Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект по бухгалтерскому учету

Учет уставного фонда (капитала) и его изменение.

Учет уставного фонда на государственных предприятиях.

Особенности учета уставного фонда на предприятиях не государственных форм собственности.

Учет УФ кооперативного предприятий и совместных предприятий с иностранными инвестициями.

Учет УФ кооперативного предприятий и совместных предприятий и принципы его формирования в АО и ООО.

 

Уставный капитал (УФ) характеризует собой совокупность вкладов в денежном выражении участников (собственников) в имущество при создании предприятия. УФ формируется для уставной деятельности предприятия в размерах, определенных учредительными документами.

В государственных предприятиях УФ образуется за счет выделенного государством имущества в виде основных и оборотных средств для выполнения возложенных на них задач.

Величина УФ государственного предприятия изменяется в процессе хозяйственной деятельности: увеличивается при увеличении основных и оборотных средств и наоборот. Увеличение происходит как правило в результате ввода основных средств по оценке реконструированных и дооборудваных объектов, а также безвозмездного получения от других предприятий что в БУ отражается на счетах записью по Д 01 (ОС) и К 85 (УФ). Уменьшение происходит в результате выбытия основных средств, а также в результате увеличения износа действующих основных средств. Эти операции отражаются по Д 85 (УФ) и К 01 или 02.

Основным источником увеличения УФ в части оборотных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, а также стоимость полученных товароматериальных ценностей,а также других поступлений, обращаемых на увеличение этой части УФ. Увеличение УФ в части оборотных средств в БУ отражается по К 85 и Д 81 (использование прибыли), 98 (перераспределение прибыли), 05 (материалы), 06 (топливо), 08 (запчасти), 15 (малоценка).

2. В условиях становления и развития рыночных отношений создаются предприятия негосударственной формы собственности.

Для частных предприятий, основанных на собственности отдельных граждан, как с правом, так и без права найма работников не предусмотрена необходимость создания УФ. Следовательно они несут ответственность всем своим имуществом.

2.1. УФ кооперативов при их создании образуется за счет вступительных и паевых взносов членов кооператива и учитывается на счете 85 (УФ). Изменение УФ в процессе хоз. деятельности учитывается аналогично учету изменений УФ на гос. предприятиях.

Имущество предприятий с иностранными инвестициями при его создании формируется за счет вкладов его участников в УФ. В приложении к Уставу этого предприятия обязательно приводится перечень средств, которые вносятся участниками в виде вкладов. Размер УФ подлежит регистрации и не подлежит изменению без специального решения участников предприятия.

В БУ на сумму вкладов в УФ производятся специальные записи по К85 Д 51,52 (валютный счет) на сумму вкладов денежных и валютных средств. 01, 04 на стоимость основных средств и нематериальных активов. 05,12,41 (товары) на стоимость внесенных материальных ценностей и др.

После поступления последнего взноса и достижения величины УФ размеру, зарегистрированному в учредительских документах, записи на счет 85 могут быть сделаны только по решению правления предприятия.

УФ может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей или за счет отчислений части прибыли. Уменьшение УФ предприятий с иностранными инвестициями может быть при выходе одного из нескольких учредителей, а также при списании понесенных убытков, если решением правления утверждена возможность списания убытков за счет прибыли.

Изменение УФ связанное с изменением основных средств и материальных активов их выбытием списанием на счет 85 не отражается.

При оприходовании таких объектов в учете делается запись по Д01 К33 (капитальные вложения). При начислении амортизации К02 (износ) Д счетов затрат пр-ва 23, 24, 25, 26, 29, 44, 20 и др.

Списание с баланса реализованных основных средств по К01 Д46(реализация), а списание износ Д02 и Д46.

2.2 Принципы формирования УФ АО и ООО регламентируются законом о хоз. обществах Украины.

АО могут создаваться в виде обществ открытого типа и закрытого типа. Для формирования УФ АО могут привлекать собственные средства, а также привлеченные средства. Начисления УФ отражаются по счету 85 (УФ) и отдельно по субсчетам 85/1 (простые акции) и 85/2 (привелигерованные акции).

Величина УФ определяется суммой предусмотренной уставными документами.

