Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методический комплекс дисциплины




«Основы диагностики социального развития личности»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профилей подготовки «Психология образования»

«Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Екатеринбург

РГППУ


Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы диагностики социального развития личности ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 30 с.

 

Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития   О.Н. Шахматова  
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

 

Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол № 15 от 24.03.2016 г.

 

Заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития   Э.Ф. Зеер

 

Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 7 от 25.03.2016 г.

 

Председатель методической комиссии Института ППО   В.В. Пузырев
     
Зам. Директора НБ   Директор Института ППО   Е.Н. Билева   И.И. Хасанова  

 

© ФГАОУ ВО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2016

© Шахматова О.Н., 2016

 

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения учебной дисциплины «Основы диагностики социального развития личности» является развитие у студентов личностных качеств и формирование компетенций в соответствии с ФГОС ВО направления подготовки Психолого-педагогическое образование.

Учебная дисциплина «Основы диагностики социального развития личности» относится к дисциплинам по выбору учебного плана направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Дисциплина «Основы диагностики социального развития личности» содействует развитию мотивации освоения профессии психолога в образовании. На основе сформированных дисциплиной компетенций будущий психолог сумеет самостоятельно овладевать новыми знаниями, относящимися к основам диагностики социального развития личности.

Бакалавр по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профилей «Психология образования» и «Психология и педагогика дошкольного образования» готовится психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Профессиональная деятельность выпускника основана на решении следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности.

В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:

- проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;

- проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;

- работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;

- создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;

- помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;

- участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.

Бакалавр по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля «Психология и педагогика дошкольного образования» готовится к:

- осуществлению процесса обучения и воспитания в соответствии
с образовательной программой дошкольного образования с использованием психологически обоснованных методов обучения и воспитания, ориентированных на развитие игровой деятельности;

- созданию оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям;

- обеспечению охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе;

- работе по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению
в общеобразовательной организации.

Для формирования компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Основы диагностики социального развития личности» преследует решение следующих задач:

1) смоделировать учебно-профессиональную деятельность студента;

2) сформировать теоретические знания об особенностях психологии, как науки и профессии;

3) заложить основы компетенций, необходимых для работы психолога в образовании, в частности дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

 

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Дисциплина «Основы диагностики социального развития» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла профилей подготовки «Психология образования» и «Психология и педагогика дошкольного образования».

Изучение дисциплины рассчитано на один семестр.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, сформированные дисциплинами, освоенными ранее.

1.1 Из дисциплины «Общая психология»

Знания: знание теории и истории психологической науки, особенностей строения психики и закономерностей ее развития в онто – и филогенезе.

Умения: умение выявлять и диагностировать особенности психических состояний и свойств личности, проявляющиеся в деятельности и общении.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: навыки проведения библиографической и информационно-поисковой работы при решении профессиональных задач;приемами оценивания уровня развития своих профессиональных знаний и умений.

1.2 Из дисциплины «Социальная психология»

Знания: об основных способах эффективного взаимодействия, закономерностей возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей разных школ.

Умения: выстраивать эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: методами изучения социально-психологических характеристик личности и группы, методами изучения социально-психологических характеристик личности и группы приёмами построения взаимоотношений в условиях профессиональной деятельности и межличностного общения, приёмами построения взаимоотношений в условиях профессиональной деятельности и межличностного общения.

1.3. Из дисциплины «Психология развития»

Знания: психологические изменения человека по мере взросления.

Умения: - понимать причины, факторы, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы.

- прогнозировать изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития

- создавать оптимальные условия для управления развитием.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: методы исследования развития личности на каждом возрастном этапе.

1.4. Из дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика»

Знания: классификация диагностических методов и профессионально-этические принципы психолога.

Умения: диагностировать черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношений родителей, детей и педагогов в целях повышения эффективности педагогического процесса.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.

1.5. Из дисциплины «Психолого-педагогический практикум»:

Знания: теоретико-методологических основ дисциплины, ее категории, принципы, методы и приемы; практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессиональных психолого-педагогических ситуаций; специфики использования и возможности применения коррекционных методов и приемов.

