Классификация стилей педагогического общения психолога В.А. Кан-Калика.
Вопросы к государственному экзамену по психологии и педагогике. 1. Особенности педагогического общения. 2. Стили педагогического общения. 3. Педагогические способности. 4. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.
5. Психологические особенности младшего школьного возраста. 6. Структура психологической готовности к обучению. Кризис 6-7 лет. 7. Мотивация учебной деятельности младших школьников. 8. Психологические особенности развития личности подростка. 9. Психологические основы кризиса подросткового возраста.
Вопрос №1. Особенности педагогического общения. Любая деятельность осуществляется в общении. Общение – это сложный и многогранный процесс взаимодействия людей в их совместной деятельности. В профессиональной деятельности педагога умение строить общение с коллегами, учениками и их родителями занимает ведущее место. От того, как педагог организует общение, зависит результат его труда. Изучением структуры общения занимаются такие науки, как философия, психология, психиатрия, этология (наука о биологии поведения), информатика и др. Чтобы педагогическое общение было эффективным, учителю необходимо владеть основами данных наук, обладать культурой педагогического труда и хорошо развитыми личными качествами В педагогическом общении происходит восприятие, понимание и оценка человека человеком, обмен информацией, духовными ценностями, имеющим определяющее значение на развитие личности школьника и его отношение к учебе. Поэтому необходимо, чтобы педагог не только был личностью, но и видел как в учениках, так и в себе самом личность, обладал высоким уровнем самопринятия и самоуважения. Вместе с тем уважение личности ребенка, его мнения, сочувствие и сопереживание школьнику также являются неотъемлемыми качествами учителя.
Понимание общения как простого диалога педагога с учащимися, сообщение взрослым указаний и требований, которые ребенок должен безукоснительно выполнять ошибочно. «Я убежден, - писал А.С.Макаренко, - что … нужно уметь сказать так, чтобы в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться». Умение говорить, доносить смысл сказанного до разума и сердца школьника выступает мощным средством достижения высокой результативности педагогического труда и самосовершенствования. Этим и объясняется постоянный интерес ученых к личности педагога и педагогическому общению, как органической составляющей педагогической деятельности. В педагогическом словаре понятие «педагогическое общение» трактуется как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В отечественной педагогике и психологии существуют различные подходы в определении структуры общения. Наиболее распространенной является трехкомпонентная структура педагогического общения, включающая коммуникативную, интерактивную и перцептивную составляющие (см. таблицу 1) Таблица 1.
Таким образом, достижение положительного результата общения и взаимодействия связано с накоплением и правильным обобщением информации друг о друге, зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога, его способности и умения слушать, слышать и понимать школьника. Важную роль играют психолого-педагогическая компетентность учителя в области психологических особенностей и закономерностей общения.
Овладение высотами педагогического общения - процесс сложный и длительный, требующий не кратковременности, а постоянного, на протяжении всей жизни напряжения интеллектуальных, нравственных и волевых сил. Это доступно и необходимо каждому педагогу, поскольку является социальным заказом нашего времени. Вопрос №2. Стили педагогического общения. Педагогическое общение осуществляется в разнообразных формах, зависящих главным образом от индивидуальных качеств педагога. Исследования в области педагогической психологии показывают, что индивидуальные различия педагогов могут способствовать становлению индивидуального стиля в общении. По своей сути стиль общения учителя – это индивидуальный «почерк» его профессиональной деятельности. Существует несколько классификаций педагогических стилей и моделей, базирующихся на разных основаниях: Классификация стилей педагогического общения психолога В.А. Кан-Калика. - Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. Такой педагог пользуется большим уважением у школьников. О нем, как правило, говорят: "За ним дети буквально по пятам ходят».
- Общение на основе дружеского расположения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Данный стиль предполагает увлеченность общим делом при отсутствии панибратства. - Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника. - Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. - Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|