УФ открытых АО определяется в сумме подписки на акции в размере их номинальной стоимости независимо от цены их реализации.

Аналитический учет по счету 85 и по его субсчетам ведется по видам акций и участниками АО.

Сальдо счета 85 должно быть равно размеру УФ, зарегистрированного в учредительных документах АО и должно быть равно первоначальной стоимости выпущенных акций. После регистрации АО его УФ оформляется записями по счетам Д75 (расчеты с участниками) и К85.

Учет основных средств и нематериальных активов.

ОС, их классификация и оценка.

Документальное оформление поступления ОС и организация их аналитического учета.

Учет капитальных вложений и зачисление на баланс новых объектов.

Учет амортизации и износа ОС.

Учет ремонта ОС.

Учет выбытия ОС.

Учет индексации балансовой стоимости объектов ОС.

Инвентаризация ОС и отражение ее результатов в учете.

Учет нематериальных активов.

1. Важным условием осуществления хоз. деятельности предприятия является обеспеченность наряду с мат. и трудовыми ресурсами основными средствами (ОС). Отличительной особенностью ОС является их длительное использование в процессе хоз. деятельности, постепенная передача стоимости на себестоимость вновь созданного продукта. К ОС относятся средства труда и средства непроизводственного назначения, стоимостью не более 15 необлагаемых минимумов прожиточного уровня и сроком службы не менее одного года. Исключение составляют с/х машины и орудие, выращенный и продуктивный скот, которые относятся к ОС не зависимо от стоимости. Для правильной организации учета разработана нова классификация, которая вступает в действие с 1 января 1997 года, в которой все ОС делятся на три группы. В зависимости от назначения ОС делятся на:

производственные

непроизводственные По отраслям нар/хоз. делятся на:

с/х

строительство

транспорт

торговля и общественное питание

мат. - техническое снабжение

жилищно-коммунальное хоз-во и др.

По степени использования:

ОС в эксплуатации

ОС в запасе

ОС в аренде По принадлежности:

собственные

арендованные

Различают три вида оценки ОС: первоначальная, остаточная, восстановительная. Под первоначальной понимают фактическую стоимость строительства, изготовления или приобретения объекта, включая расходы по транспортировке и установке на месте использования. По первоначальной стоимости ОС учитывают на протяжении всего времени нахождения в хоз-ве, за исключением случаев коренной реконструкции, частичной ликвидации или переоценке по решению правительства.

Первоначальная стоимость ОС за вычетом суммы износа называется их остаточной стоимостью. Она является показателем реальной стоимости объектов на отчетную дату. При составлении баланса отдельными статьями отражают первоначальную стоимость ОС, сумму износа, остаточную стоимость.

Одинаковые объекты ОС введенные в эксплуатацию в разное время могут иметь разную первоначальную стоимость. Поэтому по решению правительства производится переоценка ОС по их восстановительной стоимости.

Под восстановительной стоимостью понимают стоимость воспроизводства, т.е. строительства или приобретения объектов ОС исходя из цен, действующих на дату переоценки. Принципы оценки ОС обязательны для предприятий и организаций всех форм собственности.

2. ОС предприятия формируются в результате кап. Вложений взносов учредителей в счет их вкладов в УФ, а также в порядке безвозмездной передачи. На каждый принятый в эксплуатацию объект ОС составляется акт приема-передачи ОС (типовая форма ОС-1). Этим актом оформляется поступление и выбытие ОС, к акту прилагается техническая документация к принятому объекту. Учет ОС в бухгалтерии организуется по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимают законченное устройство, предмет со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту. К каждому объекту ОС при его зачислении на баланс предприятия присваивают инвентарный номер, который наносится на сам объект и отражается на всех документах, которые оформляют движение данного объекта, а также в инвентарной карточке и в инвентарных описях. Инвентарный номер, присвоенный объекту сохраняется за ним в течении всего времени нахождения объекта в хозяйстве.

На каждый объект ОС открывают инвентарную карточку, которая является регистром в аналитическом учете. На однотипные объекты небольшой стоимости, поступившие на предприятие в одном месяце и имеющие одинаковую стоимость, открывается одна общая инвентарная карточка.

