Основные этапы развития ученического самоуправления в школе
Ученического самоуправление Самоуправление учащихся — самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива или организации. Ученическое самоуправление дает возможность ученику: — приобрести опыт управленческой деятельности; — раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности учащихся; — ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы и др.[1] Структура органа ученического самоуправления Все объединения, организации и т.д., по своей структуре относятся либо к иерархическому типу (больницы, школы и т.д.), либо к горизонтальному (молодежные организации, школьные советы и т.д.).
По вертикали: 1. Высший орган самоуправления ученического коллектива имеет право избирать исполнительный орган (Ученический комитет, Президентский Совет, Школьный Совет и т.д.), координировать и контролировать его деятельность. В ведении общего собрания (конференции) — все вопросы, касающиеся школьной жизни учащихся. 2. Общее собрание обычно проводится 1–2 раза в год – отчетно - выборное. 3. Иногда функции исполнительного органа выполняют советы дежурных командиров или советы координаторов – временных выборных представителей классов, которые меняются раз в 1–3 месяца. Порой для организации крупных общественно-полезных дел образуются советы дела. В школе могут создаваться и другие исполнительные органы самоуправления: совет клуба, совет старост и т.д. Педагогическое руководство работой исполнительного органа осуществляет директор или один из его заместителей.
По горизонтали: 1. Высший орган самоуправления любого ученического коллектива – общее собрание или конференция. 2. Исполнительный орган организует самоуправление в различных видах общественно-полезной деятельности школьников и избирается, как правило, сроком на один год. 3. Построение органов ученического самоуправления невозможно без деления общего коллектива на первичные. · Необходимо рассматривать школьный ученический коллектив, как систему равноправных первичных коллективов. (Высший орган самоуправления любого ученического коллектива – общее собрание или конференция. Он имеет право избирать исполнительный орган (Ученический комитет, Президентский Совет, Школьный Совет и т.д.), координировать и контролировать его деятельность. В ведении общего собрания (конференции) — все вопросы, касающиеся школьной жизни учащихся. Общее собрание обычно проводится 1–2 раза в год (отчетно-выборное). Исполнительный орган организует самоуправление в различных видах общественно-полезной деятельности школьников и избирается, как правило, сроком на 1 год. Иногда функции исполнительного органа выполняют советы дежурных командиров или советы координаторов – временных выборных представителей классов, которые меняются раз в 1–3 месяца. Порой для организации крупных общественно-полезных дел образуются советы дела. В школе могут создаваться и другие исполнительные органы самоуправления: совет клуба, совет старост и т.д. Педагогическое руководство работой исполнительного органа осуществляет директор или один из его заместителей. Построение органов ученического самоуправления невозможно без деления общего коллектива на первичные. Необходимо рассматривать школьный ученический коллектив, как систему равноправных первичных коллективов)
Основные этапы развития ученического самоуправления в школе На разных этапах развития ученическое самоуправление может охватывать разные направления деятельности и в каждой школе набор этих направлений индивидуален. Но можно выделить и перечислить те сферы деятельности, которые чаще всего привлекают внимание школьников: учеба, спорт, внеурочная деятельность, защита прав, порядок, здоровье школьника, связи с общественностью, досуг. В своем развитии ученическое самоуправление проходит несколько этапов. Этот процесс характерен для всех школ. Рассмотрим основные черты каждого этапа. 1. Для начального этапа характерно отсутствие всякого опыта и навыков организаторской работы. Распределение поручений происходит прямым назначением педагога. Создаваемые органы коллектива в этот период немногочисленны и не совсем готовы к самостоятельной работе. Инициатива их создания может исходить от педагогов. На этом этапе единственными первичными коллективами, с которыми строит свою работу исполнительный орган, это — учебные классы. И структура ученического самоуправления выглядит так: ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ (конференция) ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН (Совет президентов, Директорат, Парламент, Совет старшеклассников и т.д.) ПЕРВИЧНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ (учебные классы)
