При подъёме карт выполняется как минимум следующее:
обводятся красным карандашом опасные для данного судна изобаты и отдельные опасности с учётом его осадки, приливоотливных и сгонно-нагонных колебаний уровня моря;
наносятся границы территориальных вод, запретных для плавания и постановки на якорь районов и районов действия местных правил;
приводится к году правил магнитное склонение;
пересчитываются для высоты мостика своего судна и отличаются на карте дугами окружностей от маяков дальность видимости огней маяков;
намечаются приметные ориентиры для визуальных и радиолокационных обсерваций;
отмечаются границы действия радиомаяков вдоль пути судна, надписываются их позывные и частоты;
предвычисляются и отмечаются вдоль линии пути сведения об освещённости.
Предварительная прокладка
После изучения и анализа всех условий плавания выполняется предварительная прокладка. Такая прокладка вначале производится на генеральных картах, что даёт общую ориентировку и позволяет наметить протяжённость и продолжительность плавания по участкам, выявить место и время прохождения сложных и опасных участков, где потребуется временная вахта на мостике. После окончания работы на генеральных картах предварительную прокладку переносят на путевые и частые карты с выполнением необходимых расчётов, результаты которых заносятся в таблицу:
Таблица№2.2.1 - Предварительные расчёты перехода.
№
п/п
ИК
Плавание S мили
V (уз)
Вре-мя На курсе
Точки поворота
Ориентир, ИП (Д)
в момент поворота
Т суд.
φс. (N)
λc (Е)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Виход из порта перем.
09.00
06.02.
2006
440 24,1
340 04,2
Мк Ай-Тодорский3240/2,0
2300
290
9,0
32.13
17.13
07.02.2006
41020,0’
29010,0’
Мк Румели 1930/6,3
1940
6,0
9,0
00.40
17.53
41014,1’
29008,0’
Мк Румели 2700/0,9
Мк Анадолу 1380/1,3
2080
2,0
9,0
00.13
18.06
41012,3’
29006,7’
Мк Филь 1230/0,4
Мк Чалы 3030/0,4
2240
1,9
9,0
00.13
18.19
41010,9’
29005,0’
Мк Дикиликия 3030/0,2
Мк Кавак 1330/0,3
2170
1,9
9,0
00.13
18.32
41009,4’
29003,4’
Мк Бююкдере 3030/0,6
Мк Мола 1230/0,8
1800
0,5
9,0
00.04
18.36
41008,9’
29003,4’
Мк Мола 900/0,7
Мк Киреч 2480/0,2
1470
1,9
9,0
00.13
18.49
41007,4’
29004,8’
Мк Истинье 2470/1,0
Мк Гюмюшсую670/0,8
2270
1,2
9,0
00.08
18.57
41006,3’
29003,6’
Мк Канлиджа 1100/0,3
1800
1,2
9,0
00.08
19.05
41005,0’
29003,6’
Мк Ашыян 2700/0,1
2270
0,5
9,0
00.03
19.08
41004,6’
29003,0’
Мк Кандиллии1130/0,3
Мк Бебек 2930/0,2
1800
0,4
9,0
00.03
19.21
41004,1’
29003,0’
Мк Кандиллии 760/0,5
Мк Акынты 2700/0,1
2080
1,3
9,0
00.09
19.30
41003,0’
29002,2’
Мк Дефтердар3370/0,2
Мк Бейлербейн 1370/0,4
2320
2,3
9,0
00.15
19.45
41001,5’
28059,7’
Мк Салыпазары 3020/0,4
Мк Кызкулеси 1220/0,4
1860
1,6
9,0
00.11
19.56
40059,6’
28059,5’
Мк Инджи 900/1,1
Мк Кумкапы 3450/0,9
2220
6,9
9,0
00.46
20.42
40056,4’
28050,6’
Мк Ешилькей 3530/1,2
2570
66,0
9,0
07.20
04.02
08.02.