При небольшом количестве объектов ОС на предприятии их объединенный учет ведется в инвентарной книге (типовая форма ОС -11), при упрощенной форме БУ на малых предприятиях - в ведомости учета ОС (типовая форма В - 1).

В инвентарной карточке (или книге) указывается наименование и номер учитываемого объекта, его первоначальная стоимость, норма амортизации, № акта о приемке и дата приемки, характеристика объекта, делаются отметки о ремонте, его перемещении и выработки. Для контроля за сохранностью инвентарной карточки регистрируются в специальных описях по форме ОС - 7.

В местах использования ОС их учет ведется в инвентарных списках (ОС - 09). Внутреннее перемещение объектов ведется по накладной на внутреннее перемещение (ОС - 2). Накладная выписывается в двух экземплярах: для получателя и для бухгалтерии.

Инвентарные карточки на поступление, выбытие, находящиеся в движении ОС хранятся в картотеке отдельно. Эти карточки служат основанием для составления отчетности о наличии и движении объектов ОС на предприятии.

Капитальные вложения - затраты предприятия на строительство, изготовление и приобретение ОС, включая расходы по доставке и установки на месте использования.

Источником финансирования кап. вложений являются собственные средства: амортизационные отчисления на полное восстановление, фонды производственного развития, прибыль, вклады учредителей, заемные средства.

Порядок БУ капитальных вложений регламентируется основными положениями по учету кап вложений и планы счетов БУ.

Этими нормативными документами предусматривается что все затраты на кап вложения учитываются на Деб активного калькуляционного счета № 33 (кап вложения) в корреспонденции со счетами № 60 на стоимость работ, выполнение строительства; №70 на сумму зарплаты рабочим, за выполнение строительно - монтажных работ; №69 на сумму отчислений на соц. мероприятия; №07 на сумму неизрасходованных материальных ценностей; №26 на сумму накладных расходов по строительству или монтажу.

 По данным счета 33 определяется фактическая с/с законченных и сданных в эксплуатацию объектов ОС, которые списываются с К этого счета. В гос предприятиях, арендных, основанных на собственности гос-ва, затраты по законченным кап вложениям списываются в уменьшение соответствующего источника финансирования сырья в бух записи по Д93 и К33.

Оприходование на баланс предприятия в эксплуатацию объектов ОС по их первоначальной стоимости на основании актов о приемке - передаче ОС оформляется бух записью Д01 К85.

На негосударственных предприятиях на первоначальную стоимость принятых в эксплуатацию объектов ОС на основании актов о приемке - передаче ОС оформляется бух записью Д01 К33.

При этом использование источников финансирования капитальных вложений учитывается в след порядке: при осуществлении хоз операций за счет средств и соц. фондов, созданных в соответствии с учредительными документами также для производственного и социального развития и др. аналогичных средств после списания затрат по принятым в эксплуатацию объектам составляется проводка в уменьшение их финансирования с одновременным увеличением УФ. Делается бух. запись Д88 К85. Если же К. В. осуществляется за счет оборотных средств, включая амортизационные отчисления на полное восстановление, то специальная запись в БУ по использованию источников финансирования К. В. и увеличение УФ не производится. Принятые на баланс основные средства ограничиваются записью по Д01 К33.

Бух проводки при осуществлении капитальных вложений.

Таблица 1

При поступлении ОС от других предприятий и организаций в порядке безвозмездной передачи кроме первоначальной стоимости на учет принимают и сумму износа, начисленную по этим объектам. Начисления по этим объектам, передающим предприятием составляют две проводки:

1. На первоначальную стоимость Д01 К85

2. На сумму износа, начисленного передающем предприятием Д85 К02.

При приобретении ОС б/у за плату в порядке долгосрочных расчетов составляют такие проводки:

таблица2 ОС, принятые в аренду учитываются на забалансовом счете 001 (арендованные ОС).

4.Амортизация начисляется по утвержденным правительством нормам в % от первоначальной стоимости ОС. Нормы А дифференцированы по трем группам.

С целью повышения заинтересованности организаций в восстановлении основных производственных фондов разрешено применение ускоренной А, их основной активной части (машины, оборудование, транспортные средства).

