Особенности выявления и разоблачения инсценировки 15 глава
При осмотре пути, по которому браконьеры вывозили добычу, особое внимание следует уделить фиксации следов стоянки и движения автомототранспорта.Например, при охоте на автомототранспорте в степях найти следы колес чрезвычайно трудно. Однако, если гон длился несколько километров, то в низинах, где почва более сырая, такие следы могут остаться. В процессе личного обыска обращается внимание: — на наличие у задержанного добытой продукции; — наличие запрещенных орудий охоты: ружей, ножей, капканов, петель, самоловов и т.д.; — признаки производства выстрелов (в нечищенных стволах запах сгоревшего пороха сохраняется до суток); — наличие стреляных гильз в патронниках и в патронташах; — одежду со следами крови. Отсутствие патронташа – один из косвенных признаков охоты, поскольку лица, систематически занимающиеся браконьерством, как правило, носят патроны в карманах. При осмотре охотничьего ножа следует обратить внимание на наличие крови, шерсти. При пользовании ножом кровь затекает в его пазы, обычно между рукояткой и лезвием, шерсть или кожа остаются на лезвии. Следы охоты могут быть обнаружены на одежде и обуви.При внимательном осмотре можно обнаружить кровь на лице, руках, под ногтями браконьера.Шкурки пушных животных браконьеры обычно прячут под одежду. Обыск автотранспорта. Браконьеры иногда специально приспосабливают транспорт для производства охоты. При обыске (досмотре) транспорта первостепенное внимание уделяется осмотру наиболее типичных мест сокрытия оружия и продукции охоты: под сидениями и в сидениях; в бортах грузовых машин; в инструментальных ящиках (особенно в тракторе); под крышкой капота двигателя, зимой – часто между капотом и утеплителем; в кабине – между обшивкой и корпусом.
Обыск помещений. Поиск оружия, орудий и продукции охоты, которые укрываются особенно тщательно, с использованием естественных и специально приспособленных тайников, определяется прежде всего знанием типичных уловок браконьеров по их сокрытию. Поэтому во всех случаях целесообразно приглашать для участия в обыске специалиста. Если лицо, у которого производится обыск, имеет разрешение на хранение гладкоствольного оружия, а по характеру повреждений установлено, что животное было убито из нарезного оружия, следует обратить внимание на возможность использования вкладышей, которые прячут в тех же местах, что и разобранные части оружия. Наложение ареста на имущество осуществляется в целях обеспечения гражданского иска. Его сущность состоит в описи имущества и запрещении лицу распоряжаться им. В случае необходимости имущество, на которое наложен арест, может быть изъято. Если материальный ущерб добровольно возмещен в процессе расследования, необходимость в аресте имущества отпадает. Продукция охоты, ружья, другие орудия охоты изымаются как вещественные доказательства и хранятся по правилам, установленным ст.84 УПК. В тех случаях, когда в качестве орудия охоты применялся личный автотранспорт, на него также может быть наложен арест. Оставлять транспорт на хранение у обвиняемого нецелесообразно. Производство экспертизы. По объектам исследований можно выделить четыре группы экспертиз, направленных на установление и идентификацию: — личности преступника; — орудий незаконной охоты; — иных предметов, применяемых при незаконной охоте или при разделке добытой продукции (автотранспорт, ножи, топоры и т.д.); — продукции незаконной охоты. Например, для установления личности преступника проводится трасологическая экспертиза, которая может разрешить ряд вопросов идентификационного характера (если обнаружены продукты питания или окурки с хорошо выраженными следами прикуса):
