Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Видные деятели Воронежской губернии в сфере благотворительности




 

Россия - территориально огромная страна, и её духовно-нравственный уровень определяется достижениями не только столиц и крупнейших городов, но и, в значительной степени, состоянием бескрайних «провинциальных просторов», которые ближе к русским народным корням и потому столь явно способствуют сохранению самобытности, неповторимости российской культуры. Поэтому особую важность приобретает исследование вопросов значимости меценатской деятельности в провинциальной культуре, а также выдающихся личностей в этой области.

Представители разных сословий отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. В каждом городе есть выдающиеся личности. Воронежская губерния не исключение. Благотворительностью в Воронеже занимались не только различные общества, попечительства и комитеты, но и частные лица, которые несмотря на свою немногочисленность оказали ощутимую поддержку не только городу, но и всей губернии. Их благотворительная деятельность была направлена как на социальные нужды людей, их духовное развитие, так и на муниципальное развитие города. Очень часто деятельность таких энтузиастов была намного важнее, чем деятельность отдельных комитетов. Воронеж XIX века нуждался в помощи именно таких благотворителей, которые жили и работали в нем, понимали и адекватно оценивали ситуацию в городе во многих аспектах и в различных сферах его жизни. На материальную поддержку государства рассчитывать не приходилось. Идей по улучшению Воронежа было великое множество, а финансовая составляющая вопроса не давала им дальнейшего развития. Но все же находились такие благодетели, которые не только хотели помочь Воронежской губернии, но и имели идейную и материальную базу, для того чтобы осуществить задуманное. Один из почетных благотворителей Воронежской губернии - это Сергей Николаевич Коломенкин, который внес огромный вклад в развитие своего города.

Сергей окончил в 1876 году - Московское техническое училище. Поступил инженером-механиком на завод Столля, через два-три года стал компаньоном на предприятии. Когда в 1879 году было организовано Товарищество «В.Г. Столль и Ко», С.Н. Коломенкин занял в нем должность директора-распорядителя и оставался им до самой смерти. Именно его огромная заслуга, что маленький заводик к началу ХХ века превратился в крупное акционерное предприятие, известное за пределами России и имевшее обширный рынок сбыта. В 1902 году товарищество отпраздновало свое 25-летие и одновременно - 25-летие работы директора-исполнителя.
Но заслуга С.Н. Коломенкина не только в успешной работе на заводе. Живя с женой, Александрой Федоровной, он полностью раскрылся для общества. Во многом благодаря ей он стал общественным деятелем и благотворителем. Все то многое, что он успел сделать, произошло в заключительный и очень короткий отрезок его жизни - с 1899 по 1905 год. А то, что не удалось доделать, завершила его вдова.

С.Н. Коломенкина ратовал за благотворительную медицинскую помощь населению, в первую очередь детскую, за открытие санаториев. Ранее, в 1893 году, этому обществу удалось открыть небольшую детскую оздоровительную колонию под Воронежем. Сюда принимали самых истощенных бедняцких детей. С.Н. Коломенкин вместе с супругой добился расширения колонии, за изыскание средств на ее нужды [15, с. 14-15]. Были учреждены пять стипендий от завода Столля и две - лично от Сергея Николаевича и Александры Федоровной Коломенкиных. Для колонии предоставил свою дачу возле станции Графская давний компаньон Коломенкина - основатель завода В.Г. Столь.

На средства супругов Коломенкиных в колонии были построены домик-изолятор и хозяйственные постройки. Сергей Николаевич всячески пропагандировал физкультуру и ручной труд детей.

В 1902 году С.Н. Коломенкин организовал единственный в Воронеже детский сад. Городская Дума, гласным которой он был с 1897 года, предоставила для этого Старый Думский сад на Большой Московской улице [15, с.15]. В детском саду был проведен водопровод, устроены площадки, возведены необходимые постройки, приглашена из Петербурга для руководительства играми специалистка-лесгафтичка г. Кравцова, создался штат помощниц из местных дам и девиц. Сергей Николаевич так горячо принялся за дело и так быстро привлек внимание к саду, что он буквально осаждался детьми.

В 1903 году завод организовал в Воронеже «Общество попечения о детях» и устроил при этом обществе убежище для беспризорников. Столля единогласно избирают председателем общества. В 1905 году он выстроил новое здание детсада [15, с.16].

