Сергей Довлатов. Заповедник.
МОЕЙ ЖЕНЕ. КОТОРАЯ БЫЛА ПРАВА
В двенадцать подъехали к Луге. Остановились на вокзальной площади. Девушка-экскурсовод сменила возвышенный тон на более земной: - Там налево есть одно местечко... Мой сосед заинтересованно приподнялся: - В смысле - уборная? Всю дорогу он изводил меня: "Отбеливающее средство из шести букв?.. Вымирающее парнокопытное?.. Австрийский горнолыжник?.." Туристы вышли на залитую светом площадь. Водитель захлопнул дверцу и присел на корточки у радиатора. Вокзал... Грязноватое желтое здание с колоннами, часы, обесцвеченные солнцем дрожащие неоновые буквы... Я пересек вестибюль с газетным киоском и массивными цементными урнами. Интуитивно выявил буфет. - Через официанта, - вяло произнесла буфетчица. На пологой груди ее болтался штопор. Я сел у двери. Через минуту появился официант с громадными войлочными бакенбардами. - Что вам угодно? - Мне угодно, - говорю, - чтобы все были доброжелательны, скромны и любезны. Официант, пресыщенный разнообразием жизни, молчал. - Мне угодно сто граммов водки, пиво и два бутерброда. - С чем? - С колбасой, наверное... Я достал папиросы, закурил. Безобразно дрожали руки. "Стакан бы не выронить..." А тут еще рядом уселись две интеллигентные старухи. Вроде бы из нашего автобуса. Официант принес графинчик, бутылку и две конфеты. - Бутерброды кончились, - проговорил он с фальшивым трагизмом. Я расплатился. Поднял и тут же опустил стакан. Руки тряслись, как у эпилептика. Старухи брезгливо меня рассматривали. Я попытался улыбнуться: - Взгляните на меня с любовью! Старухи вздрогнули и пересели. Я услышал невнятные критические междометия.
Черт с ними, думаю. Обхватил стакан двумя руками, выпил. Потом с шуршанием развернул конфету. Стало немного легче. Зарождался обманчивый душевный подъем. Я сунул бутылку пива в карман. Затем поднялся, чуть не опрокинув стул. Вернее, дюралевое кресло. Старухи продолжали испуганно меня разглядывать. Я вышел на площадь. Ограда сквера была завешена покоробившимися фанерными щитами. Диаграммы сулили в недалеком будущем горы мяса, шерсти, яиц и прочих интимностей. Мужчины курили возле автобуса. Женщины шумно рассаживались. Девушка-экскурсовод ела мороженое в тени. Я шагнул к ней: - Давайте познакомимся. - Аврора, - сказала она, протягивая липкую руку. - А я, - говорю, - танкер Дербент. Девушка не обиделась. - Над моим именем все смеются. Я привыкла... Что с вами? Вы красный! - Уверяю вас, это только снаружи. Внутри я - конституционный демократ. - Нет, правда, вам худо? - Пью много... Хотите пива? - Зачем вы пьете? - спросила она. Что я мог ответить? - Это секрет, - говорю, - маленькая тайна... - Решили поработать в заповеднике? - Вот именно. - Я сразу поняла. - Разве я похож на филолога? - Вас провожал Митрофанов. Чрезвычайно эрудированный пушкинист. Вы хорошо его знаете? - Хорошо, - говорю, - с плохой стороны... - Как это? - Не придавайте значения. - Прочтите Гордина, Щеголева, Цявловскую... Воспоминания Керн... И какую-нибудь популярную брошюру о вреде алкоголя. - Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить... читать. - С вами невозможно разговаривать... Шофер поглядел в нашу сторону. Экскурсанты расселись. Аврора доела мороженое, вытерла пальцы. - Летом, - сказала она, - в заповеднике довольно хорошо платят. Митрофанов зарабатывает около двухсот рублей. - И это на двести рублей больше, чем он стоит. - А вы еще и злой! - Будешь злым, - говорю. Шофер просигналил дважды. - Едем, - сказала Аврора. В львовском автобусе было тесно. Коленкоровые сиденья накалились.