Ускоренная А заключается в полном переносе балансовой стоимости этих средств на издержки производства. Норма ускоренной А не может превышать в 2 раза установленные нормы.

Малые предприятия вместе с применением ускоренной А могут первый год эксплуатации объектов начислять до 30% первоначальной стоимости ОС со сроком службы более трех лет.

Предприятия, осуществляющие свою деятельность на условиях аренды могут получить разрешение на применение норм ускоренной А как на собственные, так и на арендованные ОС.

Ускоренная А не распространяется на средства основного производства, фонды: машины и оборудование, транспортные средства сроком службы до трех лет, а также введенные в эксплуатацию до 1 января 1991 г.; подвижной состав автомобильного транспорта, начисления по которому осуществляются по нормам, определенным в % - ом отношении к стоимости автомобиля, отнесенной к 1000 км. фактического пробега; на уникальную технику и оборудование, которое предназначается для использования только при определенных видах испытаний и производстве ограниченного вида конкретной продукции.

Не начисляется А на ОС за период их полной остановки на реконструкцию и техническое перевооружение, также по ОС переведенным на консервацию.

Начисление А производится ежемесячно по ОС на состояние на 1-ое число отчетного месяца. Отсюда, по ОС, поступающим в отчетном месяце А не начисляется, а начисляется с 1-го числа следующего месяца.

По выбывающим ОС - вам начисление А прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия. Отсюда при определении суммы А за отчетный месяц в расчет принимают сумму А, начисленную за прошедший месяц, увеличивают ее на месячную сумму А по ОС поступившим в прошлом месяце и уменьшают на сумму А по ОС, выбывших в прошлом месяце.

При небольшом количестве оборотных ОС начисление А производится по всем объектам путем умножения их первоначальной стоимости на месячную норму А и делением на 100.

По Ос находящимся в запасе А начисляется только на полное восстановление, а по жилым зданиям - только на капитальный ремонт.

По ОС, сданным в аренду, А начисляется арендодателем.

Для расчета суммы А используется разработочная таблица №6 “Расчет А ОС” или ведомость В - 1 “Ведомость учета ОС, начисленных А отчислений”.

Данные указанных регистров служат основанием для отражения на соответствующих счетах суммы начисленной А и суммы износа ОС.

Начисление А на основе норм А отчислений подлежит включению в издержки производства или обращения и относится на затраты технических участков где находится в эксплуатации объект. На предприятии создается А фонд. Раздельно на полное восстановление и капитальный ремонт.

В БУ на сумму отчислений А составляются такие проводки: Д20,23,24,25,26,44 н др. К86.

Чтобы отражать в учете уменьшение первоначальной стоимости ОС в следствии их износа, одновременно с начислением А составляют записи на начисление износа: Д85 К02.

Аналитический учет износа ОС ведется в инвентарных карточках (книгах) в необходимых случаях может быть определен путем специального расчета, исходя из первоначальной стоимости нормы А на полное восстановление и срока эксплуатации.

В негосударственных предприятиях счетом 86 не пользуются. Начисление А и износа ОС объединяется в один процесс и оформляется проводкой по Д20,24,25,26 и др. К02.

Средства А фонда остаются в распоряжении предприятия и направляются в фонд развития производства. Используются эти средства на финансирование капитальных вложений и кап ремонта, частично могут перечислятся в централизованный фонд производственного и социального развития соответствующего органа.

Для сохранности эксплуатационных качеств и эффективности исполнения, также увеличения срока службы ОС подлежат периодическим ремонтам (текущий и капитальный).

Текущий ремонт осуществляется за счет оборотных средств предприятия. Затраты на него включаются в издержки производства или обращения.

Затраты на капитальный ремонт производятся за счет средств А фонда и списывается в его уменьшение.

Ремонт ОС осуществляется двумя способами:

1). Хозяйственным, те силами и средствами самого предприятия.

2). Подрядным, те средствами сторонних специализированных ремонтных предприятий или фирм.

Для учета затрат по ремонту ОС планом счетов БУ предусмотрен активный калькуляционный счет 09 - ремонт ОС. При подрядном способе в БУ на суммы акцептованных расчетно - платежных документов подрядчик составляет проводку: Д06 К60.