С 1901 года С.Н. Коломенкин был избран гласным губернского и уездного земских собраний. А тремя годами позже он поставил перед земством, а заодно и перед городской Думой вопрос об организации детского труда в начальных школах. Врач-психиатр Н. Вырубов вспоминал также, что С.Н. Коломенкин выступал против сокращения числа коек в больнице губернского земства и помогал в организации земской психлечебницы «Орловка».

-летний юбилей Сергей Николаевича Коломенкина никто не отмечал потому, что долгие годы оказались забыты и его имя, и дата рождения, так как и по сей день можно лишь приблизительно сказать, в каком году он родился. Однако в 1906 году, сразу после кончины С.Н. Коломенкина, в память о нем была издана книга, причем не в Воронеже, а в Петербурге. Посмертная брошюра, которая называлась «Сеятель доброго, вечного…», не сделала все доброе вечным. С кончиной С.Н. Коломенкина лопнуло новое общество, закрылся детский сад. Вот почему его друзья так спешили издать брошюру о нем: главное, они боялись, что вместе с Сергеем Николаевичом умрут его добрые идеи и помыслы, порывы и поступки. Составители книги видели в С.Н. Коломенкине мыслителя, обладавшего логической убедительностью, понимавшего задачи попечения о детях, сознающего язвы жизни и стремившегося врачевать их не грошовой и не громкой благотворительностью. Письма и статьи Сергея Николаевича в качестве отдельного раздела книги помещены «Мысли, заметки и наброски С.Н Коломенкина». После выхода в свет назидательной брошюры самым последовательным продолжателем дел показала себя его вдова. На пожертвованные ею крупные суммы из семейного капитала в 1907 году в Воронеже, в Старом Думском саду, была организована Художественно-ремесленная учебная мастерская имени С.Н. Коломенкина. А в 1910 году на станции Графская на базе бывшей колонии открылся детский туберкулезный санаторий «Общества охранения народного здравия» [15, с.16]. Он оказался действительно вечным, т.к. действует по настоящее время в системе Областного здравоохранения.

С уверенностью можно сказать, что частные меценаты заполняли те пробелы в инфраструктуре города, на которые государство не обращало внимания, и более того, не могло выделить средств. К тому же воронежские благотворители достаточно хорошо знали такие пробелы, ведь сами проживали непосредственно в городе.

Еще одна забытая в середине XX века личность выдающегося деятеля культуры Михаила Алексеевича Веневитинова - ученого, просветителя, организатора музейного дела, мецената - сейчас закономерно расцветает в истории. Михаил Веневитинов словно находился в тени своего известного дядюшки - поэта Дмитрия Веневитинова. Тем не менее именно Михаил Алексеевич много лет отдал родной воронежской земле, а в конце жизни посвятил себя сбережению исторических реликвий России.

В начале 1870-х годов в жизни М.А. Веневитинова наступили переломные события: он перешел на основную службу в столичные правительственные учреждения, но в то же время вступил в наследство воронежскими имениями и здесь проявил себя как примерный хозяин и душа общества. Нет сомнений, что на достижения в общероссийской науке и культуре его вдохновляли родные края, и он считал воистину родными не залы Зимнего дворца, а донские дали.

В 1895 году он был назначен директором Московских Публичного и Румянцевского музеев [16, с.2-3]. И его директорство стало блестящей страницей в истории музеев. М.А. Веневитинов отремонтировал знаменитый Пашков дом и приложил все усилия, чтобы румянцевский музей приобрел, в том числе на личные средства директора, частные библиотеки и предметы искусства. Старания были оценены: в 1897 году историка избрали в почетные члены Императорской академии наук, в 1898 году пожаловали ему орден Св. Станислава 1-й степени. Собрание музея послужило основой для Российской Государственной библиотеки.