Желтью занавески усиливали ощущение духоты. Я перелистывал "Дневники" Алексея Вульфа. О Пушкине говорилось дружелюбно, иногда снисходительно. Вот она, пагубная для зрения близость. Всем ясно, что у гениев должны быть знакомые. Но кто поверит, что его знакомый - гений?! Я задремал. Невнятно доносились какие-то лишние сведения о матери Рылеева... Разбудили меня уже во Пскове. Вновь оштукатуренные стены кремля наводили тоску. Над центральной аркой дизайнеры укрепили безобразную, прибалтийского вида, кованую эмблему. Кремль напоминал громадных размеров макет. В одном из флигелей находилось местное бюро путешествий. Аврора заверила какие-то бумаги и нас повезли в "Геру" - самый фешенебельныйместный ресторан. Я колебался - добавлять или не добавлять? Добавишь - завтра будет совсем плохо. Есть не хотелось... Я вышел на бульвар. Тяжело и низко шумели липы. Я давно убедился: стоит задуматься, и тотчас вспоминаешь что-нибудь грустное. Например, последний разговор с женой... - Даже твоя любовь к словам, безумная, нездоровая, патологическая любовь, - фальшива. Это - лишь попытка оправдания жизни, которую ты ведешь. А ведешь ты образ жизни знаменитого литератора, не имея для этого самых минимальных предпосылок... С твоими пороками нужно быть как минимум Хемингуэем... - Ты действительно считаешь его хорошим писателем? Может быть, и Джек Лондон хороший писатель? - Боже мой! При чем тут Джек Лондон?! У меня единственные сапоги в ломбарде... Я все могу простить. И бедность меня не пугает... Все, кроме предательства! - Что ты имеешь в виду? - Твое вечное пьянство. Твое... даже не хочу говорить... Нельзя быть художником за счет другого человека... Это подло! Ты столько говоришь о благородстве! А сам - холодный, жестокий, изворотливый человек... - Не забывай, что я двадцать лет пишу рассказы. - Ты хочешь написать великую книгу? Это удается одному из сотни миллионов! - Ну и что? В духовном отношении такая неудавшаяся попытка равна самой великой книге. Если хочешь, нравственно она даже выше. Поскольку исключает вознаграждение... - Это слова. Бесконечные красивые слова... Надоело... У меня есть
ребенок, за которого я отвечаю... - У меня тоже есть ребенок. - Которого ты месяцами игнорируешь. Мы для тебя - чужие... (В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса...) - Умышленно, - говорю, - я зла не делал... Я опустился на пологую скамейку. Вынул ручку и блокнот. Через минуту записал:
Любимая, я в Пушкинских Горах, Здесь без тебя - уныние и скука, Брожу по заповеднику, как сука. И душу мне терзает жуткий страх...
И так далее. Мои стихи несколько опережали действительность. До Пушкинских Гор оставалось километров сто. Я зашел в хозяйственную лавку. Приобрел конверт с изображением Магеллана. Спросил зачем-то: - Вы не знаете, при чем тут Магеллан? Продавец задумчиво ответил: - Может, умер... Или героя дали... Наклеил марку, запечатал, опустил... В шесть мы подъехали к зданию туристской базы. До этого были холмы, река, просторный горизонт с неровной кромкой леса. В общем, русский пейзаж без излишеств. Те обыденные его приметы, которые вызывают необъяснимо горькое чувство. Это чувство всегда казалось мне подозрительным. Вообще страсть к неодушевленным предметам раздражает меня... (Я мысленно раскрыл записную книжку.) Есть что-то ущербное в нумизматах, филателистах, заядлых путешественниках, любителях кактусов и аквариумных рыб. Мне чуждо сонное долготерпение рыбака, безрезультатная немотивированная храбрость альпиниста, горделивая уверенность владельца королевского пуделя... Говорят, евреи равнодушны к природе. Так звучит один из упреков в адрес еврейской нации. Своей, мол, природы у евреев нет, а к чужой они равнодушны. Что ж, может быть, и так. Очевидно, во мне сказывается примесь еврейской крови... Короче, не люблю я восторженных созерцателей. И не очень доверяю их восторгам. Я думаю, любовь к березам торжествует за счет любви к человеку. И развивается как суррогат патриотизма... Я согласен, больную, парализованную мать острее жалеешь и любишь.
