Институт управленческих кадров
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Факультет Государственное управление Кафедра Международных отношений Специальность Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Международная торговля» на тему: «Международная торговля товарами и ее особенности»
Студент курса группа ГРВЭД зв-03 М.А. Самкевич
Минск 2013 Содержание
ВВЕДЕНИЕ . ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ Понятие мирового рынка и внешней торговли Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях Мировое регулирование внешней торговли . СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ Структура и тенденции мировой торговли Основные показатели мировой торговли товарами . МЕСТО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ Состояние внешнеторговых отношений Республики Беларусь Перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современном мировом сообществе все возрастающие масштабность и значимость приобретают процессы международной экономической интеграции. Являясь результатом в первую очередь грандиозных успехов научно-технического прогресса и углубления общественного разделения труда, они привели к радикальному изменению облика мировой экономики, к появлению в последние десятилетия XX в. такого феномена, как высокоэффективные региональные интеграционно-хозяйственные комплексы. Среди них наиболее заметная роль принадлежит западноевропейскому интеграционно-экономическому региону, добившемуся крупных успехов в деле взаимопроникновения и взаимопереплетения ранее самостоятельных национальных хозяйств.
Современный мир живет в эпоху глобализации. Глобализацию можно кратко определить как объективный процесс формирования единых принципов мирового жизнеустройства. Глобализация охватывает все сферы жизни современного общества: политическую, социальную и экономическую. В экономической сфере одним из главных результатов развития глобализации стало резкое усиление экономической взаимозависимости стран мира, которая привела к формированию по-настоящему единого мирового хозяйства. «Мировая экономика стала глобальной, так как основные виды экономической деятельности, такие как производство, потребление и циркуляция товаров и услуг, а также их составляющие (капитал, труд, сырье, управление, информация, технологии, рынки) организуются в глобальном масштабе...». В условиях НТР страны разных общественно - экономических систем взаимно заинтересованы в обмене научно - техническим опытом, продукцией новейших производств, результатами научных исследований и опытно конструкторских разработок. Процесс глобализации носит объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира и позицией стран участниц мирового сообщества с интересами которых необходимо считаться. Целью исследований в курсовой работе является изучение особенностей современной мировой торговли. Объектом исследования в курсовой работе является Республика Беларусь. Предметом исследования является мировая торговля и внешнеэкономические процессы, связанные с ней. В связи с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:
. Изучить литературные источники по заданной теме; . Изучить основы международной торговли товарами; . Рассмотреть современное состояние мировой торговли; . Проанализировать место Республики Беларусь в международной торговле; . Определить перспективы развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь. Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, материалы периодической печати, соответствующие нормативно-правовые документы. При написании курсовой работы были использованы следующие методы научного познания: аналитический, системный подход, статистический.
1. ОСНОВЫ Международной торговли товарами
Понятие мирового рынка и внешней торговли
Первая и старейшая форма международных связей - торговля, возникла под воздействием международного разделения труда. Последнее вызвало к жизни необходимость обмена товарами, произведенными в отдельных странах. Кроме того, практически ни одна страна не обладает необходимыми ресурсами, чтобы полностью удовлетворять всю систему постоянно развивающихся общественных потребностей. Торговля товарами и услугами доступна практически всем, даже слаборазвитым странам: если у них нет товаров, пользующихся спросом, предлагаются экологически чистые зоны отдыха, экзотика африканского и тихоокеанского побережья. В итоге внешняя торговля стала общественным источником дохода для всех стран и создала дополнительные условия для экономического роста. В то же время страны оказываются в определенной зависимости друг от друга. Чтобы полнее удовлетворять потребности населения своей страны, каждая из них покупает импортные товары и услуги [5, c. 59]. В литературе часто дается следующее определение: “Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах”. Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.
Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля объединяет движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производство. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства [2, c. 103]. Под термином “внешняя торговля” понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров. Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами. Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие “международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п. [5, c. 102] Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.
