Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ правового регулирования охоты

 

Основной нормативный акт, регулирующий отношения, возникающие в сфере использования объектов животного мира - ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. Он определил основные начала и принципы охраны и использования животного мира, в том числе и объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории РФ.

Несомненно, Федеральный закон "О животном мире" предусмотрел наиболее значимые стороны правового регулирования отношений в области охоты посредством определения правовых, организационных, экономических основ использования и охраны объектов животного мира, и, следовательно, в их числе объектов охоты. Однако такое регулирование следует признать недостаточным, поскольку оно не связано с определением порядка и условий осуществления охоты, ведения охотничьего хозяйства, о чем прямо свидетельствует отсылка к специальному федеральному закону об охоте и охотничьем хозяйстве (ст.41). Несмотря на то, что бланкетная норма об указанном Законе присутствует в законодательстве уже более десяти лет, он не принят, что позволяет говорить о пробельности экологического законодательства в этой части. Очевидно, что из положений ст.41 Федерального закона "О животном мире" следует обязательность соответствия всех принимаемых нормативных правовых актов об охоте и охотничьем хозяйстве, и федеральных, и региональных, данному запланированному специальному закону. Строго юридически, часть федеральных нормативных правовых актов в области охоты и охотничьего хозяйства, образующих основу правового регулирования соответствующих отношений, вызывает вопросы по правомерности их применения, поскольку ими не обеспечивается соответствие специальному федеральному закону, хотя и по той причине, что его просто нет, а равно Федеральному закону "О животном мире", как это требуется его ст.3, в связи с тем, что собственно отношения в области охоты Федеральный закон "О животном мире" не регулирует. [8]

ФЗ "О животном мире" регулирует охоту только в общих чертах. Однако даже немногочисленные положения российского законодательства, посвященные правовому регулированию использования объектов животного мира и охоты, достаточно четко, на наш взгляд, определяют основополагающие принципы такого использования. Например, Закон относит пользование дикими животными к лицензируемой деятельности. Законодатель, наряду с платностью, закрепил еще ряд условий пользования животным миром. Так, оно осуществляется с соблюдением федеральных и территориальных стандартов, правил, лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с ФЗ "О животном мире", иными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В процессе систематизации экологического законодательства Российской Федерации, особенно актуальном в настоящее время, когда число законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, природопользованию, неуклонно возрастает, а эффективность их применения продолжает оставаться низкой, неизбежно решение задачи восполнения пробелов правового регулирования, образовавшихся на федеральном уровне законотворчества. Один из связанных с этим острых вопросов выражается в проблеме правового регулирования отношений по охоте.

Важнейший структурный недостаток законодательства в рассматриваемой сфере - отсутствие фундаментального акта, имеющего высшую юридическую силу, прямое действие, консолидирующего все законодательство - закона об охоте. Формально необходимость такого закона опирается на прямое указание Федерального закона "О животном мире": "Отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" (ст.41).

Отметим, что в условиях работы по систематизации российского экологического законодательства стадия подготовки такого федерального закона может быть преодолена, но только в случае проведения кодификации всего экологического законодательства. В самом деле, все доступные формы систематизации экологического законодательства, за исключением кодификации, не предоставляют возможности сформировать федеральное законодательство об охоте. Кодификация же, напротив, позволяет решить проблему комплексно и кардинально, исключив необоснованное разнообразие, поскольку предполагает и обобщение существующих правовых норм, регулирующих отношения по охоте, и отбор наиболее эффективных и удачных среди них, и учет практики их применения, и создание новых правовых норм.

Кодификация законодательства об охоте и охотничьем хозяйстве при этом предполагает, с одной стороны, поднятие уровня правового регулирования отношений по охоте с подзаконного на законодательный, с другой - использование апробированных правовых норм, всего опыта правового регулирования, удачных формулировок законов субъектов Российской Федерации. Интерес с этой точки зрения представляет как сама структура законов об охоте субъектов Российской Федерации, так и их содержание с позиции выявления сформированных правовых институтов, механизмов правового регулирования отношений в области охоты. Иными словами, для создания законодательства об охоте на федеральном уровне важно учесть все положительные стороны законов субъектов Российской Федерации, а равно обратить внимание на коллизии и иные недостатки с целью их устранения и формирования условий, исключающих возможность повторения. [9]

Система законодательства Российской Федерации представлена законами и подзаконными нормативно-правовыми актами. Законы должны регулировать наиболее важные основополагающие общественные отношения и содержать нормы первичного, исходного характера и в основном прямого действия.