Однако любоваться ее страданиями, выражать их эстетически - низость... Ладно... Подъехали к туристской базе. Какой-то идиот построил ее на расстоянии четырех километров от ближайшего водоема. Пруды, озера, речка знаменитая, а база - на солнцепеке. Правда, есть номера с душевыми кабинами... Изредка - горячая вода... Заходим в экскурсионное бюро. Сидит такая дама, мечта отставника. Аврора сунула ей путевой лист. Расписалась, получила обеденные талоны для группы. Что-то шепнула этой пышной блондинке, которая сразу же взглянула на меня. Взгляд содержал неуступчивый беглый интерес, деловую озабоченность и легкую тревогу. Она даже как-то выпрямилась. Резче зашуршали бумаги. - Вы не знакомы? - спросила Аврора. Я подошел ближе. - Хочу поработать в заповеднике. - Люди нужны, - сказала блондинка. В конце этой реплики заметно ощущалось многоточие. То есть нужны именно хорошие, квалифицированные специалисты. А случайные, мол, люди - не требуются... - Экспозицию знаете? - спросила блондинка и неожиданно представилась: - Галина Александровна. - Я был здесь раза три. - Этого мало. - Согласен. Вот и приехал снова... - Нужно как следует подготовиться. Проштудировать, методичку. В жизни Пушкина еще так много неисследованного... Кое-что изменилось с прошлого года... - В жизни Пушкина? - удивился я. - Извините, - перебила Аврора, - меня туристы ждут. Желаю удачи... Она исчезла - юная, живая, полноценная. Завтра я услышу в одной из комнат музея ее чистый девичий голос: "...Вдумайтесь, товарищи!.. "Я вас любил так искренне, так нежно..." Миру крепостнических отношений противопоставил Александр Сергеевич этот вдохновенный гимн бескорыстия..." - Не в жизни Пушкина, - раздраженно сказала блондинка, - а в экспозиции музея. Например, сняли портрет Ганнибала. - Почему? - Какой-то деятель утверждает, что это не Ганнибал. Ордена, видите ли, не соответствуют. Якобы это генерал Захомельский. - Кто же это на самом деле? - И на самом деле - Закомельский. - Почему же он такой черный? - С азиатами воевал, на юге. Там жара. Вот он и загорел. Да и краски темнеют от времени. - Значит, правильно, что сняли? - Да какая разница - Ганнибал, Закомельский... Туристы желают видеть Ганнибала. Они за это деньги платят. На фига им Закомельский?! Вот наш директор и повесил Ганнибала... Точнее, Закомельского под видом Ганнибала. А какому-то деятелю не понравилось... Простите, вы женаты? Галина Александровна произнесла эту фразу внезапно и, я бы сказал - застенчиво. - Разведен, - говорю, - а что? - Наши девушки интересуются.
- Какие девушки? - Их сейчас нет. Бухгалтер, методист, экскурсоводы... - Почему же они мной интересуются? - Они не вами. Они всеми интересуются. У нас тут много одиноких. Парни разъехались... Кого наши девушки видят? Туристов? А что туристы? Хорошо, если у них восьмидневка. Из Ленинграда так на сутки приезжают. Или на трое... А вы надолго? - До осени. Если все будет хорошо. - Где вы остановились? Хотите, я позвоню в гостиницу? У нас их две, хорошая и плохая. Вы какую предпочитаете? - Тут, - говорю, - надо подумать. - Хорошая - дороже, - объяснила Галя. - Ладно, - сказал я, - денег все равно нет... Она сразу же куда-то позвонила. Долго кого-то уговаривала. Наконец вопрос был решен. Где-то записали мою фамилию. - Я вас провожу. Давно я не был объектом такой интенсивной женской заботы. В дальнейшем она будет проявляться еще настойчивее. И даже перерастет в нажим. Вначале я относил это за счет моей потускневшей индивидуальности. Затем убедился, насколько огромен дефицит мужского пола в этих краях. Кривоногий местный тракторист с локонами вокзальной шлюхи был окружен назойливыми румяными поклонницами. - Умираю, пива! - вяло говорил он. И девушки бежали за пивом... Галя заперла дверь экскурсионного бюро. Мы направились через лес в сторону поселка. - Вы любите Пушкина? - неожиданно спросила она, Что-то во мне дрогнуло, но я ответил: - Люблю... "Медного всадника", прозу... - А стихи? - Поздние стихи очень люблю. - А ранние? - Ранние тоже люблю, - сдался я. - Тут все живет и дышит Пушкиным, - сказала Галя, - буквально каждая веточка, каждая травинка. Так и ждешь, что он выйдет сейчас из-за поворота... Цилиндр, крылатка, знакомый профиль... Между тем из-за поворота