Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познание в физическом воспитании




Физическое воспитание связано с повышенными требованиями к познанию двигательной сферы человека. Использование больших физических нагрузок, развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), становление специализированного восприятия, сложность взаимодействия в командных видах спорта, высочайшие скорости в гонках, филигранная точность движений и множество других факторов предопределяют особое отношение к развитию аффективной, когнитивной и коммуникативной сфер познания.

В сфере физического воспитания многое зависит от уровня развития мышечно-суставной чувствительности. Ее специфика состоит в том, что координация движений, названная И.М.Сеченовым «темным чувством», осуществляется на основании параметров движения, его промежуточных и итоговых результатов и образа двигательного акта, выведенного из прошлого опыта и цели действия. Доведение движений до высочайшего автоматизма, обеспечение высокой степени целесообразности, становление уверенности, доверия человека к своей двигательной сфере – одна из серьезнейших задач, решаемых в повседневной работе тренером, учителем физической культуры совместно с их воспитанниками.

Если к этому добавить, что все это нужно знать теоретически, превратить знание в преобразующую силу и сделать достоянием общественной практики, можно утверждать, что роль познания в физическом воспитании и спорте соизмерима с формированием особой сферы сознания человека.

В практике физического воспитания достаточно отчетливо выделяются два типа отношений педагога и воспитанников к познанию особенностей подготовки конкретного спортсмена или команды. Оба типа базируются на знании закономерностей физического развития. Первый тип характеризуется любознательным, вдумчивым и прочувствованным подходом к освоению физических упражнений, планированию и прогнозированию результатов занятий, использованием теоретических знаний как тренером, так и спортсменом (командой). Такой подход связан со значительными тратами времени на педагогическое общение, на получение и анализ промежуточных и итоговых показателей. Для второго типа характерно высокое доверие спортсмена к своему тренеру, добросовестное выполнение всех его указаний при минимуме общения. Жизненность обоих типов отношения к познанию доказана практикой. И в том, и в другом случае речь идет об уровне компетентности сторон (педагога и воспитанников).

Виды действий в деятельности человека

 

В деятельности человека можно выделить 3 вида действия: инстинктивные, импульсивные и волевые. Все эти виды действия являются рефлекторными, тем самым подчеркивается их отражательная природа, а вид действия (инстинктивный, импульсивный или волевой) характеризует “механизм” действия, его независимость или зависимость от степени сознательного контроля.

У человека инстинктивные действия можно наблюдать, пожалуй, только в раннем детстве в виде рефлексов (сосательного, глотательного, дыхательного, хватательного и др.). Эти действия обусловлены биологическими факторами. В более поздние периоды развития человека даже эти действия, если какие-либо из них осуществляются, в значительной мере становятся подконтрольными сознанию, зависящими от культуры поведения, профессии, потребностей.

Импульсивное действие также практически исключает сознательный контроль. Чаще всего оно встречается там, где в результате действия (первого попавшегося, или случайно найденного) происходит своеобразная разрядка напряженной ситуации. Полезным результатом импульсивного действия является динамика психического напряжения, его устранение или стабилизация.

Волевое действие свойственно человеку в той мере, в которой это действие подконтрольно сознанию. Волевое действие всегда связано с достижением определенной цели. Разумеется, что волевое действие может включать и действия более низкого уровня (инстинктивные, импульсивные). Любой спортсмен знает, что действие (например, техническое или тактическое) в период освоения и совершенствования требует значительного контроля сознания, а в последующем, осуществляется с высокой степенью автоматизма. Но главным отличием импульсивного и волевого действий от инстинктивного остается эффект разрядки для импульсивного действия и осознанная соотнесенность с целью для волевого.

Соотношение автоматизма и осознанности – ключевой вопрос психологии двигательного навыка.

Действие и движение

 

В результате совершенствования движений человека в самых различных сферах деятельности (например, в спорте) из поколения в поколение происходит обогащение культуры движений, расширение понятий потенциала и реальных возможностей, накопление методик повышения двигательной культуры.

Для психологического понимания взаимосвязи категорий действия и движения наиболее существенным является включение движения в состав действия. Движение представляется одним из способов или средств достижения цели действия. При этом несомненным является тот факт, что развитие функциональных двигательных возможностей человека (онто- и филогенетическое развитие органов движения и психической регуляции) обусловлено ходом эволюции и общественно исторического развития, совершенствованием орудий, средств производства и общения. Без этой зависимости ни рука человека, ни его речевой аппарат не смогли бы достичь столь значительных вершин целесообразности и столь широкого спектра и потенциала возможностей.

Другой существенной особенностью движений человека является их использование в качестве средств познания мира, постижения закономерностей и отношений в природе, обществе. Для спортсмена, например, освоение техники движений, ее последующее совершенствование всегда сопряжено с познанием особенностей собственного организма, учетом особенностей психики партнеров и соперников, с мышлением, с развитием личности, где движение выступает в качестве способа познания и изменения мира, превращается в предметно организованное движение. Можно с полной уверенностью говорить о приобретении определенного личностного смысла движений, создания индивидуального стиля соревновательной техники и тактики, их значимости для самого спортсмена и его команды.

Наконец, действия, а вместе с ними и движения, подчас приобретают характер привычек, т.е. становятся не только более совершенными, но и необходимыми, обладающими силой потребности, зависимости человека от условий существования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...