2006
40042,6’
27035,0’
Мк Домуз 3430/5,8
2430
40,0
9,0
04.26
08.28
40027,0’
26045,5’
Мк Зинджебурун 1830/1,7
233°
3,3
9,0
00,22
08.50
40°23,9
26°41,2
Мк Гелиболу 348° (0,8)
219°
6.4
9,0
00,43
09.33
40°18,2
26°36,0
Мк Каракова 300° (0,6)
230°
8,2
9,0
00,55
10.28
40°13,6
26°22,8
Мк Акбаш 258° (1,8)
243°
4.2
9,0
00.28
10.56
40°11,6
26°22,8
Мк Эджедбад 244° (1.4)
174°
3.3
9,0
00,22
11.18
40°08,5
26°23,2
Мк Намазгях 312° (0.4)
226°
5.8
9,0
00.39
11.57
40°04,2
26°17,8
Мк Каранфиль 26° (1.6)
236°
7,2
9,0
00.48
12.45
40° 01,9
26 °12,5
Мк Кумкале 194/°1,5
268°
9,9
9,0
01.06
13.51
40° 01,5
26 °00,0
Мк Тавшан 150°/6,0
208°
142
9,0
15.53
05.44
09.02.
2006
37° 55,0
24 °33,0
Мк Мандилли 318°/1,4
225°
20,0
9,0
02.13
07.57
37° 41,7
24° 17,1
Мк Айос-Николайос 140°/2,1
211°
90,0
9,0
10.00
17.57
36° 25,5
23° 17,4
Мк Малеас 290/°4,5
264°
39,5
9,0
04.23
22.20
36° 20,0
22° 18,0
Мк Тенарон 76°/12,0
306°
91,0
9,0
10.06
08.26
10.02.
2006
37° 13,5
20° 47,3
Мк Строфадес 90°/10,0
330°
241
9,0
26.46
11.12
11.02.
2006
40° 40,4
18° 14,0
Мк Торре - Кавало 265°/10,0
268°
12,1
9,0
01.20
12.32
40° 40,2
17° 59,9
Мк Ризо 257°/1,2
∑=1110 миль
∑=123ч 32мин.
Vср. =9уз.
Приливные явления
Учитывая то, что величины приливоотливных явлений на всей акватории Чёрного моря, незначительны, расчёт приливов выполняется только для портов назначения на 5 суток планируемой стоянки. Время наступления полных и малых вод и их высоты для основных и дополнительных пунктов определяются по таблицам приливов, а результаты расчёта заносятся в таблицу.
Таблица №2.3.1 - Приливы.
Дата
Утренние воды
Вечерние воды
ПВ
МВ
ПВ
МВ
Тс
h
Тс
h
Тс
h
Тс
h
11.02
10.10
0,4
02.18
0,3
22.46
0,7
14.45
0,3
12.02
11.22
0,5
03.33
0,3
23.52
0,7
15.59
0,3
13.02
12.22
0,5
04.48
0,2
00.52
0,8
17.09
0,3
14.02
13.27
0,5
05.52
0,2
-
-
18.11
0,2
15.02
01.46
0,6
06.47
0,1
14.20
0,8
19.04
0,2
Оценка точности места
Навигационная безопасность мореплавания обеспечивается счислением пути судна и периодическими обсервациями только с учётом их точности, которая традиционно оценивается среднеквадратической погрешностью СКП (М), вероятность которой составляет Р = 63%.
Однако "Стандартами точности судовождения" ИМО для оценки точности текущего (счислимого) места судна принята вероятность Р = 95%. Этому требованию практически удовлетворяет круг радиусом R = 2 М.
Требования к точности судовождения при плавании в любой зоне (стеснённого плавания, прибрежная зона, зона открытого моря), допустимое время плавания по счислению, значения СКП измерения возможных на переходе навигационных параметров, а также формулы для расчёта СКП счисления (Мсt), СКП счислимого места (Мсч), СКП возможных обсерваций (Мо) приведены в таблицах №2.4 1 - №2.4.6 Руководствоваться их данными необходимо при ведении исполнительной прокладки.
Таблица 2.4.1 - Количественные параметры Международного стандарта точности плавания.
Зона судна
плавания
Радиальная СКП определения места
Частота обсерваций
Допустимое время обработки параметров
Зона стеснённого плавания
- акватория портов, гаваней
5¸20 м
непрерывно
мгновенно
- узкие (100¸200м) каналы, фарватеры
0,15 их ширины
1¸5 мин
0,5¸1 мин
Прибрежная зона
-фарватеры шириной 2¸20кб
0,2 их ширины
1¸5 мин.