вышел Леня Гурьянов, бывший университетский стукач. - Борька, хрен моржовый, - дико заорал он, - ты ли это?! Я отозвался с неожиданным радушием. Еще один подонок застал меня врасплох. Вечно не успеваю сосредоточиться... - Я знал, что ты приедешь, - не унимался Гурьянов... Впоследствии мне рассказали такую историю. Была тут в начале сезона пьянка. Чья-то свадьба или день рождения. Присутствовал местный сотрудник госбезопасности. Заговорили обо мне. Кто-то из общих знакомых сказал: - Он в Таллинне. Ему возразили: - Нет, уже год, как в Ленинграде. - А я слышал, что в Риге у Красильникова... Следовали новые и новые версии. Чекист сосредоточенно поедал тушеную утку. Затем приподнял голову и коротко высказался: - Есть данные - собирается в Пушкинские Горы... - Меня ждут, - сказал Гурьянов, как будто я его удерживал, Он посмотрел на Галю: - А ты похорошела. Никак зубы вставила? Карманы его тяжело оттопыривались. - Вот засранец! - неожиданно произнесла Галина. И через минуту: - Как хорошо, что Пушкин этого не видит. - Да, - сказал я, - это неплохо. Первый этаж гостиницы "Дружба" занимали три учреждения. Гастроном, парикмахерская и ресторан "Лукоморье". Надо бы, думаю, Галину пригласить за все ее услуги. Денег я захватил ничтожно мало. Один размашистый жест грозил катастрофой. Я промолчал. Мы подошли к барьеру, за которым сидела женщина-администратор. Галя меня представила. Женщина протянула увесистый ключ с номером 231. - А завтра подыщите комнату, - сказала Галина, - можно в поселке... Можно на Ворониче, только это дорого... Можно в одной из ближайших деревень: Савкино, Гайки... - Спасибо, - говорю, - выручили. --Ну, я пошла. Фраза оканчивалась едва уловимым вопросительным знаком: "Ну, я пошла?.." - Проводить вас? - Я живу в микрорайоне, - таинственно реагировала девушка. Затем - отчетливо и внятно, чересчур отчетливо и внятно: - Провожать не обязательно... И не думайте, что я такая... Она удалилась, гордо кивнув администратору. Я поднялся на второй этаж и отпер дверь. Кровать была аккуратно застелена. Репродуктор издавал прерывистые звуки. На перекладине распахнутого стенного шкафа болтались вешалки. В этой комнате, в этой узенькой лодке, я отплывал к неведомым берегам самостоятельной холостяцкой жизни. Я принял душ, смывая щекотливый осадок Галиных хлопот, налет автобусной влажной тесноты, коросту многодневного застолья. Настроение заметно улучшилось. Холодный душ подействовал как резкий окрик. Я вытерся, натянул гимнастические брюки и закурил. В коридоре раздавался стук шагов. Где-то звучала музыка. Под окнами шумели грузовики и бесчисленные мопеды. Я улегся поверх одеяла, раскрыл серый томик Виктора Лихоносова. Решил наконец выяснить, что это за деревенская проза? Обзавестись своего рода путеводителем... Читая, я незаметно уснул. Проснулся в два ночи. Предутренний летний сумрак заливал комнату. Уже можно было сосчитать листья фикуса на окне. Я решил спокойно все обдумать. Попытаться рассеять ощущение катастрофы, тупика. Жизнь расстилалась вокруг необозримым минным полем. Я находился в центре. Следовало разбить это поле на участки и браться за дело. Разорвать цепь драматических обстоятельств. Проанализировать ощущение краха. Изучить каждый фактор в отдельности. Человек двадцать лет пишет рассказы. Убежден, что с некоторыми основаниями взялся за перо. Люди, которым он доверяет, готовы это засвидетельствовать. Тебя не публикуют, не издают. Не принимают в свою компанию. В свою бандитскую шайку. Но разве об этом ты мечтал, бормоча первые строчки? Ты добиваешься справедливости? Успокойся, этот фрукт здесь не растет. Несколько сияющих истин должны были изменить мир к лучшему, а что произошло в действительности?.. У тебя есть десяток читателей. Дай Бог, чтобы их стало еще меньше... Тебе не платят - вот что скверно. Деньги - это свобода, пространство, капризы... Имея деньги, так легко переносить нищету... Учись зарабатывать их, не лицемеря. Иди работать грузчиком, пиши ночами. Мандельштам говорил, люди сохранят все, что им нужно. Вот и пиши... У тебя есть к этому способности - могло и не быть. Пиши, создай шедевр. Вызови душевное потрясение у читателя. У одного-единственного живого человека... Задача на всю жизнь. А если не получится? Что ж, ты сам говорил, в моральном отношении неудавшаяся попытка еще благороднее. Хотя бы потому, что не вознаграждается... Пиши, раз уж взялся, тащи этот груз. Чем он весомее, тем легче... Тебя угнетают долги? У кого их не было?! Не огорчайся. Ведь это единственное, что по-настоящему связывает тебя с людьми... Оглядываясь, ты видишь руины? Этого можно было ожидать. Кто живет в мире слов, тот не ладит с вещами. Ты завидуешь любому, кто называет себя писателем. Кто может, вытащив удостоверение, документально это засвидетельствовать. Но что же пишут твои современники? У писателя Волина ты обнаружил: "...