Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения памяти. Исследования




Изменения памяти

 

Память   – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Среди всех проблем снижения когнитивных способностей пожилых людей, обусловленных старением организма, наиболее досконально были изучены изменения функций памяти. Причем большинство исследователей изучают не только память в целом как единый психический процесс, но и разновидности ее проявления.

Так, зарубежные исследователи, стоящие на позициях информационного подхода, чаще всего говорят о сенсорной, первичной, вторичной и третичной памяти.

Сенсорная память , по их мнению, – это очень кратковременная зрительная или слуховая память. Она способна удерживать поступающую на вход сенсорную информацию в течение короткого промежутка времени – примерно 250 миллисекунд, до начала ее обработки. Этот вид памяти некоторые авторы называют сверхкратковременной памятью.

Проводимые исследования позволяют говорить о том, что пожилые люди все же способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины данного явления пока остаются невыясненными. Некоторые авторы полагают, что это явление, скорее всего, обусловлено тем, что хуже работают зрительная и слуховая системы. Вероятно, у пожилых людей в процессе старения происходит снижение избирательности внимания и способности к распознаванию отдельных признаков предметов.

Вместе с тем большинство современных исследователей полагают, что обнаруженные негативные изменения сенсорной памяти у людей, достигших поздней взрослости, настолько несущественны, что вряд ли будут очень заметны в повседневности. В реальной жизни большинство предметов и явлений можно рассматривать значительно дольше, чем в лабораторных экспериментах, где на это отводятся доли секунды (Poon L., 1985).

Первичная память характеризуется зарубежными исследователями как хранилище с ограниченным объемом информации. В ней находится только то, что у человека в настоящий момент «в мыслях», например только что увиденная на ценнике стоимость товара, который человек собирается купить. Поэтому ее называют рабочей памятью. Таким образом, первичная память, вероятно, имеет тот же смысл, что и оперативная память в отечественной психологии, поскольку обеспечивает выполнение ситуативной задачи.

Следует отметить, что в большинстве исследований, посвященных возрастным изменениям первичной памяти, не было обнаружено каких-либо существенных различий между первичной памятью молодых и пожилых людей. Поэтому принято считать, что старение не затрагивает функции первичной памяти.

Вторичная память является более долговременным видом памяти. По сравнению с сенсорной и первичной памятью во вторичной памяти, как показывают многочисленные исследования, наблюдаются очевидные возрастные различия. Согласно работам, посвященным изучению процессов заучивания и воспроизведения, пожилые люди часто запоминают меньше слов из списка и меньше деталей рисунка.

 

Пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодиться в жизни

 

Однако до настоящего времени нет ясного представления о том, что является причиной этих различий: истинное уменьшение объема памяти или изменение процессов запоминания и воспроизведения? В некоторых исследованиях отмечается, что у пожилых людей, вероятно, ниже эффективность организации памяти, повторения и кодирования запоминаемого материала. Однако если тщательно проинструктировать обследуемых и дать им немного попрактиковаться, то они справляются с этими операциями существенно лучше (Willis S. L., 1985). Даже те, кому исполнилось восемьдесят и более, выигрывают от такой тренировки (Willis S. L. & amp; Nesselroade C., 1990).

Следовательно, сохранность функций памяти пожилых людей в значительной степени зависит от особенностей той деятельности, которой они занимаются.

 

 

Исследования

Существуют возрастные различия и в результатах выполнения тестов на долговременную (вторичную) память. В ряде экспериментальных исследований было установлено, что пожилые люди лучше выполняют задания на узнавание, чем на воспроизведение списков слов (Craik & amp; McDowd, 1987). Они склонны проявлять большую избирательность в отношении того, что хранить в памяти. Запоминание бесполезных списков слов у многих обследуемых, достигших поздней взрослости, возможно, вызывает внутренний протест. В связи с этим в экспериментах на запоминание бессмысленных слов и слогов у них результаты невысоки, но в пересказе смысла разбитого на параграфы текста пожилые люди демонстрируют весьма высокие результаты (Меуег, 1987).

Так, в одном исследовании было обнаружено, что люди, достигшие периода поздней взрослости, запоминают интересные метафоры лучше, чем студенты. Они не стараются в точности воспроизвести предложение, а стремятся понять и запомнить смысл (Labouvi-Vief, 1982).

 

Таким образом, пожилые люди лучше запоминают то, что для них важно или может пригодиться в жизни. Вероятно, именно эта особенность позволяет им поддерживать навыки и способности в хорошей форме (Lerner, 1990). Кроме этого, пожилые люди обычно лучше выполняют задания, если получили подробные инструкции по методике организации запоминаемого материала и имели возможность потренироваться (Poon L., 1985).

Вместе с тем возраст все же дает о себе знать. Так, даже после тренировки людям за 70 в процессе различных экспериментов не всегда удается достичь тех же результатов, что и молодым людям. Например, в исследовании, которое проводили Kleigl, Smith, & amp; es. в 1990 г., перед контрольным замером функций памяти проводилось обучение как пожилых людей, так и молодых взрослых. В результате обучение только увеличило разрыв в результатах между возрастными выборками, потому что молодым обучение дает больше, чем старикам.

Следовательно, резервных возможностей развития у пожилых людей существенно меньше, чем у молодых взрослых, по крайней мере в том, что касается определенных навыков. Поэтому вполне справедливо полагать, что старые люди имеют меньше возможностей для совершенствования (Baltes P., 1993).

Третичная память – это память на отдаленные события. Имеющиеся в настоящее время экспериментальные данные позволяют полагать, что этот вид памяти у пожилых людей, по всей видимости, сохраняется практически полностью. Более того, в ряде исследований отмечается, что пожилые люди лучше припоминают подробности исторических событий, чем более молодые люди. Это особенно касается событий, в которых старики непосредственно участвовали.

Следует также отметить, что существуют индивидуальные различия в функционировании памяти разных людей пожилого возраста. Например, известно, что более образованные люди обычно лучше выполняют тесты памяти, чем их менее образованные сверстники. Люди, активно занимающиеся интеллектуальным трудом, выполняют эти тесты существенно лучше тех, кто им не занимается. Таким образом, многочисленные исследования не смогли найти таких изменений функций памяти у пожилых людей, которые оказывали бы существенное влияние на их повседневную жизнь. Некоторым исключением является вторичная (долговременная) память. Большинство исследователей соглашается с утверждением, что эти различия прежде всего зависят от ряда факторов, не связанных с возрастом, а скорее всего, обусловлены особенностями деятельности, которой занимались и занимаются люди в период поздней взрослости.

По результатам исследований отечественных психологов, наблюдающих за изменениями возрастных функций памяти, известно, что с возрастом у пожилых людей начинает ухудшаться механическое запечатление, а логическая память сохраняется. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминание все равно сохраняется лучше, когда запоминаются образы, связанные со смыслом, нежели когда они не несут в себе смысловой нагрузки. Таким образом, основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...