Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.




Педагогического и художественного образования

(факультет)

 

Утверждена

на заседании Совета ________________ факультета

«___»___________ 2012 г., протокол № __________

 

Декан факультета ______________ Л.В. Корнейчук

Рассмотрена

на заседании кафедры _________________________

«27_»_сентября__ 2012 г., протокол № __2______

 

Заведующий кафедрой___________Р.С. Наговицын

 

 

Учебная программа дисциплины

Туризм

(название дисциплины)

 

Уровень основной образовательной программы бакалавриат
Учебный план по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование*
Профиль ………………..…………………………… Физическая культура и Безопасности жизнедеятельности
Форма обучения ……………………………………. очная
Кафедра………………………………………………. Безопасности жизнедеятельности
Семестр(ы)……………………………………………  
   
   

Автор(ы)-разработчик(и) программы: Р.С. Наговицын, к.п.н., доцент _______________

Рецензент: ________ / ____________

 

 

г.Глазов, 2012


Пояснительная записка

Цель и задачи изучения дисциплины.

Необходимость изучения в педагогическом вузе по направлению «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура» курса «Туризм» диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по основам туризма и безопасности жизнедеятельности человека в условиях автономного существования в природной среде. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует.

Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области туризма и спортивного ориентирования.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Туризм» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3).

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих специальных компетенций:

- владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся;

- способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

- готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач;

- способен оценивать физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.

Минимальные требования к содержанию дисциплины:

Туризм. Туризм как форма физической культуры, используемая в организации культурного досуга и здорового образа жизни. Виды и разновидности туризма. Организация и методика проведения туристских мероприятий. Туристские соревнования: понятие, виды, особенности. Основы менеджмента спортивного туризма.

 

Место дисциплины в структуре ООП.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Дисциплина «Туризм» входит в вариативную часть профессионального цикла дисциплин (Б3), профиль 1, модуль «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой их преподавания»; индекс по учебному плану 3.3.1.7; объем дисциплины 4 зачетные единицы, 144 часа, из которых 54 часа аудиторной нагрузки, 54 часа – самостоятельной работы студентов, 36 часов – экзамен.

Таблица: Структура, объем и виды учебной работы по дисциплине

 

Вид учебной работы по семестрам Зачетные единицы Часы  
Общая трудоемкость      
Семестр 3  
Трудоемкость      
Аудиторные занятия (всего) 1,5    
В том числе:  
Лекции      
Лабораторные работы    
Практические занятия / Семинары      
КСР      
Другие виды аудиторной работы      
Самостоятельная работа (всего) 1,5    
В том числе:  
Изучение теоретического курса      
Подготовка к сдаче нормативов      
Судейство соревнований      
Работа над презентационными проектами по курсу      
Вид промежуточной аттестации - экзамен      
   
       

 

 

Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами ООП

Наименование обеспечиваемых дисциплин Индекс по учебному плану Семестр Раздел дисциплины (модуль/раздел/тема тематического плана)  
                   
Спортивное ориентирование 3.3.1.8.   +   + + + + + + +  
Безопасность жизнедеятельности 3.1.6.     +       + + +    

 

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения данной дисциплины выпускник должен овладеть следующими компетенциями.

Компетенции выпускника в дисциплине, требования к уровню их освоения.

