Учебно-методический комплекс дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒ «Основы диагностики социального развития личности» для студентов всех форм обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профилей подготовки «Психология образования» «Психология и педагогика дошкольного образования»
Екатеринбург РГППУ Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы диагностики социального развития личности ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 30 с.
Настоящий комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Одобрен на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол № 15 от 24.03.2016 г.
Рекомендован к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 7 от 25.03.2016 г.
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «Основы диагностики социального развития личности» является развитие у студентов личностных качеств и формирование компетенций в соответствии с ФГОС ВО направления подготовки Психолого-педагогическое образование.
Учебная дисциплина «Основы диагностики социального развития личности» относится к дисциплинам по выбору учебного плана направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Дисциплина «Основы диагностики социального развития личности» содействует развитию мотивации освоения профессии психолога в образовании. На основе сформированных дисциплиной компетенций будущий психолог сумеет самостоятельно овладевать новыми знаниями, относящимися к основам диагностики социального развития личности. Бакалавр по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профилей «Психология образования» и «Психология и педагогика дошкольного образования» готовится психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования. Профессиональная деятельность выпускника основана на решении следующих профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности. В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: - проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов; - проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам; - работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье; - создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка; - помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
- участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков. Бакалавр по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля «Психология и педагогика дошкольного образования» готовится к: - осуществлению процесса обучения и воспитания в соответствии - созданию оптимальных условий адаптации детей к дошкольным образовательным организациям; - обеспечению охраны жизни и здоровья детей в образовательном процессе; - работе по обеспечению совместно с другими специалистами (психологом, логопедом, педиатром) и семьей готовности ребенка к обучению Для формирования компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Основы диагностики социального развития личности» преследует решение следующих задач: 1) смоделировать учебно-профессиональную деятельность студента; 2) сформировать теоретические знания об особенностях психологии, как науки и профессии; 3) заложить основы компетенций, необходимых для работы психолога в образовании, в частности дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО Дисциплина «Основы диагностики социального развития» относится к дисциплинам по выбору профессионального цикла профилей подготовки «Психология образования» и «Психология и педагогика дошкольного образования». Изучение дисциплины рассчитано на один семестр. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, сформированные дисциплинами, освоенными ранее. 1.1 Из дисциплины «Общая психология» Знания: знание теории и истории психологической науки, особенностей строения психики и закономерностей ее развития в онто – и филогенезе. Умения: умение выявлять и диагностировать особенности психических состояний и свойств личности, проявляющиеся в деятельности и общении. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: навыки проведения библиографической и информационно-поисковой работы при решении профессиональных задач;приемами оценивания уровня развития своих профессиональных знаний и умений.
1.2 Из дисциплины «Социальная психология» Знания: об основных способах эффективного взаимодействия, закономерностей возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей разных школ. Умения: выстраивать эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: методами изучения социально-психологических характеристик личности и группы, методами изучения социально-психологических характеристик личности и группы приёмами построения взаимоотношений в условиях профессиональной деятельности и межличностного общения, приёмами построения взаимоотношений в условиях профессиональной деятельности и межличностного общения. 1.3. Из дисциплины «Психология развития» Знания: психологические изменения человека по мере взросления. Умения: - понимать причины, факторы, условий изменения в поведении и переживаний человека в разные возрастные этапы. - прогнозировать изменений в поведении и переживаниях человека как следствие его развития - создавать оптимальные условия для управления развитием. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: методы исследования развития личности на каждом возрастном этапе. 1.4. Из дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» Знания: классификация диагностических методов и профессионально-этические принципы психолога. Умения: диагностировать черты личности, способности, мотивы, сознание и самосознание, межличностные отношений родителей, детей и педагогов в целях повышения эффективности педагогического процесса. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности.