В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей. Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. Таким образом, мировая торговля - это одностороннее перемещение через границу товара, материальных ценностей в обмен на денежные потоки. Мировая торговля рассматривается в трех аспектах [2,. 167]: . Организационно-технический аспект. При этом основное внимание уделяется проблемам, связанным с продажей товаров, их движениям между контрагентами, пересечением границ с расчетами и т.п. . Организационно- рыночный аспект - при котором мировая торговля определяется как совокупность мирового спроса и мирового предложения . Социально-экономический аспект. Предполагает возникновения в результате мировой торговли особых общественно-экономических отношений между странами - участницами мировой торговли. Современные особенности мировой торговли:) Резкое возрастание международной торговли товарами и услугами под влиянием НТР) Изменение в географическом распределении, т.е. происходит сокращение удельного веса развивающихся стран и возрастание веса промышленно развитых стран) Происходит изменения в товарной структуре экспорта под воздействием МТР в сторону увеличения обмена наукоемкой продукцией и услугами) неравномерность развития внешнеторгового оборота, исчисленного не на душу населения) появляются новые отрасли производства, что повлекло рост зависимости ряда стран от импорта продукции) мировая торговля все более сводится к заранее согласованным поставкам товаров между кооперирующимися предприятиям разных стран
1.2 Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
мировой рынок внешний торговля Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций - протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 50-60-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 70-80 годы прокатилась волна «нового» протекционизма. Тенденция к либерализации 50-х и 60-х годов принимала форму уменьшения величины таможенных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений. Если в середине 50-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%, то в 70-х годах она уменьшилась до 7-10%, а сейчас колеблется в пределах 3-5%. [6, c. 177] Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система регулирования приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм получает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в 70-е годы, фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным. Активизируется создание новых замкнутых экономических группировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки. Результатом указанной выше тенденции становится постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего благоприятствования. Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутри-регионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима. На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение «развязывающих оговорок», позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения значительного ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Из всего этого можно сделать вывод, что равнодействующая тенденция проявляется в либерализации мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров. Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их превращения в жизнь. Сосуществование протекционизма и одновременно либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции [6, c. 178]. В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на НИОКР, государственная помощь экспорту обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок, повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования. Такой метод активно применяли правительства США и Японии, создавал в 80-х годах ЭВМ нового поколения. В случаях поставок крупных материалоемких товаров, обладающих большой стоимостью, зачастую используется прямое государственное финансирование. Такие методы широко применялись в 70-е и 80-е годы США и Великобританией при поставках судов и нефтяных буровых платформ, при этом величина субсидий колебалась от 10 до 30-40% стоимости товара. Наконец, в развитых странах довольно активно используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран Европейского союза. Средства прямого экспортного кредитования и финансирования негативно расцениваются мировым сообществом, прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип свободной конкуренции. Международные нормы более либеральны по отношению к таким средствам, как экспортное кредитование и страхование экспортных поставок. В случае кредитования международные соглашения обычно фиксируют максимальное значение допустимой процентной ставки кредитования. Экспортное кредитование касается прежде всего поставки значительных по стоимости товаров и охватывает около 12-20% всего объема экспорта развитых стран. Наблюдается постепенное расширение практики страхования экспортных поставок. В настоящее время в Республике Беларусь таким видом деятельности занимается ЗАО «Белэксимгарант». Удлиняется срок страхования, облегчаются условия выплаты страховки и т.д. Еще одна форма поддержки экспорта - помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследований иностранных рынков и т.д. Так, Великобритания в 80-х годах ежегодно организовывала 300-400 зарубежных выставок, большая часть расходов при этом покрывалась за счет государства. Аналогичную помощь своим экспортерам оказывают посольства Японии, Франции, Германии и других развитых стран. В общем можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования. Еще раз подчеркнем, что общий курс на либерализацию между народной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера по отношению к отдельным товарам в некоторых странах. С учетом этого необходимо остановиться на многостороннем регулировании международной торговли, прежде всего по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАП) и его преемницы - Всемирной торговой организации (ВТО).
