Глава 1. Речевое воздействие
НЕВЕРБАЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Автор - студентка группы 06 ЕЛ 1 В.В. Малькова Руководитель - ст. преподаватель Л.Н. Авдонина Работа защищена с оценкой
Пенза 2007 Содержание Введение Глава 1. Речевое воздействие Глава 2. Невербальные средства общения 2.1 Кинесика 2.2 Просодика 2.3 Проксимика Заключение Библиографический список Введение
Составляющим элементом любой речевой коммуникации наряду с собственно речевым знаком является невербальный сигнал. Невербальные средства общения сопровождают, дополняют речь, а в некоторых случаях и заменяют слова, т.е. могут выступать как средство передачи информации. Впервые серьезным исследованием невербального общения занялся в конце 70-х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации, внедряющейся в крупном обучающем центре "Пиз Трейнинг Корпорейшен" в Австралии. Объектом данной курсовой работы являются невербальные средства общения, применяемые прежде всего в деловом общении или во время выступления перед аудиторией. Предмет исследования - эффективность использования неязыковых средств, их соотношение с речевой информацией и воздействие на слушающих. Цель работы - проанализировать некоторые виды невербальных сигналов, объяснить их значения, выделить средства, повышающие эффективность речевого воздействия. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе дается общее понятие речевого воздействия, его задачи и основные приемы. Вторая глава подробно рассматривает виды невербальных сигналов, ситуации их использования. В заключении сделаны выводы.
Глава 1. Речевое воздействие
Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука - наука о речевом воздействии, об эффективном общении. Различаются два основных способа речевого воздействия: вербальный (при помощи слов) и невербальный. При вербальном (от лат. verbum - слово) воздействии важно, в какой речевой форме вы выражаете свою мысль, в какой последовательности приводите те или иные факты, как громко, с какой интонацией говорите. Для вербального речевого воздействия существенны как выбор языковых средств для выражения мысли, так и само содержание речи - ее смысл, приводимая аргументация, расположение элементов текста относительно друг друга, использование приемов речевого воздействия и др. Вербальные сигналы - это слова. Невербальное речевое воздействие - это воздействие при помощи несловесных средств, которые сопровождают нашу речь (жесты, мимика, наше поведение во время речи, внешность говорящего, дистанция общения и др.) Все эти факторы сопровождают и дополняют речь и рассматриваются в речевом воздействии исключительно в их соотношении с речью, что и позволяет использовать термин "невербальное речевое воздействие". Невербальные сигналы - это отдельные жесты, позы, черты внешности, действия собеседников в процессе общения и т.д. Функции вербальных и невербальных сигналов в общении совпадают. Как те, так и другие: передают информацию собеседнику (намеренную и ненамеренную); воздействуют на собеседника (сознательное и бессознательное воздействие); воздействуют на говорящего (самовоздействие, сознательное и бессознательное воздействие). Правильно построенные вербальное и невербальное речевое воздействие обеспечивают эффективность общения.
В процессе общения вербальные и невербальные факторы речевого воздействия тесным образом взаимосвязаны, однако есть заметные различия в их роли на разных этапах общения. Невербальные факторы коммуникации имеют наиболее важное значение при знакомстве людей друг с другом, при первом впечатлении и в процессе отнесения собеседника к какой - либо категории - профессиональной, возрастной, интеллектуальной, социальной и др. По данным Е.А. Петровой, при знакомстве в первые 12 с. общения 92% информации собеседники получают невербально. Аллан Пиз приводит мнения американских специалистов о соотношении вербальной и невербальной информации в общении: около 35% отводится словесным факторам и 65% несловесным. Сам Пиз отмечает, что словесный канал используется людьми в основном для передачи информации о внешнем мире, внешних событиях, т.е. предметной информации, а невербальный канал - для обсуждения межличностных отношений. Информация, которую передают в процессе общения вербальные и невербальные сигналы, может совпадать или не совпадать. Конгруэнтность - это соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность - противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности люди обычно склонны доверять невербальной информации. Аллан Пиз отмечает подобные противоречия: "Мы часто видим крупных политиков стоящими на трибуне с плотно скрещенными на груди руками (оборонительная позиция) и опущенным подбородком (критичность или враждебность). Но в то же самое время они пытаются убедить аудиторию в своей восприимчивости и открытости идеям молодежи". Таким образом, языковые единицы общения в неразрывной связи с невербальными средствами помогают решить главную задачу речевого воздействия- изменить поведение или мнение собеседника в необходимом говорящему направлении, убедить его сознательно принять нашу точку зрения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|