— не оставлены ли следы, представленные на экспертизу, зубами подозреваемого; — каковы особенности строения зубного аппарата человека, оставившего подобные следы; — не оставлены ли следы зубными протезами, и какова их характеристика; — оставлены ли следы зубов одним человеком или разными лицами. Если обнаружены окурки, назначается, как правило, биологическая экспертиза для разрешения вопросов, какова группа крови и пол курившего человека. Для установления и идентификации орудий незаконной охоты проводится криминалистическая экспертиза. К орудиям незаконной охоты относятся прежде всего "петли", капканы, самоловы и огнестрельное оружие. При изъятии металлического троса, похожего на петлю, назначается криминалистическая экспертиза по металлам и изделиям из них для разрешения вопросов: — из какого металла изготовлены представленные предметы; — имеют ли представленные предметы общий источник происхождения. Поскольку многие браконьеры сами изготавливают орудия незаконной охоты или усовершенствуют их, то проводятся исследования для установления тождества по способу изготовления. При обнаружении пули перед экспертом ставятся вопросы для установления видовой принадлежности, а при определенных условиях и индивидуального отождествления. Например, пуля кустарного производства может быть в дальнейшем идентифицирована с пулями (кусочками свинца), изъятыми у подозреваемого (обвиняемого). Если пуля выпущена из нарезного оружия, то при его изъятии эксперт-баллист может дать заключение о том, что пуля выстрелена именно из этого ствола. Такое же категорическое заключение может быть сделано при обнаружении стреляной гильзы, поскольку она имеет целый ряд характерных следов данного оружия и т.д. Для идентификации предметов, применяемых при незаконной охоте или при разделке добытой продукции также назначается трасологическая экспертиза. В случае обнаружения, например, перерубленных деревьев, несгоревших остатков костра либо шкур, голов, конечностей животных, на которых, как правило, остается след охотничьего ножа, топора или других предметов, перед экспертом обычно ставятся следующие вопросы:
— орудием какого рода оставлены следы; — оставлены следы одним и тем же орудием или разными; — не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, орудием, изъятым у подозреваемого. Для установления продукции незаконной охоты наиболее характерны судебно-биологическая, судебно-ветеринарная, охотоведческая (органолептическая) экспертизы. Биологическая экспертиза может быть проведена по волосам, коже животного, по кусочкам мяса, по пятнам крови. Вопросы эксперту-биологу формулируются в зависимости от обстоятельств дела. I. При обнаружении останков животного: — какому виду животного принадлежат обнаруженные останки; — к какому периоду времени относится гибель животного. 2. При обнаружении у подозреваемого волос или кожи, сходных с волосами или кожей животного происхождения: — являются ли обнаруженные волосы или кожа волосами или кожей человека или животного; — если животного, то какого вида, каким образом волосы животного отделены от тела; — имеются ли на представленных предметах (коже, одежде и т.д.) частицы веществ животного происхождения; — каков регион обитания животного, частицы которого изъяты у подозреваемого; — когда именно частицы веществ животного происхождения попали на предметы-носители. 3. При наличии обнаруженных останков животного либо предметов со следами животного происхождения, изъятыми у подозреваемого: — одному ли виду животных принадлежат волосы или кожа, изъятые с места происшествия и обнаруженные на предметах, принадлежащих подозреваемому; — не принадлежат ли волосы, обнаруженные на вещах подозреваемого, убитому животному (образцы волос которого представляются); — составляли ли ранее одно целое части животного, обнаруженные на месте происшествия и в доме подозреваемого. По небольшой пробе мяса может быть определено: — мясо дикого или домашнего животного представлено; — какому виду животного принадлежит мясо;
— сроки и условия хранения (под снегом, в помещении и т.