Мне стало предельно ясно..." И на той же странице: "...С беспредельной ясностью Ким ощутил..." Слово перевернуто вверх ногами. Из него высыпалось содержимое. Вернее, содержимого не оказалось.Слова громоздились неосязаемые, как тень от пустой бутылки... Ах, не о том, не о том зашла речь!.. Как надоели вечные твои уловки!.. Жить невозможно. Надо либо жить, либо писать. Либо слово, либо дело. Но твое дело - слово. А всякое Дело с заглавной буквы тебе ненавистно. Вокруг него - зона мертвого пространства. Там гибнет все, что мешает делу. Там гибнут надежды, иллюзии, воспоминания. Там царит убогий, непререкаемый, однозначный материализм... И снова - не то, не то... Во что ты превратил свою жену? Она была простодушной, кокетливой, любила веселиться. Ты сделал ее ревнивой, подозрительной и нервной. Ее неизменная фраза: "Что ты хочешь этим сказать?" - памятник твоей изворотливости... Твои безобразия достигали курьезов. Помнишь, как ты вернулся около четырех ночи и стал расшнуровывать ботинки. Жена проснулась и застонала: - Господи, куда в такую рань?!. - Действительно, рановато, рановато, - пробормотал ты. А потом быстро разделся и лег... Да что тут говорить... Утро. Шаги, заглушаемые алой ковровой дорожкой. Внезапное прерывистое бормотание репродуктора. Плеск воды за стеной. Грузовики под окнами. Неожиданный отдаленный крик петуха... В детстве лето было озвучено гудками паровозов. Пригородные дачи... Запах вокзальной гари и нагретого песка... Настольный теннис под ветками... Тугой и звонкий стук мяча... Танцы на веранде (старший брат доверил тебе заводить патефон)... Глеб Романов... Ру-жена Сикора... "Эта песня за два сольди, за два гроша...", "Я тобою в Бухаресте грезил наяву...". Выжженный солнцем пляж... Жесткая осока... Длинные трусы и следы резинок на икрах... Набившийся в сандалии песок... В дверь постучали: - К телефону! - Это недоразумение, - говорю. - Вы - Алиханов? Меня проводили в комнату сестры-хозяйки. Я взял трубку. - Вы спали? - поинтересовалась Галина. Я горячо возразил. Я давно заметил, что на этот вопрос люди реагируют с излишней горячностью. Задайте человеку вопрос: "Бывают ли у тебя запои?" - и человек спокойно ответит - нет. А может быть, охотно согласится. Зато вопрос "Ты спал?" большинство переживает чуть ли не как оскорбление. Как попытку уличить человека в злодействе... - Я договорилась насчет комнаты. - Вот спасибо. - В деревне Сосново. Пять минут от турбазы. Отдельный вход. - Это главное. - Хозяин, правда, выпивает. - Еще один козырь. - Запомните фамилию - Сорокин. Михаил Иваныч... Пойдете через турбазу вдоль оврага. С горы уже деревню видно. Четвертый дом... А может, пятый. Да вы найдете. Там свалка рядом... - Спасибо, милая. Тон резко изменился. - Какая я вам милая?! Ох, умираю... Милая... Скажите пожалуйста... Милую нашел... В дальнейшем я не раз изумлялся этим мгновенным Галиным преображениям. Живое участие, радушие и простота сменялись крикливыми интонациями оскорбленного целомудрия. Нормальная речь - визгливым провинциальным говором... - И не подумайте чего-нибудь такого! - Такого - никогда. И еще раз - спасибо... Я отправился на турбазу. На этот раз здесь было людно. Вокруг стояли разноцветные автомашины. Группами и поодиночке бродили туристы в курортных шапочках. У газетного киоска выстроилась очередь. Из распахнутых окон столовой доносился звон посуды и визг металлических табуреток. Здесь же резвилось несколько упитанных дворняг. На каждом шагу я видел изображения Пушкина. Даже возле таинственной кирпичной будочки с надписью "Огнеопасно!". Сходство исчерпывалось бакенбардами. Размеры их варьировались