При оплате платежного документа подрядчика на основании выписки банка делают запись по Д60 К51.

При хозяйственном способе выполнения ремонта затраты учитываются по Д03 К05,08,70,69 и др.

Фактическая С/С выполненных ремонтов исчисленная на счете 03 относится с К этого счета в уменьшение источника финансирования.

Затраты по капитальному ремонту списываются по Д86 (3) К03 (2). Затраты по законченному тек ремонту списываются на затраты производства или обращения Д24,25,26 и др. К03(1).

Распорядительным документом, который служит основанием для проведения ремонта является ведомость дефектов. Передача ОС в ремонт и приемка из ремонта оформляется приемно - сдаточными актами. В синтетическом учете передача ОС в ремонт не отражается. Все затраты, связанные с ремонтом оформляют соответствующими документами, требованиями, нарядами. В них указывается вид ремонта и объекты ОС на ремонт которых должны быть отнесены затраты.

В соответствии с действующим законодательством предприятия имеют право безвозмездно передавать, передавать другим организациям, обменивать ОС, также ликвидировать их, если они устарели.

В государственных и арендных предприятиях, основанных на государственной собственности, безвозмездная передача может осуществляться только по разрешению фонда имущества Украины. Оформляется актом приема - передачи Ф №ОС-1. Согласно акта приема-передачи в БУ делается запись на первоначальную стоимость объекта Д85 К01, на сумму износа, начисленного по передаваемым объектам за время эксплуатации Д02 К85, на статочную стоимость Д81 К85.

Сумму износа ОС, выбываемых из предприятия по каким-либо причинам, берут из инвентарной карточки или определяют расчетным путем.

Пример: Первоначальная стоимость объекта 4000 грн. Норма А объекта 16%. Срок эксплуатации - 5 лет. Рассчитать сумму износа.

(4000*16*5)/100=3200 грн.

Ликвидация какого-либо объекта Ос оформляется актом о ликвидации объектов ОС (Форма ОС-4). Акт составляет специальная комиссия. В акте указываются причины ликвидации, первоначальная стоимость, сумма начисленного износа, затраты по ликвидации, также материальные ценности,полученные после ликвидации, которые сдаются на склад по накладным и приходуются по цене возможного использования или реализации.

В случае списания ОС досрочно до начисления А и износа, до величина их балансовой стоимости не производится.

На основании актов о ликвидации ОС делают записи в инвентарных карточках, в инвентарных списках или книгах. Инвентарные карточки изымаются из картотеки и передаются в архив.

Все операции по ликвидации ОС гос. предприятиями и арендными (гос. формы) учитываются на счете 85, по Д которого отражают первоначальную стоимость ликвидированных объектов и расходы по ликвидации, а по К сумму износа начисленную по ликвидированным объектам, также стоимость полученных от ликвидации материальных ценностей. Разница между Д и К 85 списываются на финансовый результат деятельности предприятий: 1). На сумму полученной прибыли Д85 К80, 2). На сумму убытка Д81 К85.

В негосударственных предприятиях списание первоначальной стоимости ликвидированных объектов на основании актов, отображают по Д46, внедряя отдельный субсчет, К01. Списание суммы износа отражают по Д46 в корреспонденции с К60,70 и др. Стоимость полученных от ликвидации материальны средств отражается на прибыль предприятия Д05,06,08 и др. К46. Результат от ликвидации списывается проводкой: на сумму полученной прибыли Д46 К80; на сумму убытков Д81 Д46.

Учет операций по реализации ОС могут осуществляться на гос. предприятиях только по разрешению фонда гос. имущества Украины. Оценка стоимости инвентарных объектов, которые подлежат реализации осуществляется в соответствии с постановлением Каб. Мина. “ Про затвердження методики обчислення...”.

Финансовый результат от реализации ОС определяется как разница между продажной ценой с вычетом остаточной стоимости, затрат по реализации и НДС. Финансовый результат от реализации списывается на результаты деятельности предприятия.

Государственные предприятия отображают операции по реализации на счете 85. На негосударственных предприятиях операции по реализации ОС отражаются на отдельном субсчете счета 46.

