Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антропометрические и энергетические характеристики человека.




Антропометрические характеристики определяют размеры тела человека и его отдельных частей. Они необходимы при конструировании промышленных изделий и рабочих мест, организации труда и других работ в области научной организации труда. Антропометрические характеристики подразделяют на динамические, характеризующие движения, зоны досягаемости, и статические, к которым относятся размеры человека в статическом положении.

Для сравнения различных видов труда, проведения оздоровительных мероприятий необходима оценка тяжести труда. Тяжесть труда - интегральное понятие, выражающее степень функционального напряжения организма при трудовом процессе. Соответственно нагрузка на организм при мышечных усилиях классифицируется как физическая тяжесть труда, при эмоциональной нагрузке как нервная напряженность. На практике используется несколько классификаций тяжести и напряженности труда. Каждая классификация имеет свое назначение. Так, в гигиене труда используется подразделение тяжести труда по степени мышечной и нервной нагрузки - 4 категории, определяемые по эргономическим критериям тяжести и напряженности труда (показатель мышечной и нервной нагрузки). Для оценки гигиенической эффективности проводимых оздоровительных мероприятий условия труда подразделяются на 3 класса (оптимальные, предельно допустимые, вредные и опасные).

При определении льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда используется нормирование гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредных и опасных факторов. Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

I класс. Оптимальные условия для сохранения здоровья и высокой работоспособности.

II класс. Допустимые условия с уровнем действующих факторов, не превышающих нормы.

III класс. Вредные условия, оказывающие негативное воздействие на работающих. Они подразделяются:

- 1 степень вредности (вызывают обратимые изменения в организме);

- 2 степень вредности (вызывают стойкие изменения в организме);

- 3 степень (вызывают профессиональную патологию в легкой форме);

- 4 степень вредности (вызывают выраженную форму профзаболеваний).

IV класс. Опасные (экстремальные) условия, которые создают угрозу жизни в течение рабочей смены.

В зависимости от роли человека в производственном процессе, различают следующие его функции:

- энергетическую, когда работник приводит в действие орудия труда;

- технологическую, когда работник соединяет предмет и орудие труда, непосредственно изменяя параметры предмета труда;

- контрольно-регулирующую, связанную с наблюдением и контролем за движением и изменением предмета труда, с наладкой и регулированием орудий труда и контролем за их функционированием;

- управленческую, связанную с подготовкой производства и реализацией производственного процесса.

Человек постепенно освобождается от энергетических и технологических функций. Его основными функциями становятся контрольно-регулирующие и управленческие. Человек устраняется от непосредственного участия в технологическом процессе и выполняет подготовительные и контрольные операции. Орудие труда служит средством расширения возможностей человека, развития творческой инициативы. Эргономические требования к орудиям труда устанавливаются к тем его элементам, которые сопряжены с человеком при выполнении им трудовых действий в процессе эксплуатации, монтажа, ремонта, регулирования, транспортирования и хранения. Соблюдение эргономических требований к орудиям труда и создание благоприятной производственной обстановки непосредственно ведет к более эффективному использованию рабочего времени, росту производительности труда. Соответствие конструкции производственного оборудования организации рабочего места антропометрическим и физиологическим данным человека способствует рациональному взаимодействию между человеком и орудием труда и приводит к повышению работоспособности и эффективности трудовой деятельности.

Трудовые движения подразделяются на пять групп:

движения пальцев; движения пальцев и запястья; движения пальцев, запястья и предплечья; движения пальцев, запястья, предплечья и плеча; движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Основой рабочего места являются пульты и панели, на которых размещены органы управления (кнопки и клавиши, тумблеры, поворотные ручки, маховики, вращающиеся переключатели, ножные педали) и средства отображения информации.

Тумблеры применяются в качестве выключателей и переключателей для реализации функций, требующих двух или трех дискретных положений.

Рычаги управления предназначены для точного регулирования, включения-выключения оборудования путем непосредственного перемещения регулируемого органа станка без применения промежуточных усилительных устройств.

Выключатели и переключатели поворотные предназначены для плавной или ступенчатой регулировки или переключения, когда необходимо получить более трех положений. В граничных положениях выключатели должны иметь стопорные фиксаторы.

Маховики и штурвалы применяются для медленного вращения и точного поворота или перемещения части орудия труда (суппорта, инструмента) при значительных усилиях на оси (более 100 Н). Для получения информации о перемещении маховиков и штурвалов они снабжаются указателем или счетчиком числа оборотов.

Ножные педали используют при больших усилиях и небольшой точности ввода управляющих воздействий, а также для сокращения времени управления и уменьшения нагрузки на руки.

В современном производстве требования к человеку резко возрастают. При этом нередко возникает ситуация, когда надежность выполняемых функций человека, уменьшается из-за быстро сменившегося характера и условий труда, за которыми не успевает биологическая перестройка его организма. И часто теряет смысл увеличение технической части системы, так как надежность всей системы «человек-техника-среда» лимитируется только надежностью человека — самого беззащитного и сложного звена системы. Рабочее место представляет собой наименьшую целостную единицу производства, где взаимодействуют три основных элемента труда — предмет, средства и субъект труда.

