Тема 9. Предварительное расследование уголовных дел.
Предварительная стадия расследования уголовных дел – это следующая стадия после возбуждения уголовного дела. Эту стадию проходят практически все дела, кроме некоторых случаев дел частного обвинения (в случаях, установленных ст. 20 УПК). Как и любая другая стадия, стадия предварительного расследования имеет собственные задачи: 1. раскрытие преступления; 2. установление фактических обстоятельств дела; ч. 73 3. изобличение лиц, виновных в совершении преступления; 154 4. предъявление обвинения; 5. возмещение ущерба или иного вреда 115, 116 и другие Стадия имеет своё специфическое содержание – это производство следственных и иных процессуальных действий по собиранию, проверке доказательств с их последующей оценкой. Стадия имеет своё начало, началом является постановление о возбуждении уголовного дела; и окончание – в большинстве случаев – это обвинительное заключение или обвинительный акт, причём обвинительное заключение при расследовании в форме предварительного следствия; обвинительный акт – при производстве дознания. Обвинительное заключение и обвинительный акт являются особыми финальными документами данной стадии, представляемыми субъектами, производящими предварительное расследование вместе с уголовным делом прокурору для принятия им соответствующего решения. Эта стадия характеризуется особым кругом субъектов, участников уголовно-процессуальной деятельности, к которым относятся следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, прокурор, судья, а также иные лица, вовлечённые в уголовное судопроизводство. Предварительное расследование является одной из основных в уголовном процессе стадий. Большинство дел заканчивается в предусмотренных законом случаях (Гл. 4 и Гл. 29 УПК – возможно вынесение постановления о прекращении уголовного дела, прекращении уголовного преследования как по реабилитирующим, так и по нереабилитирующим основаниям). Кроме того, возможны ещё варианты окончания предварительного расследования – это вынесение постановления о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных дел медицинского характера (Гл. 51 УПК); возможно вынесение постановления о прекращении уголовного преследования с возбуждением перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия в порядке, установленном ст. 427 УПК.
В предусмотренном законом случае (Гл. 28 УПК) предварительное расследование может быть временно приостановлено, о чём выносится соответствующее постановление. Предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями органов, которые указаны в ст. 150 и ст. 151 УПК. Причём предварительное расследование осуществляется в соответствии с правилами подследственности. Предварительное расследование завершает досудебные стадии, является второй досудебной стадией. После этой стадии начинается стадия подготовки к судебному заседанию и далее – производство в суде I инстанции. Из судебного производства уголовное дело вновь может попасть на стадию предварительного расследования в порядке ст. 237 УПК в случае необходимости устранения препятствий его рассмотрения судом. Возникает вопрос, каково соотношение понятий предварительное расследование и уголовное преследование. П. 55 ст. 5 УПК предусматривает, что уголовное преследование – это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Такое определение дало возможность некоторым учёным утверждать, что органы предварительного расследования реализуют только функцию уголовного преследования. Иначе говоря, их деятельность носит обвинительный характер, как направленная исключительно на изобличение лица в совершёнии преступления. Другие учёные полагают, что предварительное расследование должно носить исследовательский характер; а соответственно должно производиться всесторонне, полно, объективно. Должны исследоваться доказательства как обвинительные, так и оправдательные. С точки зрения этих учёных уголовное преследование – это всего лишь фрагмент предварительного расследования, когда субъектами расследования добыты достаточные, достоверные, допустимые и относимые доказательства, дающие им возможность привлечь лицо в качестве обвиняемого либо уведомить лицо по подозрению в совершённом преступлении. В силу обвинительного характера предварительного расследования в современном уголовном процессе и состязательного судебного разбирательства правы сторонники второй точки зрения. Предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия либо дознания. Составы дел, по которым предварительное следствие обязательно и по которым производится дознание, указаны в ст. 150 УПК. При производстве дознания дознаватель действует по тем же правилам, которые установлены и для предварительного следствия за изъятиями, предусмотренными Гл. 32 УПК, посвящённой дознанию. В российском уголовном процессе дознание принято считать упрощённой формой предварительного расследования. Исходя из анализа категории дел, по которым предварительное следствие не обязательно, можно сделать вывод, что законодатель, выделяя их, руководствовался простотой объективной стороны состава преступления; а отсюда – несложность доказывания, незначительная общественная опасность таких деяний и незначительный вред, который причинён охраняемым общественным отношениям. Таким образом, дознание – это форма предварительного расследования, позволяющая оптимизировать процесс за счёт быстроты осуществляемого расследования специально уполномоченными органами.