1.5. Из дисциплины «Психолого-педагогический практикум»: Знания: теоретико-методологических основ дисциплины, ее категории, принципы, методы и приемы; практических основ системного анализа, моделирования и конструктивного разрешения профессиональных психолого-педагогических ситуаций; специфики использования и возможности применения коррекционных методов и приемов. Умения: применять методы и методики психологической диагностики в практической деятельности психолога образования; использовать психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: практическое использование приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности; навыки проведения различных организационных форм активного психолого-педагогического взаимодействия. Перечень параллельно изучаемых и последующих учебных дисциплин, для которых необходимы компетенции, формируемые данной учебной дисциплиной: - «Психологическая служба в образовании»; - «Технологии психологической помощи семье».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Основы диагностики социального развития личности» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС направления подготовки 44.03.02. Психолого-педагогическое образование: профиля подготовки «Психология образования»: а) готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); б) способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПК-23); в) готовность использовать методы психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности; способность создавать благоприятные условия для развития творческих возможностей субъектов образовательной среды (ПСК-2); профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования»: а) готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); б) готовность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в образовательной деятельности и в общении со сверстниками (ПК-13). По окончании изучения дисциплины студент должен: Знать: - основные методы и подходы в диагностике социального развития личности; - морально-этические принципы и нормы работы психолога в образовании. Уметь: - диагностировать социальное развитие личности. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
- навыками теоретического анализа научной психологической литературы с обобщением и логическим изложением материала; - способами подбора методик и осуществления диагностики социально-психологических характеристик социального развития личности; - основами рефлексии способов и результатов своей деятельности.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ 6.5 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Дисциплина изучается на третьем курсе, в шестом семестре, зачет – шестой семестр; при заочной форме обучения - на четвертом курсе, в восьмом семестре, зачет – 8 семестр и контрольная работа. Для студентов профиля «Психология и педагогика дошкольного образования», форма обучения – заочная, год приема – 2014, дисциплина «Основы диагностики социального развития личности» изучается в 7 семестре 4 курса и предполагает зачет и контрольную работу.
Таблица 1 Трудоемкость дисциплины «Основы социальной диагностики развития личности» для профиля «Психология образования».
Таблица 2 Трудоемкость дисциплины «Основы социальной диагностики развития личности» для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования».
4.3. Содержание и тематическое планирование дисциплины Таблица 3 Содержание и тематическое планирование дисциплины «Основы диагностики социального развития личности» для направления подготовки 44.03.02 Педагогическое образование для профиля подготовки «Психология образования»
Таблица 4 Содержание и тематическое планирование дисциплины «Основы диагностики социального развития личности» для направления подготовки 44.03.02 Педагогическое образование для профиля подготовки «Психология и педагогика дошкольного образования»
4.3. Содержание дисциплины Таблица 5
Матрица компетенций Таблица 6 Матрица компетенций дисциплины «Основы социальной диагностики развития личности» для профиля «Психология образования».
Таблица 7 Матрица компетенций дисциплины «Основы социальной диагностики развития личности» для профиля «Психология и педагогика дошкольного образования».
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 5.1. Практические занятия, их содержание по дисциплине «Основы диагностики социального развития личности» Профиль подготовки «Психология образования» 1. Теоретические подходы к изучению социального развития личности (2 часа). 2. Круглый стол: социализация, основные направления исследования социализации. (4 часа). 3. Тренинг: Социальное влияние: уровни, содержание, феноменология. (2 часа) 4. Ценностно-нормативная регуляция социального поведения. Направленность личности (2 часа) 5. Ценности и ценностные ориентации личности (4 часа). 6. Социальные установки, особенности их формирования и изменения (4 часа). 7. Социально-психологическая адаптация личности (4 часа) 8. Изучение социальной идентичности (2 часа). 9. Диагностика характеристик личности: самооценка, уровень притязаний. (4 часа) 10. Этические нормы психолога (2 часа). 5.2. Практические занятия, их содержание по дисциплине «Основы диагностики социального развития личности» для направления подготовки 44.03.02 Педагогическое образование
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|