д.). Срок добычи может быть также определен по рогам копытных. Охотоведческая экспертиза проводится экспертом-органолептиком при представлении шкурок пушных зверей и изделий из них и дает ответы на многие вопросы: о сроках охоты, месте добычи, способе выделки шкурки, видовой принадлежности животного, из меха которого изготовлена вещь. Кроме этого перед охотоведом могут поставлены следующие вопросы: — является ли данный вид животного запрещенным к добыче; — квалифицированно ли проведены расчленение и обработка животного, останки которого обнаружены; — относится ли к запрещенным орудие добычи животного, изъятое у подозреваемого. Перечисленные экспертизы являются наиболее типичными. При расследовании конкретных уголовных дел о незаконной охоте могут возникнуть ситуации, требующие проведения иных исследований. Следственные ситуации I. Подозреваемый задержан при транспортировке продукции незаконной охоты. Основные сложности в доказывании возникают тогда, когда подозреваемый отрицает факт совершения браконьерства, утверждая, что продукцию приобрел у неизвестного ему лица либо обнаружил животное, убитое кем-то ранее. При задержании двух и более браконьеров необходимо прежде всего лишить их возможности общаться между собой. Обыски и допросы желательно производить одновременно. В данном случае необходимо: I. провести личный обыск, обыск вещей и автотранспорта; II. провести освидетельствование для обнаружения следов охоты на теле подозреваемого; III. незамедлительно допросить задержанного с использованием результатов обысков и освидетельствования. Допрос в экстремальной ситуации может побудить преступника дать правдивые показания. Для этого необходимо грамотно построить допрос. Так, утверждение задержанного о том, что тушу животного он обнаружил в лесу, может быть опровергнуто предъявлением ему изъятых при обыске предметов, имеющих несомненные признаки производства охоты (копоть внутри стволов, пустые гильзы в патронташе, вкладыш и т.д.). Версия о приобретении продукции может быть опровергнута, кроме того, следами разделки добычи, обнаруженными на теле, одежде, обуви подозреваемого. Если подозреваемый утверждает, что животное найдено им в охотоугодьях убитым, следует предложить ему указать конкретное место обнаружения туши, осмотр которой позволит получить дополнительные доказательства. Для отработки версии о приобретении продукции у неизвестного лица необходимо подробно уточнить, где, при каких обстоятельствах, у кого именно приобрел продукцию; если за деньги, то по какой цене, где они хранились, в каких купюрах, сколько именно денег и зачем взял, отправляясь в охотоугодья; знают ли об этом родственники; если продукция переносилась в специально приспособленной сумке или в рюкзаке, выяснить, куплен ли он вместе с продукцией или принадлежит задержанному, с какой целью взял его, отправляясь в охотоугодья, и т.д.
г) с целью проверки выдвинутого алиби – незамедлительно провести допросы по тем же вопросам родственников, близких, соседей задержанного. Если же результаты личного обыска и освидетельствования задержанного позволяют полагать, что преступление было совершено им при соучастии с иными лицами, то при допросах необходимо уточнить, с кем задержанный уехал, с кем поддерживал дружеские отношения или постоянно охотился. Если он состоит членом охотообщества, такая информация может быть получена в обществе; д) предъявить для опознания изъятые при личном обыске предметы, в том числе служившие для переноски продукции; е) провести обыск по месту жительства, а при необходимости обеспечения гражданского иска – наложить арест на имущество; ж) при установлении лиц, вместе с которыми задержанный отправился на охоту, провести обыск по месту их жительства, а при необходимости – и работы, допросить их. 2. Обнаружены останки животного или места производства охоты при отсутствии подозреваемого по делу. Успешное разрешение данной ситуации возможно при одновременном и согласованном проведении неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Если следы на месте происшествия стерты настолько, что установить по ним время совершения браконьерства невозможно, этот пробел может быть восполнен путем проведения допросов егерей, лесников, иных должностных лиц, в обязанности которых входит надзор и уход за соответствующей территорией. Установление времени и способа совершения преступления позволяет сузить зону поиска, определить его направление. При обнаружении на месте охоты следов протектора автомашин, независимо от вывода эксперта об их пригодности для идентификации, необходимо дать срочное поручение оперативным службам о розыске автомашины. Сведения о браконьерстве конкретизируются и при установлении способа охоты. Так, данные об орудиях, которыми