Организация рабочего места — это результат проведения системы мероприятий по функционированию и пространственному размещению основных и вспомогательных средств труда для обеспечения оптимальных условий трудового процесса.

Оснащение рабочего места включает все элементы, необходимые для решения работающим поставленных перед ним производственных задач. К ним относятся основные и вспомогательные средства труда и техническая документация.

Основные средства труда — это основное оборудование, с помощью которого человек выполняет трудовые операции.

Вспомогательные средства труда делятся по назначению на технологическую и организационную оснастку. Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуатацию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и т. д.). Организационная оснастка обеспечивает эффективную организацию труда человека путем создания удобств и безопасности в эксплуатации и обслуживании основного производственного оборудования. В состав организационной оснастки входит: рабочая мебель (верстаки, инструментальные тумбочки, сиденья и т. д.); устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда (лифты, поддоны и т. д.); средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места и т. д.

Пространственная организация рабочего места должна обеспечивать:

соответствие планировки рабочего места санитарным и противопожарным нормам и требованиям; безопасность работающим; возможность выполнения основных и вспомогательных операций в рабочем положении, соответствующем специфике трудового процесса, в рациональной рабочей позе и с применением наиболее эффективных приемов труда; свободное перемещение рабочего по оптимальным траекториям; достаточную площадь для размещения оборудования, инструмента, средств контроля, деталей и т. д.

Обязательным условием является то, что на рабочем месте должны находиться только те технические средства, которые необходимы для выполнения рабочего задания, и располагаться они должны в пределах границ досягаемости, с целью исключения частых наклонов и поворотов корпуса работающего.

 

Контрольные вопросы.

1. Какие психические процессы, свойства и состояния влияют на безопасность труда? Как они влияют на безопасность? Дайте их характеристику.

2. Каковы основные психологические причины травматизма и методы их устранения?

3. Что такое зона досягаемости и поле визуального обзора?

4. Стресс и его влияние на результаты труда.
Глава 21. Производственный травматизм.


21. 1. Причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Производственная травма (трудовое увечье) - это следствие действия на организм различных внешних, опасных производственных факторов. Чаще производственная травма - это результат механического воздействия при наездах, падениях или контакте с механический оборудованием.

Травмирование возможно вследствие воздействий:

-химических факторов, например, ядохимикатов, в виде отравлений или ожогов;

-электрического тока - ожоги, электрические удары и др.;

-высокой или низкой температуры (ожоги или обморожения);

-сочетания различных факторов.

Производственный травматизм - это совокупность несчастных случаев на производстве (предприятии). Различают несколько причин производственного травматизма:

Технические, возникающие вследствие конструкторских недостатков, неисправностей машин, механизмов, несовершенства технологического процесса, недостаточной механизации и автоматизации тяжёлых и вредных работ.

Санитарно - гигиенические, связанные с нарушением требований санитарных норм (например, по влажности, температуре), отсутствием санитарно-бытовых помещений и устройств, недостатками в организации рабочего места и др.

Организационные, связанные с нарушением правил эксплуатации транспорта и оборудования, плохой организацией погрузочно-разгрузочных работ, нарушением режима труда и отдыха (сверхурочные работы, простои и т.п.), нарушением правил техники безопасности, несвоевременным инструктажем, отсутствием предупредительных надписей а др.

Психофизиологические, связанные с нарушением работниками трудовой дисциплины, опьянением на рабочем месте, умышленным самотравмированием, переутомлением, плохим здоровьем и др.

Профессиональное заболевание - это повреждение здоровья работника в результате постоянного или длительного воздействия на организм вредных условий труда.

Различают острые и хронические профессиональные заболевания. К острым относят профессиональные заболевания, возникшие внезапно (в течение одной рабочей смены) из-за воздействия вредных производственных факторов с большим превышением предельно допустимого уровня или предельно допустимой концентрации.

Профессиональное заболевание, при котором заболело два и более работников, называется групповым профессиональным заболеванием.

Предельно допустимый уровень производственного фактора - это уровень производственного фактора, воздействие которого при работе установленной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Острое профессиональное заболевание возможно в виде ожога глаз ультрафиолетовым излучением при выполнении сварочных работ, при отравлении хлором, оксидом углерода и др.

Хронические профессиональные заболевания развиваются после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов, например, вибрации, производственного шума и др.

Неблагоприятные (вредные) условия труда могут создаваться запыленностью (шахты, цементное производство), загазованностью (химическое производство, кирпичные заводы), повышенной влажностью, производственным шумом, вибрацией, неудобной рабочей позой, тяжёлым физическим трудом и др.

В зависимости от вида производственных вредностей могут развиться такие заболевания как пневмокониозы, повреждение кожных покровов, нарушение опорно-двигательного аппарата, виброболезнь, шумовая болезнь (тугоухость) и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...