0,5¸1 мин.
- СРДС
0,2 ширины полосы движения (1¸5кб)
10¸30 мин.
1¸3 мин.
- рекомендованные пути до 25 миль от берега
2% от расстояния до берега, но не > 2 миль
20¸30 мин.
1¸3 мин.
- рекомендованные пути в расстоянии > 25 миль от берега
не > 2 миль
1¸2 часа
5¸10 мин.
Зона открытого моря
2% от расстояния до навиг. опасности, но не > 2 миль
2¸4 часа
10¸15 мин.
Таблица 2.4. 2 - Допустимое время плавания по счислению (мин).
Кратчайшее расстояние до навигационной опасности, (мили)
Допустимая Р=95° погрешность места Мд (мили)
Погрешность последней обсервации Мo (Р = 95%) мили.
< 0,1
0,1
0,25
0,5
1,0
2,0
10
0,4
12
12
9
-
-
-
20
0,8
28
28
27
22
-
-
30
1,2
48
48
47
44
27
-
40
1,6
72
72
71
68
56
-
50
2,0
100
100
97
97
99
-
60
2,4
132
132
131
129
120
73
70
2,8
168
168
167
165
157
118
80
3,2
208
208
207
206
198
162
90
3,6
252
252
251
250
242
210
100
4,0
300
300
300
298
291
260
Таблица 2.4.3 - Вероятность обнаружения подходного буя в зависимости от точности места и расстояния до буя.
СКП места, М (мили)
Дальность обнаружения буя (мили)
2,5
3,0
3,5
4,0
4,5
5,0
0,5
1
1
1
1
1
1
1,0
0,956
0,989
0,9982
0,9997
1
1
1,5
0,753
0,865
0,934
0,973
0,989
0,9963
Таблица 2.4.4 - Значение коэффициента Кр2 в зависимости от заданной вероятности (Рзад) при неизвестных элементах эллипса погрешностей.
Рзад.
0,950
0,990
0,993
0,997
0,999
Кр2
1,73
2,15
2,23
2,41
3,0
Таблица 2.4.5 - Значения Средней квадратичной погрешности навигационных параметров.
Навига-ционный параметр
Средст-ва измерения НП
СКП Н.П. (mv) (из опыта плавания)
Навигационная функция
Навигационная изолиния
Направление (t) и модуль (g) градиента Н.П.
1
2
3
4
5
6
Высота светила (h°)
Навигационный секстан (СНО)
±0,4÷1,4'
Круг равных высот - малый круг с центром в полюсе освещения и сферическим радиусом R = =z = 90° - h
τ = Ac
g = 1 угл. мин.мили
Горизонтальный угол (α°
Навигационный секстан
±1,1÷2,1'
;
где ; - расстояние до ориентиров;
d - расстояние между ориентирами
Изогона - окружность, проходящая через оба ориентира и имеющая вписанный угол "α"
t=П1+δ±90° - на центр изогоны g=3438*D
D1*D2
δ - угол между П1 и П2
Вертикальный угол (β° = ос+i+s)
Секстан (СНО)
±0,5÷1,0'
х, у - прямоугольные координаты точки места измерения
Окружность радиусом D с центром в точке ориентира и имеющая вписанным угол "β"
τ =П
g=1.85 HD
или g=0.54β2
D
Где Н - высота ориентира
Визуа льный пеленг (ИП)
ПГК-2 сопряжённый с ГК, пеленгатор сопряжённый с МК
±0,5÷1,6°
±0,8÷1,9°
;
или
Δφ - разность широт ориентира и судна Δλ - разность долгот ориентира и судна
Прямая, проходящая через ориентир под углом "ИП" к меридиану
Окружность с центром в месте ориентира и радиусом =D.
При больших D -изостадиях.
t=П ± 180°
"+" - П<180°
g=1
Сигналы РНС "Лоран-С"
КПИ
±0,8÷1,7 мкс.
1,0÷1,5 мкс.
С фиксацией фазы ±0,4÷0,5 мкс ±2,0÷3,0
мкс
Плоская гипербола уравнение которой
в сторону ближ.