произвольно. Я давно заметил: у наших художников имеются любимые объекты, где нет предела размаху и вдохновению. Это в первую очередь - борода Карла Маркса и лоб Ильича... Репродуктор был включен на полную мощность: - Внимание! Говорит радиоузел пушкиногорской туристской базы. Объявляем порядок дня на сегодня... Я зашел в экскурсионное бюро. Галину осаждали туристы. Она махнула рукой, чтобы я подождал. Я взял с полки брошюру "Жемчужина Крыма". Достал сигареты. Экскурсоводы, получив какие-то бумаги, удалялись. За ними к автобусам бежали туристы. Несколько "диких" семейств жаждало присоединиться к группам. Ими занималась высокая худенькая девушка. Ко мне застенчиво приблизился мужчина в тирольской шляпе: - Извините, могу я задать вопрос? - Слушаю вас. - Это дали? - То есть? - Я спрашиваю, это дали? - Тиролец увлек меня к распахнутому окну. - В каком смысле? - В прямом. Я хотел бы знать, это дали или не дали? Если не дали, так и скажите. - Не понимаю. Мужчина слегка покраснел и начал торопливо объяснять: - У меня была открытка... Я - филокартист... - Кто? - Филокартист. Собираю открытки... Филос - любовь, картос... - Ясно. - У меня есть цветная открытка - "Псковские дали". И вот я оказался здесь. Мне хочется спросить - это дали? - В общем-то, дали, - говорю. - Типично псковские? - Не без этого. Мужчина, сияя, отошел... Миновал час пик. Бюро опустело. - С каждым летом наплыв туристов увеличивается, - пояснила Галина. И затем, немного возвысив голос: - Исполнилось пророчество; "Не зарастет священная тропа!.."' Не зарастет, думаю. Где уж ей, бедной, зарасти. Ее давно вытоптали эскадроны туристов... - По утрам здесь жуткий бардак, - сказала Галина. Я снова подивился неожиданному разнообразию ее лексики. Галя познакомила меня с инструктором бюро - Людмилой. Ее гладкими ножками я буду тайно любоваться до конца сезона. Люда вела себя ровно и приветливо. Это объяснялось наличием жениха. Ее не уродовала постоянная готовность к возмущенному отпору. Пока что жених находился в тюрьме... Затем появилась некрасивая женщина лет тридцати - методист. Звали ее Марианна Петровна. У Марианны было запущенное лицо без дефектов и неуловимо плохая фигура. Я объяснил цель моего приезда. Скептически улыбаясь, она пригласила меня в отдельный кабинет. Искаженная цитата, у Пушкина - "народная тропа". - Вы любите Пушкина? Я испытал глухое раздражение. - Люблю. Так, думаю, и разлюбить недолго. - А можно спросить - за что? Я поймал на себе иронический взгляд. Очевидно, любовь к Пушкину была здесь самой ходовой валютой. А вдруг, мол, я - фальшивомонетчик... - То есть как? - спрашиваю. - За что вы любите Пушкина? - Давайте, - не выдержал я, - прекратим этот идиотский экзамен. Я окончил среднюю школу. Потом - университет. (Тут я немного преувеличил. Меня выгнали с третьего курса.) Кое-что прочел. В общем, разбираюсь... Да и претендую всего лишь на роль экскурсовода... К счастью, мой резкий тон остался незамеченным. Как я позднее убедился, элементарная грубость здесь сходила легче, чем воображаемый апломб... - И все-таки? - Марианна ждала ответа. Причем того ответа, который ей был заранее известен. - Ладно, - говорю, - попробую... Что ж, слушайте. Пушкин - наш запоздалый Ренессанс. Как для Веймара - Гете. Они приняли на себя то, что Запад усвоил в XV-XVII веках. Пушкин нашел выражение социальных мотивов в характерной для Ренессанса форме трагедии. Он и Гете жили как бы в нескольких эпохах. "Вертер" - дань сентиментализму. "Кавказский пленник" - типично байроническая вещь. Но "Фауст", допустим, это уже елизаветинцы. А "Маленькие трагедии" естественно продолжают один из жанров Ренессанса. Такова же и лирика Пушкина. И если она горька, то не в духе Байрона, а в духе, мне кажется, шекспировских сонетов... Доступно излагаю? - При чем тут Гете? - спросила Марианна. - И при чем тут Ренессанс? - Ни при чем! - окончательно взбесился я. - Гете совершенно ни при чем! А Ренессансом звали лошадь Дон Кихота. Который тоже ни при чем! И я тут, очевидно, ни при чем!.. - Успокойтесь, - прошептала Марианна, - какой вы нервный... Я только спросила: "За что вы любите Пушкина?.." - Любить публично - скотство! - заорал я. - Есть особый термин в сексопатологии... Дрожащей рукой она протянула