В связи с инфляционными процессами в экономике Украины периодически по решению правительства производится индексация балансовой стоимости ОС. Работу по индексации осуществляет специально созданная комиссия под руководством руководителя предприятия. Комиссия составляет ведомость пересчета балансовой стоимости объектов ОС и их износа. На сумму изменений балансовой стоимости объектов ОС делается запись по Д01 К88 (субсчет фонд индексации балансовой стоимости).

Сумма износа ОС на дату индексации умножается на коэффициент индексации и полученный результат представляет собой новую сумму износа. На разницу между новой суммой износа и ранее начисленной делают запись Д88 (субсчет фонд индексации балансовой стоимости) К02. Сальдо счета 88 в том же отчетном периоде, в котором отражаются результаты индексации все предприятия, кроме малых предприятий, работающих по сокращенной форме БУ, предприятий с иностранными инвестициями, АО и др. списывают на увеличение УФ Д88 К85. Проиндексированная стоимость и сумма износа отражаются в инвентарных карточках и в других формах ведения аналитического учета.

Инвентаризация ОС производится в соответствии с инструкцией об инвентаризации нематериальных активов, товарно - материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов.

Инвентаризацию производит специально назначенная комиссия в соответствии с положением об организации БУ и отчетности в Украине.

Инвентаризация ОС должна производится на реже одного раза в год перед составлением годового отчета (но не ранее первого ноября).

Инвентаризацию зданий, сооружений и др. недвижимых объектов разрешается проводить не реже одного раза в три года, а инвентаризацию библиотечных фондов - одного раза в пять лет.

Результаты инвентаризации заносятся в инвентарную опись формы №инв-1. При обнаружении не числящихся в учете объектов или недостачи составляют соответствующие акты. Неучтенное ранее ОС оценивают по восстановительной стоимости и приходуются на баланс. Недостача ОС списывается с отнесением остаточной стоимости объекта на счет материально-ответственного лица.

На первоначальную стоимость недостающего объекта Д85 К01. На сумму износа недостающего объекта Д02 К85. На сумму остаточной стоимости недостающего объекта Д84 К85. На сумму остаточной стоимости делают начет материально ответственному лицу Д72 К84. Если виновник не обнаружен или не установлен сумму относят на финансовый результат предприятия. На сумму разницы между учетной и оценочной стоимости ущерба от недостачи в учете делают запись Д72 К83(2).

Возмещение ущерба отражается по Д50,51 К72. Из суммы возмещенного ущерба подлежит перечислению в бюджет НДС Д83(3) К68. Остальная сумма записывается на финансовые результаты деятельности предприятия Д83(3) К80.

Нематериальные активы - стоимость прав предприятия на пользование земельными участками, природными ресурсами, промышленными образцами, товарными знаками, местами на товарной или фондовой бирже, стоимость программного обеспечения вычислительной техники. Это также право пользования интеллектуальной собственностью, патентами правами НОУ-ХАУ. Права пользования домами, внесенными в счет вкладов в УФ предприятия, также приобретенных в процессе деятельности предприятия.

В БУ НМА оцениваются в сумме всех фактических затрат на их приобретение и приведение в состояние готовности к использованию.

Синтетический учет НМА осуществляется на активном счете 04. Учет НМА ведется на 04 по первоначальной стоимости, которая определяется по договоренности сторон для объектов, внесенных учредителями в счет вкладов в УФ. Для объектов приобретенных у других предприятий и лиц первоначальная стоимость определяется исходя из фактических затрат на их приобретение и приведение в состояние готовности к использованию.

Для объектов, полученных безвозмездно первоначальная стоимость определяется экспертным путем.

Приобретение НМА осуществляется за счет прибыли предприятия. Создание источника финансирования отмечается записью по Д81 К88(субсчет прибыль, используемая на капитальные вложения и приобретения НМА).

Оприходование НМА, внесенных учредителями в счет их вкладов в УФ отражается по Д04 К85. Если НМА приобретены за плату в учете делается запись по Д04 К50,51,52. При безвозмездном получении НМА Д04 К88(субсчет бесплатно полученное имущество).

