Институт права муниципальной собственности
Общественные отношения, формирующие экономическую основу местного самоуправления, являются составными элементами институтов муниципального права. Они регулируются нормами муниципального права. Следовательно, в системе муниципального права имеется собственный институт, состоящий из отношений муниципальной собственности и муниципальных норм. Это вытекает из понятия, структуры и содержания экономической основы местного самоуправления и ее предназначения. Структура экономической основы разнообразна. Она представляет собой сложную конструкцию, состоящую из статических и динамических элементов. В статьях 49 и 50 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (2003 г.) содержится статическая группа элементов, в ст. 14–16, 51 закреплена динамическая группа элементов. Соответственно, вначале устанавливается перечень элементов экономической основы, а затем порядок и организация использования экономической основы в системе местного самоуправления. Например, статическая величина – это муниципальная собственность (движимое и недвижимое имущество, местный бюджет и т. д.). Динамическая величина: управление муниципальной собственностью; владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью. Институт права муниципальной собственности можно назвать имущественным муниципально-правовым институтом в силу сложности его конструкции. Сложность эта обусловлена тем, что названный институт тесно связан, равно как и экономическая основа, с муниципально-правовым финансовым институтом. В этой связи под «имущественным муниципально-правовым институтом» следует понимать совокупность норм публичного и частного права, регулирующих общественные отношения, входящие в экономическую основу местного самоуправления.
Отношения и нормы данного института имеют свои классификации: – по целям – формирование имущественной основы для решения – задач местного значения; – по принадлежности – муниципальная собственность разграничивается между различными уровнями муниципальных образований и принадлежит жителям соответствующих муниципальных образований; – по порядку формирования – создание, приобретение; – по порядку управления, владения, пользования и распоряжения – управление, владение, пользование и распоряжение осуществляют органы местного самоуправления. Из этого следует, что имущественный муниципально-правовой институт является самостоятельным институтом, входящим в общую систему муниципального права.
Институт местных муниципальных финансов
Под муниципально-правовым финансовым институтом следует понимать совокупность норм муниципального, налогового и финансового права, регулирующих группы отношений, складывающихся по поводу формирования, утверждения и расходования финансовых ресурсов в системе местного самоуправления. Это определение муниципально-правового финансового института представлено в виде общей системы, состоящей из ряда взаимосвязанных элементов, т. е. подинститутов. Оно обусловлено сложностью структуры отношений, входящих в финансовую основу местного самоуправления. Из этого следует, что существуют институт как общее, т. е. система, и пединституты как частное. В силу этого очевидна классификация внутри муниципально-правового финансового института. Подинституты можно классифицировать: 1) по группам общественных отношений и регулирующим их нормам; 2) по видам финансовых ресурсов в системе местного самоуправления; 3) по структуре местного бюджета;
4) по предназначению; 5) по цели; 6) по принадлежности. 1. По группам общественных отношений и регулирующих их норм пединституты можно разделить на касающиеся: – подготовки, рассмотрения, утверждения, исполнения местного бюджета, отчетов об исполнении бюджета; – формирования внебюджетных средств; – межбюджетных отношений; – отношений займа. 2. По видам финансовых ресурсов муниципально-правовые финансовые пединституты можно классифицировать исходя из структуры финансовых ресурсов местного самоуправления. К ним можно отнести следующие виды: а) муниципально-правовой пединститут бюджетных средств, формируемых за счет собственных и регулирующих источников доходов; б) муниципально-правовой пединститут внебюджетных средств (самообложение, субвенции, субсидии, муниципальные заимствования). 3. По структуре местного бюджета пединституты подразделены на: а) пединститут доходов местного бюджета; б) пединститут расходов местного бюджета. 4. По предназначению пединституты делятся на материальные и процессуальные. Материальные устанавливают статические величины, процессуальные – процедуру применения материальных подинститутов. 5. По цели пединституты делятся на две группы: а) обслуживающие систему местного самоуправления в целях решения задач только местного значения; б) нацеленные на осуществление отдельных государственных функций. 6. По принадлежности муниципально-правовые пединституты делятся на: а) собственно муниципальные; б) смежные с финансово-правовыми институтами. К собственным можно отнести пединститут утверждения местного бюджета на сессии представительным органом местного самоуправления. Смежный институт – например, формирование доходной части за счет как собственных источников, так и с помощью регулирующих источников доходов. В связи с тем, что муниципально-правовой финансовый институт является системой, имеющей подсистему в виде подинститутов, поддающихся классификации, его можно назвать самостоятельным институтом, входящим в общую систему муниципального права.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|