Иные нормативно-правовые акты должны приниматься в развитие и во исполнение законов, должны детализировать и конкретизировать их положения.

Итак, в рассмотренной ситуации на федеральном уровне действует комплекс подзаконных нормативных правовых актов, на региональном - имеются многочисленные примеры создания собственных законодательных актов об охоте и охотничьем хозяйстве. В последних отсутствует единство подходов к решению проблемы регулирования отношений по охоте, нередко эти законы противоречат общим тенденциям, заданным в федеральных подзаконных нормативных правовых актах об охоте, а также специальному федеральному законодательству (о животном мире, о налогах и сборах). Очевидно, что сложившееся положение требует пристального внимания законодателя, скорейшего формирования необходимого массива правовых норм, форма объединения которых уже задана действующим законодательством - это должен быть федеральный закон.


Заключение

 

Основной нормативный акт, регулирующий отношения, возникающие в сфере использования объектов животного мира - ФЗ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. Он определил основные начала и принципы охраны и использования животного мира, в том числе и объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты на территории РФ.

Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три взаимосвязанные функции: экономическую, экологическую, культурно - оздоровительную. Экономическое значение охоты - в удовлетворении материальных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо, шкура, рога и т.д.). Экологическое значение - в возможности регулирования численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нормального функционирования естественных экологических систем. В культурно - оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.

Животный мир - самостоятельный природный ресурс. Животные, отнесенные в установленном порядке к объектам охоты, или охотничьи животные - его составная часть. Поэтому порядок предоставления права пользования объектами охоты должен быть урегулирован именно отдельным законом, а не земельным, лесным и водным законодательствами.

В завершении работы хотелось бы еще раз подчеркнуть важность правового аспекта в области охоты. Важнейший структурный недостаток законодательства в рассматриваемой сфере - отсутствие фундаментального акта, имеющего высшую юридическую силу, прямое действие, консолидирующего все законодательство - закона об охоте. Правовая база данной отрасли экологического права еще далека от совершенства. Хотелось бы выразить надежду, что в дальнейшем пробелы будут ликвидированы.


Список литературы

 

1. ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ (ред. от 14.03.2009)"О животном мире".

2. "Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР" от 10.10.1960 (с изм. от 19.12.1994).

3. Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 №18 (ред. от 25.02.2009)"О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты".

4. Комментарий к ФЗ "О животном мире" (постатейный) под ред. С.А. Боголюбова - М.: Юстицинформ, 2002.

5. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный) А.Ю. Пуряева - М.: Юстицинформ, 2007.

6. Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) под ред. Н.Г. Салищевой. - М.: Проспект, 2009.

7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова. - М.: Норма-инфра, 1999.

8. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. - М.: Юрист, 1996.

9. Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. - М.: Юрист, 2001. с.93-94.

10. Игнатьева И.А. Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов РФ. // Экологическое право, №5, 2006.

11. Извеков Ю. Использование объектов животного мира. // Законность, №2, 2005.

 


[1] «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР» от 10.10.1960 (с изм. от 19.12.1994), п. 4.

[2] Ерофеев Б.В. Экологическое право России.- М.: Юрист, 1996, с. 51.

[3] Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Под ред. Ю.И. Скуратова. – М.: Норма-инфра, 1999.

[4] Комментарий к кодексу РФ об административных правонарушениях (постатейный) под ред. Н.Г. Салищевой. – М.: Проспект, 2009.

[5] Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 №18 (ред. от 25.02.2009) Правила «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», п. 4.

[6] Игнатьева И.А. Экологическое законодательство России и проблемы его развития. – М.: Юрист, 2001, с.93-94.

[7] «Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР» от 10.10.1960 (с изм. от 19.12.1994), п. 13.

Извеков Ю. Использование объектов животного мира.// Законность, №2, 2005.

[9] Игнатьева И.А. Проблема систематизации законодательства об охоте и правотворческий опыт субъектов РФ. // Экологическое право, №5, 2006.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...