мне стакан воды. Я отодвинул его. - Вы-то сами любили кого-нибудь? Когда-нибудь?!.. Не стоило этого говорить. Сейчас она зарыдает и крикнет: "Мне тридцать четыре года, и я - одинокая девушка!.." - Пушкин - наша гордость! - выговорила она. - Это не только великий поэт, но и великий гражданин... По-видимому, это и был заведомо готовый ответ на ее дурацкий вопрос. Только и всего, думаю? - Ознакомьтесь с методичкой. А вот - список книг. Они имеются в читальном зале. И доложите Галине Александровне, что обеседование прошло успешно... Мне стало неловко. - Спасибо, - говорю, - простите, что был невоздержан. Я свернул методичку и положил в карман. - Аккуратнее, у нас всего три экземпляра. Я вытащил методичку и попытался ее разгладить. - И еще, - Марианна понизила голос, - вы спросили о любви... - Это вы спросили о любви. - Нет, это вы спросили о любви... Насколько я понимаю, вас интересует, замужем ли я? Так вот, я - замужем! - Вы лишили меня последней надежды, - сказал я уходя. В коридоре Галина познакомила меня с экскурсоводом Натэллой. Снова - неожиданная вспышка заинтересованности: - Будете у нас работать? - Попытаюсь. - Сигареты у вас есть? Мы вышли на крыльцо. Натэлла приехала из Москвы, движимая романтическими, вернее - авантюрными целями. По образованию - инженер-физик, работает школьной учительницей. Решила провести здесь трехмесячный отпуск. Жалеет, что приехала. В заповеднике - толчея. Экскурсоводы и методисты - психи. Туристы - свиньи и невежды. Все обожают Пушкина. И свою любовь к Пушкину. И любовь к своей любви. Единственный порядочный человек - Марков... - Кто такой Марков? - Фотограф. Законченный пропойца. Я вас познакомлю. Он научил меня пить "Агдам". Это нечто фантастическое! Он и вас научит... - Премного благодарен. Но боюсь, что в этом деле я и сам - профессор. - Давайте как-нибудь поддадим! Прямо на лоне... - Условились. - А вы человек опасный. - То есть? - Я это сразу почувствовала. Вы жутко опасный человек. - В нетрезвом состоянии? - Я говорю не о том. - Не понял. - Полюбить такого, как вы, - опасно. И Натэлла почти болезненно толкнула меня коленом... Господи, думаю, здесь все ненормальные. Даже те, которые считают ненормальными всех остальных... - Выпейте "Агдама", - говорю, - и успокойтесь. Я хочу отдохнуть и поработать. Опасности для вас не представляю... - Это мы еще посмотрим, - истерически расхохоталась Натэлла. Затем она кокетливо взмахнула холщовым мешком с изображением Джеймса Бонда и удалилась. Я направился в Сосново. Дорога тянулась к вершине холма, огибая унылое поле. По краям его бесформенными грудами темнели валуны. Слева зиял поросший кустами овраг. Спускаясь под гору, я увидел несколько изб, окруженных березами. В стороне бродили одноцветные коровы, плоские, как театральные декорации. Грязные овцы с декадентскими физиономиями вяло щипали траву. Над крышами летали галки. Я шел по деревне, надеясь кого-то встретить. Некрашеные серые дома выглядели убого. Колья покосившихся изгородей были увенчаны глиняными сосудами. В накрытых полиэтиленом загонах суетились цыплята. Нервной мультипликационной походкой выступали куры. Звонко тявкали лохматые приземистые собаки. Я пересек деревню, вернулся. Помедлил возле одного из домов. Хлопнула дверь, и на крыльце появился мужчина в застиранной железнодорожной гимнастерке. Я поинтересовался, как найти Сорокина. - Толик меня зовут, - сказал он. Я представился и еще раз объяснил, что мне нужен Сорокин. - А где он живет? - спросил Толик. - В деревне Сосново. - Так это Сосново и есть. - Я знаю. Как же мне его найти? - Тимоху, что ли, Сорокина? - Его зовут Михал Иваныч. - Тимоха помер год назад. Замерз поддавши... - Мне бы Сорокина разыскать. - Видно, мало поддал. А то бы выжил... - Мне бы Сорокина... - Не Мишку случайно? - Его зовут Михал Иваныч. - Так это Мишка и есть. Долихи зять. Знаете Долиху, криво повязанную? - Я приезжий. - Не с Опочки? - Из Ленинграда. - А, знаю, слышал... - Так как бы Михал Иваныча разыскать? - Мишку-то? - Вот именно. Толик откровенно и деловито помочился с крыльца, Затем приоткрыл дверь и скомандовал: - Але! Раздолбай Иваныч! К тебе пришли. И, подмигнув, добавил: - С милиции, за алиментами... Тотчас высунулась багровая рожа, щедро украшенная