В усадебной жизни ярко проявилась и благотворительность Михаила Алексеевича. На его средства в селе Новоживотинном Воронежской губернии были выстроены земская школа, открывшаяся в декабре 1872 года, и земская больница. С 1894 года он являлся попечителем сельскохозяйственной школы в селе Конь-Колодезь. В1898-1899 годы на пожертвованные им 10 тыс. рублей в селе Гнездилово была построена земская межуездная больница [16, с.2-3]. В этой больнице работал видный земский врач и политический деятель А.И. Шингарев - в будущем министр Временного правительства. В1901 году А.И. Шингарев выпустил нашумевшую книгу «Вымирающая деревня», посвященную бедственному положению крестьян в селе Новоживотинном и соседней деревне Моховатке, бывших крепостных владениях Веневитиновых. Санитарно-экономический анализ этих селений автор выбрал явно не случайно, в связи с содействием Веневитинова медицинскому делу. А.И. Шингарев показал, как крестьяне села Новоживотинного попали в экономическую ловушку, подготовленную реформой 1861 года, как они разорялись и голодали на рубеже веков, а во времена крепостного права получали большую материальную помощь от своих хозяев Веневитиновых.

Брак М.А. Веневитинова выдался и счастливым, и трагически недолгим. Будучи губернским предводителем, он женился на Ольге Александровне, дочери известного общественного деятеля Москвы князя А.А. Щербатова. Молодая, редкой душевной красоты женщина дала новый всплеск энергии своему несколько спокойному по характеру мужу. Именно тогда квартиру Веневитиновых в Воронеже, при Дворянском собрании, стали считать центром местной общественной жизни. Супруга М.А. Веневитинова опекала больницу, где лечились бедные воронежцы, и заразилась там черной оспой. В 1892 году Ольга умерла, не успев родить детей. Семейное горе отразилось и на здоровье ученого. В 1900 году инсульт лишил его речи и возможности писать. Михаила Веневитинова отправили в родное село Новоживотинное, где он и умер от повторного удара 14 сентября 1901 года - в день рождения Дмитрия Веневитинова. До последнего дня Михаил Алексеевич, словно добрый домовой, оставался главным хранителем родового гнезда. Прах его перевезли в Москву, в Донской монастырь, опустив в землю возле храма, рядом с супругой. В настоящее время могилы Веневитиновых сохраняются в 1-м квартале Донского некрополя под № 1.

Вложения благотворителей в Воронежской губернии были направлены не только на духовную сферу, но также и на повышение уровня и качества жизни. Причем вложения эти были отнюдь не маленькими. Нельзя не заметить Степана Лукьяновича Кряжова, сделавшего город Воронеж более цивилизованным. В основном он направлял свою благотворительную деятельность на благоустройство Воронежа, об этом можно судить по вложению его средств не только в водопровод, но и в освещение города.

18 октября 1869 года в Воронеже начал работать первый городской водопровод [3, с.72-130]. Он был построен на собственные средства Степана Лукьяновича Кряжова - крупнейшего воронежского благотворителя XIX века, бывшего городским главой с 1866 по 1875 годы. Его отец, Лукьян Артемьевич, благодаря упорному труду и честности, заслужил освобождение от крепостной зависимости для себя и своей семьи. Он был неграмотным, но приобрел навыки винодела и, поселившись в Воронеже, занялся винокурением, арендовав завод в селе Маклок. Продукция Кряжовых поставлялась не только в Воронежскую, но и Московскую, Новгородскую, Тамбовскую и другие губернии. Успешная предпринимательская деятельность позволила Лукьяну Артемьевичу за несколько лет нажить миллионное состояние.

Став миллионером, гласный городской думы Лукьян Артемьевич Кряжов не тратил деньги на собственные удовольствия, а старался расходовать их на общественные нужды. Воронеж испытывал острый недостаток воды, поэтому Лукьян Артемьевич очень хотел создать в городе водопровод. Но осуществить свой замысел он не успел и взял обещание с сына непременно выполнить эту волю.

В 1866 году купец первой гильдии Степан Лукьянович Кряжов был избран городским главой и вскоре принял решение, на собственные деньги провести первый в Воронеже водопровод. По оценкам современников, С.Л. Кряжов истратил на него от 100 до 150 тысяч рублей серебром. Водопровод включал напорную башню и подземные магистральные трубы, проложенные от башни по Большой Дворянской и Большой Московской до Митрофановского монастыря. Вода бралась из реки Воронеж и поднималась наверх с помощью водокачки, оборудованной на правом берегу. Протяженность первого трубопровода составляла около 5,25 км.

