Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнение: другие монетные находки на территории Астраханской области последних лет.




1. В 2007 году на одном из правобережных памятников золтоордынского времени, предположительно – развалины сельской усадьбы, была обнаружена створка древнерусского энколпиона. (9.С.96) Из датирующего материала был найден один ордынский пул 768г.х. За прошедшее время на этом памятнике был найдены ещё две монеты: 1. Анонимный пул Гюлистана, 766 г.х; 2. Пул эмира Черкес-бека, чекана Хаджитархана, 767г.х. Это ещё раз подтверждает датировку памятника – середина XIV века. В ближайшей округе бугра, на котором находится этот памятник (в пределах 1 км), были найдены одиночные ордынские монеты: один данг Джанибека, 747 г.х., чекана Сарай ал-Джедид и четыре пула: 1.Лев с солнцем, Сарай, 737г.х. 2.Кильдибек, 763 г.х. 3. Эмир Черкес-бек, 767 г.х. Хаджитархан 4. Хаир-Пулад, 764 г.х. Сарай ал-Джедид.

2. Находки ордынских монет на территории исторической Астрахани (т.е. в треугольнике, ограниченном Волгой, Кутумом и Канавой) – большая редкость. По известным нам данным одна из монет была найдена в захоронении при раскопках в Кремле в 2007 году. По информации Е.Ю.Гончарова один пул, найденный в Астрахани, находится в фондах АГОИАМЗ. В 2011 году при обследовании отвалов грунта, извлечённого при дноуглубительных работах в районе стрелки р.Кутум, были обнаружены два золотоордынских пула: 1.Подражание двуглавому орлу чекана Сарая ал-Джедид. 2. Улджай-Тимур, Сарай ал-Джедид, 768 г.х.

 

II

Среди находок из подъёмного материала наибольший интерес представляет бронзовое накладное ременное окончание с изображением дракона. Оно была обнаружено в седловине между Красным и Змеиным буграми, вблизи бывшей базы геофизиков, на расстоянии 50 метров от обрыва городища.

Литое бронзовое ременное окончание представляет пластику толщиной 0,3мм. Длина – 44мм, ширина – 12 мм. На обратной стороне накладки прилиты два расклепанных бронзовых шпенька высотой 1 мм. На лицевой стороне помещено рельефное изображение дракона. Рельеф по краю пластины окружён тонкой рамкой. Высота рельефа до 3 мм. Изображение повёрнуто вправо. Тело дракона с открытой пастью и жемчужиной на языке занимает всё поле накладки. У дракона проработаны все детали: рога, высунутый язык, две трёхпалые ноги, крылышко и рыбий хвост.(рис.1\е)

Аналогии и культурная принадлежность. Подобные ременные накладки с драконами – это не частая, но устойчивая находка на всей территории, попавшей в сферу монгольского завоевания. География находок простирается от Внутренней Монголии (рис1\г) до Причерноморья и Белоруссии. Накладки входят в состав комплекса украшений воинских поясов монгольской знати. В случае обнаружения подобных комплексов in siti в мужских захоронениях в состав подобных комплексов помимо концевой накладки входят: пряжка и ременные накладки. Количество элементов таких поясов варьируется от 4-6 до 50-70. В комплект входили также несколько обойм, неподвижных или скользящих. Обоймы, а иногда и часть накладок, были снабжены петлями для подвески оружия и амуниции. В богатых погребениях подобные комплекты выполнены из драгоценных металлов – золота и серебра, как например эрмитажный пояс с драконами с Красноярского городища. Декоративные мотивы, которые использовались при изготовлении таких поясов, достаточно разнообразны, но всегда, на каждом отдельно взятом поясе, выполнены в единой стилистике. Так, если в концевой накладке использовался сюжет «дракон», то и поясные накладки и пряжки часто так же украшены изображениями драконов. В подобных поясах помимо изображений драконов использовались так же растительные, орнаментальные и зооморфные мотивы.