1.3 Мировое регулирование внешней торговли
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАП) как глобальная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, было создано в Женеве в 1947 г. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после Второй мировой войны, повели борьбу за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота. На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Созданное на базе несколько скорректированных американских предложений оно проникнуто идеей свободы торговли, т.е. равенства всех участвующих сторон [6, c. 180]. В конечном счете определились следующие базовые положения и нормы, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность ГАТТ и современной его преемницы ВТО: недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, основанные на взаимном обеспечении равного подхода к товарам и услугам, происходящим из всех стран, и национального режима, или равного подхода к товарам и услугам импортного и отечественного происхождения в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих торговлю; неприменение количественных ограничений или аналогичных им мер в целях защиты национального рынка; взаимность в предоставлении торговых уступок, связанных с расширением доступа товаров и услуг на рынки стран-членов; разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров с использованием специально созданного для этого в ВТО механизма. ведение внешнеторговых операций на частно-правовой основе. Первое и важнейшее положение, принявшее форму режима наибольшего благоприятствования, есть не что иное, как тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли. Режим наибольшего благоприятствования формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения в случаях создания специальных экономических (интеграционных) группировок. В момент создания ГАТТ такие исключения предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. В настоящее время, однако, основная масса исключений из режима наибольшего благоприятствования приходится на интеграционные группировки: Европейский союз, Европейскую Ассоциацию свободной торговли, латиноамериканские, североамериканские и другие региональные интеграционные группировки, а также ассоциированные с ними страны. Особо оговорено предоставление развивающимся странам права пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе, т.е. без взаимного снижения пошлин на товары, импортируемые из развитых стран. Второе положение касается признания правомочности применения средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда их применение осуществляется, это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами. В качестве иллюстрации можно сослаться на ряд положений ГАТТ, относящихся к использованию таких мер, как количественные ограничения. ГАП не рекомендовал странам-участницам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Однако в тексте ГАТТ содержится перечень возможных исключений, когда введение количественных ограничений становится приемлемым и возможным. Сюда относятся случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения равновесия платежного баланса. Негативным было и отношение ГАТТ к таким государственным мерам, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и т.д. Эти меры не допускаются к использованию в тех случаях, когда это ведет к дискриминации стран - участниц соглашения. Наконец, третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касался принципов принятия решений и действий - это отказ от односторонних действий в пользу переговоров и консультаций. Страны участницы брали на себя обязательство не осуществлять односторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли; все решения принимались только в процессе взаимных торговых переговоров в рамках раундов. Основная деятельность ГАТТ заключалась в проведении много сторонних встреч-раундов, во время которых обсуждались внесенные на повестку дня вопросы, связанные с регулированием внешней торговли стран-участниц. Всего с момента создания и до трансформирования ГАТТ в ВТО в рамках ГАП было проведено восемь таких раундов. В табл. 1.1 показаны время и место проведения раундов и перечень обсуждавшихся на этих переговорах вопросов. Как видно из приведенной таблицы, вплоть до начала 1973 г. основной переговорный процесс касался снижения таможенных пошлин, которые уменьшились с 40-60% в 1945-1947 гг. до 3- 5% в начале 90-х. Механизм снижения заключался в том, что основные страны - производители и потребители товаров договаривались о величине снижения, после чего сокращения автоматически распространялись на все страны - участницы соглашения. В 70-е годы, когда на повестку дня была поставлена задача регулирования нетарифных мер, принцип равенства уступок начал применяться в несколько модифицированном виде. Две последние серии переговоров, начавшиеся с середины 70-х годов, приобрели особое значение прежде всего в связи со значительным расширением круга обсуждаемых вопросов. К традиционно обсуждаемым проблемам уровня таможенного налогообложения были добавлены вопросы установления принципов налогообложения и правомочности применения отдельных видов пошлины (установление налогооблагаемой базы и применение компенсационных и антидемпинговых пошлин), проблемы регулирования внешней торговли отдельных отраслей (тропические товары, авиатехника), а также меры государственного протекционизма (лицензирование, государственные заказы). По таможенным пошлинам результатом переговоров стало уменьшение средней величины таможенного налогообложения до 4,7% для развитых и 7,1% для развивающихся государств. Общий объем торговли, охваченный предоставленными в ходе «раунда Токио» уступками, составил 155 млрд долл.
Таблица 1.1 Переговоры в рамках ГАТТ Примечание. Источник [6, c. 183].