С 1872 года началось расширение водопровода за счет личных средств С.Л. Кряжова и «запасного городского капитала». В 1873 году вода стала поступать не только в центр города, но и на окраины. В 1875 году длина трубопровода достигла почти 15 км. По воле С.Л. Кряжова водопровод был передан городу, и часть доходов от него регулярно отчислялась на обучение детей бедных граждан.

Помимо устройства водопровода Степан Лукьянович Кряжов неоднократно совершал и другие благотворительные пожертвования. Например, городским главой он работал бесплатно, а причитавшееся ему жалование - три тысячи рублей в год - перечислял на нужды народного образования.

По инициативе С.Л. Кряжова Дума провела полную реконструкцию уличного освещения. В 1872 году спирто-скипидарные фонари были заменены на новые и более экономичные керосиновые. Освещение появилось на многих окраинных улицах города.

Сейчас такие вложения кажутся немыслимыми, но тогда находились люди, которые зарабатывали деньги не только на свое благо, но и на благо общества и города, в котором они жили. К сожалению вместе с этими людьми ушла целая эпоха расцвета меценатства и благотворительной деятельности в России, масштабы которой удивляют нас даже сейчас.

Оценивая благотворительность в Воронежской губернии можно отметить, что она являлась одной из самых «щедрых» по сравнению с Курской и Тамбовской губерниями, то есть с теми которые находились в непосредственной близости от Воронежской. Меценатство в Воронеже осуществлялось в разных направлениях и имело различные источники. Благотворительная деятельность носила абсолютно безвозмездный характер. В XIX веке стремительными темпами развивались различные по своему виду деятельности комитеты и общества. Они старались оказать помощь людям, а именно тем, кто особенно в ней нуждался, а таких в губернии было немало. Жители нуждались в доступном жилье, которое не мог позволить себе обычный человек, нередко нуждались в продуктах питания, одежде, проявляли потребность в труде, что не всегда было доступно. В этом и старались проявлять заботу комитеты и общества, создавая приюты при поддержке частных лиц.

Благодаря благотворительной деятельности меценатов воронежцы имели возможность развиваться духовно. В данном направлении отмечаются многочисленные пожертвования купцов, дворян и людей высших сословий. На их средства строились церкви и богадельни. Роль духовного ориентира в жизни общества XIX в. занимала церковь и являлась одной из важных структур, которая оказывала влияние на его развитие и менталитет. Именно к концу XIX века значительно увеличилось количество духовных заведений в Воронежской губернии. Было построено около 10 церквей, и множество восстановлено, причем не на деньги государства, а на деньги частных лиц. Но в этом заслуга не только высших слоев, здесь немаловажны вложения всех слоев населения. Плановый ремонт церквей осуществлялся на деньги купцов-старост. Но не только церкви были во внимании благотворителей. Развивались массово-доступные культурные учреждения. Это относится к театрам, когда меценаты материально обеспечивали актеров и здания, библиотекам, музыкальным и рисовальным школам, музеям, которые считались учреждениями именно благотворительными, то есть содержавшимися не на средства государства, а исключительно общественниками-энтузиастами. Выдающимися личностями города Воронежа развивалась инфраструктура, которая до этого не удовлетворила потребностей жителей. До 1869 года в городе даже не было водопровода, но благодаря энтузиасту - благотворителю он появился, а позже было заменено освещение во всем городе на его же личные средства. Конечно, уровень развития благотворительного дела не был таким высоким как в Москве, но даже такая помощь Воронежу очень дорогого стоила, еще дороже ценится ее полезность общественному делу - это необходимо осознавать и ценить.

В Воронежской области знают людей, без которых духовная жизнь была бы значительно беднее. Богатые люди разных сословий вкладывали свои деньги в строительство храмов, учебных заведений, приютов и больниц, театров, музеев и библиотек, назначали стипендии талантливым студентам, жертвовали значительные суммы бедным людям.

Имена их не затерялись среди многочисленных персонажей прошедших эпох. Воронежские меценаты - это сложные, часто противоречивые натуры. Но они видели больше и острее чувствовали, чем многие их современники, потребности общественного развития, чему и отдавали свои силы, знания, ум и сердце.


Заключение

Сложные времена, переживаемые сегодня Российским государством, в следствие мирового финансового экономического кризиса характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. Остро нуждаются в поддержке такие сферы как образование, здравоохранение, искусство. Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Одним из факторов решения государственных проблем выступает меценатство.