фактиче ской, g=2*sinw/2;
w - позицион-ный угол.
c-1/2 длины базы.
-квазикоординаты
След пересечения с поверхностью Земли двухполосного гиперболоида вращения
α - угол раствора кругового конуса, в вершине которого НИСЗ
Сигналы высококоорбит. СНС
"ГЛОНАСС""GPS"
20-35м.
36м.
Таблица 2.4.6 - Расчёт Средней квадратичной погрешности места судна.
Характеристика места судна
Формула для расчёта радиальной (круговой) СКП места судна
Примечание
1
2
3
Счислимое место судна
Мсч= (мили)
Мо-СКП последней обсервации (мили)
Мсt -СКП счисления (мили)
СКП счисления пути судна
Мсt =0,7 x Кс x tч (мили), при t<2ч Мсt = Ксx ч (мили), при t> 2ч
Кс - коэффициент счисления в районе t - время плавания по счислению (час)
Обсервованое место по двум пеленгам
Мо = (мили)
mn° - CКП измерения пеленга (град);
θ - разность пеленгов на ориентиры;
D1,D2 - расстояния до ориентира (мили)
Обсервованое место по трём пеленгам
Мо =
mn° - СКП измерения пеленга (град);
D1,2,3 - расстояния до ориентира (мили);
α, β - углы между пеленгами (град)
"Крюйс-пеленг"
Мсо = (мили)
Мо - СКП в определении места по двум пеленгам Мot - СКП с счислениями за время между П1 и П2
θ - разность пеленгов
Обсервованое место по пеленгу и дистанции до одного ориентира
Мо = (мили)
mno - СКП измерения пеленга (град)
mD - СКП измерения расстояния до ор-ра (кб)
D - расстояние до ориентира (кб)
Обсервованое место по двум дистанциям
Мо = (мили)
θ - угол между направлениями на ор-ры (град)
mD1,2 - СКП измерения расстояния (мили)
При mD1 = mD2 = mD - М0 = 1,4mD
sin θ
Заключение
В настоящем курсовом проекте рассмотрен вопрос о навигационной подготовке перехода по маршруту порт Ялта - порт Бриндизи.
Общая протяжённость маршрута 1110 мили. Переход осуществляется в феврале месяце. Сложными участками на переходе являются: проливы Босфор и Дарданеллы, районы между островами в Эгейском море.
Произведён обзор навигационных гидрографических условий с последующей оценкой точности определения места.
На сложных участках наиболее точными способами определения места являлись: "по трём пеленгам", "по трём дистанциям". Кроме традиционных способов определения места на маршруте возможна обсервация по РНС "Лоран С" и СНС "НАВСТАР" и "ГЛОНАСС".
Маршрут перехода проходит через территориальные воды Турции и Греции. При прохождении территориальных вод используется принцип мирного прохода.
Список использованной литературы
1. Рекомендации по организации штурманской службы на судах (РШС-89). - М.: ЦРИА "Морфлот", 1989. - 186 с.
2. Лесков М.М., Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. Навигация 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1986-247 с.
3. Ермолаев Г.Г. Морская лоция - 4-е изд. - М.: Транспорт, 1982. - 392 с.
4. Ермолаев Г.Г. Судовождение в морях с приливами 2-е изд. - М.: Транспорт, 1986. - 254 с.
5. Ермолаев Г. Г Справочник капитана дальнего плавания. - М.: Транспорт, 1988. - 143 с.
6. Кондрашихин В.Т. Определение места судна - 2-е изд. - М.: Транспорт, 1989. - 169 с.
8. Баранов Ю.К., Гаврюк М.И. и др. Навигация - 3-е изд. Учебник для ВУЗов. С. - П. Лань 1997. - 512 с.
9. Устав службы на судах морских пароходств Украины. - Одесса: ДМРФ МТ 1994. - 124 с.
10. Международная конференция по подготовке и дипломированию моряков - 1978-М: ЦРИА "Морфлот" 1982. - 145 с.
11. Бурханов М.В. Справочная книжка штурмана. - М: Транспорт. - 1986. - 236 с.
12. Сборник организационно-распорядительных и других документов и материалов по безопасности мореплавания. - М: в/о "Мортехинформ-реклама", 1984. - 264 с.