Для развивающихся стран наиболее значительными оказались уступки по сельскохозяйственным товарам тропического земледелия, т.е. по продуктам, не конкурирующим с производимыми в самих развитых странах. В принятом «Кодексе по таможенной оценке товара» устанавливается, что при начислении пошлин в качестве налогооблагаемой базы берется реальная, т.е. фактически определенная в договоре цена продажи данного товара. Дополнительные расходы (стоимость лицензионного вознаграждения, упаковки, фрахта и т.д.) включаются только по усмотрению стран, участвующих в соглашении. Новыми стали дополнительные положения, касающиеся условий введения антидемпинговых пошлин. В соответствии с принятыми соглашениями демпинг был определен как продажа товаров по цене ниже «нормальной», т.е. такой, по которой товар продается внутри страны. Весьма важно, что карательные пошлины, как установлено в законе, не должны превышать демпинговую разницу, т.е. разницу между «нормальной» ценой и той, по которой товар поступил в импортирующую его страну. Тот же принцип применяется и в отношении субсидируемого экспорта. Развивающиеся страны получили право осуществлять субсидирование, но лишь в качестве временной меры, которая должна быть отменена по мере их экономического прогресса. Фактически были запрещены все субсидии за исключением торговли продуктами лесного, сельского хозяйства и рыболовства, что было уступкой странам ЕС. Следующим крупным многосторонним соглашением в рамках ГАТТ стала специальная сессия в Уругвае (Пунта дель Эсте), открывшаяся в сентябре 1986 г. Особенностью этой сессии было дальнейшее расширение круга вопросов, регулируемых ГАТТ, в том числе включение в них торговли услугами. Что касается торговли товарами, то здесь была продолжена программа сокращения величины таможенных пошлин, усилий по регулированию мировой торговли продукцией отдельных отраслей и усиления контроля за теми аспектами национальной экономической политики, которые воздействуют на внешнюю торговлю в той или иной форме. Участники не ставили задачу общего (линейного) снижения ставок пошлин. Переговоры касались отдельных групп товаров, а также ликвидации эскалации таможенных пошлин, т.е. их повышения по мере увеличения степени обработки товара. Общим результатом стала ликвидация пошлин на 40% мирового импорта промышленных товаров к 1998 г. В результате снижения таможенных пошлин на другие товары общий размер таможенного налогообложения приближается к 3%. Одновременно были достигнуты договоренности о некотором (на 20-30%) снижении таможенных пошлин на товары в развивающихся странах, проведена гармонизация пошлин и ликвидированы наиболее высокие ставки таможенной защиты. Важным результатом Уругвайского раунда стало принятие в апреле 1994 г. решения о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы торговли, достижение которой, как предполагается, будет осуществлено не просто либерализацией, а так называемыми «увязками». Смысл «увязок» заключается в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением тарифов лишь в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Эта увязка протекционистских и либерализующих программ должна, по замыслу руководителей ВТО, исключить возможность одностороннего роста протекционистских действий тех или иных стран. К настоящему времени ВТО насчитывает 145 стран-участниц, на которые после приема Китая приходится почти 97% мировой торговли. Выработанные с учетом интересов многих государств и проверенные практикой правовые регламенты ВТО в принципе обеспечивают цивилизованные методы и формы внешнеторгового обмена, поэтому присоединение Республики Беларусь к ней обусловлено и, очевидно, особенно в перспективе, принесет несомненные выгоды. Вопрос в том, каковы потери и выигрыши сейчас и что необходимо, чтобы уменьшить отрицательные и увеличить положительные результаты [6, c. 187]. Принципиальная линия ВТО в этом вопросе - постепенное и последовательное преодоление административных мер и инструментов в этой области, преимущественная ориентация на экономические, тарифные рычаги. Это означает, что главное направление либерализации импорта снижение ставок ввозных таможенных тарифов, импортных пошлин. Особая роль и эффективность использования тарифного регулирования на современном этапе развития мирохозяйственных связей, международной торговли определяется рядом объективных обстоятельств: во-первых, при достигнутом уровне товарно-денежных отношений, рыночных принципов формирования и развития МЭО, это достаточно действенный и гибкий инструмент экономического регулирования; во-вторых, таможенные тарифы применяют практически все страны, что обусловливает их значение для формирования международных товарных потоков, а в конечном смысле структур экономик; в-третьих, национальные таможенные тарифы охватывают всю номенклатуру импорта, а не отдельные ее части или сферы ВЭД, как другие средства и инструменты регулирования; в-четвертых, они сравнительно просты и прозрачны, поддаются контролю. Скоординированная либерализация международного обмена товарами в рамках ВТО в конечном счете выгодна странам, так как способствует решению минимум двух задач: прежде всего, при снижении импортных тарифов и связанными с этим изменениями относительных цен ресурсы перераспределяются в направлении производительной деятельности, обеспечивающей увеличение ВВП и повышение национального дохода. По оценке Всемирного банка, сокращение таможенных тарифов, осуществляемое согласно договоренностям Уругвайского раунда, привело к увеличению национального дохода в странах-участницах ГАТТ на 0,3-0,4%; во-вторых, существенно большие выгоды в долгосрочном плане принесет адаптация экономики к технологическим инновациям, новым структурам производства и новым условиям конкуренции. Это, безусловно, облегчает потребителям доступ к более качественным и, как правило, к менее дорогим товарам. За период деятельности ГАТТ (ВТО), т.