не пользуются местные охотники, позволяют выдвинуть обоснованную версию о совершении преступления браконьерами, прибывшими из другого района. Знание последнего обстоятельства поможет изменить направление поиска, а если речь идет о редком способе охоты (или разделки добытого), – сузить круг подозреваемых. Оптимальная последовательность проведения следственных и оперативно-розыскных действий может быть следующая: — осмотр места происшествия; — допрос лиц, обнаруживших следы преступления; — дача поручений оперативным службам; — передача ориентирующей информации о характерных обстоятельствах преступления в территориальные органы внутренних дел, на посты ГАИ (при наличии следов автотранспорта); — назначение необходимых экспертиз; — изучение обстоятельств совершения данного преступления и уголовных дел о нераскрытых фактах браконьерства. Дальнейшая последовательность проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий определяется результатами осмотра места происшествия и выполнения перечисленных выше действий. 3. Подозреваемый задержан на месте совершения преступления. Производство следственных действий необходимо начать с проведения личного обыска, обыска автотранспорта, а также освидетельствования. Если задержанный признает факт совершения преступления и обстановка на месте происшествия позволяет на непродолжительное время прервать проведение осмотра, то целесообразно допросить задержанного или привлечь его к участию в осмотре как подозреваемого. Осмотр места происшествия направлен в первую очередь на выявление следов, позволяющих установить конкретное лицо и орудия охоты. Признание подозреваемого не освобождает лицо, производящее расследование, от выполнения необходимых процессуальных действий. Несоблюдение этого требования может привести в случае последующего отказа обвиняемого от своих показаний к приостановлению уголовного дела. К тому же не исключена вероятность того, что задержанный скрывает соучастников преступления. Поэтому при изучении следов на месте происшествия необходимо отрабатывать версию о групповом браконьерстве. Например, охота "загоном" ведется только группой лиц. Если при первом допросе подозреваемый отрицал свою причастность к преступлению, то после проведения осмотра и допросов задержавших его лиц можно повторно допросить подозреваемого с использованием уже имеющихся доказательств. Если и при этих условиях задержанный продолжает утверждать, что преступление не совершал либо совершил без соучастников, необходимо назначить экспертизы, после чего дальнейшее производство следственных действий и оперативных мероприятий производить в последовательности, предложенной в ситуации N1. 4. Подозреваемые скрылись с места происшествия при попытке задержания. Последовательность проведения следственных и оперативно-розыскных действий в данной ситуации может состоять из допросов лиц, обнаруживших преступление и пытавшихся задержать браконьеров. Если браконьеры неизвестны, необходимо при допросах составить их словесные портреты, описание одежды, получить данные об автотранспорте. Одновременно с осмотром места происшествия следует безотлагательно дать ориентирующую информацию в территориальные органы внутренних дел, на посты ГАИ, в природоохранительные органы, направить сотрудников оперативных служб в ближайшие населенные пункты для установления очевидцев преступления. По окончании осмотра места происшествия назначаются необходимые экспертизы. При дальнейшем выдвижении версий следует учитывать, что состав группы браконьеров может формироваться по одному из следующих признаков: — лица, проживающие в одном населенном пункте; — родственники; — сослуживцы; — члены одного охотколлектива.
Литература
Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. Пиндюр И.И. Организация и методика расследования незаконной охоты. Караганда, 1985. Резван А.А. Предварительная проверка материалов по делам об охране природы // Актуальные вопросы советской юридической науки. Ч. 2. Саратов, 1978. С. 128, 129. Селиванов Н.А., Скоромноков К.С. Расследование преступных загрязнений природной среды. М., 1994. Справочник следователя. Выпуск второй. М., 1990. Гл. XVI.