В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для современности. В данном исследовании изучены лучшие традиции отечественного меценатства как уникального явления, представляющие значимость и актуальность для овладения профессиональных навыков менеджера в современном образовании.

В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили расцвет национальной культуры в конце XIX - начала XX века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном слое. Меценатство, и в еще большей степени благотворительность, позволили решить и более насущные задачи. В истории любого общества имеется период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы.

Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются в данной работе, как на государственном уровне, так и на региональном (на примере Воронежской губернии).

Меценатство является важнейшим феноменом культуры, сущность которого контекстуальна, ее можно рассматривать только в единстве философского, исторического, культурологического, экономического, социально-психологического, антропологического подходов. Анализ содержания феномена меценатства позволяет исследовать его как сферу социальной активности, направленную на поддержку и развитие культуры, искусства и науки.

На формирование и развитие российского меценатства конца XIX - начала XX вв., ставшего неотъемлемой частью духовной жизни общества, повлияли особенности русского характера, национального менталитета: гражданское сознание, духовное совершенство, милосердие, религиозность, дух соборности, просвещённость и художественная эрудиция, щедрость души, подлинный патриотизм, следование традициям.

Меценатство формировалось на основе географических, социально-экономических, культурно-исторических факторов и к началу XX века стало неотъемлемой частью духовной жизни российского общества.

История развития меценатства подтверждает, что его представителям был присущ истинный патриотизм. Характерное для россиян милосердие тесно связано с чувством глубокой религиозности, духом соборности, которые проявились в поддержке отечественной культуры в целом.

Русское меценатство - синтез экономики с просвещением. Именно пожертвования промышленников, купечества способствовали развитию искусства и науки, росту культурного, образовательного уровня общества. Русское дворянство (близость к крестьянству) и купечество (крестьянское происхождение) стали подлинными хранителями традиционной национальной народной культуры. Представители отечественного меценатства являли собой образец просвещённости, компетентности, художественной эрудиции. Природная щедрость, «широта души» стимулировали тот «чисто русский размах», которым отличалось отечественное меценатство.

Россия, в которой огромные пространства занимает провинция, имеет свою специфику и в сфере меценатства. Представляется перспективным использование специфики регионов в знании местной экономики, культурных традиций, людей - как благотворителей, так и благополучателей. Лучшие его традиции могут и должны служить ориентиром для наших современников.

Развитие меценатства в Воронежской губернии XIX - XX вв. характеризовалась общими для России тенденциями и определялась конкретными политическими и экономическими условиями в государстве. Благотворительность в Воронежской губернии получила более широкое распространение в XVIII и XIX веках. Столица Черноземья испытывала недостаток культурных, социальных, жизненно-необходимых учреждений и развитой инфраструктуры. Город нуждался в модернизации. При тех обстоятельствах, что государство не брало на себя инициативу строить церкви, училища, приюты, больницы, которых очень не хватало, местные купцы и дворяне старались помочь городу, причем не только своими связями, но и материальными средствами.

Рассмотрение всех сторон вложений меценатов Воронежской губернии дает возможность проанализировать развитие благотворительных обществ и благотворительности в целом в губернии по сравнению с другими. Частью государственной внутренней политики становится общественное призрение. Следует отметить, что в количественном отношении благотворительных учреждений в крае было больше, чем в других губерниях Центрального Черноземья. Большая их часть содержалась на средства комитетов обществ, на частные пожертвования, которые осуществляли представители разных сословий, в том числе дворянства, духовенства и в большей степени купечества. В Воронежской губернии благотворительных обществ насчитывалось около тридцати [5, 98с.], например, «Воронежский попечительный о бедных комитет», было развито попечительство детских приютов, оздоровительные и социальные учреждения, которых катастрофически не хватало в Воронеже, «Общество вспомоществования бедным», «Воронежского губернского комитета по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией», «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям». Обращает на себя внимание то, что деятельность их в основном была связана с системой образования, оказанием помощи учащимся, учебным заведениям. По количеству благотворительных учреждений Воронежская губерния опережала как Курскую, так и Тамбовскую. Вместе с тем, приоритетной была церковноприходская благотворительность. В ведении духовного ведомства в Воронежской губернии находилось 36 благотворительных учреждений, это более чем в 7 раз больше, чем в Тамбовской губернии.