Между тем, изменения, внесённые в УПК от 06.06.2007 г. и от 24.07.2007 г., существенно преобразовали институт дознания и фактически привели к тому что, его фактически сравняли с предварительным расследованием. Помимо общего изменения срока дознания было упразднено дополнительное основание для проведения дознания, а именно – наличие конкретных лиц, в отношении которых возбуждалось уголовное дело. Также было предусмотрено производство дознания группой дознавателей. Иначе говоря, если дело подпадает под категорию тех, которые в настоящий момент отнесено к категории дознания, для этого достаточно, чтобы в силу подследственности уголовное дело было отнесено к данной форме. Особенностью является и то, что Закон предусмотрел специальное уведомление лица о подозрении в совершенном преступлении, форму и порядок такого уведомления. Если схематично рассмотреть порядок производства дознания и порядок производства предварительного следствия, то будут значительные различия. Таким образом, дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, применяема по строго определённой категории дел специальными уполномоченными органами; а предварительное следствие – это наиболее полная и содержательная форма предварительного расследования. Предварительное расследование осуществляется при соблюдении общих условий. В самом общем виде общие условия предварительного расследования можно охарактеризовать как принципы стадии предварительного расследования. Это значит, что данные условия являются обязательными требованиями к субъектам, осуществляющим предварительное расследование. С этих позиций далеко не всё, что перечислено Гл. 21 и Гл. 22 УПК, относится к общим условиям предварительного расследования. Поэтому большинство учёных характеризуют общие условия как упорядочивающие производство дознания и следствия правила и требования, корреспондирующие тем или иным принципам уголовного процесса. При этом не исключаются различные вариации в формулировках и содержании указанных в законе правил, а также в их конкретном перечне.
К числу общих условий предварительного расследования относятся: 1. правила, определяющие форму расследования, уполномоченный орган и место производства дознания и следствия (они закреплены в ст.ст. 150-152 УПК); 2. соединение, выделение уголовных дел; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; 3. порядок окончания и начала расследования; 4. восстановление утраченного уголовного дела либо материалов; 5. содержание возложенной на органы предварительного расследования обязанности рассмотрения ходатайств; 6. необходимость принятия мер попечения об иждивенцах, о детях обвиняемого, подозреваемого; 7. принятие мер обеспечения сохранности имущества обвиняемого, подозреваемого; 8. сроки предварительного расследования, предварительного следствия и дознания и порядок их продления; 9. производство расследования группой лиц; 10. общие условия производства следственных действий; 11. судебный порядок получения разрешения на производство отдельных следственных действий; 12. составление протокола следственного действия; 13. возможность и условия участия в производстве следственных действий специалистов, понятых, переводчиков. Соблюдение общих условий предварительного расследования, закреплённых в Гл. 21 и Гл. 22 УПК, гарантирует эффективность предварительного расследования. Общие условия распространяются на обе формы предварительного расследования с изъятиями, установленными законом для дознания. В ходе предварительного расследования осуществляется ведомственный контроль, а также прокурорский надзор. В связи с появлением такой фигуры, как Следственный комитет система следственного контроля и прокурорского надзора значительно изменилась. На сегодняшний день прокурор лишён функции процессуального руководства по отношении к такой форме расследования как предварительное следствие; он осуществляет процессуальное руководство лишь при производстве дознания. Изменились взаимоотношения следователя с руководителем следственного органа. Руководитель следственного органа теперь полностью отвечает за процессуальную деятельность следователя. В частности, он может поручать производство предварительного следствия следователю или нескольким следователям, изымать уголовное дело у одного следователя и передавать другому следователю с обязательным указанием причин такой передачи; создавать следственную группу, изменять её состав, принимать уголовное дело для своего производства; проверять материалы уголовного дела; отменять незаконные и необоснованные постановления следователя; давать следователю указания о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании мер пресечении, о квалификации преступления, об объёме обвинения и т.д.
