Переход от авторитаризма к демократии.
В середине XIX века был сформулирован закон политического развития. Токвилль и другие мыслители полагали, что для страны со слабой и зарождающейся демократией нет ничего опаснее, чем слишком быстрые реформы и изменения. В этих условиях участие масс в политике обгоняет развитие политических институтов в обществе (партий и т.п.) и как следствие не удается остановить начавшиеся процессы. Интенсивная поляризация не способствует введению начавшегося процесса в демократические рамки, наступает «тирания черни» - охлократия. Не в одной стране переход от абсолютистских (авторитарных) систем к демократии не был безболезненным. В Англии 5 веков шла борьба за установление демократических условий. Переход Франции к демократической системе осуществлялся за 2 столетия, сопровождаясь революциями и волнениями. В современной политологической литературе принято выделять 3 пути перехода к демократии: · Эволюционный путь · Революционный путь · Военный путь, путем завоевания. Этапы перехода: 1. Кризис авторитарного режима – может быть вызван обстоятельствами как внутреннего, так и внешнего характера. Снижением легитимности на всех уровнях, возникновением разнополярных течения и т.п. 2. Установление демократии 3. Консолидация демократии Выделяют также модели перехода к демократии: · Линейная модель (является классической). Она подразумевает постепенное ограничение прав власти, и расширение прав и свобод личности, утрату избирательных цензов и т.п. · Циклическая модель – характеризуется чередованием авторитарных и демократических форм правления по определенным циклам. Правители либо свергаются военными хунтами, либо сами теряют власть.
· Диалектическая модель – характерна нестабильность переходов политических режимов, но переход к демократии при такой модели всегда осуществляется только под давлением созревших предпосылок. · Кооперативная модель – обладает сущностным потенциалом демократии, переход к ней осуществляется в ходе постепенной либерализации политического режима. · Конкурентная модель – характеризуется резкой либерализацией, распадом прежней системы и попытками внедрения новых политических институтов любой ценой. Такая модель перехода может сопровождаться насилием и гражданской войной. Исходя из предложенных моделей, политолог Пшеворский, попытался выделить 5 возможных исходов перехода к демократии: 1. Структура конфликтов такова, что не один демократический институт не может утвердиться, а политические системы начинают бороться за новую диктатуру. 2. Временный консенсус сил 3. Если бы были введены отдельные демократические институты, они смогли бы сохраниться, но соперничество противоположных политических сил мешает их становлению. 4. Если бы были введены отдельные демократические институты, они смогли бы выжить, но политические силы соглашаются на нежизнеспособность политической структуры. 5. Некоторые демократические институты смогли бы сохраниться и когда их вводят, они оказываются прочными. При анализе перехода от авторитаризма к демократии следует всегда помнить, что зрелая демократия, в полном смысле в полном смысле этого слова, возникает не сразу, а по прошествию времени, через 1-2 поколения.
Основная и дополнительная литература Основная литература: 1. Теория политики: учебное пособие / под ред. Б.А.Исаева.- СПб.: Питер, 2008.- 464с. 2. Политология: учебник / А. П. Кравченко.- М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2005.- 448с. 3. Политология. Конспект лекций: учебное пособие / Р.Т. Мухаев.- М.: Проспект, 2010.- 224с.
4. Политология: учебное пособие / А.Н. Булатова, З.Н. Исмагамбетова.- Астана: Данекер, 2005.- 160с. 5. Политология. Основной курс: учебник / К.С. Гаджиев.- М.: Высшее образование, 2005.- 461с.- (Основы наук). 6. Политология. Методы исследования/ Дж.Б. Мангейм, Р.К. Рич; общ.ред. А.К.Соколова.- М.: Весь мир, 1999.- 544с.- (Мегапроект "Пушкинская б-ка"). 7. Политология: Западная и Восточная традиции: учебник / А.С. Панарин.- М.: Книжный дом "Университет", 2000.- 320с. 8. Основы политологии: учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов / под ред. А.В.Малько.- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- 375с. 9. Политология: учебное пособие / под ред. М.А.Василика.- 3-е изд.- СПб.: Изд-во "Бизнес-Пресса", 2000.- 368с. 10. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 1997.- 447с. 11. История политических и правовых учений: учебное пособие / М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин.- М.: Проспект, 2009.- 480с. 12. Политология: учебник / А.Ю.Мельвиль и др.- М.: МГИМО (У) МИД России; Проспект, 2011.- 624с. 13. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы/ Р.Х. Чилкот; пер. с англ. В.А.Галкина.- М.: ИНФРА-М; Изд-во "Весь мир", 2001.- 560с.- (Высшее образование). 14. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге ХХ1 века/ Э. Тоффлер; пер. с англ.- М.: Изд-во АСТ, 2002.- 669с.- (Philosophy). 15. Политическая конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред.С.Ланцова.- СПб.: Питер, 2008.- 319с., ил.- (Учебное пособие). Дополнительная литература: 1. Политические конфликты: основания, типология, динамика/ А.В. Глухова.- М.: Эдиториал УРСС, 2000.- 278с. 2. Казахстанская политологическая энциклопедия/ гл.ред. Т.Т.Мустафин.- Алматы: Ин-т развития Казахстана, 1998.- 448с. 3. Главные идеологии современности/ В.П. Макаренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2000.- 476с. 4. Независимость. Демократия. Гуманизм (1991-2006)/ А.Н. Нысанбаев.- Алматы: Ин-т философии и политологии, 2006.- 378с. 5. Казахстан сегодня: монография / под общ.ред.Б.К.Султанова.- Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009.- 416с. 6. Стратегия Независимости/ Н.А. Назарбаев.- Алматы: Атамұра, 2003.- 312с. 7. Казахстан политический [Текст]: история, практика, личный опыт / С.А. Дьяченко.- Астана: Елорда, 2010.- 264с. 8. Правитель. Книга об искусстве управления людьми и государством/ Н. Макиавелли.- Алматы: ИД "Кочевники", 2002.- 128с.
9. На пороге ХХІ века/ Н.А. Назарбаев.- Алматы: Атамұра, 2003.- 256с., ил. 10. Политические технологии: ПР и реклама: учебное пособие для студентов вузов / Т.Э. Гринберг.- М.: Аспект Пресс, 2006.- 317с. Планы семинарских занятий Практические и семинарские занятия, их содержание и объем в часах (Всего 15 часов)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|