Аналитический учет НМА ведется по их видам и отдельным объектам. Стоимость НМА вычисляется путем включения в издержки производства или обращения суммы их износа. Величина износа НМА определяется ежемесячно по нормам, рассчитанным исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования.

На сумму начисленного износа в БУ делают запись Д20,24,25,44 К02(3).

Аналитический учет износа ведется по каждому виду НМА. Списание НМА отражается записью по Д02,80 К04.

Списание НМА по которым износ не начисляется отражается по Д88(прибыль на кап. вложения в НМА) К04.

При реализации НМА другим предприятиям и лицам в БУ делают записи:

Финансовый результат от реализации НМА в отчетной форме №2 (отчет о финансовых результатов и их использовании) показывается в статье “ Результат от другой реализации”.

В активе баланса отдельными статьями отражается первоначальная стоимость НМА, сумма начисленного по ним износа и их остаточная стоимость. В итог баланса НМА включаются по остаточной стоимости.

Учет материалов и МБП.

Организация учета материалов.

Документальное оформление поступления и расхода материалов.

Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками.

Учет расхода материалов.

Особенности учета МБП.

Учет переоценки материальных ценностей.

Инвентаризация материальных ценностей.

1. Одним из условий производства является обеспечение его предметами его предметами труда (сырьем, материалами, топливом, комплектующими, полуфабрикатами, комплектующими). Отличительная особенность материалов - однократное использование в процессе производства, перенесение всей стоимости на себестоимость вновь выполненного продукта, выполненных работ и услуг. Важное условие правильной организации учета - разработка экономически обоснованной их классификации. В зависимости от функциональной роли в процессе производства, материалы делятся на: основные и вспомогательные. Основные: материалы, входящие в продукт и составляющие его основу; покупные полуфабрикаты, комплектующие. Вспомогательные: материалы, не составляющие вещественной основы вырабатываемой продукции, но участвующие в ее образовании. В особую группу выделяются топливо, тара и запасные части. Приведенная классификация положена в основу действующего плана счетов и субсчетов: СЧЕТА: 05- материалы,06- топливо, 08- запасные части.

При дальнейшей классификации группы материалов подразделяют на подгруппы, а внутри их - на виды, сорта, марки и типоразмеры. Такая классификация оформляется разработкой номенклатуры-ценника. Важное значение в учете имеет порядок оценки материалов. Согласно действующему положению в учете и в балансе материалы отражаются по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость приобретенных материалов включает: покупную цену (оптовую или договорную) согласно счетам поставщиков; транспортно-заготовительные расходы. Эта себестоимость выявляется, как правило, в конце месяца, после отражения всех заготовительных операций. Документы на приход и расход поступают повседневно и отражаются также в учетных регистрах. Текущий аналитический учет материалов ведут не по фактической себестоимости, а по принятым учетным ценам, оптовым или договорным, с обособленным учетом транспорно-заготовительных расходов или с обособленным учетом отклонений фактической себестоимости материалов от их плановой себестоимости. При составлении баланса сумма транспорно-заготовительных расходов прибавляется к стоимости остатка материалов по учетным ценам.

Оценка товароматериальных запасов влияет на величину издержек производства и конечных финансовых результатов. В условиях рыночной экономики, цены на мат. ресурсы колеблются, зависят от спроса и предложения. Учитывая то, что товароматериальные ценности (ТМЦ) множество раз поступают на склад и таким же образом отпускаются в производство или реализацию, в странах с рыночной экономикой применяются несколько способов их оценки:

1. Оценка исходя из конкретных поступлений

2. Первое поступление, первый отпуск FIFO. Предполагает отпуск и реализацию ТМЦ в порядке их поступления.

3. Последнее поступление, первый отпуск LIFO. Опирается на противоположное утверждение, то есть закупленные последними ТМЦ, отпускаются первыми.

4.По средневзвешенным ценам, исходя из всех поступлений за отчетный период.

Предприятие, фирма самостоятельно выбирает метод оценки материалов, согласовывая этот вопрос с налоговой инспекцией. Принятый метод оценки не должен заменяться другим в течение года.