По праву одной из первых форм благотворительности в Воронежской губернии принято считать жертвования крупных помещиков и купцов на строительство храмов.

Благотворительностью в Воронеже занимались не только различные общества, попечительства и комитеты, но и частные лица, которые, несмотря на свою немногочисленность, оказали ощутимую поддержку не только городу, но и всей губернии. Их благотворительная деятельность была направлена как на социальные нужды людей, их духовное развитие, так и на муниципальное развитие города. К числу выдающихся благодетелей Воронежской губернии следует отнести С.Н. Коломенкин, В.Г. Столль, М.А. Веневитинов, С.Л. Кряжов, Г.Д. Самофалов, Н.А. Клочков и др.

Отличительная особенность меценатства состоит в возможности обеспечения условий для образования или самовыражения, предполагая в качестве своей конечной цели достижение более высоких интеллектуальных, культурных, нравственных, этических ценностей общественного значения. В известном смысле, меценатство можно рассматривать и как способ сохранения, поддержания и преумножения ценностей отечественной культуры. В основе меценатства лежит благотворительная деятельность отдельных личностей и социальных групп, несущая на себе отпечаток их вкусов, пристрастий и характеров и имеющая различную мотивацию.

Принимая во внимание тот факт, что возрождение меценатства в России началось примерно два десятилетия назад, целесообразно было рассмотреть опыт, накопленный в этой области ранее.

Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.

Меценатство в России в конце XIX - начале XX вв. как на государственном, так и на региональном уровнях представляет собой феномен, которому нет аналогов в мировой истории.

Сущностью меценатства как социокультурного феномена остается, как и прежде, бескорыстный характер, оно является видом негосударственной благотворительной деятельности, направленной на поддержку и стимулирование различного рода творческих инициатив в области искусства, образования и культуры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Аронов А.А. Золотой век русского меценатства, МГУКИ, 1995, 115 с.

[2] Анисина Е.А. диссертация и автореферат по ВАК 24.00.01, Формирование моделей меценатства в России, 2009,www.dissercat.com

[3] Астахова Н.В. Меценатство как формообразующий пласт культуры, Дис. канд. филос. наук, Тамбов, 2002, 175 с.

[4] Бакштановский В. И. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства, Томский университет, 1992, 235 с.

[5] Балицкий Р.Н. Меценатство и благотворительность в центральном Черноземье в конце XIX начале XX вв., Автореф. дис.. канд истор. наук. Курск, 2004, 206 с.

[6] Бобровская Н.Н., Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я, Дело и сервис, 2003, 255 с.

[7] Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России, Москва, 1989, 192 с.

[8] Гавлин M.JI. Меценатство в России: научно-аналитический обзор, Юнион, 1994, 469 c.

[9] Государственный архив Воронежской Области, И19 - Оп. 1.- Д. 23

[10] Государственный архив Воронежской Области, И19 - Оп. 1 - Д. 94

[11] Государственный архив Воронежской Области, И19- Оп. 2- Д. 189

[12] Государственный архив Воронежской Области, И19- Оп. 2- Д. 558

[13] Дудин А., Меценат и мир, ООО «Бит», 1996, 53 c.

[14] Полунина Н.М., Коллекционеры России XVII начала XX веков, энциклопедический словарь, 2005, 560 c.

[15] Попов П., Сеятель доброго. Не вечного? Воронежский телеграф № 3, 2009

[16] Савченко А.П., Благотворительность в Воронежской губернии

в XVIII - начале XX веков, Воронежский телеграф №7, 1999

[17] Попов П. Благотворительность в Воронежской губернии, Воронежский телеграф №9, 2000

[18] Сборник «Известные Воронежцы», приложение к Воронежской Энциклопедии, под редакцией Карпачёва М.Д, Воронеж, 2009, 38 c.

[19] Сведения о числе благотворительных обществ, учреждений и лиц, воспользовавшихся благотворительностью в воронежской губернии, 1896 г.

[20] Карпачёв М.Д., Воронежская Энциклопедия, Воронеж, 2009, 524 c.

[21] Карнишин В.Ю. История российского предпринимательства и меценатства, Пенза, ПГТУ, 1997, 108 c.

[22] Кононова Т.Б., Очерки истории благотворительности, Дашков и Ко, 2006, 340 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...