Умения: применять методы и методики психологической диагностики в практической деятельности психолога образования; использовать психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: практическое использование приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности; навыки проведения различных организационных форм активного психолого-педагогического взаимодействия.

Перечень параллельно изучаемых и последующих учебных дисциплин, для которых необходимы компетенции, формируемые данной учебной дисциплиной:

- «Психологическая служба в образовании»;

- «Технологии психологической помощи семье».

 

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Основы диагностики социального развития личности» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС направления подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование:

профиля подготовки «Психология образования»:

а) готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

б) способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23);

в) готовность использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности; способность создавать благоприятные условия для развития творческих возможностей субъектов образовательной среды (ПСК-2);

профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования»:

а) готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

б) готовность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в образовательной деятельности и в общении со сверстниками (ПК-13).

По окончании изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные методы и подходы в диагностике социального развития личности;

- морально-этические принципы и нормы работы психолога в образовании.

Уметь:

- диагностировать социальное развитие личности.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

- навыками теоретического анализа научной психологической литературы с обобщением и логическим изложением материала;

- способами подбора методик и осуществления диагностики социально-психологических характеристик социального развития личности;

- основами рефлексии способов и результатов своей деятельности.

 

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

6.5 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Дисциплина изучается на третьем курсе, в шестом семестре, зачет – шестой семестр; при заочной форме обучения - на четвертом курсе, в восьмом семестре, зачет – 8 семестр и контрольная работа. Для студентов профиля «Психология и педагогика дошкольного образования», форма обучения – заочная, год приема – 2014, дисциплина «Основы диагностики социального развития личности» изучается в 7 семестре 4 курса и предполагает зачет и контрольную работу.

 

Таблица 1

Трудоемкость дисциплины «Основы социальной диагностики развития личности» для профиля «Психология образования».

Объемы учебной работы Очная Заочная
   
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия - - -
лабораторные работы - - -
текущие консультации - - -
другие виды аудиторных занятий - - -
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса      
контрольная работа -    
домашние задания      
подготовка к зачету      
Вид промежуточного контроля входной, текущий, промежуточный контроль входной, промежуточный контроль входной, промежуточный контроль

 

Таблица 2

Трудоемкость дисциплины «Основы социальной диагностики развития личности» для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования».

Объемы учебной работы Форма обучения
Очная (2014,2015) Заочная
   
Виды и объем учебной работы в ч      
Общая трудоемкость дисциплины      
Аудиторные занятия      
лекции      
практические занятия      
семинарские занятия - - -
лабораторные работы - - -
текущие консультации - - -
Самостоятельная работа      
изучение теоретического курса      
контрольная работа -    
домашние задания      
подготовка к зачету      
Вид промежуточного контроля входной, текущий, промежуточный контроль входной, промежуточный контроль входной, промежуточный контроль

 

4.3. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 3

Содержание и тематическое планирование дисциплины «Основы диагностики социального развития личности» для направления подготовки 44.03.02 Педагогическое образование для профиля подготовки «Психология образования»

 

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Психология социального развития личности   1-3       Еженед. Входной контроль. Изучение теоретического курса. Домашняя работа № 1: «Содержание и механизмы социального развития личности».
2. Содержание и организация социально-психологической диагностики   4-10       Еженед. Изучение теоретического курса. Осуществление диагностики социального развития личности, анализ и интерпретация результатов. Домашняя работа №2 - «Направленность личности», №3 – «Социальные ценности личности», №4 – «Таблица методик, диагностирующих социальное развитие личности», №5 – «Индивидуальные особенности проявления социально-психологических характеристик личности».
3. Социально – психологическая диагностика как составляющая профессиональной деятельности психолога в образовании   11-13       Еженед. Изучение теоретического курса. Домашняя работа № 6: «Этические нормы деятельности психолога при диагностике социального развития личности».
4. Подготовка к зачету              
Итого         Зачет
 

 