Одним из сложных вопросов организации материального учета является получение информации о наличии и движении материальных ценностей в сортовом аналитическом разрезе. Основными положениями предусмотрена организация сортового учета материалов по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому методу). При этом методе количественно-сортовой учет материалов на складах ведется в карточках складского учета. Карточка открывается на каждый номенклатурный номер материалов (форма N-2). Записи в карточках материалов ответственным лицом производятся ежедневно по приходу и расходу материалов с выведением остатка после каждой записи. Бухгалтерия осуществляет контроль за правильностью складского учета и его соответствие приходно-расходным документам. Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется только в денежном выражении по группам материалов. Учет ведется в разрезе синтетических счетов, субсчетов и листам хранения. Для увязки бухучета с учетом по карточкам (количественно-стоимостных), ведется сальдовая ведомость (книга учета материалов). При небольшом количестве материалов и отсутствии складов вместо карточек ведется учет материалов в материальных отчетах, к ним прилагаются приходно-расходные документы. В бухгалтерии аналитический учет ведется в карточках количественно-суммового учета, по данным которых составляются оборотные и сальдовые ведомости. При автоматизированном учете вместо карточек складского учета с помощью ВЦ составляются машиннограммы: сортовая оборотная ведомость, в которых имеются данные карточек складского учета. Дополнительно ведется две графы: норма установленного запаса и отклонения от установленной нормы.

2. Получение: Основную массу материалов получают от поставщиков на основе заключенных договоров. На отгруженные в адрес предприятия материалы поставщик выписывает счет-фактуру и платежное требование-поручение. Один экземпляр - предприятию-покупателю. Прием мате6риалов, поступивших на предприятие, оформляется приходным ордером (однострочным или многострочным). Вместо выписки приходных ордеров иногда ставят расписку или штамп материально-ответственного лица на самом счете-фактуре. В случае недостачи материалов, выявленной при приемке от станции ж/д вокзала, составляется коммерческий акт, а недостача при приемке на складе - оформляется приемным актом. Материалы, полученные со склада поставщика по доверенности и доставленные автотранспортом приходуются товарно-транспортной накладной. Прием материалов от своих цехов оформляется накладной, которая выписывается сдатчиком. Отпуск материалов: Оформляется лимитно-заборными картами и требованиями Л-З карты - для отпуска систематически потребляемых материалов. Для отпуска материалов на хоз. и другие нужды, при замене материалов и сверхлимитном их отпуске - требования. Ежемесячно цеха составляют отчет об использовании сырья, основных материалов, полуфабрикатов, а бухгалтерия, сводный отчет по укрупненной групповой номенклатуре в стоимостных и натуральных измерителях и служит основой для соответствующих бухгалтерских записей.

3. Синтетический учет наличия и движения материалов отражается на счете 05,06,08 и др. по фактической себестоимости приобретения. На покупную стоимость приобретенных материалов делают запись: Дебет 05,06,08 (68 на сумму НДС по материальным ценностям производственного назначения) и др. Кредит 60. По мере оплаты счетов поставщиков согласно полученным выпискам банка делают запись: Дебет 60 Кредит 51, 52, 66, 90, 55/2. На сумму транспорно-заготовительных расходов (ТЗР), связанных с приобретением материалов: Дебет 05/ “транспортно-заготовительные расходы”, 16, (68 на сумму НДС) Кредит 60, 71, 50, 76. Таким образом на дебете синтетических материальных счетов будет отражена фактическая себестоимость приобретенных материалов. При учете расчетов с зарубежными поставщиками возникает необходимость отражать расчеты в иностранной валюте и в гривнах. С этой целью по счетам - фактурам, подтвержденным приходными документами, производят перечисления валюты в гривны по курсу Нац. Банка Украины в момент поставки. На стоимость недостачи или порчи материалов согласно приемным или коммерческим актам в БУ делают запись: Дебет 63 Кредит 60. При возмещении ущерба виновниками: Дебет 51 Кредит 63. В случае отказа от оплаты, поступившие в адрес предприятия материалы принимаются по акту на ответственное хранение и учитываются на забалансовом счете 002. Такие материалы хранятся обособленно до получении указаний от поставщика об их возврате или реализации н<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...