2. Второй этап характеризуется тем, что появляется все более широкий самоуправленческий актив, учащиеся проникаются интересами школьного коллектива, ребята приобретают начальный, пока еще небольшой и несложный опыт организаторской работы, появляется чувство удовлетворения и вера в дальнейшие успехи, складываются первые традиции. Кроме того, практически в каждой школе кроме классов можно выделить еще такие первичные коллективы, как клубы, творческие объединения, возможно, детские общественные организации. И второй этап развития ученического самоуправления можно охарактеризовать тем, что как первичные коллективы в системе самоуправления работают и классы, и клубы, и творческие объединения, и общественные организации. При этом представители классов избираются в исполнительный орган, а руководители этих образований (клубов, объединений и т.д.) вводятся в исполнительный орган (их не избирают). И структура ученического самоуправления выглядит так:
ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ (конференция) ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН (Совет президентов, Директорат, Парламент, Совет старшеклассников и т.д.) ПЕРВИЧНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ клубы, творческие объединения и т.д. учебные классы общественные организации
3. Последний этап характерен тем, что деление воспитанников по их участию в самоуправлении на актив и пассив становится весьма приблизительным, каждый учащийся имеет значительный опыт руководства, практически все учащиеся становятся организаторами своей жизни. Отличительной чертой третьего этапа развития самоуправления является вовлечение в организацию самоуправления практически каждого ученика. Поэтому, если в школе начинают возникать временные исполнительные органы: советы дела, оргкомитеты, инициативные группы, и все они включены в общую систему самоуправления (представители этих временных образований приглашаются на заседания исполнительного органа), то можно сказать, что самоуправление в этой школе находится на третьем этапе — высшей стадии развития. Структура самоуправления при этом выглядит так: ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ (конференция) ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН (Совет президентов, Директорат, Парламент, Совет старшеклассников и т.д.) Совет дела, оргкомитет, инициативная группа и т.д. ПЕРВИЧНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ учебные классы ПЕРВИЧНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ (клубы, объединения, общественные организации) Продолжительность того или иного этапа развития самоуправления учащихся нельзя строго регламентировать, ограничить какими-то сроками. Точно так же и развитие отдельных форм самоуправления нельзя строго расписать по этапам. Функция самоуправления Исполнительская Организаторская Управленческая Содержание функции Получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль.
Определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов. Оценка, анализ, принятие решений, организация планирования, контроль регулирование. Основные тенденции развития ученического самоуправления Структура, содержание работы органов коллектива постоянно изменяются, как и сам коллектив. При правильной постановке самоуправление в школе развивается не только в количественном отношении (охват учащихся), но и в качественном (расширение функций). Можно проследить общие тенденции в развитии ученических органов самоуправления.
1. Постоянно увеличивается число воспитанников, принимающих активное участие в организации жизни школы. 2. Создаются новые органы коллектива. В связи с развитием самодеятельности ребят возникают все новые виды деятельности, которые требуют их организации собственными силами. В других случаях возникновение новых органов ученического коллектива, связано с усложнением давно ведущегося раздела работы. 3. Постоянное расширение прав и обязанностей школьников-организаторов. 4. Усложнение функций органов коллектива. 5. По мере развития форм самоуправления происходит слияние, совпадение работы по принятию решений и по непосредственному их осуществлению, исполнению. Принцип: «сами решили — сами сделали». 6. Широкое развитие внешней функции самоуправления — укрепление связей с органами ученического самоуправления других школ. На какой-то стадии развития самоуправления у его участников появляется потребность обменяться опытом. 7. Наблюдается постоянное смещение центра тяжести с чисто дисциплинарных вопросов на вопросы организации творческой деятельности. 8. Постоянное укрепление связи между разными органами самоуправления. 9. Прослеживается тенденция: от прямого назначения педагогами ответственных за определенный участок работы, к выборности на демократических началах и от выборности, к простой очередности. В своем развитии этот принцип проходит несколько этапов: · В самом начале работы по развитию самоуправления правильнее идти по линии назначения ответственных лиц педагогами. В противном случае выборы могут превратиться в формальность. · После того как ребята проявили свои способности (творческие, организаторские и др.) в работе, когда зародилось и начало действовать здоровое общественное мнение, можно перейти от назначения ответственных к их выборам. · На последнем этапе — практически каждый воспитанник хорошо подготовлен как организатор. Становится возможным совершить переход к принципу простой очередности выделения организаторов тех или иных видов деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|