Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация стилей педагогического общения психолога В.А. Кан-Калика.

Вопросы к государственному экзамену по психологии и педагогике.

1. Особенности педагогического общения.

2. Стили педагогического общения.

3. Педагогические способности.

4. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.

 

5. Психологические особенности младшего школьного возраста.

6. Структура психологической готовности к обучению. Кризис 6-7 лет.

7. Мотивация учебной деятельности младших школьников.

8. Психологические особенности развития личности подростка.

9. Психологические основы кризиса подросткового возраста.

 

 

Вопрос №1. Особенности педагогического общения.

Любая деятельность осуществляется в общении. Общение – это сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности. В профессиональной деятельности педагога умение строить общение с коллегами, учениками и их родителями занимает ведущее место. От того, как педагог организует общение, зависит результат его труда.

Изучением структуры общения занимаются такие науки, как философия, психология, психиатрия, этология (наука о биологии поведения), информатика и др. Чтобы педагогическое общение было эффективным, учителю необходимо владеть основами данных наук, обладать культурой педагогического труда и хорошо развитыми личными качествами

В педагогическом общении происходит восприятие, понимание и оценка человека человеком, обмен информацией, духовными ценностями, имеющим определяющее значение на развитие личности школьника и его отношение к учебе. Поэтому необходимо, чтобы педагог не только был личностью, но и видел как в учениках, так и в себе самом личность, обладал высоким уровнем самопринятия и самоуважения. Вместе с тем уважение личности ребенка, его мнения, сочувствие и сопереживание школьнику также являются неотъемлемыми качествами учителя.

Понимание общения как простого диалога педагога с учащимися, сообщение взрослым указаний и требований, которые ребенок должен безукоснительно выполнять ошибочно. «Я убежден, - писал А.С.Макаренко, - что … нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться». Умение говорить, доносить смысл сказанного до разума и сердца школьника выступает мощным сред­ством достижения высокой результативности педагогического труда и самосовершенствования. Этим и объясняется постоянный интерес ученых к личности педагога и педагогическому общению, как органической составляющей педагогической деятельности.

В педагогическом словаре понятие «педагогическое общение» трактуется как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В отечественной педагогике и психологии существуют различные подходы в определении структуры общения. Наиболее распространенной является трехкомпонентная структура педагогического общения, включающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную составляющие (см. таблицу 1)

Таблица 1.

Коммуникативная Интерактивная Перцептивная
Обмен информацией партнерами в общении Организация взаимодействия между общающимися Процесс восприятия и познания партнеров по общению
Источники информации: речь, мимика, жесты, интонация, взгляд. Стили действий: 1.Ритуальное общение (соблюдений традиций и культуры данного социума). 2.Манипулятивное общение (отношение к партнеру как средство достижения цели). 3. Гуманистическое общение (личностное общение, направленное на удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании). Факторы общения:
  1. Фактор превосходства педагога.
  2. Фактор привлекательности (усилия человека выглядеть социально одобряемым образом).
  3. Фактор отношения (построение первого впечатления о новом человеке).
  4. Социальные стереотипы (устойчивое представление о каком-либо социальном объекте).
Результат: изменение поведения, коррекция взглядов и убеждений.   Результат: раскрытие внутреннего состояния, эмоциональный комфорт. Результат: установление взаимопонимания между партнерами.

Таким образом, достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности и умения слушать, слышать и понимать школьника. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность учителя в области психологических особенностей и закономерностей общения.

Овладение высотами педагогического общения - процесс сложный и длительный, требующий не кратковременности, а постоянного, на протяжении всей жизни напряжения интеллектуальных, нравственных и волевых сил. Это доступно и необходимо каждому педагогу, поскольку является социальным заказом нашего времени.

Вопрос №2. Стили педагогического общения.

Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога. Исследования в области педагогической психологии показывают, что индивидуальные различия педагогов могут способствовать становлению индивидуального стиля в общении. По своей сути стиль общения учителя – это индивидуальный «почерк» его профессиональной деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей и моделей, базирующихся на разных основаниях:

Классификация стилей педагогического общения психолога В.А. Кан-Калика.

- Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой педагог пользуется большим уважением у школьников. О нем, как правило, говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят».

- Общение на основе дружеского расположения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Данный стиль предполагает увлеченность общим делом при отсутствии панибратства.

- Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.

- Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

- Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...