синими глазами: - Это... Кому?.. Вы насчет ружья? - Мне говорили, у вас сдается комната. На лице Михал Иваныча выразилось сильнейшее замешательство. Впоследствии я убедился, что это - его обычная реакция на любое, самое безобидное заявление. - Комнату?.. Это... Зачем? - Я работаю в заповеднике. Хочу снять комнату. Временно. До осени. Есть у вас лишняя комната? - Дом-то маткин. На мать записан. А матка во Пскове. У ей ноги распухши... - То есть, вы комнату не сдаете? - Прошлый год евреи жили. Худого не скажу, люди культурные... Ни тебе политуры, ни одеколона... А только - белое, красное и пиво... Лично я евреев уважаю. - Они Христа распяли, - вмешался Толик. - Так это когда было! - закричал Михал Иваныч. - Это еще до революции было... - Комнату, - говорю, - сдаете или нет? - Проводи человека, - распорядился Толик, застегивая ширинку. Мы шли втроем по деревенской улице. У изгороди стояла тетка в мужском пиджаке с орденом Красной Звезды на лацкане. - Зин, одолжи пятерочку! - выкрикнул Михал Иваныч. Тетка отмахнулась. - Угоришь с вина... Слыхал, постановление вышло? Всех алкашей повесить на тросу!.. - Куда?! - расхохотался Михал Иваныч, - Железа не хватит. Всей нашей металлургии придет хана... Потом добавил: - Вот курва старая. Ты у меня еще дров попросишь... Я в лесничестве работаю - дружбист! - Кто? - не понял я. - Бензопила у меня... "Дружба"... Хуяк - и червонец в кармане. - Дружбист, - ворчала тетка, - с винищем дружишь... До смерти не опейся... - Трудно, - как будто даже посетовал Михал Иваныч. Это был широкоплечий, статный человек. Даже рваная, грязная одежда не могла его по-настоящему изуродовать. Бурое лицо, худые мощные ключицы под распахнутой сорочкой, упругий, четкий шаг... Я невольно им любовался... Дом Михал Иваныча производил страшное впечатление. На фоне облаков чернела покосившаяся антенна. Крыша местами провалилась, оголив неровные темные балки. Стены были небрежно обиты фанерой. Треснувшие стекла - заклеены газетной бумагой. Из бесчисленных щелей торчала грязная пакля. В комнате хозяина стоял запах прокисшей еды. Над столом я увидел цветной портрет Мао из "Огонька". Рядом широко улыбался Гагарин. В раковине с черными кругами отбитой эмали плавали макароны. Ходики стояли. Утюг, заменявший гирю, касался пола. Две кошки геральдического вида - угольно-черная и розовато-белая - жеманно фланировали по столу, огибая тарелки. Хозяин шуганул их подвернувшимся валенком. Звякнули осколки. Кошки с безумным ревом перелетели в темный угол. Соседняя комната выглядела еще безобразнее. Середина потолка угрожающе нависала. Две металлические кровати были завалены тряпьем и смердящими овчинами. Повсюду белели окурки и яичная скорлупа. Откровенно говоря, я немного растерялся. Сказать бы честно: "Мне это не подходит..." Но, очевидно, я все-таки интеллигент. И я произнес нечто лирическое: - Окна выходят на юг? - На самый, самый юг, - поддакнул Толик. За окном я увидел полуразрушенную баню. - Главное, - сказал я, - вход отдельный. - Ход отдельный, - согласился Михал Иваныч, - только заколоченный. - А, - говорю, - жаль. - Эйн момент, - сказал хозяин, разбежался и вышиб дверь ногой. - Сколько платить? - А нисколько. - То есть, как? - спрашиваю. - А вот так. Неси шесть бутылок отравы, и площадь за тобой. - Нельзя ли договориться более конкретно? Скажем, двадцать рублей вас устраивает? Хозяин задумался: - Это сколько будет? - Я же говорю - двадцать рублей. - А если на кир перевести? По рупь четыре? - Девятнадцать бутылок "Розового крепкого". Пачка "Беломора". Два коробка спичек, - отчеканил Толик. - И два рубля - подъемных, - уточнил Михал Иваныч. Я вынул деньги. - Туалет осмотреть желаете? - Потом, - говорю. - Значит, условились? Где вы оставляете ключ? - Нет ключа, - сказал Михал Иваныч, - потерян. Да ты не уходи, мы сбегаем. - У меня дела на турбазе. В следующий раз... - Как знаешь. Я на турбазу вечером зайду. Надо Лизке поджопник дать. - Кто это - Лизка? - спрашиваю. - Баба моя. В смысле - жена. На турбазе сестрой-хозяйкой работает. Мы с ей разошедши. - Так что же вы, бить ее собираетесь? - Кому?.. Ее повесить мало, да неохота связываться. Ружье у меня отобрать хотели, вроде я гроз<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|