ТЕМА 14. МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
§ 1. Обстоятельства совершения транспортных преступлений
Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой. К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, гужевой, другой механический, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ст. 265, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ст. 265, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264, ст. 265, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ). Значительный рост автомобильного парка, увеличение грузо- и пассажиропотоков, неудовлетворительное состояние дорог и эксплуатационных характеристик старого транспорта, низкий уровень подготовки, недисциплинированность, а нередко и пьянство водителей, беспечное поведение пешеходов и ряд других факторов приводят к возникновению аварийной обстановки на дорогах. Последние годы отмечены ростом числа дорожно-транспортных происшествий, в том числе с тяжелыми последствиями. Гибнут и становятся инвалидами люди, приходят в негодность транспортные средства, что причиняет существенный ущерб государству. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия. В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте. В число наиболее распространенных видов ДТП входят: 1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное; 2) столкновение транспортных средств между собой; 3) опрокидывание транспортных средств; 4) наезд транспортного средства на препятствие. Случается и такая разновидность ДТП, как выпадение пассажиров из транспортного средства. По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия: 1) возникшие по вине водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия или неровности на дороге, при необходимости уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности проезда перекрестков, безопасной дистанции движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.; 2) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.; 3) происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие нереагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения. Практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев ДТП происходят в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, мотоциклистами, а также по причине грубых нарушений правил технической эксплуатации работниками транспортных хозяйств, плохого контроля за состоянием дорог и организацией дорожного движения. Несмотря на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что зачастую они - результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и оценивать возможную связь данных причин. Выяснить криминалистически значимые обстоятельства дорожно-транспортного происшествия помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда". Механизм - это система временных, динамических и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития ДТП. Знание этого механизма позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу. В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная. Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного движения должны немедленно принимать все меры для предотвращения ДТП или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда участники движения уже не в состоянии предотвратить ДТП. Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств, увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной. Необходимо учитывать, что обстановка ДТП во многом определяется воздействием окружающей среды, особенностями дороги, техническим состоянием транспортных средств, личностными свойствами участников. При этом между ними имеются обратные связи, поэтому механизм происшествия формируется под воздействием всех названных факторов. Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства. В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия, а как следствие - кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен. На характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия, недостаточная освещенность, трагическая развязка происшедшего, вызывающая состояние стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса. Субъекты, виновные в дорожно-транспортных происшествиях (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного совершения ДТП, в том числе с целью сокрытия следов ранее совершенного преступления. ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет выяснение обстоятельств происшествия.
§ 2. Обстоятельства, подлежащие установлению в зависимости от исходных следственных ситуаций
Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются: непосредственное обнаружение сотрудником ГИБДД признаков преступления; заявления потерпевших и их близких, очевидцев, водителей транспортных средств, причастных к происшествию; сообщения сотрудников медицинских учреждений и транспортных организаций. В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства: 1. Каков характер ДТП - было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы? 2. Где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.? 3. Кто виноват в случившемся? 4. Есть ли причинно-следственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями? 5. Каков механизм ДТП? 6. Какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного материального ущерба)? 7. Какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного? 8. Кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта? Следователь должен установить и такие специфические обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения. Содержание исходных следственных ситуаций зависит от очевидности или неочевидности ДТП, наступивших вредных последствий, своевременности его обнаружения, характера следов преступления и предпринятых попыток их сокрытия, особенностей личности виновного и др. Анализ следственной практики позволяет назвать такие исходные следственные ситуации: 1) водитель, автомобиль и потерпевший находятся на месте происшествия; 2) водитель скрылся, оставив на месте происшествия автомобиль и потерпевшего; 3) водитель скрылся, оставив на месте происшествия потерпевшего; 4) водитель скрылся с места происшествия и увез потерпевшего. В первом случае обстановка на месте происшествия практически не изменена, виновный водитель известен. Следственные версии в такой достаточно типичной ситуации следующие: а) происшествие стало результатом нарушения правил дорожного движения водителем; б) причина происшествия - грубое нарушение правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход на проезжую часть дороги и др.); в) происшествие - результат выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправного автомобиля лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом тормозной системы); г) происшествие возникло в результате непреодолимой природной силы (оползень, наводнение и т.д.) либо случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП. Во втором и третьем случаях обстановка на месте происшествия остается в первоначальном виде, но водитель на автомашине или, бросив ее, скрывается с места ДТП (эта ситуация характерна для серьезных вредных последствий или совершения ДТП в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть решена задача установления обстоятельств происшествия, в первую очередь определение параметров транспортного средства по повреждениям и следам на теле и одежде потерпевшего.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|