Изображения драконов на бронзовых ременных окончаниях выполнены по единой композиционной схеме, но расходятся в деталях и стилистике самого изображения. Среди них есть как правые, так и левые варианты, В Поволжье находки бронзовых ременных окончаний с драконами расположены таким образом: на астраханских памятниках подобная накладка найдена на Самосдельском городище (рис.1\а). (11.С.11) Одно ременное окончание с драконом обнаружено в составе вещевого клада с Селитренного городища. Несколько таких предметов найдены на городище Укек и в его округе. Одно из укекских ременных окончаний совершенно аналогично самосдельскому. (рис1\б) Четыре ременные накладки происходят из Волгоградской области. Два комплекта происходят из района Самарской Луки.(рис.1\в,д) Точной аналогии селитренскому дракону на других таких же предметах нет, хотя все изображения, несомненно, восходят к одному источнику.

Сюжет «дракон» достаточно распространён в материальной культуре Золотой Орды. Он присутствует на тканях, зеркалах, на керамической посуде. Ручки в виде драконов прикреплялись к парадным золотым чашам. Среди изделий с драконами есть как импорты, так и продукция золотоордынских ремесленников.

М.Г.Крамаровский проанализировал изображения драконов на предметах Золотой Орды, и пришел к выводу, что проникновение этого сюжета из Китая в среду монгольской кочевой аристократии началось ещё до начала монгольских завоеваний и с начала XIII века стало одним из обязательных элементов в костюме и обиходе знатного монгола.(12.С.43) Волна монгольского завоевания вынесла этот сюжет в степи Восточной Европы.

Наблюдая на примере поясных накладок продвижение этого сюжета на Запад, мы можем заметить, как по мере такого продвижения само изображение всё более упрощается и схематизируется. Из него исчезают детали понятные и необходимые для жителей Дальнего Востока. Так жемчужина, которую дракон держит в пасти, постепенно становиться декоративным элементом языка, а потом исчезает вовсе. Редуцируются плавники и лапы. С изображений исчезает чешуя.

В поисках источника подобных изображений, проникших в степи Западной Евразии в XIII-XIV вв., не стоит сбрасывать со счетов и стилистику изображений драконов в сельджукской культуре XII-нач.XIII вв. По стилистике изображения дракон с Селитренской накладки гораздо ближе к драконам на капителях султанского дворца в Конье, или к колотушкам драконам на двери мечети в Джизре (15.рис.3-6), нежели к своим дальневосточным прототипам.

Накладку с драконом с Селитренного городища можно уверенно датировать XIV веком, исходя из общей датировки памятника.

Благодарим за консультации Е.Ю.Гончарова (Институт востоковедения РАН).

 

Библиографический список

1. Фёдоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды.М.2003.

2. Рудаков В.Г. Топография города Сарая в конце XIV века.\\Учёные записки ТатГГУ вып.7.

3. Клоков В.Б., Лебедев В.П. Монетный комплекс с Селитренного городища.\\ ДПДР. вып.IV, Н.Новгород. 2002.

4. Клоков В.Б., Лебедев В.П. Денежное обращение Сарая и его округи после 1395 года.\\ ДПДР, вып.V. Н.Новгород. 2004.

5. Клоков В.Б., Лебедев В.П. Монетное обращение золотоордынского города Бельджамен.\\ ДПДР, вып.III. Н.Новгород.2000.

6. Пигарев Е.М.Золотоордынские монеты из раскопок и сборов археологической экспедиции музея-заповедника на Селитренном городище в 2005-2007 гг. \\ Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. Материалы V Международной конференции… Казань. Астрахань.2011.

7. Скисов С.Ю. Лиманское поселение в системе золотоордынских памятников дельты Волги.\\ Астраханские краеведческие чтения. Вып III. 2011.

8. Скисов С.Ю. Пулы маджарского чекана на Селитренном городище.\\Астраханские краеведческие чтения. Вып.II.2010

9. Скисов С.Ю.,Маркова О.А. Средневековые энколпионы, найденные в окрестностях Астрахани.\\ Астраханские краеведческие чтения. Вып.II.2010.

10. Гончаров Е.Ю.Медные монеты XIV в. Города Хаджи- Тархан.\\ВИСИИД вып.5 М.1997

11. Зелевинская Э.Д. Раскоп №1\\ Самосдельское городище: вопросы изучения и интерпретации. Астрахань.2011.

12. Крамаровский М.Г. \\ Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556. Казань.2001.

13. Лебедев В.П. Корпус монет Крыма в составе Золотой Орды. Одесса 2000

14. Согдеева Р.З. Серебряные монеты ханов Золотой Орды М.2005

15. Z.Kenan Belisi. Bronze door-knockers of Gizre Great Moskue. A new example.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...