Таблица 4

Содержание и тематическое планирование дисциплины «Основы диагностики социального развития личности» для направления подготовки 44.03.02 Педагогическое образование для профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Психология социального развития личности   1-3       Еженед. Входной контроль. Изучение теоретического курса. Домашняя работа № 1: «Содержание и механизмы социального развития личности».
2. Содержание и организация социально-психологической диагностики   4-12       Еженед. Изучение теоретического курса. Осуществление диагностики социального развития личности, анализ и интерпретация результатов. Домашняя работа №2 - «Направленность личности», №3 – «Социальные ценности личности», №4 – «Таблица методик, диагностирующих социальное развитие личности», №5 – «Индивидуальные особенности проявления социально-психологических характеристик личности».
3. Социально – психологическая диагностика как составляющая профессиональной деятельности психолога в образовании   13-16       Еженед. Изучение теоретического курса. Домашняя работа № 6: «Этические нормы деятельности психолога при диагностике социального развития личности».
4. Подготовка к зачету              
Итого         Зачет
 

 

 

4.3. Содержание дисциплины

Таблица 5

Наименование темы дисциплины Содержание темы
  Социальное развитие личности как психолого-педагогический феномен.   Предмет, цели, задачи дисциплины. Феноменология, теоретические подходы к изучению социального развития личности.
  Содержание и механизмы социального развития личности. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности. Социализация, основные направления исследования социализации.
  Детерминанты социального развития личности, факторы, определяющие его особенности и характеристики. Индивидуально-психологические и социальные особенности, определяющие специфику социального развития. Социальное влияние.
  Организация психологической диагностики. Программное обеспечение социально-психологической диагностики, организация и проведение социально-психологической диагностики личности.
  Характеристика основных методов и особенности их применения при диагностике социального развития личности. Наблюдение как метод социально-психологической диагностики. Использование опросов социально-психологической диагностики. Контент-анализ как метод социального развития личности. Тестирование. Нетрадиционные методы социально-психологической диагностики.
  Диагностика социально-психологических характеристик личности, отражающих особенности её социального развития. Социально-психологическая диагностика когнитивных и характеристик личности: самооценка, самоотношение, уровень притязаний личности. Психодиагностика чувств и эмоциональной сферы личности. Социально-психологическая диагностика ментальных характеристик ценностно-смысловой, мотивационной сферы направленности и цели личности.
  Профессиональная деятельность психолога-диагноста в образовании. Этические нормы психодиагностической деятельности. Кабинет практического психолога, особенности его оснащения в плане реализации диагностики социального развития личности. Особенности и значимость этических норм.

 

 

Матрица компетенций

Таблица 6

Матрица компетенций дисциплины «Основы социальной диагностики развития личности» для профиля «Психология образования».

Разделы учебной дисциплины Компетенции
ОПК-3 ПК-23 ПСК-2 Всего
1. Психология социального развития личности + + +  
2. Содержание и организация социально-психологической диагностики + + +  
3. Социально-психологическая диагностика как составляющая профессиональной деятельности психолога в образовании + + +  
Итого:        

Таблица 7

Матрица компетенций дисциплины «Основы социальной диагностики развития личности» для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования».

Разделы учебной дисциплины Компетенции
ОПК-3 ПК-23 ПСК-2 Всего
1. Психология социального развития личности + + +  
2. Содержание и организация социально-психологической диагностики + + +  
3. Социально-психологическая диагностика как составляющая профессиональной деятельности психолога в образовании + + +  
Итого:        

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

5.1. Практические занятия, их содержание по дисциплине «Основы диагностики социального развития личности»
для направления подготовки 44.03.02 Педагогическое образование

Профиль подготовки «Психология образования»

1. Теоретические подходы к изучению социального развития личности (2 часа).

2. Круглый стол: социализация, основные направления исследования социализации. (4 часа).

3. Тренинг: Социальное влияние: уровни, содержание, феноменология. (2 часа)

4. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения. Направленность личности (2 часа)

5. Ценности и ценностные ориентации личности (4 часа).

6. Социальные установки, особенности их формирования и изменения (4 часа).

7. Социально-психологическая адаптация личности (4 часа)

8. Изучение социальной идентичности (2 часа).

9. Диагностика характеристик личности: самооценка, уровень притязаний. (4 часа)

10. Этические нормы психолога (2 часа).

5.2. Практические занятия, их содержание по дисциплине «Основы диагностики социального развития личности» для направления подготовки 44.03.02 Педагогическое образование

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...