Индекс компетенции по ФГОС Содержание компетенции Требования к уровням освоения
Знает (З-1, З-2, З-3) Умеет (У-1, У-2, У-3) Владеет (В-1, В-2, В-3)
ОК-5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья Основные этапы развития туризма в России и за рубежом; роль туризма как эффективного средства физического воспитания; факторы риска, нормы и правила безопасных организации и проведения занятий по туризму; методику организации занятий по туризму с различными возрастными группами населения; основы планирования и проведения учебных занятий по физической культуре на предметной основе туризма; правила организации и проведения мероприятий по туризму; Формулировать конкретные задачи преподавания туризма в учреждениях системы среднего общего полного образования с учетом состояния здоровья, возраста, уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, имеющихся условий для занятий; планировать и проводить основные виды физкультурно-оздоровитель­ных занятий туристической направленности с различными контингентами населения с учетом санитарно-гигиенических и климатических норм; анализировать и оценивать эффективность физкультурно-спортивных мероприятий туристической направленности;осуществлять психолого-педагогический контроль состояния организма занимающегося; планировать и проводить мероприятия по предупреждению травматизма на занятиях по туризму, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим;   Профессиональной и рациональной организации и проведения занятий и соревнований по туризму в соответствии с содержанием действующих программ и спецификой контингента занимающихся; использования специальной терминологии, профессиональной речи и жестикуляции в процессе занятий, общения, воспитательной и консультационной работы; формировать потребность в ведении здорового, физически активного образа жизни, приверженность к регулярным занятиям туризмом;  
ОК-7 Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе
ОПК-1 Осознавать социальную значи-мость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осущест-влению профессиональной дея-тельности
ПК-6 Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами
ПК-8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

 

2. Содержание дисциплины по разделам (модулям [1])

 

