Соотношение материализма и идеализма
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Извечный философский вопрос, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. От характера его решения зависит деление всех философов на две школы, представляющие противоположные направления в философии - идеализм и материализм. Изучая мир в целом в его мировоззренческом восприятии, философия установила, что все существующее в мире можно разделить на два качественно отличных друг от друга виды: Материя и Дух. Философы издавна пытаются определить специфику каждого из них: установить характер взаимосвязи и взаимодействия между ними; свести их друг к другу или решительно размежевать их. Трудно найти философа или философскую школу, которые не касались бы вопроса о соотношении материи и сознания. Таким образом, вопрос об отношении мира и человека есть основной вопрос философии, который имеет следующие стороны: 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир. Противоположность идеализм и материализм фиксируется самыми разными мыслителями. Так, немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом. Марксистская философия считает проблему соотношения Духа и главным и чуть ли не единственным серьезным вопросом философского обсуждения. Классическое определение обоих направлений было дано немецким философом Ф. Шлегелем. "Материализм, - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю". [6]
Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений. Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Еще нагляднее единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма, так и идеализма, а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами, но и идеалистами. С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Следовательно монизм может быть двух видов - идеалистический и материалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным (духовным). Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом. Дуализм - учение философии, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя). Плюрализм предполагает несколько исходных оснований. В основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь служит теория древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д. К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков, а философская позиция, которую они предоставляют, - агностицизм (непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии.
Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину. Отметим также - идеальное и материальное имеет диалектическую взаимосвязь, т.е. с течением времени материальное становится причиной идеального, которое становится причиной нового материального состояния. Наука неоднократно опровергала идеалистические взгляды. Пример, биологическая эволюция опровергла идеалистические представления о разумном ("по образу и подобию", с целью, по замыслу) сотворении человека и других живых организмов. Не менее часто опровергались и материалистические идеи. Разница лишь в том, что материалистические теории заменяются новыми материалистическими взглядами, в то время как идеалистическим теориям не всегда на смену приходит новая идеалистическая концепция, иногда их сменяют материалистические подходы. [7] Заключение
Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична - источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное - вторично, определяется материальным. Достоинство материализма - опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона - недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального. Виды материализма: материализм наивный - первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.). метафизический (механистический) материализм Нового времени - в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, К. Гельвеций и др.)
вульгарный материализм - сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер). диалектический материализм - представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К. Маркс, Ф. Энгельс). Сознание - свойство материи отражать саму себя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения непонятных явлений. исторический идеализм - рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил. Материализм и идеализм - главные направления в философии. Их основное различие определяется решением вопроса о соотношении материального и духовного. Список использованной литературы
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2005. - 623 с. 2. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с. 3. Корниенко А.А. Философия. Учебное пособие / А.А. Корниенко. - Томск: ТПУ, 2007. - 112 с. 4. Момажян К.Х. Введение в социальную философию / К.Х. Момажян. - М: Владос, 2001. - 418 с. 5. Руткевич М.Н. Диалектический материализм: курс лекций для филос. фак. / М.Н. Руткевич. - М.: Мысль, 1973. - 527 с. 6. Семёнов Ю.И. Философия истории / Ю.И. Семёнов. - М.: Современные тетради, 2003. - 776 с. 7. Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И. Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.80-84. 8. Соколов В.В. Основной вопрос философии в его исторической философской конкретике и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. - 1990. - №8. - С.83. 9. Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т. Таганский. - М.: Мысль, 1959. - С.333-337. 10. Философия: хрестоматия / Сост.к Б. Иваненко, Е.В. Маргиева Томск: ТПУ, 2000. - 103 с.
11. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. В 2-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1983. - С.104-105. 12. Якушев А.В. Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев. - М.: Приор-издат, 2004. - 224 с. [1] Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В.Ильин, А.В.Машенцев.- СПб.: Питер, 2007.- С.14. [2] Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т.Таганский. – М.: Мысль, 1959. – С.333-336. [3] Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И.Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.80. [4] Там же. – С.84. [5] Семёнов Ю.И. Философия истории / Ю.И.Семёнов. – М.: Современные тетради, 2003. – С.67. [6] Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф.Шлегель. - В 2-х т. Т. 2 - М.: Мысль, 1983. – С.104. [7] Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И.Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.86.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|