Глава III. Социальная работа с детьми девиантного поведения
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Эффективность государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью во многом определяется установлением гарантированного минимума социальных услуг молодежи. В молодежной среде приобретают ярко выраженный характер явления социальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации среди молодежи: в 1996 г. возраст 62,6 тыс. преступников составлял 14-15 лет, 129,6 тыс. – 16-17 лет, 367,5 тыс. – 18-24 года, 244,3 тыс. – 25-29 лет. За последние пять лет заметно увеличилось число подростков, совершивших групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в отдельных регионах – 70%. С распадом пионерской и комсомольской организаций образовался своеобразный застой в воспитательной работе с молодыми людьми. В этой связи молодежная политика и социальная работа направлены на создание системы социальных служб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения –с другой. В регионах России, особенно после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стали создаваться социальные службы: если к середине 1994 г. по линии комитетов (отделов) по делам молодежи в 150 населенных пунктах было организовано 265 социальных служб, тот в 1997 г. в стране насчитывалось 95 служб трудоустройства и профориентации молодежи (молодежные биржи труда), около 2000 социальных служб для детей и молодежи, 41 информационный центр для молодежи, 12 центров содействия малому предпринимательству молодежи. В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:
центр социально-психологической помощи молодежи для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях, профилактики и предупреждения девиантного и суицидного поведения данной категории молодежи; консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону; приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе; центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии; центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различными группами молодежи. Значительные успехи в области организации социальной работы с молодежью достигнуты в Астрахани, Новосибирске, Волгограде, Тюменской области и других регионах России. Среди общественных формирований несомненный интерес представляет деятельность Московского городского клуба инвалидов «Контакт-1», в рамках которого реализуется концепция «независимой жизни» детей с ограниченными возможностями с опорой на создание соответствующих социальных служб. Таким образом, система социальных служб для молодежи состоит как из государственных структур, так и неправительственных организации. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, к началу 1997 г. было зарегистрировано 96 молодежных и детских общественных объединений общероссийского уровня, а на региональном уровне – более 500 объединений. Пик формирования новых общероссийских организаций приходится на 1991 и 1992 гг. Общественные организации – и прежде всего те, которые входят в состав Национального совета молодежных и детских объединений России (образован в январе 1992 г.), - постоянно контактируют с органами государственной власти, решая вопросы своей деятельности.
Успешно развиваются информационные услуги для молодежи в Свердловской, Новосибирской, Белгородской, Астраханской, Волгоградской областях. В центры информации для молодежи, по данным исследований, обращались менее 6% опрошенных, и более 50% опрошенных не знают о существовании таких центров. Наиболее перспективным путем создания такой системы стала поддержка на федеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основная задача которых – обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь при создании социальных служб для молодежи. В 1997 г. по итогам конкурса социальных учреждений органов по делам молодежи 20 комплексам социальных молодежных служб и подростково-молодежных клубов были присвоены статусы: опорный центр, опорно-экспериментальный центр, экспериментальный центр.[15] Направлениями их работы являются: • оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб (Служба социально-психологической помощи детям и подросткам «Форпост» Екатеринбурга; Башкирский республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи); • правовая помощь молодежи и молодой семье (Центр социальной поддержки молодежи Курска; Комплекс социальных служб молодежи Астрахани) • профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними (Комплекс служб социальной помощи несовершеннолетним Новосибирска; Центр «Четвертый мир» в Москве; Комплекс социальной помощи подросткам и молодежи Перми);
• медицинская и медико-социальная помощь молодежи (Центр «Ювентус» в Новосибирске; центры реабилитации и планирования семьи в Хабаровске; Реабилитационный центр для детей, подростков и молодежи Самары); • информационное обеспечение социальных служб (Социальный центр молодежи Кузбасса; Городской центр социально-психологической помощи подросткам и молодежи «Шанс» в Туле). Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для молодежи и подростков. Такие центры действуют в Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской областях и других регионах. Квалифицированная экстренная психологическая помощь по телефону оказывается в подмосковных городах Щелкове и Подольске. В Красноярском крае созданы целевые программы: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (цель программы – создание в крае эффективной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.), «Дети – сироты» (профилактика социального сиротства, формирование системы социальной поддержки и адаптации к самостоятельной жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)[16] Несмотря на создание и развитие сети социальных служб различного профиля, сегодняшнее их количество не соответствует объективной потребности в них. Созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10% нуждающихся в социальных услугах. Необходимо создать в социуме условия и механизмы оптимальной социализации молодежи и перехода к новому уровню социальной работы – от отдельных центров и традиционных технологий к государственной межведомственной политике социального обслуживания, созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой.[17] Заключение На сегодняшний день общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних растет катастрофически быстро, а также меняется ее структура и характер. А в основе этих отклонений лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но вообще молодежные отклонения есть следствие социальных отношений в обществе.
