья детей дошкольного возраста // успехи современного естествознания. №10. 2008

4. Левшунова Ж.А. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и психологического благополучия у старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. №34-2

5. Психическое здоровье. Информационный бюллетень №220. Август 2014 // [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения [сайт]. URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs220/ru/ (дата обращения 18.10.15)

6. Хватова М.В. Психологические факторы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодёжи // Вестник ТГУ. 2011. №8 (100). С. 131-137] с. 132.

7. Хватова М.В., Дьячкова Е.С. Влияние образовательной среды на психологическое здоровье студентов // Психологическая наука и образование. 2006. №3. С. 72-88

8. Хватова М.В., Трунов А.Ю. Эмоциональная рефлексия и эффективная ориентация во времени как показатели психологического здоровья (на примере работников локомотивных бригад) // Вестник тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. №1.С. 156-163

9. Хухлаева О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.

10. Хухлаева О.В. Классификация нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Khuhlaeva.shtml (дата обращения: 11.11.2014)

11. Ryff C.D. Psychological well-being // Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. Vol. 2. San Diego, – 1996

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...