Руководитель следственного органа даёт следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продления срока содержания под стражей, об отстранении обвиняемого от должности; кроме того даёт согласие на ходатайство об аресте имущества, о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам. Прокурор ныне только надзирает за предварительным следствием. Между тем, по отношению к дознанию исполняет функции и надзора, и процессуального руководства. В УПК прослеживается детальная регламентация действий прокурора в том случае, если он полагает, что допущено в ходе производства предварительного следствия нарушение законодательства. Если раньше требования прокурора об устранении нарушений законодательства были обязательны для следователя, то теперь – нет. В настоящее время прокурор должен направить требование об устранении таких нарушений в следственный орган. Следователь может выразить письменное несогласие таких требований, и если руководитель следственного органа поддержит требования следователя, то прокурор информируется о несогласии. Если прокурор считает, что нарушения всё-таки имеют место, и они должны быть устранены, то прокурор обращается в вышестоящий следственный орган вплоть до Председателя Следственного комитета. В итоге полномочия прокурора за предварительным следствием сводятся к предъявлению требований об устранении законодательства, которые, однако, необязательные для следователя. Все эти изменения направлены на усиление процессуальной самостоятельности следователя и разделения функций ведомственного контроля и надзора. Судебный контроль на досудебных стадиях – это проверочная (контрольная) функция суда. Традиционно выделяется 3 вида судебного контроля на досудебных стадиях: 1. предусмотрен ст. 22 Конституции РФ: арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению; 2. предусмотрен ст.ст. 23, 25 Конституции РФ; соответствующими статьями УПК. В силу ст. 23 Конституции ограничение права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается исключительно на основании судебного решения; а ст. 25 Конституции обеспечивает соблюдение права каждого на неприкосновенность жилища; 3. предусмотрен ст. 46 Конституции РФ, которая предписывает суду рассматривать жалобы на любые действия и решения органов государственной власти, нарушающие права и свободы граждан. Ст. 123 и ст. 125 УПК закрепляют соответствующие положения для реализации этой нормы: в суд могут быть обжалованы только те решения, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить гражданам доступ к правосудию; а именно такие решения, которые обличены в форму постановления о прекращении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о приостановлении предварительного расследования. Необходимо иметь ввиду, что проверка законности действий и решений органов предварительного расследования по общему правилу осуществляется судом в ходе судебного разбирательства уголовного дела, однако эти действия, бездействия или решения не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за рамки уголовно-процессуальных отношений, при этом существенно ограничивая конституционные права и свободы. Соответственно, эти действия и решения должны быть обжалованы в досудебной стадии, поскольку отложение проверки может причинить невосполнимый ущерб. В то же время, когда такие последствия не возникают, то, соответственно, рассмотрение вопроса о законности, обоснованности действий, бездействий принятых решений может быть отложено, и, соответственно, рассмотрению в досудебной стадии не подлежат. Принесение жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнения обжалуемого решения, если это не найдет нужным сделать орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа, прокурор или судья. Судебное решение, как и всякое решение, вынесенное в ходе уголовного судопроизводства, должно быть обязательно мотивированным и содержать ссылки на фактические обстоятельства уголовного дела, связанные с рассматриваемой жалобой. При этом необходимо отметить, что суд при проверке в ходе предварительного расследования по жалобе участника уголовного судопроизводства или иного лица, чьи интересы были затронуты в ходе производства, и проведения процессуальных действий, принятых процессуальных решений не должен предрешать вопросы, которые впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства. В случае полного или частичного удовлетворения жалобы судом, орган предварительного расследования обязан устранить допущенные нарушения, но решение суда, принятое в порядке ст. 125 УПК может быть обжаловано в кассационной и надзорной инстанциях. 18.02.2011 Мезинов Д. А. Следственные действия
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|