Модуль 1. Туризм в системе физического воспитания.
Раздел 1. История туризма
Содержание раздела. Зарождение туризма в России. Основные направления туризма. Туризм в Удмуртской республике. Туристско-краеведческие возможности родного края
Раздел 2. Прикладное значение туризма
Содержание раздела. Туризм плановый и самостоятельный. Виды туризма по средствам передвижения. Туризм спортивный и его классификация. Категории сложности маршрутов и нормы зачетных путешествий. Положение о МКК (маршрутно-квалификационной комиссии) и КСС (контрольно-спасательной службе).
Раздел 3. Формы и методы туристской работы в школе
Содержание раздела. Походы выходного дня, степенные и категорийные походы, экскурсии, экспедиции, школьные музеи и выставки, туристские вечера и «огоньки» туристские соревнования, слеты, туристские кружки и секции, профильные лагеря, станции туристов, центры детского и юношеского туризма.
Модуль 2. Топографическая подготовка туриста
Раздел 1. Ориентирование на местности
Содержание раздела. План. Карта. Масштаб. Карты для походов. Условные топографические знаки. Изображение рельефа с помощью горизонталей. основные формы рельефа: хребет (водораздел), лощина (водослив), бугор, яма, седловина. Горизонтали основные, вспомогательные, утолщенные.
Раздел 2. Измерения на местности.
Содержание раздела. Измерение расстояния по карте. Курвиметр. Ориентирование по местным предметам, солнцу и часам, луне, звездам. Ориентирование по компасу. Хранение карты в походе, движение с использованием карты.
Модуль 3.Особенности подготовки, организации и проведения туристских походов со школьниками
Раздел 1. Нормативные документы
Содержание раздела. Нормативные документы по организации походов со школьниками. Составление плана похода: постановка задач похода, комплектование группы и распределение обязанностей, определение района похода, сбор сведений о районе похода, подбор личного и группового снаряжения,
Раздел 2. Особенности проведения турпоходов
Содержание раздела. Особенности комплектования групп и организация питания школьников, составление сметы похода, оформление документации похода (маршрутный лист, маршрутная книжка, отчет, защита в МКК). Режим дня для туристов в походе, учет возрастных особенностей.
Модуль 4. Обеспечение безопасности в походе, врачебный и гигиенический контроль, профилактика травматизма
Раздел 1. Нормы переходов и нагрузки
Содержание раздела. Ответственность администрации и руководителя групп за безопасное проведение. Ответственность ММК при выпуске на маршрут. Связь с КСС. Возраст и количественный состав групп. Продолжительность похода в зависимости от возрастной группы.
Раздел 2. Основные причины травматизма и несчастных случаев в походе
Содержание раздела. Основные причины травматизма и несчастных случаев в походе: неправильный выбор маршрута; несоответствующее снаряжение; недостаточная физическая, техническая, тактическая подготовка; утомление, неопытность, нарушение дисциплины, паника, внешние факторы, неопытность и самоуверенность руководителя, плохое изучение района похода отсутствие необходимого картографического материала, неумение в ориентировании.
Раздел 3. Личная и общественная гигиена.
Содержание раздела. Врачебный контроль. Предпоходный контроль, текущий (в походе). самоконтроль. Действия туриста в экстремальной ситуации: дождь, буря, потеря, потеря ориентировки в лесу, жажда, лесной пожар, молния, утопающий, ядовитая змея и т.д. Травмы и их профилактика. Противопоказания к участию в туристских путешествиях.
Модуль 5. Особенности организации и проведения спортивных походов на различной местности
Раздел 1. Снаряжение туриста-спортсмена
Содержание раздела. Походные условия, низкие температуры, короткий световой день, отсутствие дорог, наличие скрытых водоемов, затруднение в ориентировке, холодные ночлеги и т.д. Снаряжение туриста-лыжника и его особенности. Требования к лыжному инвентарю. Требования к групповому снаряжению. Палатки, коврики, печки, групповые спальные мешки. Техника передвижения по глубокому снегу, кустарникам. преодоление спусков, завалов, тактика движения.
Раздел 2. Пеший поход
Содержание раздела. Особенности организации и проведение пеших походов. Продолжительность и протяженность маршрутов. Перевалы 1а и 1б. Преодоление сложных участков (осыпей, кал, снежных склонов). Приемы страховки. Умение работать с веревкой. Организация переправ через горные реки. Выбор места бивака и бивачные работы. Требования к личному и групповому снаряжению.
Раздел 3. Водный поход
Содержание раздела. Особенности организации и проведения водных походов. Характеристика легких гребных судов. Байдарки, надувные лодки, катамараны, надувные плоты. Ремонт судов,. Размещение личного, группового снаряжения, продуктов. Техника движения судов, организация бивачных работ. Обеспечение безопасности в туристских водных путешествиях. Возможные варианты аварий и их ликвидация. Спасение утопающего. Первая медицинская помощь.
Модуль 6. Виды соревнований по спортивному туризму
Раздел 1. Особенности соревнований
Содержание раздела. Ориентирование в заданном направление, ориентирование на маркированной трассе эстафеты. Особенности проведения соревнований со школьниками: выбор полигона, четкие границы, отсутствие опасных мест, планирование дистанции с учетом подготовленности. Условные спортивные типографические знаки. Спортивная карта и ее особенности масштаб, точность, полнота, быстрое старение (естественное и искусственное), карты цветные и черно-белые. Ориентирование карты по компасу и линиям местности.
Модуль 7. Техника и тактика туризма
Раздел 1. Контрольный туристский маршрут
Содержание раздела. Подъемы по склону с использованием вертикальных перил, навешанных командой; спуск по склону с использованием вертикальных перил, навешанных защитой; переправа по бревну с использованием перил. Укладка бревна и наведение перил командой; подъем, траверс, спуск с самостраховкой (на схватывающем узле) по перилам, навешанным командой; переправа в брод с использованием перил, навешанных командой; переправа по веревке с перилами, навешанными командой; преодоление реки, оврага по навесной переправе, навешанной командой; вязка узлов; оказание первой доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего;
Раздел 2. Техника пешеходного туризма
Содержание раздела. Этапы полосы по технике пешеходного туризма: снятие палатки; вязка узлов; преодоление чащобного участка и т.п.
Модуль 8. Основы экологического обучения на занятиях туризмом. Межпредметная связь при изучении курса «туризм и спортивное ориентирование».
Раздел 1. Экологическое обучение
Содержание раздела. Экологические знания при изучении тем: снаряжение в походах, бивачные работы, тактика и техника передвижения в походе, турист и природа (охрана муравейников, чистка и оборудование водоемов, источников, сохранение птичьих гнезд: сохранение грибниц, правильный сбор трав и т.д.), туристские соревнования.
Раздел 2. Межпредметные связи
Содержание раздела. Межпредметная связь курса «Туризм и спортивное ориентирование». «Теория и методика физического воспитания»: разделы «формирование умений и навыков в организации и проведении походов с детьми и лицами различного возраста, основы планирования походов». «Гигиена физических упражнений»: разделы «обувь и одежда в походе», «организация питания в походе», «оказание ПМП»

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...