е. начиная с 1948 г. средний уровень таможенных тарифов снижен почти на порядок: с 43-48% до 4-6%. При этом снижение было более существенным в экономически развитых странах и меньшим в развивающихся. Так, по данным упомянутого доклада Всемирного банка, в конце 80-х - начале 90-х годов в девяти развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки средняя тарифная ставка сложилась на уровне от 10% (1992 г., Чили) до 26-28% (Бангладеш и Филлипины) и 42% (Египет). Согласно сведениям ВТО, средневзвешенные импортные пошлины после завершения Уругвайскою раунда составляли: в Мексике - 33,7%; Индии - 32,4%; Аргентине и Венесуеле - 30,9%; Таиланде- 28,0%; Бразилии -27,0%; Турция - 22,3% и на Филлипинах - 22,2%. В развитых странах средневзвешенные тарифные ставки снизились с 6,3% (перед Уругвайским раундом) до 3,8% (после него). А по отдельным странам и группам стран соответственно: США - до 3,5% (5,4); страны ЕС - 3,6% (5,7); Канада - 4,8% (9,0); Япония - 1,7% (3,9). Следует обратить внимание на довольно широкую дифференциацию ставок импортных пошлин в развитых странах. Как можно судить по данным ВТО, при указанных выше средних таможенных ставках, распределение их уровня по товарной номенклатуре импорта в СIIIА и странах ЕС соответственно следующее: беспошлинно СIIIА -39,5%, ЕС - 37,7 %; от 01 до 5,0 - 42,9% и 34,2%; 5,1- 10,0 - 10,2% и 19,0%; 10,1 - 15,0 - 1,3% и 8,2%; 15,1 - 35,0 - 6,0% и 9,9%, наконец, свыше 35,0 - 0,1 и нет. Как видим, дифференциация ставок, их изменение по отдельным группам товаров активно используются с учетом конкретных ситуаций и задач внешнеторговой и в целом экономической политики в рамках правил ВТО. Выведенная из сферы деятельности ООН и обладающая независимым по аналогии с Международным валютным фондом или Международным банком реконструкции и развития статусом, ВТО получила возможность проводить собственную независимую политику. ВТО предполагает проведение регулярного собственного контроля за политикой стран-участниц по соблюдению принятых соглашений. Министерская конференция, проводимая не реже одного раза в два года, и Генеральный совет осуществляют контроль и руководят деятельностью организации в целом. В рамках последнего действуют три специальных субсовета по указанным направлениям. В качестве общего результата принятых мер можно ожидать усиления многосторонней системы контроля за национальными нормами регулирования внешней торговли.
2. Современное состояние мировой торговли
Структура и тенденции мировой торговли
В международной торговле ведущую роль играют промышленно развитые страны Северной Америки и Западной Европы, Япония, Израиль, Австралия, Новая Зеландия и Южная Африка. На эти страны приходится значительная часть мирового производства товаров и услуг и большая часть выпуска товаров массового производства. Около 80% экспорта из промышленно развитых стран направляется на рынки других промышленно развитых стран; более 70% экспорта из развивающихся стран также поступает на рынки развитых стран. Очень крупные страны удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет внутреннего производства; объем внешней торговли в сравнении с объемом производства в США и странах бывшего СССР невелик. Однако влияние США на мировую торговлю весьма существенно ввиду огромного объема производства товаров и услуг. В странах со средним по численности населением, таких, как Великобритания, Франция, Япония, Германия и Италия, объем внешней торговли составляет от 10% до 20% совокупного производства (т.е. стоимости валового национального продукта); в малых странах типа Нидерландов, Бельгии, Чехии и Венгрии этот показатель достигает 40% [5, c. 154]. Объем внешней торговли развивающийся страны зависит от того, специализируется ли она на экспорте отдельного товара или пытается развивать многоотраслевое хозяйство. Так, Турция, относящаяся ко второй категории стран, экспортирует лишь 5% от общего объема производства. Из большинства стран с ярко выраженной специализацией экспортируется около половины общего объема производства, а Саудовская Аравия, специализирующаяся на нефтедобыче, экспортирует 80% добываемой нефти. Однако, за исключением случаев специализации на производстве жизненно важных продуктов типа нефти, зависимость страны от реализации на мировом рынке одного единственного продукта связана с большим риском. Несмотря на это, в мире есть несколько стран, развитие экономики которых идет именно по такому пути. Среди основных тенденций в международной торговле на современном этапе можно выделить следующие [2, c. 205]: . Глобализация международной торговли. Эта тенденция проявляется в формировании глобального экспортно-импортного мирового рынка товаров и услуг, в устойчивом росте объемов международных финансовых, инвестиционных и инновационных экспортно-импортных потоков при одновременной их усиливающейся взаимосвязи и взаимозависимости. Основными чертами глобализации международной торговли являются: интеграция; рост темпов международной торговли и международного движения капитала; транснационализация и корпоративность мирового экспорта; дальнейшая унификация правил и норм международной торговли. Интеграция. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. На складывающихся региональных экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры на пути внешнеэкономической деятельности, проводится согласованная региональная таможенная политика, но и сознательно координируются другие направления региональной экономической политики: структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая и т.д. Рост темпов международной торговл
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|