Причина же становления девиантного поведения являются: несогласованность между целями и средствами, наличие социального неравенства в обществе, неравноправные отношения в семье. А вот динамика детской преступности характеризуется высоким уровнем латентности, неравномерностью по временным показателям, также динамика имеет практическую значимость для проведения профилактических работ с девиантами. Сама же профилактика включает в себя ряд мер: общего характера, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические. За последние годы создана сеть социальных служб различного профиля, но все-таки они не удовлетворяют полностью запросы общества. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления. Список литературы 1. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов. Свердловск,1986. 2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/С.А. Бадмаев. М.: 1997. 3. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей: Социально-психологические особенности/И.П. Башкатов. М.:1999. 4. Белкин А.С. Отклонение в поведении школьников: Учебное пособие/А.С. Белкин. Свердловск, 1973. 5. Бузько Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение/Н.М. Бузько. Кубанский институт, 1999. 6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра/М.И. Буянов М.: 1998. 207с. 7. Васильева Е. Молодежь и насилие/Е. Васильева// Социс.1995.№2. 8. Верин В.В. Статистическое изучение преступности подростков и несовершеннолетних в современной России/В.В. Верин. М:1999. 9. Гуров А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность/А.И. Гуров. М: Прогресс,1990. 10. Ильинский Я. Социология девиантного поведения/Я. Ильинский, В. Афанасьев. СПб: институт социологии РАН, 1993. 11. Клейберг Ю.А Социальная работа и профилактика девиантного поведения подростков/Ю.А. Клейберг, Н.В. Шахзадова.Тверь; Нальчик: 2000. 12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для ВУЗов/Ю.А. Клейберг.М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М»,2001. 160с. 13. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков/Ю.А. Клейберг. Кемерово: 1996.
14. Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение/А.И. Ковалева. М:1996. 15. Ланцова Л.А.. Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова// Социально-политический журнал.1993.№ 4. 16. Львова М.В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук/М.В. Львова. Ярославль: 2000. 17. Отклоняющееся поведение молодежи: Краткий словарь-справочник/ Под. ред. В.А. Попова, С.А. Завражина.1994. 18. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи/В.Ф. Пирожков. Тверь: 1994. 19. Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. 702 с. 20. Пискарев Д.П. Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи/Д.П. Пискарев. М.:1999. 21. Психолого-педагогическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармония в развитии личности детей и подростков. Воронеж, 1993. 22. Социальные отклонения/Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989. 365с. 23. Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. 336 с. 24. Тузов А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних/А.П. Тузов. Киев: 1982.111с. 25. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. 427с. 26. Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»/С.Д. Чиганова. Красноярск: Изд-во «Универс»,2002. 80 с. [1]Ланцова Л.А.. Социологическая теория девиантного поведения /Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова// Социально-политический журнал.1993.№ 4. [2] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 234. [3] Бузько Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение/Н.М. Бузько. Кубанский институт, 1999. Ст.104. [4] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 233. [5]Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. С.98. [6] Ковалева А.И. Социализация личности: норма и отклонение/А.И. Ковалева. М:1996.Ст.256. [7] Социальные отклонения/Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989. Ст.129. [8] Ильинский Я. Социология девиантного поведения/Я. Ильинский, В. Афанасьев. СПб: институт социологии РАН, 1993.Ст.87. [9] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 286. [10] Степанов В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. М: Академия, 2001. С.134. [11] Гуров А.И. Профессиональная преступность: Прошлое и современность/А.И. Гуров. М: Прогресс,1990.Ст.64. [12] Социальные отклонения/Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1989.С. 210-213. [13] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст. 317-326. [14] Пирожков В.Ф. Криминальная психология/В.Ф. Пирожков. М.: Ось-89, 2001. Ст.428-435. [15] [15]Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 233-240. [16] Чиганова С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»/С.Д. Чиганова. Красноярск:Изд-во «Универс»,2002. Ст.61-76. [17]Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 233-240.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|